РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы менеджмента» | |||
Уровень основной образовательной программы | академический бакалавриат | ||
Направление(я) подготовки | 080400 «Управление персоналом» | ||
Профиль(и) | менеджмент | ||
Форма обучения | очная | ||
Срок освоения ОПОП | 4 года | ||
Нормативный срок освоения ОПОП | 4 года | ||
Институт (факультет) | Социальной инженерии | ||
Кафедра | Управления | ||
Начальник учебно-методического управления | ( | Никитаева Е.Б. | ) | |
(подпись) |
Москва, 2015 г.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины «Основы менеджмента» являются:
Целью дисциплины является формирование у слушателей теоретических знаний, приобретение навыков применения их на практике специалистами менеджерами высшего, среднего и низшего звена на предприятии и в организации.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Основы менеджмента» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы (ООП).
Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Основы менеджмента» являются «Социология», «Психология», «Экономика организации».
Дисциплина «Основы менеджмента» является основополагающей для изучения следующих дисциплин: «Основы кадровой политики и кадрового планирования», «Инновационный менеджмент в управлении персоналом», «Основы управления персоналом».
Форма итогового контроля – зачет, экзамен, К/Р.
3.КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
Реализация в дисциплине «Основы менеджмента» требований ФГОС ВПО, ОПП ВПО и учебного плана по направлению 080400 «Управление персоналом» должна формировать следующие компетенции:
|
ОК-9 - способностью находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готов нести ответственность за их результаты;
ОК-14 - способностью диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации;
ОК-21 - учетом последствий управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;
ПК-1 - знанием основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации и умением применять их на практике;
ПК-10 - знанием основ научной организации и нормирования труда, владением навыками анализа работ и проведения анализа рабочих мест и умением применять их на практике;
ПК-17 - знанием принципов и основ формирования системы мотивации и стимулирования персонала, в том числе оплаты труда, и умением применять их на практике.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
· основные этапы эволюции управленческой мысли;
· изучить основные управленческие подходы и принципы менеджмента;
· исследовать вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования в организациях;
· принципы развития и закономерности функционирования организации;
· роли, функции и задачи менеджера в современной организации;
· типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;
· основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;
|
· виды управленческих решений и методы их принятия.
уметь:
· формулировать и корректировать цели, задачи, видение, соответствующие внешним и внутренним условиям деятельности организации;
· формировать внутреннею информационную систему организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования производственно-хозяйственной деятельности и контроля;
· принимать и реализовывать управленческие решения;
· проектировать организационную структуру управления, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;
· осуществлять контроль над деятельностью подразделений, команд (групп) работников;
· эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
· мотивировать и стимулировать персонал организации на достижение оперативных и стратегических целей.
владеть:
· современными формами, принципами и методами управления организацией;
· основными навыками в реализации управленческих функций и полномочий;
· основными навыками анализа и проектирования межличностных, групповых и организационных коммуникаций;
· навыками организации работы исполнителей для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
· навыками управления конфликтами в организации;
· творческими и деловыми качествами современного менеджера
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 252 часов.
4.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы
|
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Недели семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
трудоемкость | |||||||||
в часах | в зачет. единицах | ||||||||
лекции | лаборат. занятия | практич. занятия | самост. раб. студ. | ||||||
Предмет, цели и задачи курса «Основы менеджмента» | 1-3 | Контрольные вопросы | |||||||
Методологические основы менеджмента | 1-3 | Контрольные вопросы | |||||||
Эволюция научных школ менеджмента | 3-5 | Контрольные вопросы | |||||||
Методы менеджмента | 5-7 | Контрольные вопросы | |||||||
Внутренняя среда организации | 7-9 | Контрольные вопросы | |||||||
Типы и виды организационных структур. Департаментализация.Централизация властных полномочий | 9-11 | Контрольные вопросы | |||||||
Основы управления человеческими ресурсами | 11-13 | Контрольные вопросы | |||||||
Лидерство | 13-15 | Контрольные вопросы | |||||||
Внешняя среда организации | 15-18 | Контрольные вопросы | |||||||
ИТОГО | зачет | ||||||||
Функция планирования. Виды планов. Миссия организации. Методы планирования. | 1-3 | Контрольные вопросы | |||||||
Функция организации. Делегирование полномочий. Координация. | 1-3 | Контрольные вопросы | |||||||
Функция мотивации. Виды мотивации. Теории мотивации. Стимулирование персонала. | 3-5 | Контрольные вопросы | |||||||
Функция контроля. Виды контроля. Методы контроля. | 5-7 | Контрольные вопросы | |||||||
Разработка и реализация управленческих решений | 7-9 | Контрольные вопросы | |||||||
Основы стратегического планирования | 9-11 | Контрольные вопросы | |||||||
Особенности менеджмента в различных сферах деятельности организации | 11-13 | Контрольные вопросы | |||||||
Формирование управленческих команд | 13-15 | Контрольные вопросы | |||||||
Методологические основы организационной культуры | 15-18 | Контрольные вопросы | |||||||
ИТОГО | экзамен | ||||||||
ВСЕГО | 3,4 | Зачет, экзамен, К/Р |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Использование различные образовательных технологий (проведение лекций с использованием раздаточных материалов, учебных плакатов, презентаций) способствует закреплению основных теоретических положений дисциплины «Основы менеджмента» и навыков разработки управленческих решений, в том числе и с помощью специализированных программных продуктов в компьютерных классах университета.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
Внутрисеместровый контроль знаний студентов проводится путем контрольных вопросов по каждой теме и оценки качества выполнения домашних заданий - подготовки докладов по каждой проработанной теме, проведения собеседований по пропущенным аудиторным занятиям.
Для стимулирования активной и творческой работы студентов при проведении занятий используется рейтинговая система, учитывающая посещаемость занятий, своевременность и качество подготовки докладов, активность и самостоятельность, участие в дискуссиях, содержание конспекта.
Самостоятельные занятия студентов предусматривают работу над учебной литературой и подготовку докладов в виде домашних заданий, увязанных с практическими занятиями и лекциями.
Для самоконтроля усвоения материала в конце каждой темы в рекомендуемой литературы имеются контрольные вопросы.