Приветствуя Новорожденного




 

В течение девяти месяцев, которые ребенок проводит в утробе матери, окружающая среда для него уже подготовлена. Нам не остается ничего, кроме заботы о благополучии будущей матери. Однако, как только ребенок рождается, перед нами стоит задача подготовить для него вторую окружающую среду. У нас появляется возможность сознательно подготовиться к исполнению потребностей младенца. Поскольку концентрированное внимание и воля являются центральными аспектами его самостроительства, мы в первую очередь и, как можно скорее, должны сконцентрироваться на развитии именно этих способностей ребенка. Первые недели жизни младенца – период быстрого и очень важного для его дальнейшей жизни развития. Мы не можем упустить это драгоценное время. Наша задача дать возможность ребенку практиковать уже в первые недели жизни свою концентрацию внимания.

 

Давайте обратимся к спальне новорожденного. Что мы обычно там видим? Детскую кроватку с боковыми решетками, стол для пеленания, возможно, кресло-качалку для взрослого. Создавая такую комнату, мы предполагаем, что ребенок не будет там бодрствовать. Как только ребенок просыпается, мы сразу уносим его в другую. У малыша нет почти никакой возможности бодрствовать в своей собственной комнате и сосредоточить на чем-либо внимание. Давайте обсудим, какой должна быть окружающая среда, где ребенок в течение нескольких часов может находиться один, увлеченный каким-либо занятием.

 

Для того, чтобы дать возможность малышу проявить сосредоточенное внимание, мы должны создать такую окружающую среду, которая находилась бы на пике его возможностей. Надо найти правильный баланс между стимулами и поддержкой окружающей среды. Это можно сделать, если мы осознаем путь развития ребенка. На первый взгляд, комната для ребенка выглядит простой, особенно когда мы сравниваем ее с привычными ярко украшенными детскими. Но в этой детской комнате царит атмосфера спокойствия, которая отсутствует в нагруженной стимулами обычной окружающей младенцев среде. Ее убранство успокаивает и радует глаз своей красивой простотой.

 

Недавно мы посетили дом, в котором родители ожидают своего первого ребенка и только что закончили наш родительско-детский курс. Позвольте описать то, что мы увидели.

Стены окрашены в небесно голубой цвет. На них ничего нет, за исключением одного пейзажа, висящего рядом с креслом – качалкой. Младенец может видеть его, когда после кормления отдыхает на плече одного из родителей. В детской есть большое окно, дающее комнате естественный свет, с потолка струится мягкий искусственный свет от лампы. В углу комнаты лежит большой двуспальный матрац. Жесткие кремовые подушки помещены рядом со стенами. Матрац покрыт чистой, ­подобранной по размеру простыней, на нем стоит переносная корзинка, в которой новорожденный проведет свои первые ночи. У стены, с другой стороны матраца висит зеркало, а на потолке подвешен крюк для мобиля. На низкой деревянной полке стоит маленькая корзина и одна крошечная погремушка. В углу комнаты находится батарея, недоступная для детских ручек, которая будет поддерживать нужную температуру в комнате в зимнее время. Большой красивый ковер покрывает деревянный пол рядом с матрацем.

 

Та часть комнаты, где стоит кресло-качалка, отведена под кормление. Есть скамеечка для ног и маленький стол для пеленок, маленькие часы и стакан воды для матери. Другая часть комнаты предназначена для смены пеленок. Там стоит маленький деревянный комод приблизительно три с половиной фута высотой, который служит пеленальным столом. Сверху комода расположена белая подстилка с дюжиной пеленок многократного использования из белой прорезиненной фланели, которую мать нашла в магазине тканей и нарезала по размеру, соответствующему столу. Рядом с комодом стоит мусорное ведро для грязных подгузников. У этого ведра есть рычаг для открывания и закрывания крышки ногой. Также рядом есть корзина меньшего размера для грязных пеленок. Внутри комода находится опрятная стопка небольших хлопковых тряпок и емкость для теплой воды, а для вытирания, несколько сложенных тканевых подгузников для новорожденных и другие предметы для ухода за малышом (оливковое масло, крем и присыпка). В комоде также есть три маленьких одежных ящичка и корзинка для грязной одежды. На стене над комодом висит ткань с кармашками, в которых находятся термометр, ­ватные шарики, маникюрные ножницы, расческа и т.п.

 

Таким образом, комната оборудована всем необходимым для младенца: одна часть ее предназначена для сна, другая – для переодевания, третья для кормления и последняя для деятельности. Почти все предметы, находящиеся в комнате ребенка, стоят или лежат примерно на уровне пола, их высота может быть изменена по мере того, как ребенок будет расти. Полка достаточно крепко закреплена, чтобы ребенок мог учиться вставать на ножки и впоследствии ходить, она также будет использоваться для хранения игрушек. Когда придет время и ребенок подрастет, он будет использовать комод для самостоятельного одевания. Пока же эта окружающая среда дает ребенку достаточно места, чтобы спать и бодрствовать. Даже новорожденные могут перемещаться на короткие расстояния. Когда ребенок лежит на спине, мобиль позволяет ему сосредотачивать внимание и следить глазами за медленным движением висящих игрушек. Когда же ребенок переворачивается на живот, он может попытаться поднять головку и увидеть себя в зеркале, помещенном в поле зрения на стене рядом с матрацем. Поскольку малыш изо всех сил старается держать голову и постепенно сможет делать это в течение более длительных промежутков времени, он скоро будет в состоянии рассмотреть и всю комнату. В положении на животе он так же работает ногами и упражняет руки, неоднократно приподнимаясь на матраце. Наконец, однажды, он сможет встать на коленки и пересечь комнату из конца в конец.

 

Следуя информации, полученной на родительско-детском курсе, родители малыша вложат в ручку ребенку погремушку, создавая для него, таким образом, новую задачу – малыш научится хватательному движению. К трем месяцам родители повесят какой-нибудь предмет в пределах досягаемости ребенка, и помогут ему схватить игрушку рукой. Он сделает много попыток, пока, наконец, не достанет до игрушки. В конце концов, он сможет схватить предмет и донести его до рта для дальнейшего исследования­. Когда же ребенок научится сидеть, родители дадут ему деревянную коробку для вставления шара в отверстие наверху (шар должен быть достаточно большим, чтобы ребенок не смог его проглотить). Они сделают это не для того, чтобы развить навык проталкивания шара через отверстие, а для того, чтобы дать ребенку нужное количество стимулов для развития интеллекта через концентрацию внимания.

 

Чтобы достигнуть результатов, у ребенка должно быть нужное количество задач для решения: не слишком легких, но и не слишком трудных. T. McVicker Hunt, видный американский психолог 50-ых и 60-х годов, назвал этот феномен "проблемой состязания" и признал заслуги Монтессори в уникальном решении этой дилеммы. Монтессори считала краеугольным камнем своей образовательной теории достижение ребенком концентрации внимания, которая развивается именно с помощью "состязания" с окружающей средой. В специально подготовленной среде Монтессори дети любого возраста, имеют возможность глубокой концентрации внимания, так как каждый материал предлагает ребенку все возрастающий уровень трудности, создавая, таким образом, гарантирую, необходимого уровня его развития.

 

Благоговение, которое испытывают посетители Монтессори-группы, когда они видят детей, столь увлеченно работающих с материалами подготовленной среды, придает духовность классным комнатам Монтессори. Наша способность меняться под воздействием длительного внимания к предметам окружающей среды является самым духовным качеством людей. Мы входим в жизнь в качестве нового вида живых существ, мы сделаны из пыли так же, как все другие виды, но нам удается превратить эту пыль в другую, уникальную сущность. Наши гены и ДНК не делают из нас человека. Нам предначертано судьбой построить свою индивидуальность через целую жизнь обучения и собственного опыта. Если Вы сомневаетесь относительно этой миссии человека, посетите Монтессори-класс, где занимаются дети от восемнадцати месяцев до трех лет и понаблюдайте их интенсивную работу и вовлеченность в окружающую среду. Они усердно и самостоятельно трудятся, чтобы стать людьми, способными к независимости, скоординированному движению, с развитым языком и волей.

 

В создании окружающей среды, которая поощряет концентрацию внимания, важно помнить, что ребенок строит свое знание об окружающем мире только работая руками. Если ему давать абстрактные знания, концентрация сразу же будет сломана. Аплодируя, говоря ему "замечательно", целуя его или поощряя каким-либо другим способом из лучших побуждений, взрослый отвлекает внимание ребенка от задачи, которая находится под рукой, на себя. Если мы будем слишком много вмешиваться в деятельность ребенка, он начнет работать на публику. Но в этом случае, даже безотносительно возраста, бывает трудно сконцентрироваться на работе. Чтобы понять это, давайте вспомним о проблемах на спортивных состязаниях, когда спортсмены начинают думать о том, какое впечатление они производят на зрителей. Или, выступая перед публикой, вместо того, чтобы думать об аудитории и о том сообщении, которое хотим передать ей, мы сосредотачиваемся на своей внешности. Когда ребенок глубоко и конструктивно поглощен работой, важно не привлекать его внимание к тому, что думают о его работе взрослые.

 

Наша цель состоит в том, чтобы построить окружающую среду, которая может занять младенца, сохраняя баланс между количеством его требований и поддержки. Среды, в которую взрослый не будет чрезмерно вовлечен. В создании окружающей среды в комнате Вашего ребенка, сначала подумайте о том месте, где ребенок будет спать. Это именно то окружение, которое он увидит первым, когда проснется. Обычная детская кроватка с прутьями – не самое удачное решение. Каким же должно быть подходящее место для сна? Конечно, ребенку полезно иметь обзор всей комнаты. Зеркало на стене рядом с кроватью дало бы возможность по-другому увидеть комнату. Мобиль, висящий на потолке на расстоянии 20-25 см от глаз малыша, и постоянно меняющийся по мере утраты интереса, привлекал бы его внимание в самые первые месяцы. Возможность движения по всей комнате открыла бы новый интересный мир. Осознанно выбранные материалы, следующие за ­развитием ребенка всегда доступные в использовании, гарантировали бы, возможность постоянного решения задач. Наконец, мы должны позволить малышу проводить столько времени в своей комнате, сколько ему захочется, и никогда не прерывать его занятий. Монтессори спроектировала именно такую спальню для маленького ребенка, ­ недорогую и изящную в своей простоте. Ее легко изменить, чтобы соответствовать меняющимся потребностям младенцев.

 

Мы дали краткое описание интерпретации основных принципов детской комнаты, которое сделала пара, ожидающая ребенка. Теперь давайте рассмотрим принципы построения четырех основных уголков комнаты: для сна, переодевания,­ кормления и активности, чтобы Вы сами могли найти наилучший способ их организации для своего собственного ребенка.

 

Кровать младенца имеет большой размер и находится на полу. Лучше всего подходит размер двуспальной кровати. Матрац должен быть несколько сантиметров высотой. Даже крошечный ребенок, скоро научается преодолевать большие расстояния, отталкиваясь ручками и ножками. Достигнув края матраца, младенцы обычно начинают обратный путь. Нет ничего страшного, если малыш решит продолжить свой путь – матрац находится всего в нескольких сантиметрах от пола. Сверху он покрыт только простыней. Во время сна используется маленькое одеяло. На простыню можно положить тонкую пеленку или еще одну простынную, чтобы ее легко можно было снять для стирки. Больше для матрасов не нужны никакие покрытия. В самом начале можно поместить небольшие бамперы из полотенец или шерстяных одеял на краях кровати, чтобы смягчить переход к полу. Кровать помещена в углу комнаты так, чтобы только две стороны были открыты, таким образом ограничивается доступ к полу. Вы можете также поместить бампер вдоль стены (или использовать жесткие подушки как в примере, приведенном выше). Одна мать сказала нам, что когда ее ребенку было четыре - шесть месяцев и он стал передвигаться по кровати, она поместила мягкий коврик рядом с его матрасом. Таким образом, у него была возможность мягкого приземления на пол. Кроме того, малыш мог чувствовать падение с кровати на пол. Таким образом, он узнал границы своей кровати естественным и безопасным способом.

 

Типы кроваток, которые широко используются в Америке сегодня, были первоначально разработаны для безопасности детей, чтобы препятствовать попаданию в печь или в другие опасные места дома. Однако, современные кровати сами по себе представляют опасность для маленьких детей. Известны несчастные случаи, когда ребенок вываливался из кровати на шею и голову, пытаясь подтянуться на руках. Некоторые младенцы в результате получили сотрясения и серьезные травмы спины и спинного мозга. Кроме усложняется переход от колыбели к кровати. Дети привыкают засыпать в колыбели и сопротивляются переходу в кровать, особенно если рождается еще один ребенок и теперь колыбель нужна ему. У ребенка нет никакого предыдущего опыта сна без стенок, поэтому падение со своей новой кровати на пол – еще одна проблема. Когда ребенок начинает жизнь на кровати Монтессори, он может между тремя и пятью годами перейти на более высокую кровать постепенно через использование пружинного матраса, а затем уже переместиться на кровать взрослого размера.

 

Поскольку ребенок спит на полу, нам нужно предусмотреть меры безопасности. Это должно быть сделано с самого начала, чтобы не нужно было вносить никаких серьезных изменений позже. На двери должны быть помещена загородка, подобная той, которая использоваться перед входом на лестницу. Это предупредительная мера, чтобы ребенок не мог выйти из комнаты, в то время когда родители спят. Таким образом, ребенок защищен от опасности, но не ограничен в пределах решетчатой кровати. Тщательно исследуйте каждый уголок комнаты. Закройте все розетки. Если Вы используете лампу, прикрепите шнур к стене так, чтобы ребенок не мог потянуть лампу или достать до розетки. Окна должны быть на безопасной высоте. Если они находятся низко, закройте их болтами или огородите решеткой. Ежедневно делайте уборку в комнате и проверяйте пол на наличие маленьких деталей. При надлежащем уходе, такая спальня – самая безопасная среда для младенца.

 

Большое квадратное зеркало, 60-70 см шириной и высотой, сделанное из толстого небьющегося стекла, привинчено к стене достаточно низко так, чтобы ребенок мог видеть себя, когда он в состоянии поднять свою голову. В то же время, зеркало расширяет обзор комнаты даже, если ребенок просто лежит. На потолке находится крюк для мобиля. Мобиль легко можно менять, чтобы поддерживать интерес ребенка. В ящике лежит одежда, подгузники, верх служит столиком для переодевания в первые месяцы. В шкафу хранится одежда, игрушки и другие материалы, которые понадобятся по мере того, как ребенок становится старше, и его потребности меняются. На очень низкой полке стоит единственная корзинка с одной погремушкой, со временем появятся другие корзинки, сначала с шарами из ткани, затем с прочими соответствующими возрасту материалами. Важно, чтобы нижняя часть полки и шкафа находились достаточно низко, чтобы ребенок не мог застрять там, когда начнёт самостоятельно ходить по комнате.

 

В дополнение к подготовке хорошей окружающей среды для развития сфокусированного внимания у малыша, родители должны взять на себя роль защитников концентрации внимания своего ребенка, как только она проявится. Чтобы сделать это, надо следовать нескольким принципами. Родителям придется стать наблюдателями субъективного опыта своего ребенка в противоположность своему объективному опыту. Другими словами, они будут наблюдать за тем, что ребенок чувствует, когда работает с какими-либо материалами. Ведь ребенок может делать что-то очень хорошо и в то же время скучать. Например, более старший ребенок, делающий какой-либо тест, получает хорошие результаты, но сам процесс работы ему не нравится. Внешние проявления не всегда говорят нам о субъективном опыте ребенка; важно, обращать на это внимание и пользоваться интуицией. Таким образом, мы сможем научиться отличать глубокую концентрацию в наших детях от хаотичной игры. Высказывание ребенка 18 месяцев, который неоднократно ставит свой игрушечный автомобиль на ковер, и твердит "зум, зум", теряется в бессмысленной и случайной деятельности. То, за что мы хотим поощрить ребенка в этом возрасте, – так это за сосредоточенное внимание к некому объекту действительности. Тогда процесс обучения будет происходить успешно.

 

Взрослым приходится быть чуткими к ребенку, потому, что мы никогда не знаем наверняка, что привлечет его внимание.

 

Трехлетний малыш может надолго увлечься открыванием и закрыванием крышки маленькой бутылочки с жидкостью для полировки. Он может так и не добраться до самого процесса полировки. Значит, в данный момент его развития открывание и закрывание крышки важнее полировки металла. Он совершенствует движение запястья и пальцев, участвующих в механизме открывания крышки, ­в то же самое время упражняя движение руки. Мы, взрослые, должны пытаться ­понять, что в любой момент времени является для ребенка важной деятельностью, а что не является. Значит, мы должны развить свои собственные скрытые способности к наблюдению.

 

Чтобы лучше понять, что испытывает ребенок во время интенсивной концентрации внимания, можно вспомнить свои собственные моменты погружения в какую-либо деятельность. Для руководства обратимся к работам доктора философии Mihaly Csikszentmihalyi, который называет подобное состояние состоянием «потока». (см. Mihaly Csikszentmihalyi, Flow, Finding Flow, and Becoming Adult). Монтессори называла эти состояния детей "работой", посколькуименно в эти моменты малыши работают над строительством самих себя.

 

 

Когда мы погружаемся в важную для нас деятельность, наше сознание ясно, мы сосредоточены и находимся на пике развития какого-либо навыка. Мы работаем не для ученых степеней или зарплаты, похвалы или признания, а ради награды, заключенной в самих нас. Это всегда высоко организованная деятельность­. В нас устанавливается прочная мотивация и интерес к делу, не проходящий в течение долгого времени, не смотря на возможные неудачи. Мы упорствуем и работаем до достижения совершенства. Это явление знакомо художнику и атлету, ученому и математику, поэту и технологу, студенту и учителю. Глубокая концентрация внимания нормализует человека, приводит его к расслаблению и удовлетворению собственных усилий. Монтессори описывала детей после концентрированной работы как мирных, счастливых, отдохнувших и свежих, демонстрирующих величие духа, которое не было очевидно прежде.

 

Что помогает людям выдержать состояние так называемого «потока» или концентрации внимания? Csikszentmihalyi провел исследования среди творческих людей. Он обнаружил, что их общей характеристикой является психологическая неоднозначность. Они переходят от интуитивного типа мышления к рациональному, не пытаясь оставаться в одном и том же состоянии. Оказывается, их мышлению присуще некая «игривость». Чтобы развить это «игривое» качество мышления, дети нуждаются прежде всего в организации среды и поддержке.

 

Мы обсудили физические ­компоненты окружающей среды, необходимой для младенцев. Поддержка возникает из эмоциональной атмосферы дома. Положительное настроение в семье освобождает детей от напряжения, вызванного отрицательными эмоциями. Негативная же атмосфера дома означает, что родители не оказывают поддержку, так важную детям для развития способности глубоко увлекаться чем-либо, или переживать состояние «потока». Важно создать дома жизнь, наполненную радостью и спонтанными проявлениями детей и взрослых. Жизнь, которая не является чрезмерно серьезной. Родители должны в максимально возможной степени создать «поток» и в своей собственной жизни. Они нуждаются в балансе между своей слишком сильной концентрацией внимания на решении развивающих задач и временем, которое они отводят для создания эмоциональной атмосферы в семье. Если детям моложе трех лет требуется много времени, чтобы привыкнуть к посещению детской группы вне родительского дома, значит, взрослым, заботящимся о них в группе, следует подумать об установлении более приятной эмоциональной атмосферы.

 

Другое, к чему мы обратимся, пытаясь понять состояния «потока», – это соотношение запретов и повторений с развитием концентрации внимания. Монтессори считала, что в процессе изучения окружающего мира, одновременно участвуют тело и ум ребенка, его рука и разум. Комбинируя "делание и размышление", ребенок постепенно развивает способность запрещать себе движения, не способствующие выполнению задачи, которую решает его рука. Кроме того, поощряя повторение действий, Монтессори гарантировала, что ребенок скоординирует необходимые движения, пока они не станут устойчивыми. Посторонние движения сами собой отпадут за ненадобностью, и это произойдет не только с пальцами рук, повторяющими много раз одно и то же действие. Ребенок сам спонтанно отсечет нежелательные движения. Теперь мы знаем, что именно могла предположить Монтессори, наблюдая внешние проявления ребенка. Она видела, что он строит более эффективный разум, устраняя некоторые нейронные связи и укрепляя желательные с помощью повторных действий.

 

Мы знаем, что теперь чаще, чем в прошлые годы, встречаются дети с проблемами внимания. Вряд ли наши гены изменились, но и школы не торопятся менять свои обучающие методы. Так чему же мы обязаны возникновению этого явления, кроме как новому образу жизни детей? Многие задаются вопросом, что является истинной причиной возникновения трудностей с концентрацией внимания. Имеют ли отношение эти трудности ­к отвлекающим факторам окружающей среды? Или, может быть, упущено время для развития внимания в ранние годы? Другими словами, проблема может быть результатом неразвитой концентрации внимания именно в младенчестве. Мы знаем, что у ребенка есть период особой чувствительности к языку, продолжающийся от рождения приблизительно до шести лет. Возможно ли, что и для развития внимания есть такой же сенситивный период? Что, если ребенку не удалось в этот период развить концентрацию внимания? Он так и не овладеет ею в оставшуюся жизнь?

 

Глубокая концентрация внимания изолирует нас от отвлекающих факторов нашего окружения. Мы владеем своим телом и умом, поглощенные вниманием к своей деятельности. Концентрация внимания защищает ребенка от слишком большого количества возбуждающих факторов в его окружающей среде. Для зрелого ума взрослого напротив жизнеспособным является процесс абстрактного обучения.. Мы можем учиться "сидя и слушая", делая домашнюю работу, а затем проходя тесты на проверку знаний. Регулярное и направленное обучение, сосредоточено только на половине учебного опыта – развитии ума, поэтому не увеличивает концентрацию внимания. Ребенок находится в процессе самостроительства. И хотя дети примерно в возрасте шести лет начинают абстрактно рассуждать, Монтессори обнаружила, что они лучше схватывают новые понятия и развивают способность думать, когда новые идеи предоставляются им через конкретное действие, когда ум и тело ребенка работают вместе. Она заметила, что только в старших классах начальной школы, дети начинают работать полностью на основе абстракций. Сначала они еще используют материалы в основном для проверки своих знаний, а потом и вовсе ­отказываются от них. Интенсивная концентрация учеников школ Монтессори, работающих с абстрактным материалом в возрасте двенадцати - четырнадцати лет в течение трех часов, поражает взрослых.

 

Задача родителей состоит в том, чтобы создать такую домашнюю среду, которая будет помогать развитию концентрации внимания ребенка с младенчества, что в свою очередь создаст возможность проявления состояния потока и у всех других членов семьи. Можно сказать, что такой дом отражает всю сложность жизни. Родители должны быть одновременно гибкими и открытыми к новым идеям. Поддерживая ­положительное настроение в семье, защищать концентрацию внимания своего ребенка, не потворствуя ему, но и чрезмерно не ограничивая. Потворство мешает ребенку самостоятельно решать задачи, а сильные ограничения не дают ему действовать и учиться самоконтролю. (см. Kevin Rathunde "Montessori Education and Optimal Experi­ence," NAMTA Journal 26, no. 1 (Winter 2001).

 

Исследование показало, что когда родители слишком твердые в намерении развивать своего ребенка, теряется баланс между количеством задач и получаемой ребенком поддержкой: уровень поддержки слишком низок, а количество задач слишком высоко. Родители и дети многого достигают, но получив результат, не испытывают радости. В домах же, где высокий уровень поддержки, но мало задач для решения, у детей развивается сосредоточенное внимание. Их движения импульсивны и, хотя может казаться, что они получают наслаждение от деятельности, при более близком рассмотрении оказывается, что они постоянно испытывают недовольство и раздражительность. У них нет никаких целей, и они не могут осуществлять контроль над своими собственными желаниями. Самыми разрушительными ­из всех домов являются те, где низкий уровень поддержки и малое количество задач. В этих домах полностью игнорируются потребности детей в развитии концентрации внимания. Детей из таких семей можно было бы охарактеризовать словами «обладающие хаотическим ­вниманием». (см. Diana Baumrind, "Rearing Competent Children," in William Damon, ed., Child Development Today and Tomorrow, pp. 349-78.)

 

Родительская защита и поддержка в развитии концентрации внимания необходимы детям в течение долгого периода времени. Дети нуждаются в необходимости решать различные задачи, но они так же должны жить в позитивной и безопасной окружающей среде. Такая окружающая среда позволяет им сосредоточить свою энергию на развитии физического и эмоционального выживания. Детство закладывает основу индивидуальности и способа реакции на жизненные события каждого человека. Не смотря на то, что люди находятся в бесконечном процессе развития, требующего гибкости и адаптации в течение всей жизни, развитие концентрации внимания в младенчестве – существенный аспект будущего строительства самого себя.

 

Глава Третья

 

Открытие Мира

 

У детей моложе трех лет есть отличные от взрослых средства для того, чтобы фокусировать свое внимание и таким образом развивать свой мозг. Они не способны к рассуждению, абстрактному мышлению или воображению, поэтому они не могут сделать сознательный интеллектуальный выбор, на что направить свое внимание. Однако, у них есть уникальная способность впитывать свойства окружающей среды, просто находясь в ней. "Впитывающий ум," а именно так называла его Мария Монтессори, является основой для универсальной адаптации людей. Поскольку младенец поглощает все аспекты своей окружающей среды, мы должны быть очень осторожными относительно того, что мы включаем в эту среду. Конечно, мы хотим создать среду, основываясь на универсальных принципах красоты, ­простоты и порядка. Спокойные, не кричащие цвета и простое оформление стен спальни ребенка обеспечивают хорошее окружение. Если в комнате отсутствует предметы, отвлекающее внимание, специально выбранные и помещенные в комнату объекты имеют большой шанс привлечь внимание ребенка и поощрить его к концентрации и исследованию.

У младенца есть впитывающий ум, но у него также есть средство для точного и целенаправленного исследования, которое приводит к длительному интересу и сосредоточенному вниманию с помощью каждых из пяти чувств. Ребенок с рождения исследует мир с помощью чувств осязания, запаха и вкуса – эти чувства в первую очередь имеют отношение к пище и наиболее развиты при рождении - но также и с помощью слуха и зрения - последние два развиваются позже. Именно проводя исследование с помощью чувств, младенец привыкает к какому-либо объекту. Таким образом, важно менять и включать в среду новые материалы еженедельно или ежемесячно. Монтессори называла ребенка моложе шести лет "сенсорным исследователем" и базировала свой образовательный подход в течение первых лет жизни ребенка на обучении через чувства. Поскольку ей удалось правильно идентифицировать те средства, посредством которых дети моложе шести лет обучаются лучше всего – а это прежде всего делается с непринужденностью и полным погружением в материал – дети в школах Монтессори по всему миру проявляют сильный интерес к изучению своей окружающей среды­.

Какие же инструменты тогда мы можем использовать для младенца как сенсорного исследователя, обладающего впитывающим разумом? Ясно, что это должны быть конкретные материалы. Маленькие дети не могут использовать воображение или разум, чтобы узнать мир. Поскольку они еще не способны к интеллектуальному размышлению, они должны сначала познать мир на реальных материалах, чтобы сформировать инструменты, которые впоследствии приведут к развитию разума и будут содействовать строительству самих себя. Дети нуждаются в конкретных объектах для исследования, качества которых они могут впитать через свои чувства.

Очень важно, чтобы эти материалы были взяты из реальной жизни. Поскольку среди нас бытует неправильное представление о месте фантазии в жизни маленького ребенка, мы повторяем: все, что взрослые дают маленькому ребенку для сенсорного исследования, должно представлять реальный мир. Опыт маленьких детей, полученный в реальном мире, становится основанием для воображения и творческой мысли в ­годы начальной школы, когда их ум теряет способность впитывать окружение и становится рассуждающим. События и предметы, которые не дают маленьким детям представлений о реальном мире, совершенно бесполезны. Давая ложную информацию о мире, они даже могут быть опасными. Маленькие дети наносят себе огромный вред, выпрыгивая из окон, нанося себе раны опасными предметами, пытаясь задушить других ­детей или даже стреляя в других, только потому, что они неоднократно наблюдали эти действия в мультфильмах или в кино, где они не привели ни к одному из реальных последствий.

Богатство воображения ребенка зависит от глубины и степени чувственных впечатлений, полученных в ранние годы. Дети нуждаются так во многом, чтобы иметь эту богатую основу. Они нуждаются в правдивых вещах, которые могут наблюдаться на всей нашей планете - в Америке, Европе, Азии или Африке. Они должны испытать то, из чего сделана Земля и что не подвержено изменению: песок – это песок, грязь – это грязь, растения во всем мире функционируют одинаковыми способами и имеют подобные свойства. Потребности людей удовлетворяются по-разному в различных местах, но их фундаментальные потребности в одежде, убежище и пище универсальны. Бессмысленные песни, картины и истории, которые являются продуктом взрослой фантазии, не дают ребенку моложе шести лет полезной информации о мире.

С другой стороны, возможность находится на свежем воздухе в естественных условиях дает младенцам и маленьким детям знания о практических событиях, основанных на реальной действительности. Младенец, гуляющий в коляске, видит облака, плывущие по синему небу, шелест листьев, может почувствовать ветер на своем лице, запах коры деревьев на горячем солнце, однажды он встанет на ноги и почувствует прохладу зеленой травы под своими босыми ногами. Эти ­ощущения не просто хороший опыт. Они - основа признания нашей универсальности, возможно даже реализации нашего духовного потенциала, которая является нашим самым абстрактным понятием.

Младенцы начинают свое исследование мира до рождения. Они начинают свою жизнь в пределах матки, не обладая каким-либо знанием. Постепенно, они начинают ощущать вкус, слышать звук, различать темноту и свет, сосут свой большой палец, трогают свое лицо руками, чувствуют контакт жидкости с телом и постоянство ее температуры. Таким образом, у младенцев действительно есть немного знания о том, что должно произойти – поэтому рождение не является большим потрясением. Наиболее важно то, что они приобретают так называемые "знакомые пункты". Они узнают биение сердца своей матери, ее голос и ритм ее движения. При рождении они уже "знают" свою собственную мать.

После рождения ребенка нам не нужно думать о том, чтобы снабдить его зрительными образами, звуками и запахами в нашем доме. Ребенок впитывает их, просто будучи окруженным ими. Эта абсорбция включает физическую и эмоциональную окружающую среду нашего дома. Это означает, что необходимо сознательно готовиться к приходу младенца перед его рождением. Мы не можем планировать покраску или реконструкцию дома или давать возможность родственникам и друзьям приходить в гости. Мы должны быть в состоянии посвятить все наше внимание и энергию к выполнению новой задачи: помочь развитию нового индивидуума в первые дни его жизни.

Что мы сознательно можем дать новорожденному для того, чтобы развить его чувственное знание о мире, используя в своих интересах его уникальную способность строить себя после рождения как человека своего "времени, места и культуры"? Сначала нам нужно добавить что-то к визуальным впечатлениям ребенка для того, чтобы учиться сосредотачивать свой взгляд и развивать зрение. Мы упомянули кровать на полу, которая дает ребенку больше возможностей обзора по сравнению с решетчатой кроваткой, находящейся высоко и имеющей ограниченный обзор. Из более низкого положения на кровати ­ребенок строит визуальную карту своей комнаты прежде, чем он начнет перемещаться по ней. Ребенку необходимо время для того, чтобы построить эту визуальную карту. Повторные события необходимы ­для коры мозга, отвечающей на визуальные представления, для того, чтобы закрепить полученные впечатления в мозгу. Этот опыт позволяет ребенку добавить необходимую визуальную информацию к его внутренней карте для последующего движения по комнате. Он строит структуру для понимания того, какого расстояние между пунктами на его карте и отношениях этих пунктов к скорости и времени движения. Сначала ребенок строит сенсорную базу для физики. Кровать на полу готовит ребенка к перемещению по комнате, когда мозг будет готов принять дополнительную информацию для абсорбции через чувства. Таким образом он сможет удовлетворять свои собственные потребности и продолжить процесс изучения. Малыш счастлив, так как возможности соответствуют его способностям.

Зеркало, которое мы прикрепляем к стене рядом с кроватью, увеличивает возможность обзора комнаты, показывая отраженное ­изображение. Ребенок также видит свое собственное отражение и начинает соотносить свои движения с отраженными движениями в зеркале. Так он обнаруживает, что есть больше лиц для исследования, чем просто лицо его матери во время кормления. В конечном счете, он видит других людей в зеркале, входящих в комнату для того, чтобы поиграть или поговорить с ним. Поощряя новорожденного ребенка проводить время бодрствования на животе, чтобы он мог практиковать поднятие своей головы, делает возможным первые визуальные впечатления со стенным зеркалом.

В течение первых нескольких месяцев мобиль, висящий над кроватью, помогает развить способности к визуальному исследованию мира. Ребенок постепенно развивает процесс сосредоточения на движущемся объекте, следя за ним и тренируя восприятие цвета и глубины. Мобиль следует менять каждые две недели для того, что



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: