Психолого-педагогические условия реализации Программы




Условием успешной реализации Программы «Маленький патриот большого города», выступает предметно-развивающая среда, основанная на следующих принципах:

Принцип тематического планирования материала – предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родной город, родной край, родная страна.

Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Данный принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Совместно с детьми и родителями создан уголок юного патриота, который включает в себя подборку материала о родном крае, стране, городе, микрорайоне, фотографии выдающихся личностей, символику города, области, страны.

За продолжительный период времени была собрана картотека дидактических игр, таких как «Собери флаг», «Кто это?», «Узнай свой город», «Кто, где работает», «Назови имя», «Лото», «Собери картинку», «Узнай где нахожусь», «Домино» и др. Разработаны схемы маршрутов улиц Ставропольской, М.Горького, Украинской, Грузинской и т.д.

Создан мини-музей исторических вещей, собрана подборка материала о годах Великой Отечественной войны. Собрана коллекция творческих работ детей – это открытки ко Дню города, поделки, макеты, рисунки «Тебе, мой город, посвящаю…»

Другим условием является тематическое планирование на период учебного года, а также конспекты занятий по ознакомлению с городом Батайском, микрорайонам Западный (Койсуг).

Третьим условием выступает эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса требует многообразия и вариативности содержания и форм работы, используемых в ДОУ и семье.

Модель взаимодействия старшего поколения семьи включает три компонента:

- когнитивный компонент представляет собой систему понятий, правил, норм, оценок, ценностных ориентиров, образующих представления о гармоничных межпоколенных отношениях в семье и этически скоординированном воздействии на ребёнка;

- эмоционально-мотивационный компонент представляет собой систему мотивов и чувств, определяющих позитивное отношение старшего поколения к ребёнку, его потребностям и интересам;

- деятельностный компонент представляет собой совокупность способов, методов и приёмов организации жизни и воспитания ребёнка.

Важно изменить родительскую воспитательную позицию таким образом, чтобы родители понимали ценность воспитания в детях качеств, способствующих гармонизации отношений со старшим поколением семьи; пробуждать интерес детей к знаниям и жизненному опыту бабушек и дедушек, формируя доброе и уважительное отношение к старшему поколению; вовлечь бабушек и дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в детском саду путём участия их в различных мероприятиях, специально посвящённых формированию уважения к старшему поколению, проводимых на базе дошкольной образовательной организации.

 

Планируемые образовательные результаты освоения Программы

Программа « Маленький патриот большого города » нацелена на то, чтобы ребенок на этапе завершения дошкольного образования оказался способен:

- демонстрировать наличие знаний об истории возникновения города Батайска, его достопримечательностях; природных богатствах, социально-экономической значимости, символике Донского края.

- умение критически мыслить;

- умениеосуществлять самостоятельный и осознанный выбор;

- умениеставить и решать проблемы;

- умениепроявлять инициативу, самостоятельность и ответственность;

- желание заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде;

- умениеработать в команде.

- наличие стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

«Педагогическая диагностика – измерение и оценка результативности педагогической деятельности – основа продуктивного творческого труда воспитателя. Педагогическая диагностика призвана оптимизировать процесс воспитания и развития ребенка и возрастной группы в целом. Результативность всего процесса определялась с помощью педагогической диагностики»[2].

Педагогическая диагностика была направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

1) выявить, в какой степени ребенок освоил программу по воспитанию нравственно-патриотических чувств;

2) выявить, как дошкольник овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующим содержанию знаний;

3) какова степень освоения ребенком отношений к родному краю, городу, природе.

Авторы программы «Детство», по которой работает наш детский сад, в разделе «Старший дошкольник входит в мир социальных отношений» для каждой возрастной группы предлагают уровни освоения детьми программы на основе указанных критериев.

На основе представленных критериев и описания уровней освоения детьми программы, были сопоставленные данные, полученные при изучении детей, с нормативами.

Хочу добавить, что в диагностическое обследование было дополнено несколько вопросов, (см. Приложение 1) позволяющих обследовать у детей уровень знаний и представлений о своем родном городе, крае, микрорайоне.

Сопоставление результатов патриотического развития детей и особенностей педагогического процесса смогло помочь мне выявить причины неудач или, наоборот, убедиться в правильности выбранного пути.

Содержание и характер знаний о своей малой Родине.

Цель: выяснить особенности знаний о родном крае, городе, микрорайоне; выявить оценку поведения, действий и поступков детей в окружающем мире.

Методы: изучение знаний и умений детей осуществляется в виде лабораторного эксперимента с каждым ребенком.

Форма протоколов обследования нравственно-патриотических чувств. (См. Приложение 2).

Уровни усвоения программы «Детство»[3]:

1. Низкий – поведение ребенка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления о правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребенок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих; наряду с добрыми поступками, наблюдаются частые проявления негативного поведения. Затрудняется в названии города, в котором живет, снижен интерес к познанию города, (микрорайона), слабо ориентируется в символах родного края

2. Средний – поведение и общение ребенка положительно направлены. Он имеет представление о правилах культуры поведения, однако, в новых условиях может испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых. Чутко реагирует на оценку своих действий, отрицательно оцененных взрослыми. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к будущему. Знает название улицы, города, где живет, повышен интерес к познанию исторических мест в городе (микрорайоне), затрудняется в объяснении значений символов города, охотно рассказывает о любимых местах Батайска

3. Высокий – поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными формами и способами культуры поведения. Тактичен, охотно вступает в общение. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел. Умеет сам выдвигать идеи, план действий, организовывать партнеров. Правильно понимает эмоциональные состояния других, активно выражает готовность помочь. Четко называет город, микрорайон, улицу, на которой живет. Знает название реки Дон. Объясняет обозначение символов города – герб, флаг, гимн. Называет здания и сооружения, транспорт, исторические места в городе. Называет имя мэра города, объясняет его назначение в городе.

Результаты диагностического обследования по воспитанию нравственно-патриотических чувств и любви к родному городу в сентябре 2008 года показали, что большинство детей имеют низкий и средний уровень знаний и умений по данному направлению, а в сентябре 2009 года знания и умения изменились незначительно. На основании конечной диагностики я наблюдаю отличный результат. (См. Приложение 2).

В связи с этим передо мной стали следующие задачи:

1. Помочь детям освоить программу по воспитанию нравственно – патриотических чувств и любви к родному городу.

2. Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения.

3. Разработать систему различных видов деятельности по проблеме: «Маленький патриот большого города».

Литература

1. Антонов Т.В. «Как помочь ребенку войти в современный мир». М.,1995г

2. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». М.,2003г

3. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников». М.,2004г

4. Виноградова Н.Ф. «Воспитание нравственных чувств». М.,1988 г

5. Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Наша Родина». М.,1984г

6. Данилина Г.Н. «Дошкольнику об истории и культуре России». М.,2005г

7. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Родной край». М., 1990г

8. Жариков А.Д. «Растим детей патриотами». М.,1980г

9. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». М.2005г

10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна». М.,2001г

11. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет». М.,2007г

12. Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина». М.,2005г

13. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». М.,2008г

14. Мулько И.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей». М.,2007г

15. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. «Нравственное воспитание в детском саду». М., 1972г

16. Нуждина Т.Э. «Энциклопедия для дошкольников». Я., 2002г

17. Ривина Е.К. «Знакомим дошкольников младших школьников с государственными символами». М.2005г

18. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Культурно-нравственное воспитание дошкольников». М.,2006г

19. Шорыгина Т.А. «Стихи и сказки о родной природе». М., 2005г

20. Юдаева М. В. «Наши любимые праздники». М., 2007г

21. Региональная программа «Родники Дона» Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина, Ростов-на Дону; 2005 г.

22. «Путешествие в историю и культуру Донского края» (рабочая тетрадь для старших дошкольников, педагогов, родителей) Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина, Ростов-на Дону; 2007 г.

23. «Кто мы и от куда?» (рабочая тетрадь для старших дошкольников, педагогов, родителей) Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина, Ростов-на Дону; 2016 г.

24. «На казаке и рогожа пригожа» (художественный альбом: знакомство с казачьим костюмом) Агуреева Т.И.; Сундукова А.Х.; Ростов-на Дону; 2011 г.

25. «Батайск. История.» П.И. Оноколов. Ростов-на Дону; 2014 г.

26. «Детям о Великой Отечественной войне» О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина Ростов-на Дону; 2015 г

27. «Краеведение в детском саду» В.Н. Матова. – СПб: Детство-Пресс, 2015г.

28. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством: перспективное планирование, конспекты бесед (старшая группа) И.А. Бойчук– СПб: Детство-Пресс, 2013г.

29. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством: перспективное планирование, конспекты бесед (подготовительная группа) И.А. Бойчук– СПб: Детство-Пресс, 2013г.

30. «Знакомим детей с малой Родиной» (методическое пособие) Н.Г. Пантелеева; М.: «ТЦ Сфера», 2015г.

31. «История России. Правдивые сказки»: учебно-методическое пособие. Н.М. Соротокина.-М.:Обруч, 2013г.

32. «Россия – моя Родина». (сборник стихов) В.Степанов.; -М.;2015г.


[1] Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина. Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой; Л.М.Гурович. «Детство- Пресс»; 2016г.

[2] Диагностика речевого развития, Л.А. Колунова Ростов н/Д, 2001г.

[3] «Детство» - Программа развития и воспитания детей в детском саду, Санкт-Петербург, «Детство Пресс», 2016г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: