От ползания к Координации




 

Мы проследили развитие руки и мозга ребенка от рождения до трех лет (смотрите Ленту Времени). Теперь мы обратимся к вопросам развития крупной моторики тела: ног, рук, спины и всего тела, которые дадут ребенку возможность принять вертикальное положение. Эти две области формирования включают в себя весь процесс развития человека от беспомощного новорожденного младенца до независимо функционирующего ребенка трех лет. Они являются не пунктом прибытия, а отправной точкой. После трех лет усилий по самопостроению ребенок - полностью ­сложившийся человек во всей своей сложности, но его миссия только начинается: теперь он начинает исследование мира с помощью головы, рук и ног. Мы проследим процесс развития ребенка от беспомощного младенца, находящегося в горизонтальном положении, до бесстрашного исследователя на собственных ногах, и обсудим способы, с помощью которых мы можем помочь малышу на этом нелегком пути.

Достижение независимости в ­движении на первом году жизни является удивительным подвигом. С первых моментов жизни лежащий на спине ребенок должен начать готовить инструменты, которые помогут ему завоевать окружающую среду из вертикального положения, развивая и учась координировать большие мускулы туловища, спины, рук и ног, которые в конечном счете позволят ему передвигать все свое тело в пространстве.

В течение девяти месяцев внутриутробной жизни, еще называемый периодом внутренней ­беременности, ребенок привязан к телу матери через плаценту и пуповину. После рождения начинается период «внешней беременности». Будучи уже вне тела матери, младенец продолжает быть привязанным к ней через ее руки и грудь. Отец также теперь становится значимой фигурой для малыша, купая, пеленая и проявляя внимание к потребностям ребенка. Однако, "второе рождение" происходит, когда ребенку исполняется восемь - девять месяцев: ребенок начинает ползать. Таким образом начинается добровольное отделение от матери и отца, а также драматическая смена фокуса внимания с родителей на внешний мир. В конечном счете после окончания периода ползания и попыток встать на ноги, держась за опору, ребенок убегает от своих родителей и выходит во внешний мир как независимое существо. Есть ­несколько аспектов, которым стоит уделить внимание при рассмотрении этой монументальной задачи человеческого младенца в том, чтобы добиться равновесия и независимого движения всего тела. Они являются естественным образцом помощи в развитии крупной моторики ребенка.

Прежде чем ребенок сможет задействовать мускулы рук, спины и ног, процесс миелинизации нейронов, управляющих этими мускулами, должен быть завершен. Этот процесс запускается согласно внутреннему расписанию младенца и не подвержен никакому внешнему влиянию­. Различия во времени совершения миелинизации у разных детей – это одна из причин, почему некоторые младенцы ползают, сидят или делают первые шаги несколькими месяцами (или даже больше) раньше других детей. Как только миелиновый слой сформирован вокруг нейронов, мозг начинает управлять мускулами, посылая им информацию, а мускулы в свою очередь отправляют ее назад к мозгу, меняя действия, предпринятые согласно новому полученному знанию. Эта связь мозга с мускулами делает возможным скоординированное, ­целеустремленное движение младенца ­в противоположность бесцельному, случайному движению. Но в отличие от миелинизации нейронов, координация и мускульная сила могут быть поощрены внешними ­обстоятельствами. Интерес к определенным объектам окружающей среды ­ побуждает мозг ребенка к действию и заставляет его обмениваться сообщениями с мускулами. Наличие этого интереса дает нам возможность влиять на развитие координации младенцев.

Мускульная сила младенцев развивается через повторное использование. Ведь у взрослых сила мускулов тоже ­поддерживается с помощью физической тренировки­. Взрослые должны стимулировать ребенка ползать, вставать на ноги, лазать, и т.п. – все это необходимые условия для того, чтобы достигнуть оптимальной силы мускулов у ребенка. Поэтому обеспечение этих стимулов становится нашей возможностью повлиять на развитие крупной моторики ребенка.

В обсуждении видов помощи, необходимых младенцу для развития мускулов, мы должны сначала описать, чего не нужно делать. Это кажется странным началом. Конечно, в современном мире, любящие родители не препятствуют тому, чтобы ребенок смог развить независимое и полностью функционирующее тело. К сожалению,­ мы ежедневно чиним препятствия. Существующая коммерциализация детства способствует созданию препятствий на пути младенцев к полноценному развитию тела для независимого движения. Мы производим огромное количество различных средств перевозки ­и заключения для маленьких детей: кроватки, манежи, высокие стулья и столы для еды, младенческие стулья, прыгунки, автомобильные кресла, качели, ходунки, прогулочные коляски, велосипедные кресла, носильные рюкзаки, слинги и т.д. Когда молодые пары путешествуют сегодня, кажется, что они везут с собой маленький ­мебельный магазин.

Некоторые из этих предметов были придуманы для детской безопасности, другие - для удобства взрослых, но многие из них сделаны на основе ложной идеи о том, что продвигает развитие навыков в детях. Фактически, изо всех этих дорогих предметов только автомобильное кресло действительно необходимо для безопасности, однако, нужно следить за тем, чтобы дети моложе трех лет проводили там как можно меньше времени. Что касается других предметов, родители должны очень ответственно подходить к выбору вещей, произведенных для удобства взрослых. Во всех поколениях взрослые считают неудобным необходимость корректировать свою жизни, чтобы приспособиться к потребностям маленьких детей. Процесс строительства самих себя является трудной задачей, и потребность маленького ребенка в помощи в ее завершении – ответственная работа на 24 часа в сутки семь дней в неделю­. Природа не изменила своего плана относительно детства, которое требует постоянного присутствия, самоотверженности и мудрой любви взрослых. Выбирая вещи, которые позволяют нам не беспокоиться за наших детей, родители должны очень тщательно продумывать приобретение каждого их них.

Высокий уровень жизни современных родителей также способствует созданию ограничений в развитии движений. Взрослые предыдущих поколений часто одевали своих детей для красоты и демонстрации своего положения, а не для комфорта и непринужденности движений. Однако, за исключением очень состоятельных людей, у них не было ни средств, ни времени делать так ежедневно. Младенцы проводили большую часть своего времени в простом, практическом одеянии, которое учитывало потребность в максимальном движении. Мы подробно обсудим одежду для ребенка до трех лет в Главе 7. Здесь, однако, мы хотим подчеркнуть ключевой принцип в выборе одежды для младенца: ребенок должен быть одет так, чтобы он мог беспрепятственно двигаться ­. Выбор одежды всегда должен отражать этот принцип.

Давайте на мгновение сравним себя с ребенком. Что мы носим, когда хотим активно двигаться? У взрослых бывают состояния ­бездействия, но ребенок в значительной степени активен все время. Если он не спит, он постоянно в движении, если только его куда-нибудь не везут. Когда взрослые занимаются спортом, они надевают одежду, которая не сковывает движений и сделана из натуральной, дышащей ткани. Именно в такую одежду мы должны одевать своих младенцев. Кроме того, младенцу должно быть удобно находится в горизонтальном. Это означает, что его одежда должна быть свободна от больших кнопок, пуговиц и другого украшения­. Ясно, ребенок не должен носить платья, поскольку они препятствуют тому, чтобы вставать на колени и ползать. Помните, что платья были каждодневной одеждой и младенцев обоих полов во времена Средневековья для того, чтобы создать трудности в ползании. В те времена бытовало суеверие, что ползающий ребенок может быть "подкидышем" - то есть, отчасти человеком, отчасти животным. Поэтому ползание считали животным, не человеческим поведением, и пресекалось когда только возможно.

Подходящая одежда для младенца позволяет ему вставать на колени, вскакивать на ноги, быстро бегать и ползать, сразу же, как только координация и сила мускулов сделают эти действия возможными. На верхней части тела младенец следует носить одежду, состоящую из нескольких слоев: нижняя мягкая хлопковая рубашка, сверху, если нужно, еще одна хлопковая рубашка с длинными рукавами, а также легкий шерстяной свитер, застегивающийся на спине. Желательно, чтобы младенец носил носки или гольфы, а остальная часть ног была голой. Если ребенок будет ходить по жесткой и грубой поверхности, тогда лучше будет одеть колготки для защиты ног.

Очень часто мы не осознаем третьего препятствия, которое мы чиним ребенку на пути развития движения. Оно не связано ни с одним из вышеперечисленных обстоятельств таких, как ­заключение в устройствах для безопасности при транспортировке или ограничение движения через плохой выбор одежды. Все же, у этого препятствия есть потенциал для того, чтобы быть более разрушительным для ребенка, так как он имеет непосредственное отношение к его отношению к самому себе. С первых недель мы постоянно поддерживаем младенца. Мы стремимся побыстрее посадить его, хотя его мускулы все еще очень слабы и нескоординированы, и еще должно пройти много времени, прежде, чем он сам сможет сидеть. Затем, мы пытаемся поставить ребенка на ноги, хотя его кости все еще очень слабы. В конечном счете, мы водим малыша, придерживая его подмышки, таким образом превращая нас «машину» для хождения. Самым разрушительным изо всех действий в смысле развития личности ребенка является то, что мы продолжаем брать его на руки и долго носить уже после того, как он может ходить самостоятельно. Совершая подобные действия, мы учим детей зависеть от нас. Мы забираем у него возможность насладиться результатами своих собственных усилий и почувствовать вкус победы.

С первых месяцев жизни младенец стремится смотреть на мир из вертикального положения. Подобно процессу овладения языком, кажется, что это желание запрограммировано в способах реагирования на окружающую среду. Как только малыш становится в состоянии держать свою голову вертикально – именно вертикально, а не на боку или повернув под каким-либо углом - он любит, когда его носят в вертикальном положении. Однако, постоянно поддерживая и присаживая младенца при каждой ­возможности, мы не даем ребенку возможности самому принять вертикальное положение. Не совершайте ошибки, ведь этот процесс - невероятно тяжелая работа для ребенка! Мы должны помнить о людях, перенесших удар, которым приходится заново учить свои мускулы сидеть и ходить. Больно наблюдать за тем, как они борются. Все же, мы понимаем, что если мы будем все время предлагать свою помощь, процесс полного восстановления будет гораздо более трудным. Они нуждаются в стимулах и поддержке, но они сами должны совершить усилие для того, чтобы развить координацию своих мускулов.

Последняя область препятствий в развитии ­движений имеет отношение к теме, которой люди прошлых поколений придавали небольшое значение. Это касается времени, свободного от шума и бесконечных "развлечений". Ребенку необходимо время, чтобы сконцентрироваться и сосредоточиться, не отвлекаясь, это существенный фактор для самоформирования ребенка в каждой области развития, и координация мускула и сила не являются исключением. С самого начала у ребенка есть сильный стимул к тому, чтобы научиться координировать и укреплять свои ­мускулы. Однако, он отвлекается от этих усилий, когда ее внимание привлечено к чему - то еще. Телевизор занимает лидирующую позицию по созданию таких отвлекающих факторов. Младенца гипнотизирует включенный телевизор не потому, что он может понять то, что там показывают, а потому что постоянно изменяющиеся изображения и движение на экране запускают процесс ориентировки (см. Robert Kubey and Mihaly Csikszentmihalyi, "Television Addiction Is No Mere Metaphor," Scientific American 286, no. 2 (February 2002), ребенок сидит неподвижно, уставившись на телевизионный экран, вместо того, тратить драгоценные минуты жизни на развитие своей физической координации и силы.

В своей дальнейшей жизни, после школы или по вечерам, ребенок так же неподвижен перед ее компьютером, бродя по Интернету или играя в электронные игры. Одна из самых трудных задач, стоящих перед сегодняшними родителями, состоит в том, чтобы определить надлежащее место технологии в семейной жизни.

Современная технология совершенно законно является большим благом в нашей жизни, предоставляя и родителям, и детям большее количество времени для исследования и размышления, чем у всех предыдущих ­поколений. Однако, пока неясно, какое именно влияние оказывает технология на нашу жизнь – упускаем ли мы возможностей улучшить нашу личную жизнь и стать более счастливыми?

Теперь давайте обратимся к той помощи, которую необходимо оказать младенцам в процессе развития мускулов, чтобы перемещать свое тело в пространстве. Перед тем, как начать наше обсуждение, важно помнить о цели, которую мы преследуем, предоставляя эту помощь. Наша цель, когда мы готовим окружающую среду для движения ребенка, не состоит в том, чтобы интенсифицировать его ­развитие, чтобы наш ребенок развивался быстрее других. Наша цель имеет отношение к психологическим, а не физическим причинам и отражает наше отношение к ребенку. Готовя окружающую среду для малыша, особенно собственную комнату ребенка, мы ясно показываем это отношение. Этот процесс должен отразить идею, что этот младенец - человек, который собирается расти, меняться и в конечном счете отделиться от нас; он не останется ребенком навсегда, о котором мы будем заботиться и с которым мы будем повсюду носиться. Тогда наша цель состоит в том, чтобы способствовать превращению ребенка в независимое существо. Чтобы выполнить эту миссию, наша помощь ребенку должна основываться на знании развития ребенка и шла в ногу с индивидуальным расписанием каждого ребенка.

Родители должны быть очень осторожными. После первоначального периода привыкания мы часто наслаждаемся тем фактом, что ребенок нуждается в нас. Не совсем осознавая последствия своего поведения, мы создаем у ребенка привычки, которые делают его зависящим от нас. После того, как первые недели проходят, нам нужно наблюдать за своим желанием постоянно носить ребенка, ни на секунду не оставляя его где-нибудь полежать. Мы ведь хотим, чтобы у ребенка сформировалось отношение к себе как к способному ­человеку, который в состоянии сам себя обслужить, верящего в то, что он может оказать влияние на свою окружающую среду­. Получая бесценный опыт движения, младенец формирует отношение к самому себе.

Кровать на полу в углу комнаты ребенка (описанная в Главе 2) посылает сообщение о том, что это место для человека, который собирается быть мобильным и таким образом, в конечном счете, стать способным к удовлетворению своих собственных желаний. Учитывая свободу, которую дает такая кровать, ребенок начнет двигаться почти сразу после рождения, часто покрывая удивительное расстояние. Как мы уже упоминали, решетчатая кроватка не только ограничивает эту раннюю подвижность ребенка, она делает младенца зависящим от взрослого, когда он захочет заснуть или проснуться. Через несколько месяцев ребенок уже может выбраться из кровати. Ни в одном возрасте ребенок не сможет сам благополучно выбраться из кроватки с решетками. Когда ребенку удается подтянуться и встать, держась за решетку, он обычно не может сесть обратно. Ему приходится стоять и кричать, пока взрослый не придет на помощь.

К двум месяцам ребенок справился с контролем своей головы. Мобиль наверху и зеркало рядом, на стене помогли процессу самоформирования. Кроме того, предоставляя эти предметы ребенку, родители посылают ему жизненно важное сообщение: "Мы не единственные интересные вещи в окружающей среде. Ты будешь принадлежать миру, не только нам." Важно не упустить ни одной важной детали в этом сообщении. Например, Монтессори предлагала мобили, которые приводятся в движение ветром или собственными движениями ребенка, и не требуют вмешательства взрослого. В действительности, в вещах, больших или маленьких, родители непрерывно готовят своего младенца к тому, что он будет жить в мире без них. Такое отношение к ребенку отражает родительскую самоотверженность и показывает, что все, что они делают – они делают для блага ребенка, а не их собственной выгоды. По мере того, как мы будем следовать за линией физического развития малыша в течение первых трех лет жизни, Вы отметите, что все, что мы предлагаем, отражает такое отношение к ребенку и помогает родителям помочь младенцу в его постепенном самоформировании как отдельного и независимого человека.

Для достижения этого результата в естественное время на каждой ­стадии детского развития, важно, чтобы младенец был приучен от рождения проводить существенное количество времени бодрствования на животе. Когда нейроны пройдут процесс миелинизации, мускулы спины, ягодиц, рук и ног ребенка будут готовы оторвать верхнюю часть туловища от кровати или ковра. Мозг младенца должен скоординировать эти мускулы для совершения этого действия, поэтому необходимо продолжать практиковаться, чтобы сделать их более сильными. Отталкивание руками от пола из положения на животе являются ключевым фактором в формировании необходимой координации и силы для всего последующего развития мускулов младенца. Сегодня педиатры из соображений безопасности рекомендуют, чтобы младенцы засыпали на спине. Таким образом, малыши не проводят достаточно времени на животе, в отличие от младенцев прошлого, которых обычно укладывали спать на животе и на боку. Когда эти младенцы просыпались, они ­трен свои тренировали подъем тела из положения на животе и скоро развивали очень хорошую мускульную координацию и силу в конечностях, ягодицах, ногах и ногах. Наша Линия времени не приспособлена к этой недавно появившейся ­практике укладывать младенцев спать на спине, и поэтому может показывать момент появления какого-либо навыка несколькими месяцами раньше срока по сравнению с продвижением Вашего собственного ребенка. Это веский довод к тому, чтобы приучать Вашего ребенка находится на животе во время бодрствования. Наша цель не состоит в том, чтобы заставить младенца идти впереди своего индивидуального расписания. Когда младенец развивает навыки в естественные сроки своего самоформирования, он не только более счастлив, но и ее познавательное развитие также затронуто, потому что ее мозг готов к новой информации, которую перемещение в ее окружающей среде дает ей.

Приблизительно к четырем месяцам младенец, который провел достаточное

количество времени на своем живоет, может перекатываться с одного бока на другой. Он находит необычайное удовольствие в этом движении, но мы также внесли свой вклад, предоставляя ему возможность видеть больше предметов. Зеркало позволяет ему наблюдать себя в движении, ему также видны движения других людей. Важнее всего,­ что лежа на циновке или кровати на полу, у ребенка есть полный обзор комнаты.

Как мы уже упоминали, для того, чтоб научиться перемещать свое тело в пространстве, нам необходимо знание о том, что нас окружает. Поэтому мы хотим дать младенцу визуальное представление об его окружающей среде прежде, чем он начнет ползать в ней. Чтобы понять, как лучше всего помочь Вашему ребенку в этом вопросе, мы предлагаем провести эксперимент. Лягте на спину на полу и попробуйте осмотреться вокруг. Затем перевернитесь на живот и сравните свои впечатления. Ваш малыш должен сначала визуально исследовать все расстояния до предметов в течение многих недель. Теперь выползайте на середину комнаты и почувствуйте, каково это – преодолевать расстояния до различных объектов. Ребенок проходит процесс развивающегося осознания места и распознавания расстояния. Поскольку он видит комнату снизу, ребенок формирует правильное представление о месте, исследовать которое он скоро отправится. Он строит внутреннюю карту пола, помечая интересные места, которые он будет посещать, когда начнет ползать. В начале его движения очень медленны. К тому времени, когда ребенок научится ползать, а затем быстро ходить по комнате, он будет в безопасности, так как процесс изучения, как оценивать расстояние до объектов и необходимую скорость, проходил постепенно.

Мы помогли малышу в постепенном обретении понимания категорий расстояния и пространства, разрешая ребенку получать различный опыт в знакомой окружающей среде. Однако, мы наносим большой вред, если постоянно носим его на руках вне дома. Это как раз тот случай, когда мы должны преподнести время в подарок нашему ребенку. Ему потребуется оставаться в знакомой ­окружающей среде, в собственном доме или дворе, для того, чтобы визуально их изучить и затем постепенно начать перемещаться в их пределах.

Желание двигаться появляется из любопытства и интереса ­ко внешнему миру. Зеркало на стене спальни ребенка поддерживает этот интерес. Мы можем предоставить дальнейшие возможности для движения всем телом, предлагая определенные ­стимулы. Мы можем поместить маленький шар, игрушки или ткани вне досягаемости и позволить ему добраться до них самостоятельно. Наш инстинкт поможет предвосхитить его желания и предоставить стимулы прежде, чем он проявит интерес. Это естественное поведение для взрослых, поскольку мы приучены к контакту друг с другом. Ребенок находится в процессе самоформирования. Попытка добраться до какого-нибудь предмета собственными силами открывает новые возможности. Конечно, мы не хотим, чтобы младенец был сильно ­расстроен. Мы должны следить за тем, чтобы баланс между усилием и успехом был положительным. Однако, излишняя родительская опека над ребенком не приносит пользы. Такое поведение подавляет его инициативу и приносит вред.

Как только ребенок начинает перемещаться в пространстве (приблизительно в четыре месяца на нашей Линии времени), мы должны дать ему возможность как можно больше времени проводить на полу. Полезно всюду разложить циновки по дому. (детские виниловые коврики хорошо подходят для этой цели. Они жестки и сбиваются в комок, по мере того, как младенец скользит и стремительно бегает). Таким образом, ребенок всегда может быть рядом с нами, упражняясь или исследуя шар из ткани своими руками, пытаясь подтянуть колени под себя или доставая шар, который укатился прочь. Таким образом, потребность к самоформированию в одной области параллельна ­его интересу и способностям в другой. Как мы уже упоминали, развитие рук ребенка продолжается в направлении целенаправленного хватания в четыре месяца, он хочет исследовать все объекты, находящиеся в поле зрения ребенка. В четыре месяца развитие тела позволяет ему брать предметами собственными силами. Комбинация потребностей руки и тела скоро даст нам ребенка, который постоянно занят перемещением в пространстве и исследованием всего, что попадается на пути.

Наступает время, когда необходимо будет проверить весь дом на наличие опасностей, ведь ребенок начинает очень быстро ползать и становится абсолютно мобильным. Изолируйте все розетки, сделайте лампы не досягаемыми, заблокируйте доступ к электрическим шнурам, уберите мусорные корзины, держите пол в чистоте, чтобы снизить риск проглатывания маленьких предметов. Все лестницы должны быть закрыты, также можно временно закрыть вход в комнаты деревянными или пластмассовыми дверцами. Когда мы знаем, что ребенок в безопасности в других комнатах, мы можем позволить ему оставаться там несколько минут без надзора. Работая в другой комнате, мы можем говорить со своим ребенком оттуда, давая ему понять, что мы рядом и всегда можем придти на помощь. Начиная постепенно оставлять ребенка одного на несколько минут, мы приучаем его к тому, что он сможет обходиться без нас в течение небольших промежутков времени. Мы закладываем фундамент для понимания, столь важного для здорового приспособления к жизни, что физическое присутствие не является существенным, чтобы чувствовать себя любимым.

Много родителей забывают об этом ключевом понятии, пока их младенцы не достигнут возраста четырнадцать месяцев или даже более. К этому времени, ребенок уже привык к постоянному присутствию и вниманию одного из родителей всякий раз, когда он бодрствует. Такая зависимость становится изнуряющей, когда ребенок становится старше и готов к большему взаимодействию с окружающей средой. Это как раз то время, когда многие матери и отцы начинают удивляться: "Куда пропал наш прекрасный ребенок?" На самом деле, ребенок не "менее прекрасен" чем прежде, конечно. Родители имеют в виду: "Куда исчезли наши прекрасные отношения?"

Поскольку ребенок теперь физически настолько активен, он становится очень требовательным, и очень нелегко не отставать от его потребностей.

Возможно ранее, эти родители хорошо приспосабливались к полной зависимости их младенца от них. Теперь они не могут приспособиться к новым потребностям их ребенка по мере его развития. Пришло время, чтобы ребенок сделал первые шаги в изучении, как зависеть только от самого себя. Если мы не сможем удовлетворить эти новые потребности, закладывает основа типичного ответа на жизнь – полная пассивность или насилие, в зависимости от склада характера ребенка. Иногда родители, желая вернуться к более ранним симбиотическим отношениям, начинают управлять каждым моментом бодрствования их ребенка. Таким образом, они готовят почву для еще более трудных проблем позже. Быть родителем означает приспосабливаться к каждой новой стадии самоформирования ребенка и плана развития. Вот почему существенно, чтобы родители познакомились с естественным ходом развития детства и ранней взрослой жизни для того, чтобы заранее подготовиться к каждой новой стадии прежде, чем она наступает. Ведь быть родителем очень интересно! Ни один другой жизненный опыт не поможет нам познать человеческую природу в общем и в частности, как это делает опыт родительства!

Приблизительно в семь месяцев у ребенка, проводившего много времени на животе, развиваются мускулы руки, помогая ему принять сидячее положения. Однако, мускулы его спины еще не достаточно сильны, чтобы поддерживать это положение долгое время, без поддержки сзади. Мы можем предоставить эту поддержку, помещая подушку за спиной ребенка на небольшой промежуток времени. С этой целью Монтессори спроектировала специальный стул и стол из массива дуба, полезный во время приема пищи, а также для другой, не очень продолжительной активности. Этот стол создан для детей до восемнадцати месяцев. (она сконструировала другой стол из более легкой древесины для детей от восемнадцати месяцев до трех лет).

В то время, пока младенец пытается подняться на руках в сидячее положение, важно постоянно не сажать его, как будто он тряпичная кукла. Умение сидеть должно появиться как открытие, сделанное собственными силами. Оно укрепляет мышцы спины и развивает равновесие. Если мы будем постоянно поддерживать малыша, у него не появится стимула к тому, чтобы с помощью напряженных усилий самостоятельно научится сидеть.

Приблизительно в восемь месяцев ребенок может не только сидеть - он может поддерживать это положение без ­посторонней помощи. Мы можем видеть на Линии Времени, как прогрессирует развитие рук ребенка: теперь он способен перекладывать предмет из одной руки в другую и начинает постепенно овладевать контролем пальцев. Появляется удивительный ­баланс между развитием рук и тела. Тело теперь может находиться в вертикальном, сидящем положении, таким образом освобождая руки для ползания. В то же самое время, у рук появилась способность к более сложным исследованиям и манипуляции предметами.

В следующий период развития, начиная с восьми месяцев, ребенка можно будет назвать "сидящим" или "ползущим". "Сидящие" – это те младенцы 8 месяцев, которые, несмотря на все предложенные стимулы, предпочитают ползанию визуальное исследование мира. Хотя эти дети не производят впечатление активных, на самом деле они проводят огромную внутреннюю работу. "Сидящие" очень часто рано овладевают языком и имеют тенденцию быть очень разговорчивыми на всем протяжении детства. Кажется, как будто мозг не может справиться со всеми областями развития одновременно и в этот момент делает язык локомотивом развития.

В любом случае, желание ползать является выбором ребенка, а не нашим, как бы мы этого ни хотели. Мы стараемся не помещать ребенка в детские сидения, качели, прыгунки или ходунки. В возрасте от шести до восьми месяцев мы начинаем добавлять новые стимулы для ползания. Мы заменяем тряпичные шары резиновыми (с колокольчиком внутри) или деревянными мячами, которые могут катиться на более дальние расстояния. Важно, однако, не использовать эти предметы как "урок гимнастики" для младенца. Природа предусмотрела для ребенка возможность упражняться естественно в течение дня, но эта возможность управляется внутренним расписанием ребенка и не определяется взрослыми.

Большинство младенцев, при условии наличия достаточных возможностей, превращается в "ползущих", не "сидящих". Они начинают ползать повсюду с большим энтузиазмом и энергией приблизительно в восемь месяцев. Ползание не только требует сильной спины, рук и мускулах ног, оно также требует двусторонней координации правой руки с левой ногой. Это двустороннее движение становится фундаментом для того, чтобы поддерживать вертикальный баланс в ходьбе в будущем.

Некоторые младенцы развивают очень необычные способы ползания. Не существует никаких доказательств того, что эти экзотические способы ползания оказывают какой-либо эффект на более позднее развитие ребенка, поэтому мы не видим смысла в том, чтобы пытаться изменить их. Единственным исключением может быть ползание задом наперед. Начиная перемещаться в четыре месяца некоторые младенцы развивают способ отталкиваться назад руками, таким образом ­продвигая свое тело в противоположном и нежеланном направлении. Эта тенденция может в конечном счете привести к ползанию задом наперед. Когда Ваш ребенок пытается ползти по направлению к объекту, Вы можете помочь ему, разрешая отталкиваться ногами от Ваших рук или стены, блокируя его обратное движение и, в то же самое время, помогая ребенку развить силу в ногах для того, чтобы двигаться вперед.

Приблизительно в девять месяцев младенец пытается встать. Подобно попыткам сесть лучше не ­заменять своими действиями усилия ребенка. Радость достижения вертикального положению законно принадлежит ребенку. Мы можем, однако, помочь ребенку, предоставив ему предметы, которые он может использовать, чтобы подтягиваться: кушетка, журнальный столик или низкая полка для игрушек. Вы можете также закрепить небольшие перекладины на стене (на линии времени Вы можете увидеть такие перила, похожие на балетный станок для взрослых. Младенческие перильца должны быть приблизительно 5 см в диаметре и расположены на расстоянии 35 см от пола).

После нескольких месяцев попыток принять вертикальное положение, ребенку пригодится тележка для катания - деревянная прямоугольная коробка или поднос на четырех маленьких колесах. У нее есть вертикальная перекладина, которую ребенок использует, чтобы подтянуть себя на ноги и толкать тележку перед собой по мере продвижения вперед.

Сначала используйте ее на ковре или траве, пока Ваш ребенок не будет готов к более быстрому движению по деревянному полу или других твердых поверхностях. Старайтесь не покупать предметов, которые предлагаются малышам в качестве помощи при ходьбе. Эти вещи помогают ребенку встать на ноги, давая нагрузку на кости, которые еще не готовы нести на себе полную массу тела. Также они вынуждают ребенка находиться в неестественном положении, к которому он еще не готов – ходьбе. В результате ребенок получает неверную информацию о том, как поддерживать равновесие.

При обучении стоять, младенец сначала подтягивается двумя руками, опираясь на перила закрепленные на стене ­или о какою-нибудь мебель. В самом начале он движется на цыпочках, продолжая держаться обеими руками. Развитие рук малыша позволяет ему использовать оппозицию большого и указательного пальцев, которые делают возможной пинцетный захват. Эта новая способность облегчает устойчивый захват перекладин. Ребенок теперь также может держать предметы, прижимая их к телу обоими руками, демонстрируя развитие одной части тела (рук), поддерживаемое другой (ног).

Когда Вы обнаружите, что Ваш ребенок может вставать на ноги, стоит опять проверить дом и прилегающую территорию на безопасность. Ребенок может пойти скорее, чем Вы ожидаете, поэтому необходимо принять во внимание новые аспекты окружающей среды ребенка. Например, можно заклеить острые края на столах и полок лентой или надеть на них специальные уголки, продающиеся в детских магазинах. Будьте готовы к ударам и ушибам. Обычные младенцы, не раздумывая, начнут взбираться на мебель, полки или лестницу. Способность думать перед тем, как куда-либо полезть, будет развиваться очень постепенно в течение большого промежутка времени в процессе непрерывной деятельности. Родителям потребуется бдительность, терпение и изобретательность в это время. Например, родители одного необычайно гибкого и активного десятимесячного малыша, начавшего ходить, одевали ему на голову толстую вязаную лыжную шапочку ­всякий раз во время бодрствования. Она хорошо защищала голову ребенка от ударов во время непрерывных неудач хождения.

После приобретения навыка по подтягиванию на руках, следующей задачей для ребенка будет научиться держать равновесие в вертикальном положении. Сначала, он отпускает одну руку и идет, держась за поддержку­: предмет мебели или стенную перекладину. Наконец, он сможет полностью отпустить руки и торжественно остаться стоять на двух ногах без помощи. Ребенку приходиться бороться за то, чтобы превратить равновесие в настоящую устойчивость, а затем добавить к этому навыку попеременное использование то одной стороны тела, то другой в процессе ходьбы. Возможно, приобретение этого навыка является самым большим испытанием в человеческом детстве. Для большинства младенцев это потребует бесконечной энергии, храбрости и постоянства ­усилий в течение нескольких месяцев.

В то же самое время, мы видим, как две руки начинают ­сотрудничать в полноценном исследовании тех предметов, к которым доставили ребенка его две ноги. Таким образом, в течение 12 или даже более месяцев непрерывных усилий, человеческий детеныш достиг развития, соответствующего состоянию новорожденного жеребенка.

Мы должны быть очень осторожными, чтобы не форсировать навык ходьбы. Стабильное развитие возможно только при полном завершении каждой фазы перед переходом к следующей. При вязке свитера пропущенные петли приводят к дырявому свитеру. Так и дети, поспешно проходящие стадии своего развития, уже не так сильны, как могли бы быть.

С другой стороны, отделение от родителей, происходящее когда ребенок начинает ходить, делает естественным принятие таких неизбежных жизненных явлений как разделение. Такое принятие помогает детям понять, что отношения ­с другими людьми будут развиваться и меняться в течение их жизни. Эта способность крайне важна в первые годы жизни ребенка. Мы обязаны помочь детям понять, что, когда они оставляют кого-то или что-то, полученная выгода может вполне компенсировать потерю. Таким образом, мы преобразуем опыт привязанности и разделения ­в процесс, увеличивающий доверие и безопасность в жизни. Для получения такого результата родители должны понимать ценность разделения и быть готовы к этому на каждой стадии развития ребенка. Чаще всего, взрослому бывает сложнее отделиться от ребенка, чем ребенку от взрослого. Мы имеем тенденцию цепляться за ребенка, не доверяя его способностям.

Мы упомянули одну вещь, которую мы даем младенцам, когда они начинают ходить: тележку. Для ребенка, который несколько стар<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: