Общие подходы к диагностике банкротства




Лекция 3. Диагностика угрозы банкротства

Качество управления предприятием как объектом и происходящими с ним процессами определяется своевременностью воздействия субъекта на управляемый объект с целью достижения намеченных целей. Качество управления определяется полнотой, достоверностью (объективностью) и направленностью поступающей и используемой для управления информации, от квалификации и опыта управленческих кадров, состояния и эффективности деятельности определенных служб и отделов организации и других факторов.

На основе полученной информации проводится анализ деятельности всей организации и ее структурных подразделений. Анализ показателей организации проводится не только для оценки и контроля текущей деятельности организации и финансового состояния, но и для диагностики (прогнозирования) банкротства.

Проблема диагностики банкротства возникла после окончания Второй мировой войны в передовых капиталистических странах, особенно в США. Дело в том, что резкое сокращение военных заказов и влияние других причин привели к росту банкротства компаний в эти годы.

Понятие “диагностика” (дословно “способность распознавать”) связано с развитием учения о методах и принципах распознания болезней и в переводе с греческого означает “определение существа и особенности болезни на основе всестороннего исследования больного”. В начале двадцатого века появилось понятие “техническая диагностика”, которое означает установление состояния технических средств, наличия и природы дефектов в них, а также разработку методов обнаружения неисправностей и их устранения. В конце XX века термин “диагностика” используется для обозначения состояния экономического субъекта. В это время в российской и западной экономической литературе появляются понятия “экономическая диагностика”, “социально-экономическая диагностика”, “диагностика предприятий” и аналогичные.

Диагностикой предприятия можно назвать идентификацию состояния объекта в целом и/или отдельных его частей с помощью определенных методов и принципов распознавания дисфункций и «узких мест» в деятельности хозяйствующего субъекта и постановки диагноза в целях повышения его жизнеспособности в условиях свободной конкуренции.

В настоящее время известны труды российских исследователей М.М. Глазова, А.В. Завгородней, Д.А. Ендовицкого, М.В. Щербакова, О.П. Зайцевой, О.Ю. Дягель и других, в которых производится систематизация и характеристика существующих методик диагностики и прогнозирования предприятия. Авторы предлагают различные классификации видов диагностики, методов ее осуществления. Остановимся на одном из важнейших признаков классификации видов диагностики, а именно, по целевой ориентации.

По целевой ориентации диагностика вероятности банкротства делится на антикризисную и кризисную диагностику.

Антикризисная диагностика представляет собой процесс регулярного и досудебного исследования состояния организации с целью выявления вероятности угрозы кризисных ситуаций. Данный вид диагностики является предпочтительнее, потому что его целью является возможность предвидеть симптомы кризисных ситуаций и при необходимости принять меры по их предотвращению.

Кризисная диагностика характеризует собой процесс оценки вероятности банкротства организации-должника в ходе судебного разбирательства по делу о банкротстве. Целью такой диагностики является исследование сформировавшегося кризисного состояния организации для выявления возможностей его преодоления.

Современные авторы в диагностике предприятия выделяют следующие составные части:

1. Экономическая диагностика.

2. Функциональная диагностика, в т. ч.

2.1. диагностика маркетинга;

2.2. производственная диагностика;

2.3. диагностика функции снабжения;

2.4. диагностика цепочки или функции “управление–финансы”;

2.5. диагностика менеджмента и организации;

2.6. диагностика управления персоналом или социальная диагностика.

3. Диагностика внешней среды.

4. Диагностика стратегии развития или стратегическая диагностика.

В первую очередь производится экономическая диагностика, которая предполагает исследование экономических показателей деятельности организации, на основе которого определяется характер нарушений хозяйственной деятельности субъекта и определение способов их устранения. Надо полагать, что объем исследуемых показателей, их качество и предлагаемые мероприятия на основе анализа уровня и динамики показателей, а также их соотношений между собой, зависит от квалификации и опыта аналитиков и других факторов. К другим факторам можно отнести изменения в нормативных документах, которые ведут к изменениям общего объема показателя, его структуры. Зачастую такие изменения касаются вопросов формирования первоначальной стоимости активов и себестоимости произведенной продукции (работ, услуг). Кроме того, нельзя исключать влияние искажений, которые допускаются при сборе и обработке экономической информации.

На втором этапе осуществляется функциональная диагностика, которая предполагает диагностику отдельных функциональных подсистем: маркетинга, производства, кадры/управление и финансы. Данный этап является сложным, предполагающим знание особых вопросов по каждому направлению. Экономическая и функциональная диагностика позволяют выявить в большей степени влияние внутренних причин вероятности угрозы банкротства.

На третьем этапе производится диагностика влияния внешней среды, в которой функционирует организация.

В последнюю очередь производится диагностика стратегии, на основе которой разрабатывается план развития организации.

Диагностика банкротства включает в себя четыре основных этапа (направления):

1) исследование финансового состояния предприятия с целью обнаружения признаков его кризисного развития на ранней стадии;

2) определение масштабов кризисного состояния организации;

3) изучение основных факторов, обусловливающих кризисное развитие предприятия;

4) разработка мер по устранению кризисной ситуации.

Под диагностикой финансового состояния предприятий понимают оценку финансового состояния и направления изменения его в будущем на основе подробного анализа финансовых показателей за определенный период времени. Диагностика включает в себя кроме анализа прогноз финансового состояния и деятельности организации.

Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Прогнозирование – специальное научное исследование, предметом которого является выявление перспектив развития исследуемого объекта.

Чаще всего в качестве базы исходной информации для прогнозирования используются данные бухгалтерской отчетности, прежде всего, бухгалтерского баланса. Но отчетные данные имеют ряд недостатков, к которым относятся следующие:

· к моменту публикации баланса информация имеет ретроспективный характер;

· отчетные данные на дату их составления являются изложением прошедших событий, а не прогнозируемых;

· исходя из принципов формирования аудиторского заключения и требований устава аудируемой организации, можно сделать вывод, о том, что проводимый аудит бухгалтерской отчетности не является гарантией правильности отчетов;

· итог баланса не характеризует рыночную стоимость вследствие инфляционных процессов, влияния возрастного состава внеоборотных активов и др.

Переоценка внеоборотных активов, которая производится организациями самостоятельно, не вполне характеризует рыночную стоимость конкретных объектов. Кроме того, инфляционной корректировке совершенно не подлежат производственные запасы, незавершенное производство, стоимость которых также зависит от рыночной конъюнктуры. В международной практике используются стандарты 15 «Информация, отражающая влияние цен» и 29 «Учет в условиях гиперинфляции», которые используются для переоценки имущества организации и ее финансовых результатов. В России такого механизма пока не существует.

Это не означает, что на основании отчетности совершенно бесполезно осуществлять диагностику предприятия. В экономической литературе предлагается для прогнозных расчетов использовать баланс ликвидности, который позволяет установить определенную связь между источниками покрытия и определенными видами активов. При анализе баланса внутренние пользователи информации могут пользоваться реальными сроками погашения обязательств, используя для этого дополнительно данные синтетического и аналитического учета.

В современных условиях распространенным является мнение, что в странах с устойчивой политической и экономической системой кризисное состояние организации на 1/3 связано с внешними факторами и на 2/3 – с внутренними. Следовательно, можно делать выводы, о том что, с одной стороны, факторы эти подконтрольны и можно проводить исследования их влияния с помощью определенных инструментов. С другой стороны, с целью исследования внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие предприятия, необходимо знать содержание внешней и внутренней среды.

Внешняя среда порождает внешние причины несостоятельности организации. Рассматриваемая среда подразделяется на “рабочую” и “общую” среду (рисунок 5).

Рабочая среда (микросреда ) представляет собой среду непосредственных контактов и включает тех участников рынка, с которыми у организации существуют прямые отношения или которые оказывают на него прямое воздействие. К рабочей среде относятся две основные группы.

 

 

Рисунок 5 – Состав элементов внешней среды организации

Первая группа включает:

а) поставщиков экономических ресурсов, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности (сырья, материалов, оборудования и др.);

б) поставщиков труда (наемных работников);

в) клиентов-потребителей продукции, работ, услуг;

г) посредников в лице финансовых, торговых, государственных экономических и контролирующих структур. К последним относятся налоговые органы, органы государственной статистики и др.

Во вторую группу относят:

а) конкурирующие фирмы;

б) так называемые “контактные аудитории”, в состав которых входят средства массовой информации, ассоциации и общества потребителей, экологические организации и др.

Общая среда, или макросреда, состоит из элементов, которые не связаны с предприятием напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. В общую среду включаются политические, экономические и социальные факторы, законодательство и др.

Внутренняя среда организации включает в себя следующие основные элементы (функции): маркетинг, снабжение, производство, управление персоналом, финансы, организацию и менеджмент. В экономической литературе внутренняя среда, порождающая при неблагоприятных условиях внутренние факторы несостоятельности, чаще классифицируется четырьмя функциональными подсистемами управления: маркетинг, производство, кадры/управление и финансы.

Описание и анализ внутренней среды позволяют судить о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, его внутренних возможностях и разработать определённые меры по обеспечению и улучшению результативности основных функциональных подсистем организации.

В современных условиях сложилось множество методов диагностики вероятности угрозы банкротства, которые различаются областью применения, составом показателей (критериев) и другим признакам. В основе классификационного деления существующих методик лучше использовать признак формализуемости (представления содержательной стороны) методического подхода. По данному признаку выделяют следующие основные методические подходы к диагностике вероятности угрозы банкротства:

1) количественный (формализованный);

2) качественный (неформализованный, эмпирический, логический);

3) комбинированный.

Данные подходы основаны на сравнении показателей и признаков уже обанкротившихся компаний с такими же показателями и признаками исследуемых организаций и организаций, которые развиваются по направлению к банкротству.

Количественный подход проявляется в диагностике конкретных финансовых показателей (параметров) и их соотношений (коэффициентов). Количество используемых финансовых коэффициентов может варьироваться от нескольких единиц до нескольких десятков. Однако ориентация на количественные критерии не всегда оправдана. Дело в том, что величина рассчитанных показателей может зависеть от ряда других показателей и условий, например, отрасли деятельности, реальности (чистоты) показателей и др. В связи с этим одновременно с количественными методиками целесообразно использовать “качественные” методики диагностики банкротства.

Предметом качественного подхода является выявление внутренних факторов несостоятельности. Вместе с универсальной возможностью применения в любой области качественные методики также не лишены недостатков. Основными недостатками данных методик являются отсутствие пограничных значений исследуемых критериев, в связи с этим сложно интерпретировать полученные результаты, их большая зависимость от субъективных мнений. Недостатки рассмотренных подходов позволяет нивелировать комбинированный подход.

В современных условиях актуальным является не устранение последствий банкротства, а осуществление диагностики наступления кризисных ситуаций и при необходимости принятие мер для их предотвращения. Полная диагностика предприятия включает следующие этапы (части): экономическую, функциональную, стратегическую и диагностику внешней среды, которая предполагает сочетание количественных и качественных методик прогнозирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: