Развитие науки в послевоенный период




Оглавление

 

Введение

1. Развитие науки в послевоенный период

2. Литература послевоенного периода

3. Искусство послевоенных лет

4.1 Живопись

4.2 Графика

4.3 Скульптура

4.4 Архитектура

4.5 Театр

4.6 Музыка

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Если заходит речь роли культуры в современном обществе, как правило, на ум приходят произведения художественной литературы, живописные картины. Но ведь всё это лишь небольшая, пусть и очень весомая частица культуры. Культура - очень важная часть человеческой жизни, которая проникает повсюду, проявляясь в самых разных формах. Она занимает в человеческой жизни неоднозначную позицию. С одной стороны, культура закрепляет наиболее ценные и полезные образцы поведения и передает их последующим поколениям, создает духовный мир человека, возвышая его над животным миром. Но с другой стороны, она способна с помощью нравственных норм закреплять несправедливость, суеверия, бесчеловечное поведение. Современный человек не является таковым, если он относится к наследию мировой и отечественной культуры с равнодушием и неуважением. Человек становится по-настоящему культурным только тогда, когда он стремится быть широко образованным.

В своей работе я хотела отразить культурную жизнь советского народа в послевоенный период. Данная тема актуальна тем, что в послевоенное время народу в целом не хватало новых впечатлений, не касающихся военной тематики. Также перед деятелями искусства была поставлена задача, мотивировать народ жить дальше не смотря на трудности этого времени, потому что Великая Отечественная Война привела в упадок развитие культуры нашей страны. Невозмещаемой утратой явилось уничтожение почти целого поколения людей, которые родились в начале двадцатых годов. Война стерла с лица земли многие памятники культуры, Новгородские и Смоленские соборы, дворцы Ленинградских пригородов, янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов, привела к падению образованности в России.

Также, я считаю, что современное поколение заинтересовано в том, что люди того времени, наши бабушки и дедушки, не имеющие почти ни гроша в кармане все же ходили в театры, на концерты, записывались в разные поэтические клубы.

Целью моей работы является изучение и оценка культуры и искусства послевоенного времени, через которые была передана боль людей, живших тогда, а так же патриотический дух победы.

Задачи, которые я перед собой поставила, это исследование развития науки, литературы и искусства в послевоенный период.

Литература, которая мне помогла в написании реферата оказалась крайне полезной. Больше всего мне понравилась книга Сахарова А.Н. "Жизнь России в послевоенный период", так как именно в этой книге оказалась самая нужная информация для моего реферата. Остальные источники были не менее полезны, но достаточный объём необходимой информации, я получила из книги Сахарова.


Развитие науки в послевоенный период

 

В этот период в системе Академии Наук СССР появляются новые институты: физической химии, геохимии и аналитической химии имени В.И. Вернадского, высокомолекулярных соединений, точной механики и вычислительной техники, высшей нервной деятельности, радиотехники и радиоэлектроники, научной информации, языкознания, славяноведения.

Заложенная еще при Сталине база научных достижений СССР в области космических исследований, ядерной энергетики и электроники была возобновлена. В конце 1940-х начале 1950-х были созданы предприятия, по выпуску высокотехнологичной продукции, которая не уступала лучшим образцам мира.

В конце 50-60-х годов СССР вступил в эпоху научно-технической революции, страна была заинтересована в научных исканиях, открывались не только новые НИИ, но и целые научные городки. Было организовано Сибирское отделение наук и Академгородок Новосибирска, в том числе, институт ядерной физики в Дубне (Подмосковье).

Одним из главных мировых центров в области науки явился институт атомной энергии, созданный русским ученым И.В. Курчатовым в 1943. Русские ученые создали важную отрасль науки - физику высоких и сверхвысоких энергий, которая находит самое широкое промышленное применение в строительстве атомных электростанций и технических средств, работающих на атомных двигателях. В конце 1957 был спущен на воду 1-ый в мире ледокол с атомным двигателем (получил название "Ленин"). В 1958 вступает в эксплуатацию АЭС в Сибири мощностью 100 тыс. киловатт. В 1957 Объединенный институт ядерных исследований под руководством Д.И. Блохинцева построил самый крупный в мире (по тем годам) синхрофазотрон.

