Монтессори с самого начала




Паула Полк Лилльярд

Монтессори-педагогика с самого начала

Раннее развитие ребенка дома от рождения до трех лет

Содержание

Предисловие

Линия Времени по психомоторному развитию

Введение

1. Строительство человека

2. Приветствуя новорожденного

3. Открытие мира

4. Рука и мозг

5. От ползания к координации

6. Жизненная практика

7. Забота о самом себе

8. Язык и интеллект

9. Развитие воли

10. Заключение

Благодарности

Библиография

Указатель

 

Предисловие

 

Каждое утро, мы приветствуем детей и их родителей в прихожей. Однажды, одна молодая мама, немного задержалась в дверях классной комнаты, прощаясь с двумя старшими детьми. Она решила рассказать нам, какую радость приносит ей общение с ее третьим ребенком, рожденным несколькими неделями раньше. "Я хотела бы поблагодарить Вас за то, что Вы сделали для наших родителей (речь идет о курсе, который мы ведем). Когда рождается первый ребенок, неизбежен испуг. А Вы трансформировали его в радость." Она сделала паузу и ­задумалась на мгновение, затем продолжила. "Не только радость; нечто более интересное ­и полезное – уверенность в себе, силы спокойно делать непростую работу материнства. Мне хочется плакать, когда я об этом говорю". Она повернулась и пошла, но потом вдруг вернулась и добавила мягким голосом: "Вы показали мне, что именно надо делать". Моменты, подобные этому, но происходившие с другими родителями, прошедшими наш родительский курс, вдохновили нас написать эту книгу.

 

Мы – две женщины, каждая из которых принадлежит разным поколениям: мать, Паула Лилльярд, и дочь, Линн Джессен. У нас общая миссия в жизни: понять детство и его ­цели и разделить это знание с родителями так, чтобы они, в свою очередь, смогли помочь своим детям успешно прожить свое детство. Мы обе – учительницы начальной школы Монтессори, сертифицированные Международной Ассоциацией Монтессори ­(AMI), находящейся в Амстердаме (Голландия), для работы с детьми от трех до шести лет. Линн так же – сертифицированный учитель по программе Assistant-to-infancy (Помощник младенчества), призванной помочь развитию детей от рождения до трех лет. Паула имеет диплом магистра искусств в области Монтессори-образования Xavier University в Цинциннати, Огайо, и ранее написала три книги по Монтессори-педагогике: Montessori: A Modern Approach (Schocken books, 1972), – книга освещающая процесс обучения детей от трех до шести лет; Montessori in the Classroom (Schocken Books, 1980), представляет принципы Монтессори-педагогики, используемые в детском саду, а также Montessori Today (Schocken Books, 1996), которая описывает программу Монтессори для начальной школы.

 

В 1982 вместе с Джейн Линари, бывшей коллегой Паулы в Lake Forest Country Day School, мы основали Forest Bluff School. Эта школа состоит из начальной и средней школ Монтессори ­для детей от восемнадцати месяцев до четырнадцати лет. Дополнительно, в течение прошлых шести лет мы вместе вели ­родительский курс в Forest Bluff, который был посвящен потребностям ­детей от рождения до трех лет. Именно этот курс упоминала молодая мама в нашей прихожей тем весенним днем.

 

Каждая из нас пришла в педагогику Монтессори своим путем и в ­разное время собственной жизни. Чтобы дать Вам возможность более полно понять ­события, которые привели нас к этому, мы хотели бы поделиться некоторыми главами наших личных историй.

 

Паула, мать пяти дочерей, теперь уже бабушка восьми внуков от новорожденного до двадцати одного года. Вот рассказанная ею история.

 

Я вышла замуж вскоре после окончания Smith College и растила своих детей в 50-ых и 60-ых годах. В те дни, когда Бетти Фридман еще не написала свою книгу The Feminist Mystique (Мистика феминистки), иженщины стремились быть дома в качестве «полнодневных» жен и матерей. Мое поколение часто работало на добровольных началах, и именно так я начала интересоваться Монтессори-образованием. В начальной школе, где учились моя дочь Линн, шести лет, и ее старшая сестра, Лайза, восьми лет, открыли дошкольный класс Монтессори. У меня было много сомнений насчет этого "старо-нового" образовательного подхода с его акцентом ­на "свободе" для детей. Когда руководитель школы предложил нашей семье привести в их класс нашего третьего ребенка, Памелу, которой тогда исполнилось три года, я добровольно согласилась быть ­помощником Монтессори-учителя. Я совсем не была уверена, что моей маленькой дочке понравится Монтессори-подход, но у меня был шанс находиться вместе с ней в классной комнате, а значит, всегда быть в курсе ее ситуации.

 

Кроме того, я хотела лично убедиться в том, как такие маленькие дети справляются "со свободой" в классной комнате Монтессори. Раньше мне приходилось работать в качестве учителя средней школы, и ничто в моем учительском опыте не говорило о том, что маленьких детей нужно оставлять "свободными" в процессе их собственного развития.

 

°°Ange!ine Lillard, Montessori: The Science Behind the Genius (New York: Oxford University Press, forthcoming). Angeline Lillard, Ph.D., профессор психологии University of Virginia и четвертая дочь Паулы, сестра Линн.

 

В дальнейшем я обнаружила, что образование Монтессори намного больше, чем просто свобода для детей. Этот метод требует наличия подготовленного учителя, который понимает, как дети развиваются, и имеет опыт создания структурированной среды, отвечающей детским потребностям в каждом возрасте. Дети, оказывается, вовсе не свободны делать все, что им хочется, как я думала прежде. Но они свободны в выборе "работы", то есть, возможности участвовать в конструктивной и целенаправленной деятельности, в процессе которой они узнают, как люди ведут себя в обществе. (сноска: "Для более детального описания этого первого опыта в ­классной комнате Монтессори, см. книгу Paula Polk Lillard, Montessori: A Modern Approach, pp. viii-xi.)

 

Постепенно я начала осознавать, что быть матерью – это гораздо больше, чем просто кормление, купание, одевание, игра и любовь к младенцам и маленьким детям. Дети моложе шести лет не есть миниатюрные существа, постепенно становящиеся большими, подобно тому, как семя превращается в большое цветущее растение. Они находятся в процессе самостроительства, проходя через ряд предсказуемых стадий развития.

Таким образом, мое материнство претерпело значительную трансформацию: из заботливого и любящего опекуна­ я превратилась в участника процесса открытия нового существа в стадии его становления. Меня постоянно занимали мысли о том, какой вклад я могла бы внести в этот процесс. Я занялась решением интеллектуальной и научной задачи огромного размера и значения.

 

В последующие годы современная наука доказала, что, действительно, младенческий мозг совершает экстраординарный подвиг по самостроительству, и внешняя окружающая среда в значительной мере определяет, каков будет этот процесс. Подобные открытия согревают сердце. Родители теперь знают, что их роль не просто важна – она является решающим фактором для будущего их ребенка. Однако, есть и неизвестная сторона этого постулата. Теперь Вы поймете причину моей решимости передать другим людям информацию, содержащейся в этой книге. Примем во внимание, что у моего поколения была только одна книга по уходу за ребенком, — оригинальный ­выпуск Common Sense Book of Baby and Child Care ­­д-ра Спока. Сказать честно, мы, не стесняясь, игнорировали большую часть этого труда, и, по-прежнему, перенимали опыт ­наших собственных матерей и бабушек. Сегодняшние матери могут воспользоваться тысячами книг по воспитанию детей, написанными психологами, педагогами и врачами. Такое изобилие литературы представляет калейдоскоп мнений людей с разным опытом и множество личных историй, дает противоречивые советы и слишком часто принуждает матерей конфликтовать самих с собой. Добавьте к этому полное непонимание, чьему совету следовать, и постоянное чувство вины. Это чувство часто испытывают матери, работающие вне дома. Для них задача воспитания детей превращается из радостного и интересного путешествия в утомительную работу.

 

Что делать? В этой книге мы возвращаемся к открытиям, сделанным в начале двадцатого столетия молодым врачом и пионером в области образования, Марией Монтессори. Ее наблюдения и "открытие ребенка" полагаются на мудрость прошлого, но устремляют нас в двадцать первое столетие. Современные исследования и технологии подтверждают каждое из ее наблюдений процесса развития детей, начиная с момента появления ребенка на свет. (сноска: Angeline Lillard, Montessori: The Science Behind the Genius (New York: Oxford University Press). Анжелина Лилльярд, доктор филологических наук, профессор психологии в Университете Вирджинии (США) и четвертая дочь Паулы, сестра Линн).

 

Прежде, чем дать краткий обзор глав этой книги, освещающих открытия, сделанные Монтессори, позвольте Линн – матери троих детей десяти, пятнадцати и девятнадцати лет, – рассказать о своем пути в Монтессори-педагогику.

 

«Первое, что я помню о Монтессори – это шероховатые буквы. Я училась в первом классе, а моя маленькая сестра – в дошкольном классе Монтессори. Мне казалось, что шероховатые ­буквы были волшебными. "Просто проведи по ним пальчиком, – думала я, – и буквы проникнут в твою голову!" Сама же Монтессори представлялась мне существом уникальным, и даже мистическим. Хотя многое из того, что она придумала, да и ее саму в те годы можно было реально увидеть.

 

Мое следующее воспоминание связано с посещением магазина вместе с моей матерью, которая помогала в организации трех начальных классов Монтессори в муниципальных объектах жилищного строительства и одного класса начальной школы в средней школе в центре голова. Тогда мне было одиннадцать лет, и я была уверена, что посещение этих классов давало детям возможность вырваться из бедности и найти свое место в обществе. Классные комнаты Монтессори были очень красивыми и аккуратными, они были сделаны с необычайной любовью. Каждое ведро, щетка, или метла подбирались тщательно, для каждой из вещей было отведено особое место в классе. Матери с особой заботой готовили своих детей к приходу в школу. Дети были красиво одеты, крошечные шнурки и ленты вплетались девочкам в волосы, мальчишечьи рубашки и брюки идеально выглажены. Любовь матерей к своим детям и вера в действенность именно Монтессори-метода, производила на меня большое впечатление. Однажды я принимала участие в выезде детей на ферму. Все эти крошечные пятилетки сидели на заднем сидении автобуса, напевая "Mr. Mixed Up, Who Do You Think You Are?" («Мистер Растерянный, кто Вы?") – популярная песенка 60-ых. Их открытость, энергия и жизненный энтузиазм тоже произвели на меня сильное впечатление.

 

Когда я была подростком, в мою обязанность входило каждый день провожать и встречать свою младшую сестру из школы. В конце дня я входила в ее классную комнату. Там царила особая атмосфера умиротворенности. Даже будучи шестнадцатилетней девочкой, мне было необычно видеть такое количество маленьких детей в спокойном и расслабленном состоянии. Учительница, сестра Анна (молодая католическая монахиня, одетая в черные одежды), с большим уважением обращалась со своими двадцатью восьми детьми. Но то, что меня больше всего покоряло – удивительное отношение к ней детей.

 

Затем, когда я училась на первых курсах Smith College, моя мать начала преподавать в детском саду Монтессори ­в пригородной начальной школе. И снова меня поразило, с какой тщательностью и заботой готовился класс. Я видела, что каждая вещь подбиралась целенаправленно, и абсолютно осознанно помещалась на определенное место в комнате. Там не было ничего просто для развлечения.

 

Однажды, приехав домой на каникулы, я пришла в Монтессори-класс, чтобы сделать фотографии для второй книги моей матери. Мирная атмосфера классной комнаты буквально ­заинтриговала меня, как и классная комната моей маленькой сестры. Моя мать с уважением относилась к детям. Они отвечали ей тем же, были общительны и в то же время обладали чувством собственного достоинства. Трудно ожидать такого от пяти и шестилетних детей в детском саду.

 

Приблизительно в то же время я начала замечать, что моя младшая сестра, у которой было самое продолжительное «Монтессори-прошлое», – в общей сложности около пяти лет, – всегда находила себе разные продуктивные занятия, могла часами сидеть, занимаясь письмом и иллюстрируя истории за кухонным столом, умела свободно выбирать себе занятия. Способность к длительной концентрации и дисциплине, которую такая концентрация требует, производили на меня сильное впечатление.

 

Было время, когда я в течение нескольких лет работала в детском лагере. Этот опыт подтвердил мои предположения о том, что дети ­по-разному ведут себя в окружающей среде, если она не отвечает их потребностям. Они меняли одну деятельность за другой каждые тридцать-сорок минут. Расписание и темп держат детей в тонусе целый день. Мы, учителя, в таком случае должны, например, помогать им перемещаться с одного конца лагеря в другой: от творческих занятий к плаванию и теннису, а затем к стрельбе из лука, и т.д. Если какая-либо деятельность требовала смены одежды, дети могли ее и пропустить, так как выделенных тридцати минут не хватало для переодевания и возвращения назад, плюс на само занятие.

 

Тогда мне не приходила в голову идея стать Монтессори-учителем Я обучалась в студии искусств в Smith Colledge и должна была стать художником. После окончания колледжа стала ходить на собеседования к потенциальным работодателям, и скоро появились сомнения насчет моей будущей профессиональной деятельности. С одной стороны, я обнаружила, что ничто, что я могла бы делать как человек искусства, не могло оказать серьезного положительного влияния на жизни других людей. Я хотела сделать мир лучше, а реклама, которой мне предстояло заниматься, была просто коммерческой карьерой. Мне не хотелось тратить свою жизнь на то, чтобы убеждать людей покупать вещи, в которых они не нуждались. Я находилась в сильном недоумении.

 

Как раз в это время моя мать предложила мне поехать в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы поучиться на Монтессори-курсе, который проводила Международная Ассоциация Монтессори (AMI). Я думала: "Не важно, стану я учителем или нет. Когда-нибудь у меня будут свои дети, и такое обучение мне пригодиться." Поступила на курс без каких-либо предубеждений. После первого дня лекций Margaret Stephenson, директора AMI курса, назначенной внуком Марии Монтессори, Марио Монтессори, который в 1968 году привез Монтессори-метод в Соединенные Штаты, я поняла, что «попалась». Каждый день приходила домой взволнованная. Думала: "Это могло бы изменить мир! Каждый ребенок представляет собой новую возможность, новое поколение!" В колледже социология была для меня единственным курсом, который, по-моему, имел потенциал положительного воздействия на мир, но все же, с взрослыми людьми была другая ситуация. У многих из них уже были свои проблемы. Но если появляется возможность работать с детьми в самом начале их жизни, то, возможно, к моменту становления их гражданами, они, действительно, будут способны внести настоящий вклад в общество.

 

Мне вспомнились события детства, связанные с Монтессори: красота подготовленной среды; уважительное обращение с детьми сестры Анны; умиротворенная атмосфера классной комнаты моей матери. Раньше я думала, что для того, чтобы использовать такой подход в воспитании и обучении детей, нужно быть особенным человеком. Курс Монтессори показал, что все люди способны на это. Я выбрала свой путь.

 

В течение последующих трех лет преподавала в двух школах Монтессори. Затем открыла свой первый Монтессори-класс в начальной школе ­в Forest Bluff School. В следующем году родился мой первый ребенок – Маргарет, и именно с ее рождением мой интерес к Монтессори-педагогике значительно повысился: я прошла курс Assistant-to-infancy («Помощник младенчества»), а позже и школьный курс. В 1985 поехала в Хьюстон, Техас, на Курс Assistant-to-infancy («Помощник младенчества»), который вели Judi Orion и Silvana Montanaro, Монтессори-тренер из Рима.

 

Со мной происходило вот что. Во-первых, с моей двухлетней дочерью Маргарет все шло не так, как надо. А, во-вторых, я поняла, что почти ничего не знаю о детях моложе трех лет. Мне было понятно, как предоставить свободу двухлетнему малышу, но как, например, научить его уважать границы? Я все знала о предметах, которые помогли бы моей дочке развить интеллект,­ но у меня не было не малейшего представления о том, как помочь ей развить внутреннюю ­дисциплину. В моем распоряжении были обрывки информации о подготовке окружающей среды для младенцев (Judi и д-р Montanaro помогли мне сделать демонстрационную среду на международной ­конференции Монтессори в Lake Forest College рядом с моим домом сразу после того, как родилась Маргарет). Впоследствии я установила детскую кроватку на полу так, чтобы Маргарет могла свободно выбираться из нее и перемещаться по спальне, пыталась вовлекать ее в домашнее хозяйство. Понимаю, что я постоянно следовала за доктором Montanaro, задавая ей вопросы, и наблюдая, как она сама взаимодействует с детьми. В отличие от тех студентов, у которых еще не было детей, я знала, какие вопросы задать. Все же, мое замешательство в вопросах воспитания продолжалось. Несмотря на близкие и нежные отношения с Маргарет, я все еще не знала, как помочь ей овладеть своим поведением. Наконец, однажды, д-р Monta­naro повернулась ко мне, и пристально взглянув, сказала: "Никто не собирается любить этого ребенка!" Она все время повторяла, что я должна учить Маргарет жить в мире, где НЕ она является центром, и что не все ее желания должны осуществляться. До меня, наконец, дошел смысл слов д-ра Montanaro, и появилась отвага действовать, согласно ее рекомендациям.

 

Привожу две истории, которые хорошо иллюстрируют вышесказанное и помогают представить картину проблем, перед которыми я оказалась. В два года Маргарет привыкла, что ее всюду носят. Я была ее "человеческой лошадью." В течение двух дней д-р Monta­naro наблюдала, как дочка болтается на моем бедре, когда я несу ее к автомобильной стоянке. На детском личике было такое выражение, будто ее мать, да и весь мир принадлежит ей одной. К третьему дню д-р Monta­naro наблюдала это уже пять раз. Тогда она сказала мне: "Поставь ее на землю и пусть идет!" Я ответила: "Это не сработает. Она не пойдет." Д-р Montanaro сказала: "Поставь дочку на землю! Я буду наблюдать за вами. Прямиком направляйся к автомобилю и заведи беседу со своей подругой Кэрол. Поощряй Маргарет следовать за Вами, но Вы должны продолжать идти". Мы начали эксперимент. Сначала Маргарет была в полном недоумении. Она упала на землю, затем подняла голову и увидела, что я продолжаю идти без нее. Она встала, пробежала пять или шесть футов, потом опять упала на землю и снова подняла голову, чтобы посмотреть, иду ли я. Это действие повторялось три или четыре раза прежде, чем Маргарет справилась с последней частью пути и вся заплаканная прибежала к машине. Д-р Montanaro сказала: "Никогда не несите ее снова! У нее есть свои собственные ноги, чтобы ходить". Я была поражена, как быстро Маргарет научилась ходить рядом со мной. У моей дочушки было 2 проблемы: во-первых, я уже успела приучить ее к тому, что ее постоянно носят и, во-вторых - каждый раз, когда это случалось, это было ее решением, а не моим".

 

 

Вторая история случалась каждый раз во время обеда. Маргарет соглашалась есть только, сидя на моих коленях. Д-р Montanaro сказала: "Не позволяйте ей сидеть на Ваших коленях!" Я возмутилась: "Она прокричит все обеденное время! Это нечестно по отношению к моим соседям по комнате!" Д-р Montanaro ответила: " Вы все должны притвориться, что Вы слушаете симфонию Бетховена. Продолжайте Вашу трапезу. Приглашайте ­Маргарет к общению. Не надо делать вид, что ее там нет, но в то же время не поддавайтесь влиянию ее крика". Так же, как и в предыдущем случае, когда у нее не оставалось иного выбора, кроме как сделать так, как я ее просила, Маргарет сдалась. Снова я поняла, что у нее не было ни малейшей ясности о своем собственном стремлении, как я думала. Маргарет стала ощущать во мне некую новую «ауру власти». Как будто бы она говорила: "О, этот человек за меня отвечает!" В результате она расслабилась и стала принимать мое лидерство.

 

Во время остальной части Курса Assistant-to-infancy (Помощник младенчества) я узнала много существенных деталей. Больше всего меня впечатлило то, как быстро младенцы меняются. Взрослый тоже должен измениться для того, чтобы обеспечить малышу поддержку в развитии. Эти изменения относятся к несметному количеству деталей, касающихся новорожденного ребенка, осваивающего науку движения; затем ползающего, и, наконец, малыша, умеющего ходить. Каждая из этих стадий предполагает что все это разные существа с различными потребностями. Содержание окружающей детей среды тоже должно меняться, чтобы соответствовать этим потребностям. Но больше всего меня потрясло то, как много существует различных способов помощи малышам в процессе прохождения ими различных стадий.

 

Опыт, который я получила с Маргарет, конечно, не был фактической частью курса. Это был мой "дополнительный курс» с д-ром Montanaro. Подобно тому, как все учителя на всех уровнях обязаны проходить курс повышения квалификации каждые три года, чтобы подтвердить свой диплом, я также считаю, что родителям следует постоянно повышать свой образовательный уровень – это является лучшей гарантией успешной Монтессори практики. Информация, которую получают люди на Монтессори-курсе, проводимом AMI, является бесценным наследием. Вам остается только задавать вопросы, и затем использовать полученные знания в ежедневном общении с детьми. Именно по этой причине я преподаю на родительском курсе в Forrest Bluff и провожу регулярные домашние консультации для родителей как часть этого курса. Мы никогда не сможем полностью понять детство, а также знать наверняка, как помочь детям достигнуть своих целей. То, что я могу сделать – это продолжать задавать новые вопросы и разделять полученное знание с другими.

 

В следующих главах мы представляем Вам стимулирующий и интеллектуально захватывающий подход к родительству.

 

Во введении мы начнем с краткого описания Монтессори-подхода к детям, а также ответим на вопрос, почему мы полагаем, что Марии Монтессори на самом деле удалось совершить "открытие ребенка". Монтессори понимала младенца как «незавершенное» существо, которое проходит ­определенные стадии развития в процессе саморазвития. Приводим так же объяснение ее революционного подхода к образованию.

 

Первая Глава, «Строительство человека», рассказывает о теории, которая лежит в основе практических разделов, составляющих основную часть книги. В этой главе мы покажем процесс самостроительства ребенка и то, как можно помочь формированию скоординированных движений, самостоятельности, языка и воли, используя ­определенные побуждающие средства.

 

Вторая глава, ­«Приветствуя новорожденного», представляет детальный план детской комнаты и преимуществ этого плана для родителей и малыша.

 

Третья Глава, «Открытие Мира», рассказывает о младенце как об исследователе; о средствах, которыми он располагает, чтобы ориентироваться в мире, и также о "работе", которую совершает ребенок в процессе саморазвития.

 

Четвертая и Пятая Главы, «Рука и мозг» и «От Ползания к координации», являются параллельными. Они детализируют развитие координации рук и равновесия тела. Иллюстрированная Линия Времени, изображающая оптимальную окружающую среду, призванную помочь процессу развития, следует за этим предисловием. (см. стр xxii-xxix).

 

Шестая Глава, «Жизненная Практика», предлагает варианты деятельности для ребенка, который только научился ходить и теперь использует две руки в нетерпеливом исследовании мира.

 

Седьмая Глава, «Забота о самом себе», объясняет, как помочь ребенку, приобретшему самостоятельность, использовать ее для повышения уверенности в своих силах.

 

Восьмая Глава, «­Язык и интеллект», прослеживает развитие категории порядка и интеллекта у младенца, так как они касаются уникального подарка человеку – ­языка.

 

Девятая Глава, «Развитие воли», описывает, как помочь развиться этой самой «труднодостижимой» из способностей человека – воли. Открытия в области развития ребенка, сделанные Монтессори, дают необходимое руководство родителям, когда они пытаются уравновесить свободу с ответственностью, таким образом, помогая ребенку достичь внутренней дисциплины, необходимой ­для полноценной и счастливой жизни.

 

В Десятой Главе мы подведем итоги и узнаем о желательных результатах, которые дает Монтессори-образование. Молодые взрослые, хорошо познают себя, включая свои сильные и слабые стороны, и, таким образом, достигают собственной цельности, а также стремятся продолжить учиться и бороться за ­лучший мир в течение всей своей жизни.

 

Монтессори с самого начала

 

Введение

 

В начале 20-го века Мария Монтессори, практикующий врач и профессор антропологии в Римском Университете, представила академическому миру потрясающую идею. Она утверждала, что человеческий младенец рождается как «незавершенное» существо, уникальная задача которого состоит в том, чтобы закончить свое формирование. Строительство самого себя продолжается в течение целого периода детства вплоть до взрослого состояния: от рождения до двадцати четырех лет. Такое заявление являлось революционным и неизбежно привело ко второму удивительному заключению. Образование ­должно начаться в момент рождения ребенка. Более того: нам надо пересмотреть содержание этого образования. Оно больше не может быть сосредоточено на простом вливании знаний в ребенка с уже зрелым мозгом – ум ребенка еще не готов к восприятию этих знаний. Образование должно помочь ­детям построить свой ум и продолжать строить его до тех пор, пока в двадцать четыре года не будет достигнута зрелость.

 

В течение всех предыдущих столетий педагоги считали ребенка сформированным существом и неким «транспортным средством», готовым к получению знаний, ранее открытых человечеством. Каким же образом Монтессори приходит к заключению, что ребенок не есть миниатюрный взрослый, но абсолютно другое существо! Что позволило ей использовать этот уникальное открытие и развить абсолютно новый подход к образованию?

 

Мария Монтессори была женщиной огромного ума и энергии. Нужно было обладать храбростью и неунывающим духом, чтобы выжить во времена мировых войн и революций. Ее отличительной чертой было сострадание ко всем формам жизни. Несмотря на хорошие способности к математике, удивительная восприимчивость к потребностям человека побудили ее выбрать медицину в качестве своей профессии. Сострадание к человеческой жизни, а также практический опыт в области медицины означало, что ее ум был хорошо подготовлен к наблюдению за детьми и открытиям, к которым ­привели эти наблюдения­.

 

Однако, не только наблюдения являются вкладом Монтессори в прогресс человечества. Для того, чтобы понять широту ее открытий и их значение для нашего будущего, мы должны обратиться к ее поиску человеческого духа в ребенке. Лучше всего можно проиллюстрировать этот пункт, описывая опыт работы с детьми в ее медицинской карьере. Монтессори была молодым медицинским доктором в Риме, когда ей поручили отвечать за здоровье несчастных детей в городских приютах. В своих письменных работах Монтессори называла этих детей "умственно отсталыми", так как они сильно отставали в развитии. По правде говоря, эти дети ­представляли собой весь возможный набор несчастий: это были сироты или те, то кого отказались родители, глухие или слепые, физически или умственно отсталые. Помещенные в нечеловеческие условия, они вели себя больше, как животные, чем как люди.

 

Во время еженедельных посещений, сострадательный молодой доктор искала намеки на человечность в поведении этих детей, а, следовательно, и способ достучаться до них. В своих работах она описывает одно посещение такого приюта и наблюдение за жизнью детей, ползающих по полу и собирающих крошки, оставшиеся после еды. Наставница, чья смена была в тот день, видела в этих детях только жадность. Монтессори заметила, что, несмотря на то, что у малышей не было ничего, чем можно было бы манипулировать или, что можно было бы исследовать, они, тем не менее, не ели подобранные крошки. Они упражнялись ими с помощью рук и пальцев. Но почему? Какую потребность человека удовлетворяло такое действие? После продолжительного наблюдения и исследования Монтессори постепенно начала понимать, что эти дети – тоже люди, и они тоже развивают свой интеллект, с помощью наших пяти чувств, и особенно через взаимодействие руки и головы. Поскольку наш мозг строит себя через «петлю» обратной связи от руки до мозга и обратно, Монтессори заявила, что ничто не может быть дано мозгу, прежде чем оно дается руке. Ее заключение состояло в том, что абстрактные идеи и вся возможная информация должны быть сначала даны маленькому ребенку в конкретной форме – той форме, которую можно будет обнаружить и исследовать. Собственно, с этого начального понимания развития мозга у маленьких детей, основанного на практическом ­опыте работы с детьми в экстремальных условиях приюта, берут свое начало все материалы Монтессори, так широко распространенные сегодня во всем мире.

 

В первые годы двадцатого столетия, когда Мария Монтессори только начинала свою работу с детьми, весьма распространенной была теория о том, дети имеют дьявольскую природу, нуждающуюся в исправлении. С точки зрения двадцать первого столетия это кажется странным умо­заключением. Устаревшие понятия, суеверия и вера в волшебные силы из предыдущих столетий, возможно, внесли недюжинный вклад в это убеждение. В последующие годы маятник нашей культуры качнулся в противоположную строну: дети стали считаться хорошими от природы. (сноска: для более ясного и основательного описания этой теории смотрите книгу James Davison Hunter, The Death of Character (Basic Books, 2000)

У Монтессори, как у настоящего ученого, был объективный взгляд на природу ребенка. Она делала акцент на ребенке как на несформированном, но по-человечески духовном существе. Это нейтральное представление о "хорошести" или «плохости» ребенка дало Монтессори возможность свободно наблюдать детское поведение без оценок и суждений.

 

В процессе поиска человеческого духа в каждом ребенке, Монтессори постепенно открывала стадии развития, которым следуют все дети и молодые люди. На каждой стадии проявляются некие жизненные силы, которыми природа наделяет людей, дабы помочь им достичь тех или иных целей. На основе идеи о периодизации развития человека были созданы методы, призванные помочь в этом путешествии к взросллсти. Монтессори заметила, что дети моложе шести лет очень эгоистичны, и даже эгоцентричны в своих действиях и отношении к другим людям. Ей важно было понять смысл этого явления. Оказалось, что эгоцентризм и есть естественный двигатель развития маленьких детей, обеспечивающий энергию для саморазвития. Вместо того, чтобы ­осуждать и корректировать поведение ребенка, в течение первых шести лет жизни, надо поддержать ребенка. Тогда будет возможным (конечно, не без надлежащей помощи взрослых) становление маленького ребенка в сильного взрослого человека, способного к независимому действию, самодисциплине, с развитым языком, а также основными академическими навыками письма, чтения и математики: другими словами, превращение ребенка в личность, способную внести реальный вклад в жизнь других людей.

 

М. Монтессори отметила и другие особенности детей моложе шести лет. Все они на разных стадиях развития проходят периоды интереса к разным видам деятельности. Например, есть период интенсивного впитывания порядка, развития языка и умения ходить. В течение каждого из этих временных отрезков, разных по продолжительности от нескольких месяцев до нескольких лет, ребенок столь сосредоточен на развитии какого-либо навыка, что игнорирует все другие, несмотря на то, что ранее они могли представлять для него большой интерес. Уровень его энергии и целенаправленность усилий при решении той или иной задачи развития могут быть экстраординарны, но они также резко заканчиваются, как и начались. Монтессори называла эти отрезки времени сенситивными периодами.

 

Другое явление­, которое Монтессори наблюдала у детей моложе шести лет, касалось их умственных способностей. Если ум ребенка не сформирован при рождении, как же малыш узнает об окружающем мире? Как сможет получить чувственный опыт и создать знание из этих впечатлений? Ясно, у ребенка должны быть некие иные способности учиться, отличные от способностей зрелого человека, с его уже сформированными нервными структурами и синапсами. Монтессори ответила на этот вопрос так. Вероятно, у ребенка есть способность впитывать окружающий мир, просто существуя в нем. То есть, малыш обладает особой абсорбирующей способностью, не основанной на выборочности. Все, что доступно для чувственного исследования сразу же отпечатывается в несформированном сознании малыша. Этот феномен первых шести лет жизни – способность впитывать окружающую среду подобно тому, как губка поглощает влагу из среды, Монтессори назвала "впитывающим разумом". Когда приходит время, впитывающий разум (так же как и сенситивные периоды) исчезает, и появляется новый способ обучения. Первые шесть лет жизни, благодаря которым ребенок получает естественное развитие и уникальную способность использовать впитывающий разум и сенситивные периоды, Монтессори считала первым и главным планом взросления человека.

 

 

Психологические особенности и умственные способности детей после шести лет отличаются от тех, какими обладают малыши. Монтессори не пыталась изменить поведение детей, она хотела понять его. Она, например, отмечала, что дети начальной школы между шестью и двенадцатью годами, начинают интересоваться своими сверстниками, но теперь не с точки зрения эгоизма младших, а из подлинного любопытства и желания понять мысли и действия других на более глубоком уровне. Вместо того, чтобы сосредоточиться на чувственном исследовании мира, они хотят теперь отдать свою энергию общению и совместным действиям с другими детьми. По существу, они превращаются из "сенсорных ­исследователей» в "социальных исследователей". Это превращение представляет собой экстраординарный сдвиг в фокусе детского внимания.

 

Кроме того, теперь ребенок способен, основываясь не на знании других, а на использовании своего собственного интеллекта и воображения, различать реальное и нереальное, хоть и на детском уровне. Между сенситивными фазами первого периода развития и второго нет параллелей, но есть признаки определенного интереса, которые помогают ребенку проявить свою социальность. Монтессори называла их «психологическими особенностями». Они включала в эти особенности живое взаимодействие детей с проблемами добра и зла, правосудия и несправедливости, лояльности и нелояльности, а так же с традициями людей, правилами и ритуалами их жизни. Старшие дети имеют экстраординарную энергию, они физически более здоровы, чем малыши. Имея в своем арсенале огромный интерес к различным проявлениям жизни и недавно сформированную способность рассуждать, они находится в самом интенсивном периоде обучения. Монтессори называла этот период "интеллектуальным периодом". Благодаря своей физической и умственной силе, большому интересу к жизни, а также способности воспринимать абстрактные вещи, ребенок в это время является приятным компаньоном и для своих родителей.

 

Монтессори называла годы от шести до двенадцати "­вторым периодом развития". Поскольку дети больше не погружены в свой внутренний мир, способны к абстра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: