Приучение ребенка к туалету




 

Если при одевании ребенка мы ставим перед собой цель достичь самостоятельности в заботе о себе, приучение к туалету — неотъемлемая часть той помощи, которую мы должны оказать младенцу с самого рождения. В дополнение, существует, как минимум, две других причины, почему приучение к туалету заслуживает серьезного внимания со стороны взрослых с самого начала. Во-первых, умение контролировать свой кишечник и мочевой пузырь - это первое, что общество требует от ребенка. Ребенку необходимо понять и принять те требования, которые предъявляет к нему цивилизация. Во-вторых, именно необходимость приспособиться к обществу требует знаний, а также сознательных волевых усилий со стороны ребенка. И это не тот подвиг, который ребенок может совершить сам. Поэтому взрослым необходимо фокусировать свое внимание на этом вопросе. В результате, первый опыт ребенка во взаимодействии с взрослыми имеет образовательную цель. Ясно, что умение быть опрятным для ребенка намного больше, чем просто наличие «сухих трусиков».

Процесс миелинизация нейронов, необходимый для того, чтобы подготовить тело к контролю над кишечником и мочевым пузырем, завершается к первому году жизни ребенка. Теперь ребенок способен чувствовать сигнал к мочеиспусканию и контролировать телесные функции. Однако, ребенку все еще предстоит научиться приводить этот контроль в действие. Все те аспекты, над которыми вы работали до этого времени относительно личной гигиены ребенка, помогают ему в достижении этой цели: еда и сон происходят по расписанию; ребенок в значительной степени может самостоятельно одеться, благодаря тому, что вы предлагаете удобную одежду, а также с вниманием относитесь к тому, как помочь ему научиться одеваться с самого начала. Что наиболее важно, вы с самого рождения помогли ребенку развить понимание ощущений «сухости» и «сырости», меняя ему подгузники сразу, как только они намокали. Это означает, что вам приходилось менять 12 или даже более подгузников в день в первые месяцы жизни ребенка.

Для того, чтобы ребенок лучше понял разницу между «сухостью» и «сыростью», необходимо использовать подгузники, сделанные из натурального материала, например, из хлопка. К несчастью, родители часто отдают предпочтение одноразовым памперсам, потому что они удобнее и менять их гораздо быстрее. Часто они не осознают, что существует доставка пеленок на дом, что делает использование подгузников проще и экономичнее. В дополнение, родители могут не знать, что одноразовые памперсы представляют собой угрозу для самообразования ребенка. Во-первых, они убирают жидкость, тем самым снижая неприятные ощущения «сырости». На самом деле, они даже создают очень комфортные условия для ребенка сразу после мочеиспускания, так как химическая реакция создает «эффект сауны» и согревает тело ребенка. Во-вторых, бывает трудно узнать, когда ребенок все-таки пописал, поэтому родители не меняют памперсы так часто, как подгузники из ткани. На самом деле, исследования показывают, что одноразовые подгузники меняются от 4 до 6 раз в день. Это не очень хорошо, так как смена подгузников — это то время, когда родители уделяют внимание своим детям. Они разговаривают с ними, играют в простые игры, улыбаются и поют. Дети в одноразовых подгузниках, по сравнению с младенцами в подгузниках из ткани, теряют, таким образом, множество дополнительных возможностей для социального взаимодействия с взрослыми в течение дня.

Если с рождения ребенка вы сразу же меняли подгузники, как только они намокали, младенец постепенно развил осознание разницы между «сыростью» и «сухостью». Следующим шагом для ребенка станет осознание необходимости ходить в туалет в приемлемом месте. Как и в других сферах развития, ребенок имеет чувствительный период интереса к этому процессу. Примерно к двенадцати месяцам, когда ребенок научится стоять на ножках, можно начинать менять подгузники стоя – таким образом, мы помогаем ребенку реагировать на естественно возникший интерес. Стоя ребенок сможет лучше наблюдать за своим телом, а также за тем, какие мы совершаем действия: мы моем ребенка, кладем грязный подгузник в стирку и, наконец, надеваем чистый подгузник. Чтобы помочь вашему ребенку осознать, что туалет или ванная комната — естественное место для избавления от отходов, всегда мойте и меняйте подгузники в этих местах. Ребенок также должен знать, что другие члены семьи тоже ходят в туалет.

Чувствительный (сенситивный) период интереса ребенка к туалету происходит между двенадцатью и восемнадцатью месяцами. Ваш ребенок может проявить этот интерес явным или малозаметным образом. Важно иметь в виду, что подобно всем периодам особой чувствительности к тем или иным областям развитии, интерес к туалету - временное явление. Если оптимальное время будет упущено, то приучение к опрятности потребует дополнительных усилий. К несчастью, как и в других сферах развития способностей ребенка, ребенок часто бывает готов к помощи взрослых раньше, чем родитель выражает желание оказать ее. Как же нам подготовить среду для того, чтобы способствовать использованию туалета ребенком не позднее, чем в двенадцать-пятнадцать месяцев?

Во-первых, разместите детские горшки во всех ванных комнатах в первые месяцы жизни, чтобы ребенок постепенно привыкал к ним. (Посмотрите каталог Майкла Олафа, чтобы найти подходящий горшок для ребенка). Заранее приготовьте в ванной тазик для грязных трусиков, корзину с чистыми подгузниками, небольшую швабру и тряпочки, а также средство для чистки ковров в случае необходимости.

Родителям следует уделять внимание этому процессу и не пропустить оптимальное время для приучения к туалету в течение периода особой чувствительности ребенка. Чаще всего приучение к туалету занимает от трех до шести недель интенсивной работы с вашей стороны. В течение этого времени важно, чтобы среда была максимально комфортной для ребенка. Для многих детей это означает нахождение дома в течение этих недель как можно дольше. Поэтому на это время вам понадобится временно отменить всю ненужную деятельность и путешествия за пределами дома. Также полезно выбрать время, когда погода достаточно теплая для того, чтобы одевать ребенка в более легкую одежду. Если у ребенка будет возможность ходить голышом или почти без одежды в течение этих недель, он намного быстрее научится проводить ассоциацию с мочой, текущей по ногам, и мышечным напряжением, которое этому предшествовало. Нижнее белье из хлопка в течение всего периода обучения также способствует частой смене и переодеванию, позволяя всем сохранять терпение во время всех необходимых процедур.

Следующим шагом будет помочь ребенку научиться писать, сидя на горшке, поэтому малышу нужно периодически садиться на горшок в течение дня. Сразу после пробуждения ото сна, после еды или прогулки – наиболее вероятные моменты для успеха в этом деле. Полезно записывать то время, когда ребенок писает или какает - это поможет вам с большей вероятностью предсказывать необходимость в посещении туалета. Сделанное вами расписание может помочь вашему ребенку оценить свою необходимость использовать горшок. Вы можете хранить корзинку с книжкой возле горшка, чтобы ребенок мог ее просматривать. Сидите рядом с ребенком в то время, как он сидит на горшке, но это не должно стать временем для развлечений. Дети легче заинтересуются тем вниманием, которое получают от вас. Старайтесь относиться к этому процессу, как и ко всем остальным обучающим ситуациям: спокойно, уверенно, подбадривая ребенка в случае необходимости. Когда ребенку наконец удастся с пользой провести время на горшке, опустошите горшок в унитаз, а затем позвольте ребенку смыть за собой самому. Развивайте привычку мыть руки сразу после туалета. Комментируйте использование ребенком туалета стандартными фразами: «Это моча. Ты должен писать в горшок».

 

Сначала успешное пребывание на горшке происходит не так часто. Для многих детей, даже если созданы все необходимые условия, описанные выше, это достигается не так просто. На пути к полному контролю над сигналами своего тела вам не раз придется убирать за ребенком. С самого начала ребенок должен непременно участвовать в каждом действии, относящемся к личной гигиене. Опять же, цель состоит не в «сухих трусиках», а в том, чтобы ребенок почувствовал, что может контролировать себя и свою жизнь. Позвольте ребенку быть настолько самостоятельным, насколько это возможно: пусть он сам снимает свои трусики и кладет их в таз с грязным бельем. Если они испачканы, предварительно прополощите их перед стиркой. Ребенок может сам вытереть свою мочу с пола, используя небольшую швабру, а также помыть себя с помощью тряпочки и полотенца. Ребенок сам может положить испачканную одежду в корзину для грязного белья, помыть свои руки и одеться в чистую одежду. В раннем возрасте ребенок относится к процессу самостоятельного переодевания с большим интересом. Извлекайте выгоду из этого интереса и помогайте ему фокусироваться на процессе личной гигиены.

Взрослому всегда нужно помнить о важности обучения детей гигиене. Как мы сказали, это их первый опыт в соблюдении социальных норм. Уважайте работу ребенка, выполняющего эту серьезную задачу, используя взрослые термины для обозначения гениталий и отходов жизнедеятельности. Принятие телесных функций на этом раннем этапе естественно, как часть физического здоровья, и может внести вклад в развитие ответственного и уважительного отношения к половому развитию в подростковый период.

 

Родители говорят нам, что прогресс в использовании туалета наступает быстрее, если ребенок носит нижнее белье и днем, и ночью. Таким образом, ребенок не запутается в том, чего не может понять: иногда нормально носить подгузники, а иногда нет. Некоторые родители, однако, предпочитают концентрироваться сначала на использовании ребенком туалета в дневное время. Если вы делаете этот выбор, продолжайте использовать подгузники пока ребенок не останется сухим в течение ночи или не научится контролировать себя в течение дня. Когда цель достигнута, вы можете убрать подгузники и положить их в шкаф, пока не появится новый ребенок. Когда вы перестаете надевать на ребенка подгузники, он получает сигнал, что он растет и уже способен сам нести ответственность за свой туалет. Если необходимо, несколько пар брюк с подкладкой из водонепроницаемого слоя могут заменить подгузник на ночь во время переходного периода.

Когда ребенок начинает спать без подгузников, имейте под рукой запасную пижаму, чистые простыни, одеяло и другие предметы. Чтобы смена белья ночью происходила проще, используйте кусочек прорезиненной фланели, заправленной за края кровати. В дневное время, позвольте ребенку помочь вам поменять постельное белье. Также ограничивайте потребление ребенком жидкости во второй половине дня и старайтесь создать спокойную атмосферу без стрессов перед отходом ко сну.

В том случае, если дети получают достаточно помощи от взрослых, большинство достигает самостоятельности в уходе за собой, включая умение ходить в туалет, ко второму дню своего рождения. На самом деле, в 50- е годы, когда Пола воспитывала четырех из пяти своих детей, 92% процента детей успешно пользовались туалетом в течение дня уже к восемнадцати месяцам. С того времени произошли определенные исторические перемены, и сейчас процент таких детей ниже. Однако сами дети не изменились. Если они получают достаточно поддержки и внимания от своих родителей, то справляются с приучением к туалету так же легко. Конечно, как и во всех правилах, бывают исключения. Некоторым детям с трудом дается обучение чтению и умение запоминать математические факты, таким образом, некоторые дети медленно учатся тем процессам, которые включают в себя контроль за функциями организма. Очевидно, что таким детям требуется особое внимание со стороны взрослых и много дополнительных усилий, направленных на достижение успеха. К сожалению, сталкиваясь с трудностями в обучении гигиене, сегодняшние родители слишком быстро отказываются от своей миссии — помощи ребенку в самопостроении. Они снова возвращаются к подгузникам, обычно к одноразовым памперсам, и упускают те возможности, которые предлагает этот период особой чувствительности ребенка.

Наше общество в целом, так же как и пятьдесят лет назад, несет ответственностьза замену бутылочного кормления на грудное вскармливание большинством родителей, которые могли с этим справиться, также как и за общее обезболивание при родах — обе этих практики имеют негативное влияние на мать и младенца. Правильной реакцией родителя, чей ребенок имеет трудность с обучением туалету, будет не сдаваться, а, наоборот, удвоить свои усилия. Подобно родителям тех детей, которые имеют трудности с математикой или чтением, родители детей с трудностями обучению гигиене должны запастись терпением и использовать свои ресурсы и умения, чтобы ребенок преуспел в этом деле. Однако, как и в любом трудном достижении, победа в конце только слаще. Если родители будут помнить о том, что их миссия состоит не в том, чтобы трусики ребенка оставались сухими, а в том, чтобы ребенок достиг успеха в обретении независимости, координации движений, овладении языком и волей, они будут знать, что их тяжелый труд стоит этих усилий.

Уход за внешностью

 

Так же, как в обретении самостоятельности в вопросах сна, принятия пищи, одевания и использования туалета, навыки личной гигиены, в том числе ухода за внешностью, лучше всего отрабатывать до того, как ребенок достигнет возраста отрицания (около двух лет). Ритуал и порядок – самые главные помощники ребенка в этом обучении. Родителям нужно проанализировать каждую из процедур, составляющих уход за внешностью: расчесывание волос, чистка зубов, вытирание носа, принятие ванны, мытье головы, умывание, мытье рук, уход за ногтями и т.д. Подготовьте среду, окружающую вашего ребенка, уделяя повышенное внимание деталям, определите необходимую последовательность действий и отведите определенное время для каждой процедуры.

Для расчесывания волос вам понадобятся детские щетка и расческа для волос в небольшой корзиночке. Поставьте на тот же столик маленькое зеркальце или повесьте рядом настенное зеркало на такой высоте, чтобы ребенку было удобно в него смотреться. В большинстве процедур по уходу за внешностью вам с ребенком нужно будет действовать по очереди. После того, как ребенок попытается совершить требуемое действие, скажите: «Теперь моя очередь», не упоминая о том, что в свою очередь ребенок не сделал того, что нужно. Иногда вам нужно будет брать руку ребенка в свою, чтобы направлять его действия. Как и в других совместных занятиях с детьми, нужно действовать спокойно и медленно, приглашая их к участию. Вы предлагаете своему ребенку возможность научиться. Помните о том, что путь к самостоятельности в уходе за внешностью довольно долог. Но в той или иной мере вовлекать ребенка в эти действия необходимо с самого начала.

Для чистки зубов ребенку понадобится маленький тюбик зубной пасты и детская зубная щетка в небольшом стакане. Если вашему ребенку подарили детскую металлическую чашечку с гравировкой – можно использовать ее. Ребенок держит щетку, родитель держит пасту, выдавливая небольшое количество на щетку. После того, как подойдет очередь ребенка, вы можете осторожно взять его руку со щеткой в свою и продолжить чистку зубов. К счастью, молочные зубы вашего ребенка не нуждаются в тщательной чистке. К тому времени, когда тщательная чистка зубов будет необходима, ребенок подрастет и сможет правильно чистить зубы самостоятельно. Но очень важно, чтобы чистка зубов вошла в привычку в раннем возрасте, когда ребенок проявляет к этому особый интерес.

Чтобы научить ребенка самостоятельно вытирать нос, поставьте на столик рядом с его зеркальцем небольшую корзиночку с бумажными носовыми платками, сложенными вчетверо. Возьмите платок и покажите, как вы вытираете нос. Разверните платок, сложенный квадратом, так, чтобы получился прямоугольник, двумя руками приложите его к обеим ноздрям. Осторожно высморкайтесь, зажимать одну ноздрю не следует: это может привести к тому, что слизь пойдет вверх по носовому каналу, увеличивая риск инфекции. Проведите пальцами по ноздрям сверху вниз и сведите пальцы двух рук вместе. Платок снова сложен вчетверо. Промокните ноздри по краям использованным платком. Поставьте небольшую мусорную корзину для использованных платков рядом со столиком или низкой полкой, где лежат чистые платки, сложенные вчетверо. Совместное складывание платков – полезное ежедневное занятие для матери и ребенка или ребенка со старшим братом или сестрой.

Вы увидите, что процесс чистки носа приводит маленьких детей в полный восторг. Работая с классом, мы всегда бываем поражены, с каким сосредоточенным вниманием дети – даже пяти- и шестилетки – следят за тем, как мы учим их сморкаться. Это, на наш взгляд, происходит потому, что часто родители забывают научить детей самостоятельно проводить эту необходимую процедуру. В итоге дети сами учатся вытирать нос, но, как правило, делают это очень неумело, хватая платок за платком и размазывая слизь по лицу. Сморкание – это процесс, очень простой для взрослых и сложный для детей. Яркий пример того, как мы неосознанно оказываем негативное влияние на ребенка: сначала мы постоянно делаем это за него, пока ему не исполнится пять или шесть лет. И вдруг, когда он начинает ходить в детский сад или в первый класс, мы ожидаем, что он сможет вытирать нос самостоятельно, умело и с легкостью, как по волшебству, без какой-либо предварительной подготовки.