В 1946-1955 в нашей стране наблюдаются значительные изменения в исследованиях по ракетостроению. В целом, Россия даёт основы современному ракетостроению. Был создан целый ряд различных типов ракет, осуществляется последовательная программа изучения верхних слоев атмосферы с помощью зондирующих ракет. Под руководством С.П. Королева происходило воплощение многих идей и разработок теории космонавтики в промышленности. С начала 1950-х русская наука начинает развиваться в области создания межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и ракет-носителей. Для их запуска было положено начало строительству известного космодрома Байконур, где 21 августа 1957 происходит испытание первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты, она имела весомое военное значение. Таким образом, Россия начала космическую эру.

апреля 1961 был совершён орбитальный полёт вокруг Земли русским человеком, летчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным, на корабле-спутнике "Восток". Русские космонавты-исследователи того времени выполнили широкий круг работ по освоению космоса, тем прочно закрепив за Россией первенство в области ракетной техники и доказав превосходство многих направлений русской науки.

Наши учёные явились первопроходцами в создании квантовой электроники. Квантовая электроника, которая была разработана русскими учеными, она во многом повлияла на развитие физики в целом. Лазеры нашли применение в спектроскопии, исследовании плазмы, зондировании атмосферы, локации, космической связи, вычислительной технике, медицине.

в 1946 были созданы реактивные самолеты "МиГ-9" и "Як-15". С 1947 началось серийное производство реактивных истребителей "МиГ-15". В конце 1940-х - н. 50-х русские ученые получают важные результаты в области исследований больших скоростей. Теоретические и практические разработки М.В. Келдыша, Г.И. Петрова, М.Д. Миллионщикова, Г.П. Свищева и других русских ученых позволили создать новые формы крыльев и управления самолетов. В области прочности самолетных конструкций работали А.И. Макаревский, В.Н. Беляев, A. M. Черемухин и др. В 1950-х русская авиация становится сверхзвуковой. Первый русский серийный сверхзвуковой самолет "МиГ-19" имел скорость до 1450 км/ч.

Русские учёные добились больших высот и в других областях науки.

Русскими биологами А.И. Опариным, Ю.А. Овчинниковым и другими были получены очень важные результаты и сделаны новые открытия в области генетической теории, в изучении структуры и механизма деятельности клетки, физико-химических и биологических основ и закономерностей жизненных процессов живой материи, проблем экологии и рационального использования биологических ресурсов.

В середине 1950-х были открыты методы создания новых веществ с заданными химическими свойствами. Теория цепных химических реакций Н.Н. Семенова легла в основу создания новых полимеров, заменивших дорогие и естественные материалы. Его вклад в мировую науку был отмечен в 1956 присуждением ему Нобелевской премии.

Много неприятностей ожидало гуманитариев, особенно историков. Минц И.И., Разгон И.М., позднее А. Некрич и Н. Эйдельман, подвергались публичным проработкам и сразу стали естественно непререкаемыми авторитетами для коллег и читателей, а их книги дефицитом. Сегодня эти имена - бесспорная классика советской историографии. Многие ученые, и, в первую очередь, философ Александров Г.Ф., были обвинены в преклонении перед Западом.

Отечественная наука была поставлена на передовые рубежи, благодаря достижениям русских ученых. Страна получила приоритет во многих областях соперничества с западными странами в области мирового научно-технического развития.


Литература послевоенного периода

 

Литература первых послевоенных лет, а точнее её духовная основа была образована мироощущением, выстраданным и завоеванным народом-победителем. Страна нуждалась в скорейшем избавлении ран, которые нанесла война, поэтому свои идейные устремления литература тех лет направила на создание благоприятной нравственной и психологической атмосферы всенародного трудового подъёма. Россия, как страна освободительница заняла в мире особое место, тем самым для советской литературы были определены расширение проблематики и круг общественно-политических задач. Писатели того времени пропагандировали мир во всём мире, счастье человека, образ жизни советского человека и интернационализм (стихотворные циклы Бажана, Вургуна, Рустама, Симонова, Суркова, Тихонова). Советские писатели стремились раскрыть основной конфликт того времени - противоборство фашизма и антифашизма.

Интенсивное развитие документальной литературы было вызвано подлинным драматизмом, захватывающей достоверностью накопленной за военные годы жизненной информации и документальной литературы, которая была проникнута благородным стремлением оповестить Родину о заслугах её героев-партизан. Примером тому служат такие произведения как "Люди с чистой совестью" (1946) П.П. Вершигоры, "От Путивля до Карпат" (1945) С.А. Ковпака, "Подпольный обком действует" (кн.1-2, 1949) А.Ф. Федорова, "В Крымском подполье" (1947) И.А. Козлова, "Это было под Ровно" (1948) Д.Н. Медведева. Писатели раскрыли глубокий философский смысл победы над фашизмом, опираясь на действительные человеческие судьбы. Реальные герои Великой Отечественной войны, а точнее их образы, были нарисованы в романе "Повесть о настоящем человеке" (1946) Б.Н. Полевого. Вечная память о погибших, кровная боль за страдания Родины - эти темы звучали в произведениях Твардовского (поэма "Дом у дороги", 1946, стихотворение "Я убит подо Ржевом"), Исаковского (стихотворение "Враги сожгли родную хату"). Испытания военных времён были освящены в поэмах "Прометей" (1947) А.С. Малышко, "Над Ленинградом" (1948) М. Рагима. Военной проблематике были посвящены творческие поиски начинающих писателей К.Я. Ваншенкина, Е.М. Винокурова, С.П. Гудзенко, В. Давтяна, Ю.В. Друниной, М.А. Дудина, М.К. Луконина, А.П. Межирова, С.С. Наровчатова и других.

Советской литературой на каждом из своих этапов была поставлена задача, которая заключалась в создании образа положительного героя. В произведениях многих авторов была затронута тема возвращения к мирному труду. (Роман "Счастье" (1947) Павленко, "Ветер Золотой долины" (1950) Айбека, "Миллионеры" (1948) Мустафина, "Весна в Сакене" (1948) Г.Д. Гулиа, "Кавалер Золотой Звезды" (кн.1-2, 1947-48) С.П. Бабаевского, в поэмах "Флаг над сельсоветом" (1947) А.И. Недогонова, "Весна в "Победе”" (1948) Н.М. Грибачева, "Рабочий день" (1948) Луконина, "Утро над Минском" М. Танка, "Новое русло" (1948) А. Кулешова).

Советская литература выступала в эти годы в своей окрепшей многонациональной общности. Многосторонним изображением внутреннего мира и общественных отношений советского человека были наполнены романы "Кружилиха" (1947) В.Ф. Пановой, "Жатва" (1950) Г.Е. Николаевой, "Дни нашей жизни" (1952) В.К. Кетлинской, "Журбины" (1952) В.А. Кочетова, "Буря" (1945-48) Лациса.

Эпическая монументальность и тонкий лиризм были характерны для романов "Первые радости" (1945) и "Необыкновенное лето" (1947-48) Федина. Характер героев этих романов был наполнен жизненностью, типичностью и глубиной.

Был популярен такой жанр, как семейная хроника. Это были такие романы, как "Строговы" (1939-46) Г.М. Маркова, "Хребты Саянские" (1940-54) С.В. Сартакова, "Даурия" (1942-48) К.Ф. Седых, "Амур-батюшка" (1941-46) Н.П. Задорнова, "Алитет уходит в горы" (1947-48) Т.З. Сёмушкина, и др. Пьесы Сельвинского, И. Кочерги, Шанщиашвили и другие; поэмы "Тысяча восемьсот сорок восьмой" (1948) Антокольского, "Первороссийск" (1950) Берггольц, "Павлик Морозов" (1950) С.П. Щипачёва, "Хата рыбака" (1947) Я. Коласа, "Дневник мира" Танка, "Ленин" (1950) Расула Рзы внесли весомый вклад в историческую хронику. В поэзии, появились новые люди, которые принесли национальную проблематику и поэтическую традицию с новым содержанием, которое выражало принцип интернационализма. С каждым разом всё более появлялась потребность в художественном синтезе новых процессов современности. В романе "Русский лес", автор рассмотрел в глубоком историком и философском аспекте сложность периода, который страна переживала в то время.

Конец 50-х, был обусловлен появлением нового поколения (Бакланов, Бондарев, Быков, Богомолов). Также в те годы были созданы очень важные произведения оппозиционной литературы, которые ходили в перепечатках по рукам и были опубликованы лишь во второй половине 80-х годов ("Гулаг" А. Солженицына, рассказы В. Шаламова, "Новое назначение" А. Бека). Главная черта литературы 60-х годов - это поэтический бум. Появились непохожие друг на друга, самобытные поэты. Это Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, И. Бродский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, О. Сулейменов. Вместе с поэтическим бумом зародилась популярность авторской песни. Её представителями стали А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий.

Литература тех лет отражала духовный мир, сильного духом народа, выстоявшего перед натиском врага и сумевшего победить несмотря ни на что.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: