Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 20
(МБ ДОУ №20)
Программа
Воспитания основ гражданственности и патриотизма у старших дошкольников
«Маленький патриот
Большого города Батайска»
Авторы-составители:
Малашинская Лариса Ивановна- старший воспитатель высшей квалиф.кат.
Друзякина Елена Васильевна – воспитатель высшей квалиф.кат.
Шелковская Елена Владимировна –воспитатель высшей квалиф.кат.
Пояснительная записка
Настоящая программа «Маленький патриот большого города» разработана на основе Образовательной программы ДОУ №20 г.Батайска, направленной на воспитание патриотизма, гражданственности на материале культурно-исторических ценностей Донского края и родного города.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, муниципальной долгосрочной целевой программы развития образования года Батайска и подпрограммы
Содержание программы «Детство»[1], по которой работает наш детский сад, предполагает воспитание у детей любви к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе; формирование духовно-нравственных ценностей. Изучив и проанализировав рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, определилась проблема, которая заключается в поиске ответа на вопрос: как, не перегружая детей сложными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным ненавязчивым процессом и результатом всей проводимой работы. Поэтому возникла идея создания Программы«Маленький патриот большого города».
Программа «Маленький патриот большого города» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, рассчитана на 2 года и предполагает активное взаимодействие родителей, детей, педагогов, узких специалистов в ее реализации. Содержание Программа «Маленький патриот большого города»реализуется в системе образовательной деятельности через игры, беседы, экскурсии, наблюдения, практические задания. Все темы образовательной деятельности тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах деятельности: коммуникативной, познавательной, продуктивной, игровой, художественно-эстетической, двигательной.
В содержание программы центрировано внимание на воспитание гражданина страны как одного из главных условий национального возрождения страны посредствомдвух тематических модулей «Родной край». Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по этому разделу раскрывает такие вопросы: климат Донского края, его природа, полезные ископаемые, географическое положение, обозначение областей и городов на карте России, символика Ростовской области.
Модуль «Город, в котором я живу»,раскрывает элементарные представления об истории происхождения города Батайска, расширяет представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города Батайска в области, направлена на воспитание уважения к людям, живущим в этом городе, ветеранам труда, ВОВ. В процессе ее реализации формируются представления об основных профессиях жителей города, воспитывается интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине и Донском крае.
Цель Программы - формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, природе, городу, культуре на основе культурно исторических и природных особенностей Донского края; воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему Донского края.
Задачи Программы:
1. Формировать у старших дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным краем, городом.
2. Помочь детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимопомощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
3. Воспитывать чувство уважения к профессиям, труду взрослых.
4. Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости Донского края, города Батайска.
5. Формировать представления о том, чем славен Донской край.
Принципы и подходы к образованию детей дошкольного возраста
Программа «Маленький патриот большого города» разработана в соответствии с основными принципами и ценностями личностно-ориентированного образования. Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Задача Программы заключается в раскрытии и развитии индивидуальности каждого ребёнка, создании субъектного опыта его жизнедеятельности, благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, личностно значимых потребностей и интересов на содержательном материале, включающем культурно-исторические ценности Донского края и родного города Батайска. Развитие детей, приобщение их к культурным нормам действий и взаимодействия с другими людьми строится, исходя из способностей каждого ребёнка и с опорой на законы возраста.
Программа «Маленький патриот большого города» основана на следующих принципах, которые структурируют Программу.
1. Принцип регионализации нравственно-патриотического воспитания. Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную, практическую деятельность.
2. Принцип доступности. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
3. Принцип непрерывности. Данный принцип предполагает сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
4. Принцип целостности. Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
5. Принцип научности. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
6. Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности.
7. Принцип преемственности. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников имеет продолжение в начальной школе.
8. Принцип стимулирования активности. Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний, развивает нравственные чувства, гуманные действия по отношению к краю, городу, обществу.
9. Принцип развивающего образования предполагает работу педагога в зоне ближайшего развития ребёнка, что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых возможностей ребёнка; отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка конкретного возраста;
10. Принцип позитивной социализацииребенка предполагает освоение ребёнком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;
11. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия рассматриваетдетей как равноценных партнёров. В соответствии с этим воспитатели предоставляют детям право выбора и учитывают их интересы и потребности. Общаясь с детьми, он предоставляет им не универсальный образец для подражания, а определённое поле выбора, то есть диапазон одинаково принятых в культуре форм поведения, и каждый ребёнок находит свой собственный, адекватный его индивидуальным особенностям стиль поведения. Тем самым, усвоение культурных норм не противоречит развитию у детей творческой и активной индивидуальности.
Содержание образовательной деятельности по программе «Маленький патриот большого города»
Содержание образовательной деятельности представлено двумя модулями: «Родной край» Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях малой Родины. Содержание материала по этому разделу раскрывает такие вопросы: климат Донского края, его природа, полезные ископаемые, географическое положение, обозначение областей и городов на карте России, символика Ростовской области.
Модуль «Город, в котором я живу», раскрывает элементарные представления об истории происхождения города Батайска, расширяет представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города Батайска в области, направлена на воспитание уважения к людям, живущим в этом городе, ветеранам труда, ВОВ. В процессе ее реализации формируются представления об основных профессиях жителей города, воспитывается интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Первый модуль включает следующие блоки:
Блок «Родная культура»
Очень важно было привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока я знакомила детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Формировала у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учила дошкольников любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Блок «Родная страна»
На занятиях этого блока дети получали географические сведения о территории России, знакомились с государственными символами: гербом, флагом, гимном. Дошкольники знакомились со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формировались и представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Продолжалось формирование основ гражданско-патриотических чувств: любви, гордости, уважения к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни своей Родины.
Второй модуль «Город, в котором я живу» состоит из трех взаимосвязанных блоков.
Блок «Родная семья». Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. В рамках этого блока дошкольники получали знания о своем ближайшем окружении – семье. У них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточнялись представления детей о занятиях, именах родственников, семейных историях, традициях.
Блок «Родная природа» Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получали сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем старшие дошкольники узнавали общие географические сведения о природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывалось и умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе бережно; желание больше узнать о родной природе.