Для самостоятельного принятия ванны прикрепите на стену ванной комнаты крючок на удобной для ребенка высоте, приготовьте полотенце и мочалку такого размера, чтобы ребенку было удобно с ними обращаться. Используйте полотенце для рук или купальное полотенце, разрезанное пополам и подшитое. Возьмите маленькую губку для лица или сшейте небольшую тряпочку для мытья. Мыло также должно быть небольшого размера, удобного для ребенка. Идеальный вариант – кусочек мыла такого размера, какой обычно дают в гостиницах. При необходимости разрежьте большой кусок мыла пополам. Ваша цель – активное участие ребенка в купании. Позвольте ему поучаствовать в каждом этапе этого процесса.

Мытье головы часто оказывается для малышей травматичным переживанием, потому что взрослый пытается контролировать весь процесс. Лучше выдавите себе на ладонь небольшое количество шампуня и позвольте ребенку втереть его себе в волосы. Можете попробовать налить одну порцию шампуня в маленькую бутылочку и дать ребенку, чтобы он сам выдавил его себе на ладонь. Конечно, ребенок будет втирать шампунь только в одном месте, но вы можете исправить ситуацию, сказав: «Теперь моя очередь». Ваш ребенок сможет принять участие и в смывании шампуня, если вы позволите ему набирать воду в чашку и выливать себе на голову. Делая это по очереди, вы добьетесь желаемого результата.

Мытье рук – это очень важный гигиенический навык, необходимо, чтобы он как можно раньше вошел в привычку. Следовательно, этот процесс необходимо тщательно продумать. Подготовьте устойчивую подставку, чтобы ребенок мог достать до раковины в ванной комнате, маленький кусочек мыла в мыльнице, небольшое полотенце для вытирания рук и, при желании, маленькую щеточку для ногтей. Если вы не пожалеете времени на то, чтобы методично и постоянно – как и в случае с другими гигиеническими процедурами и повседневными делами – демонстрировать ребенку процесс мытья рук, ребенок научится мыть руки в очень раннем возрасте, и, главное, ему будет очень нравиться это делать. Также ребенок может умываться так часто, как это необходимо. Как и для вытирания носа, для умывания понадобится небольшое зеркало.

Самостоятельность детей в вопросах личной гигиены зависит от того, насколько родители готовы к совместной работе. Для того, чтобы получать удовольствие от совместной работы с детьми, нужно интересоваться ими, видеть в них людей, проходящих процесс развития. Взрослый должен быть искренне заинтересован этим процессом, готов уделять время тому, чтобы понять, изучать, наблюдать в действии, поддерживать ребенка. Каждому, кто работает с детьми, следует развивать у себя такое отношение. Дома наша цель – относиться к ребенку как к уважаемому члену семьи. Он не домашний питомец, за которым нужно ухаживать, кормить, убирать и расчесывать, как собачку. Он человек, способный уже с первых дней жизни начать свой путь к самостоятельности. Эта независимость основывается не только на вкладе ребенка в жизнь всей семьи путем участия вповседневных делах, как описано в предыдущей главе. Она включает в себя все вопросы ухода за ребенком: от сна, еды, одевания, использования туалета до всех процедур по уходу за внешностью: причесывания, чистки зубов, вытирания носа, принятия ванны, мытья головы, мытья рук и умывания. Когда знакомство с этими процессами приходится на чувствительный период развития, то каждое новое достижение на долгом пути к самостоятельному уходу за собой наполняет сердце ребенка младше трех лет радостью, гордостью и уверенностью.

 

Глава Восьмая

 

Язык и умственные способности

 

Способность младенцев абстрактно мыслить и выражать мысли развивается не только благодаря скоординированным движениям рук и взаимодействию мозга с окружающей средой, но и через познание языка. Таким образом, умственные способности детей тесно связаны с качеством и количеством языкового воздействия. Мы можем определить, что умственные способности состоят из двух взаимосвязанных компонентов. Во-первых, умственные способности включают в себя возможность формирования идей и понятий совместно со способностью обучаться, понимать их, размышлять о них, и впоследствии, определяя связи между ними, выстраивать логические цепочки. Во-вторых, интеллект подразумевает способность брать продукты аналитического и синтетического мышления и использовать их для лучшего понимания и преобразования окружающего мира. В дополнение к вышесказанному: для того, что появилась возможность выражаться символически, наши навыки должны быть хорошо развиты. Другими словами, мы должны быть способны не только действовать продуктивно и независимо от нашего творческого и рационального мышления, но также уметь объяснить другим, что мы только что сделали, а также что собираемся делать дальше. Наш рассказ о развитии языка и интеллекта у детей охватывает как способность к абстрактному мышлению, так и коммуникативные навыки.

Способность к эффективному общению постепенно увеличивается с первых дней жизни. Родитель и младенец постоянно ведут диалог друг с другом посредством жестов, мимики и эмоций: младенец старается выразить свои чувства, нужды и описать свое состояние, а родитель старается понять то, что хочет выразить ребенок и удовлетворить его потребности. С самого начала язык мимики и жестов является основным инструментом человеческого общения. Но звук — также неотъемлемый аспект невербального диалога между родителем и младенцем. Все младенцы кричат, а многие кричат очень много, особенно, в первые месяцы жизни. Младенец кричит по-разному, чтобы выразить разные нужды: «Я голоден», «Мне холодно (жарко, влажно)», «Мне надо спать», «Мне нужно двигаться». Если родитель внимательно слушает ребенка, одновременно наблюдая за его поведением, он со времен научится правильно реагировать на разные виды плача.

Именно в этом, первом, общении с другим человеком, младенец начинает длинный путь к познанию самого себя, как объекта отдельного от окружающего мира. Посредством невербального общения и звуков на этом этапе жизни ребенок инициирует конкретное действие родителей и принимает его. Таким образом, он учится влиять на поведение других людей. Конечно, это влияние в первые годы жизни не является абсолютным. В конечном итоге, ребенок понимает свое место в мире и то, что он является таким же человеком, как и все остальные - одним из многих. С другой стороны, если родители излишне обеспокоены и вследствие этого чрезмерно угождают ребенку, у него может развиться ложное чувство всемогущества, что не сулит ничего хорошего для его дальнейших отношений с миром. Таким образом, задолго до того, как звук и символ объединяются в язык, устанавливается обязательная основа для понимания того, кто, что и где мы в этом мире, равно как и способность эффективно общаться с другими людьми.

Сейчас мы начнем прослеживать связь звука и символа в языке младенцев: процесс, который развивает умственные способности человека, и который является уникальным для всех людей, наравне с развитием хватательного навыка.

 

Развитие устной формы языка.

 

Мы констатировали, что дети запрограммированы на использование языка символов. Они узнают человеческую речь с самого рождения, так как до этого слышали приглушенные голоса, находясь в утробе. Опыт, полученный в пренатальный период, заставляет младенца выделять голос матери среди всех остальных. Однако при рождении мозг уже способен различать фонемы, представленные во всех языках. Таким образом, в первые недели жизни возможна адаптация к любому языку. К шести месяцам, однако, у детей уже активируются нервные структуры, ответственные за распознавание фонем окружающего их языка, а распознавание чужих языков ослабевает.

Человеческий язык требует, чтобы младенец брал бессмысленные звуки и комбинировал их особенным способом, чтобы получить определенное значение, смысл. В отличие от людей, животные не могут довести этот процесс до такого уровня сложности. С другой стороны,младенцы в процессе практики произношения звуков «к» и «о» могут произнести «ко» — по-прежнему бессмысленную комбинацию звуков. Но однажды, они случайно добавят «т», и произойдет чудо, — появится слово, имеющее смысл.

К двум месяцам двигательные нервы детских органов речи становятся миелинизированными, и ребенок получает способность произносить звуки. Сначала, он произносит только гласные звуки. Гласные фонемы приблизительно одинаковы во всех языках и их намного легче произносить в первые месяцы жизни. Поэтому дети приблизительного одного возраста в разных уголках земного шара начинают свою речь со звуков «о-о» и «а-а».

Начав лепетать в первые месяцы жизни, младенец учится не только потому, что слышит чужие голоса, но и потому что слышит те звуки, которые производит сам. Он практикуется в произношении звуков как будто пытается произносить их с особой точностью или для произведения определенного эффекта, укрепляя речевой тракт и мускулы путем многократного повторения. Начиная с двух месяцев жизни, важность произношения и восприятия звуков на слух для развития языковых навыков младенцев становится еще одной значимой причиной для того, чтобы не пользоваться сосками-пустышками. Соски эффективно заставляют ребенка замолчать - как будто он вообще не в состоянии произнести ни звука. К шести месяцам дети способны комбинировать гласные и согласные звуки, произнося то, что принято называть «классическим лепетом». Через сосание груди, они разработали мышцы губ и языка, необходимые для произнесения звуков б, д, м, н и других. Теперь ребенок способен создавать комбинации повторяющихся звуков: «ма, ма» и «ба, ба, ба», упражняясь в произнесении звуков и прислушиваясь к собственному голосу.

Интересно, что количество и качество детского лепета связано с количеством внимания, которое родители уделяют ребенку. Если родитель отвечает, слушая или подыгрывая, ребенок лепечет больше. Соответственно, чем меньше реакция родителя, тем меньше лепечет ребенок. Диалог — неотъемлемая часть жизни для ребенка и родителя. Будучи родителями, мы должны разговаривать и ждать, пока ребенок нам ответит, что бы мы ни делали - купали, одевали, кормили или ухаживали за ним. Давайте названия тем предметам, которые используете, и описывайте каждое действие. Делайте это простыми словами, но понимая, как важно это для самоопределения ребенка. Говорите медленно, помня, что скорость восприятия у ребенка в два раза меньше, чем у взрослого. Ситуация выравнивается, когда ребенку исполняется примерно 12 лет. Говорите так, чтобы на некотором уровне ваш ребенок мог вас понять. Помните, что вы закладываете основу для развития у ребенка способности к общению. Мы никогда не можем сказать точно, в какой момент ребенок начинает нас понимать, и в большинстве случаев это становится неожиданным сюрпризом. Однако к девяти-десяти месяцам большинство детей совершают этот подвиг. Ребенок открывает для себя, что значение может передаваться звуком, возможно начиная при этом использовать короткие слова, принятые в обществе («пока»), или называя членов семьи. Постепенно ребенок создает связи между каждой разновидностью звука и объектом или действием. Он понимает больше, чем может передать, и поэтому часто расстраивается — указывает на что-либо, старательно выговаривая звуки в надежде получить желаемую реакцию от родителей. Мы рассматриваем его разочарование как негативный опыт, поэтому спешим дать ему то, что нужно, как только понимаем, что он имел в виду. Но разочарование – это как раз тот движущий фактор, который ребенку выйти за рамки произнесения только отдельных звуков. Провести связь между звуком и значением- это сложная работа. Нам стоит только вспомнить о Хелен Келлер, и то, каким ей открылся этот мир через связь ее чувств и языка символов, чтобы представить то, какие усилия требуется приложить и те ощущения, которые испытывает ребенок, постепенно осваивая язык.

На первом году жизни ребенок уже выучил примерно шесть слов. Он продолжает добавлять по несколько существительных и выражений каждый месяц. Однако, достигнув рубежа в пятьдесят слов, ребенок начинает заучивать новые слова каждый день. Этот «прорыв», стремительное увеличение словарного запаса происходит у большинства детей в период от двенадцати до двадцати месяцев благодаря бурному развитию мозга в этот же период времени. Метаболическая активность и формирование синапса коры головного мозга (в особенности левой теменной доли, зоны хранения и считывания вербальной информации у взрослых) достигает максимального уровня.

В течение следующих четырех-пяти лет ребенок может заучивать по новому слову каждые два часа. Эта невероятная возможность запоминать слова и их значения остается и в период начальной школы. Именно по этой причине Монтессори предложила такую продолжительность обучения, при которой детям представляются обширные факты и описания мироустройства в первые двенадцать лет жизни: сначала через «ключ к миру» - так она называла свои материалы в домах ребенка для детей от трех до шести лет, а позднее через «ключи к вселенной» - термин для учебных материалов начальной школы для детей от шести до двенадцати лет.

Одним из наиболее интересных аспектов развития языка у детей является врожденная реакция мозга на слова как отражение целого, а не части какого-либо объекта или его индивидуальных качеств — например, как в слове «лист». Ребенок также узнает, что есть слова, которые определяют классы предметов, а не просто индивидуальных представителей класса. Слово «листья» относится ко всем типам листьев: кленовым, ивовым, сосновым,и так далее. Третья врожденная особенность позволяет ребенку узнавать, что новое имя, присвоенное чему-то, чье название уже известно, определяет новое качество предмета или какую-то его часть. Следовательно, «зеленый» относится к качеству листа, а «стебелек» к его части.

Звуки комбинируются со значением, давая нам словарный запас и способность называть все, что находится вокруг нас. Именно грамматика позволяет нам передавать наши мысли другим. Овладение грамматикой происходит очень рано, сразу после того, как ребенок познает слова. К возрасту четырех лет ребенок уже объединяет все правила синтаксиса. Грамматика говорит нам о том, что значение определяется либо порядком слов, либо изменениями в начале или конце слова или окончаниями. Поэтому даже двухлетний ребенок может сказать: «Я бегу», или «Я вижу мяч», а не «бегу я» или «мяч вижу» (в данном примере речь идет об английском языке, где строго фиксированный порядок слов — прим. пер). Дети начинают выстраивать все больше и больше слов в одну цепочку в правильном порядке, но сначала возможно выпадение нужных окончаний или целых слов, например, предлогов или артиклей. Дети могут сказать: «Собака бежит лес» вместо «Собака побежала в лес». Постепенно они научатся использовать окончания и начнут употреблять предлоги, множественное число существительных и притяжательные местоимения. В самом конце они научатся добавлять артикли и пользоваться глаголами совершенного и несовершенного вида, и местоимениями третьего лица. «Он прыгнул на кровать» => «Он запрыгнул на свою кровать»

Логика подсказывает нам, что освоение грамматики не происходит благодаря подражанию речи взрослых. Если бы это имело место, дети бы не использовали конструкций типа «Она имеет» вместо «У нее есть». Дети экспериментируют с грамматикой методом проб и ошибок. Они интуитивно подбирают правила построения словосочетаний, различные окончания, равно как и определяют функцию слов в предложении (существительное — что такое, кто такой; глагол — что делает или в каком состоянии предмет находится; прилагательное — какой он). На определенном этапе дети начинают понимать правило для глаголов прошедшего времени: нужно прибавлять к глаголам суффикс «л» в русском языке или окончание –ed в английском. В тех языках, где присутствуют неправильные глаголы, могут возникнуть затруднения, так как ребенок начнет интуитивно добавлять к ним «стандартные» окончания или суффиксы. Но, что интересно, до тех пор, пока они не откроют для себя какое-то правило, дети не делают подобных ошибок. В английском языке примерно 180 неправильных глаголов, для которых дети должны запоминать правильные окончания для прошедшего и других времен. Им также приходиться запоминать множественное число существительных, сравнительные и превосходные степени прилагательных. Типичный пример ошибки, которую допускают дети: «хороший – хорошее», вместо «лучше».

Так как развитие языковых навыков влияет на понимание ребенком того, что происходит вокруг, а также на способность сообщить окружающим о своих нуждах, таким образом побуждая их к действию, - этот процесс оказывает самое сильное влияние на интеллект ребенка, также как и на его социальную сущность. На самом деле, качество языка, в среде которого ребенок находится, постоянно изменяет структуру его мозга и его функции. К трем годам ребенок уже достиг определенных результатов в овладении языком, а также во многих других сферах самоопределения. Очень важно оказывать соответствующую лингвистическую помощь ребенку с момента рождения, а также удалять все препятствия, с которыми он может столкнуться. Ушные инфекции, например, следует лечить сразу же - ведь обеспечив отток лишней жидкости, мы вернем ребенку полноценный слух.

Гены играют такую же важную роль в способности ребенка усваивать языки, как и в его росте или цвете глаз. Однако, исследования показывают, что способность к чтению наследуется только на пятьдесят процентов, а способность к письму - на двадцать. Статистика дает нам понять, что есть прекрасная возможность оказать влияние на развитие способностей. Для того, чтобы повлиять на гены, родителям не нужно быть хорошо образованными или финансово обеспеченными. Наоборот, эти исследования свидетельствуют о том, что важнее всего то, как родитель взаимодействует с ребенком. Этот вывод находит свое подтверждение во всех областях языка в течение всей начальной школы: чтении, правописании, речи, способности воспринимать на слух.

Очень обнадеживает, что родителям не требуется высшее образование, для того чтобы помочь своему ребенку в освоении языка. Однако, родители должны знать, что будет полезно их ребенку, а что нет. Прежде всего, хорошая грамматика и чистое произношение очень важны, а качество слов, с которыми сталкивается малыш, напрямую соотносится с ег<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: