Планирование аудиторской проверки
Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”, 84 “Нераспределенная прибыль”, 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”, первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д., нормативные документы, регулирующие эти операции. Необходимо:
1. Выбрать личные дела и проверить, содержится ли в них информация о дате найма, разрешение на дополнительные выплаты, ставки оплаты труда:
· проследить рост оплаты труда, оформлено ли это приказами руководителя;
· пользуются ли бухгалтера информацией, отраженной в личных делах для начисления и удержания из оплаты труда.
2. Установить соответствие показателей аналитического учета по счету 70 с записями в главной книге и бухгалтерском балансе.
3. Изучить достоверность первичных документов, правильность их заполнения, проверить на наличие подписей должностных лиц, на правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах неоговоренных исправлений и подчисток.
4. Выбрать примеры записей из ведомостей по начислению оплаты труда:
· подтвердить документально начисления и удержания;
· пересчитать совокупные начисления, вычеты, чистые выплаты;
5. Проверить правильность удержания налогов.
6. Проверить периодичность и своевременность выплаты заработной платы.
7. Проверить достоверность записей в ведомостях на заработную плату.
8. Проверить удержания из оплаты труда:
· сопоставить ведомости на оплату труда с данными аналитических счетов по расчетам с бюджетом по налогам, удержанным с работников предприятия;
|
· соблюдение законодательства по налогам с физических лиц;
· изучение удержаний по отдельным наемным работникам;
· регулярность перечисления налогов в бюджет.
Для проведения аудита необходимо просмотреть первичные документы, сводные регистры, главную книгу и баланс.
Из первичных документов в выборку должны попасть:
· расчет по заработной плате при уходе в отпуск или увольнении;
· листки нетрудоспособности.
Обобщение и группировка данных по учету труда в ЗАО «Альфа» в условиях полной автоматизации производится на ПК. Поэтому здесь используются только:
· табели учета рабочего времени;
· расчетно-платежные ведомости;
· платежные ведомости на аванс;
· платежные ведомости на зарплату;
· расчетные листки на каждого работника.
После определения целей и задачей аудита, необходимо определить уровень аудиторского риска.
Аудиторский риск - риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как там возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.
Существуют два основных метода оценки аудиторского риска:
1) оценочный (интуитивный), наиболее широко применяющийся в настоящее время российскими аудиторскими фирмами, заключается в том, что аудиторы исходя из собственного опыта и знания клиента определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита;
|
2) количественный метод предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска (будет произведен ниже).
Предпринимательский риск - влияние не зависящих от аудитора обстоятельств деловой активности клиента на ухудшение его финансовых позиций в то время как аудитор подтвердил их устойчивость.
Аудиторский риск является предпринимательским риском аудиторской фирмы, поэтому его величина отражает положение фирмы на рынке аудиторских услуг и степень конкурентности рынка.
Предварительно установленная величина аудиторского риска отражает склонность аудитора к риску, его представление о той экономической среде, в которой он действует.
Для того, чтобы определить предпринимательский риск, воспользуемся критериями оценки предпринимательского риска, рассмотреные в Таблице 1.
Таблица 1 - Критерии оценки предпринимательского риска
Критерии | Оценка фактора риска | Уровень предпринима-тельского риска |
Определение экономической ситуации, в которой функционирует предприятие | Стабильная | Высокий |
Определение отрасли функционирования | Стабильная | Высокий |
Политика управления на предприятии | Пассивная | Низкий |
Система контроля на предприятии | Слабая | Высокий |
Результаты аудита прошлых лет | Не было проверки | Высокий |
Частота смены руководства | Низкая | Низкий |
Финансовое положение компании | Среднее | Высокий |
Репутация управляющих и владельцев | Хорошая | Низкий |
Их опыт работы | Низкий | Высокий |
Продолжение Таблицы 2
Критерии | Оценка фактора риска | Уровень предпринима-тельского риска |
Собственность | Общество | Низкий |
Понимание клиентом роли и ответственности аудита | Высокое | Низкий |
|
Далее, используя формулу факторной модели аудиторского риска, можно приблизительно определить, чему он равен (более точно аудиторский риск будет определен после проверки организации СВК).
Факторная модель аудиторского риска:
АР=НР*КР*ДР, где (4)
АР - аудиторский риск;
НР - наследственный (присущий) риск. Это степень восприимчивости отчетности к материальным ошибкам в результате влияния ряда субъективных и объективных факторов;
КР - риск контроля. Это оценка аудитором структуры внутреннего контроля клиента с целью определения ее эффективности при предотвращении или исправлении ошибок в учете и отчетности;
ДР - детекционный риск. Это риск, который аудитор желает определить на случай, если он не сумеет найти материальной ошибки в отчетности.
Далее должен быть определен уровень существенности (материальности). Материальность - предельно допустимый уровень возможного искажения отдельной статьи или финансового показателя в отчетности, а также финансовых результатов в целом, или максимально допустимый размер ошибочной сумме, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, то есть не вводящая пользователей в заблуждение.
Основной целью аудитора при проверке учета труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.
Цели системы внутреннего контроля (СВК) на предприятии:
· упорядочение и эффективное выполнение текущих хозяйственных дел предприятия;
· выполнение требований финансово-хозяйственной политики руководства;
· сохранение активов предприятия и обеспечение приемлемого уровня полноты и точности документов и, соответственно, информации.
При определении эффективности систем внутреннего контроля приобретают многие факторы:
· круг работников, участвующих в формировании информации на предприятии, и наличие у них ответственности за порученное дело;
· наличие упорядоченных взаимоотношений между ними по ведению дел и формированию информации;
· наличие технических средств контроля;
· наличие технологии контроля;
· контролируемые параметры.
СВК предусматривает наличие:
1) компетентного персонала с четко определенными правами и обязанностями;
2) разделения соответствующих обязанностей (по хранению активов и их учету, по совершению сделок, по учету);
3) соблюдения необходимых процедур при совершении операции;
4) контроля за сохранностью документации (нумерация, составления во время совершения операции или сразу же после этого, простота и ясность);
5) фактического контроля над активами и документацией (фактическая проверка материально-ответственным лицом);
6) независимой проверки выполнения обязанностей (внутренний аудит).
Для контроля документирования затрат на оплату труда используют вопросы и блок-схемы. Пример вопросов, которые может отразить аудитор рассмотрен в Таблице 2.
Таблица 2 - Тесты внутреннего контроля операций по оплате труда
№ | Содержание | Ответ |
Все ли работники предприятия получают оплату труда через кассу? | да | |
Проверяется ли свод по начислению и удержанию оплаты труда главным бухгалтером? | нет | |
Во время отпуска бухгалтера по начисления оплаты труда производится ли его подмена? | нет | |
Сверяет ли бухгалтер объем выполненных работ с начислением оплаты труда? | нет | |
Подаются ли списки уволенных работников в бухгалтерию? | да | |
Сопоставляются ли периодически ведомости на выплату заработной платы со сведениями из личных дел служащих? | нет | |
Перечисляется на получателя в срок заработная плата на счет "Депонированная оплата труда"? | да | |
Подаются ли в бухгалтерию списки вновь нанятых работников? | нет | |
Нумеруются ли расчетно-платежные ведомости? | нет | |
Все ли ставки по оплате труда определяются приказом руководителя? | нет | |
Сохраняются ли распоряжения об удержании с оплаты труда? | да | |
Подписывают ли ведомости лица, составившие их? | ||
Проверяют ли периодически начисления по оплате труда внутренние контролеры? | да | |
Сопоставляются ли данные хронометража, объема выполненных работ с данными учета затрат времени и начисленной оплатой труда? | да | |
Разработаны ли инструкции по учету затрат и удержаний с оплаты труда? | нет | |
Проверяет ли ответственный бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых накоплениях оплаты труда? | да |
Выявить сильные стороны контроля можно используя следующие вопросы:
1. Учет заработной платы ведется отдельно от учета кадров и учета рабочего времени.
2. Табеля учета рабочего времени подписывает определенный круг лиц.
3. Списки вновь поступивших и уволенных работников отдел кадров своевременно передает в бухгалтерию.
4. Ставки по оплате труда устанавливаются приказом руководителя.
5. Расчеты по оплате труда проверяют лица, не имеющие отношения к их осуществлению.
6. Итоговые данные в ведомости сверяют с итоговыми данными о выплате оплаты труда, отраженными в Главной книге.
7. Периодически определяется правильность распределения оплаты труда по объектам затрат (центрам возникновения).
8. Расходы на оплату труда сопоставляются с себестоимостью продукции, работ и услуг.
9. Оплата труда начисляется, выплачивается и в учете отражается ежемесячно.
Если бухгалтерский учет ведется с помощью ПК, необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1) концентрация функций и знаний: имеет ли персонал, занятый обработкой данных, детальные знания о взаимосвязи источников данных, процесса их получения, распределения и использования, недостатках СВК?
2) концентрация программ и данных: существует ли возможность доступа посторонних лиц к компьютерным программам и угроза изменения самих программ или данных?
3) отсутствие ввода документов: выдается ли письменное подтверждение на ввод данных?