Оформление первичных документов по учету затрат на производство. Расчет себестоимости единицы продукции




Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлена обязанность ведения бухгалтерского учета каждой организацией, находящейся на территории Российской Федерации. Организации обязаны самостоятельно формировать свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Целью учета затрат на производство и продажу на полиграфических предприятиях (далее - типографиях) и в издательствах является:

получение своевременной, полной и достоверной информации о фактических затратах, связанных с выполнением полиграфических и издательских работ (производством продукции, оказанием услуг);

исчисление фактической себестоимости по каждой калькулируемой группе (заказу) и всему объему выполненных работ (продукции, услуг) в целом.

По данным учета затрат на производство и продажу осуществляется контроль правильного и рационального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации для организаций предусматривается возможность:

самостоятельно устанавливать организационную форму бухгалтерской работы исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования;

определять в установленном порядке формы и методы бухгалтерского учета, а также технологию обработки учетной информации;

разрабатывать систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.

Бухгалтерский финансовый учет расходов, связанных с выполнением полиграфических и издательских работ (производством продукции, оказанием услуг), должен быть организован в соответствии с ПБУ № 10/99 и ПБУ № 1/98.

В соответствии с ПБУ № 10/99 затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы по обычным видам деятельности. Выбранные методы учета затрат, связанных с выполнением работ (производством продукции, оказанием услуг), должны быть отражены в учетной политике предприятий отрасли.

Затраты на производство отражаются в учете на основании первичных документов унифицированной формы, оформленных в порядке, установленном соответствующими нормативными документами. В случае отсутствия какого-либо документа в перечне унифицированных форм первичных документов, утвержденном Госкомстатом РФ, организация может самостоятельно разработать форму необходимого документа. В этом случае в приказе об учетной политике указывается, какие именно документы и для оформления каких операций разработаны самостоятельно.

Первичная документация и аналитический учет прямых затрат на производство ведется в разрезе калькулируемых групп.

В соответствии с планом счетов все затраты на производство и продажу в типографиях и издательствах учитывают на следующих синтетических счетах бухгалтерского учета:

счет 20 «Основное производство»;

счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства»;

счет 23 «Вспомогательные производства»;

счет 25 «Общепроизводственные расходы»;

счет 26 «Общехозяйственные расходы»;

счет 28 «Брак в производстве»;

счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

счет 43 «Готовая продукция»;

счет 44 «Расходы на продажу»;

счет 90 «Продажи».

Счет 20 «Основное производство» предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации. В разрезе синтетического счета 20 ведут аналитический учет по каждому цеху основного производства по установленной номенклатуре статей расходов.

По дебету счета 20 учитывают все затраты, которые формируют фактическую производственную себестоимость: затраты на основные материалы, основную заработную плату основных производственных рабочих с начислениями единого социального налога (ЕСН), обязательного пенсионного страхования (ОПС) и дополнительного страхования (ДС), амортизационные отчисления по производственному оборудованию. Кроме того, на этот счет списываются затраты, предварительно учтенные на счетах 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 28 «Брак в производстве», в зависимости от метода учета затрат и калькулирования себестоимости полиграфических работ (продукции, услуг). Расходы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», также могут быть списаны на основное производство, если это предусмотрено учетной политикой полиграфического предприятия.

По кредиту счета 20 отражается фактическая себестоимость полностью выполненных по заказам (тиражам) полиграфических работ, а также готовой продукции и оказанных услуг производственного характера. Эти суммы списываются соответственно в дебет счетов 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи».

Незавершенным производством считаются полуфабрикаты, не прошедшие в отдельных цехах основного производства всех стадий, предусмотренных технологическим процессом, а также тиражи, законченные производством, но не принятые ОТК и не сданные на склад. В отрасли - это несверстанный набор; листы, отпечатанные с одной стороны или не всеми красками; тиражи, находящиеся в брошюровке и на отделочных процессах, и т. п. Оценка переходящего остатка расходов в незавершенном производстве проводится на отчетную дату (последний день отчетного периода) в зависимости от выбранной учетной политики: по прямым затратам, по учетным ценам, по фактическим расходам, в размере условно-переменных расходов и т. д. Оценка расходов в незавершенном производстве в виде сальдо по счету 20 отражается в бухгалтерской отчетности по строке 213 бухгалтерского баланса.

Издательства в разрезе синтетического счета 20 «Основное производство» ведут аналитический учет по каждому названию (заказу). По дебету счета 20 «Основное производство» учитывают все расходы, непосредственно связанные с изготовлением отдельных изданий, расходы на авторский гонорар и гонорар за художественно-графические работы (с начислениями ЕСН и ОПС), расходы на бумагу, картон, переплетные и другие материалы, расходы на полиграфические работы. Для целей формирования себестоимости выпущенной продукции на этот счет, в зависимости от метода учета затрат, списывают расходы, предварительно учтенные на счете 25 «Редакционные расходы», а также на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (либо без него, в зависимости от установленных учетной политикой правил списания этих расходов).

По кредиту счета 20 «Основное производство» отражается фактическая производственная (редакционная или общеиздательская) себестоимость полностью законченных тиражей изданий или отдельных заводов.

Учет материальных затрат на полиграфических предприятиях и в издательствах имеет свои особенности.

В издательстве расходы на бумагу, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, хозяйственный инвентарь и другие виды материально-производственных запасов, учитываемых на счете 10 «Материалы», отражаются при списании на затраты следующей проводкой:

Д-т счетов 20, 25, 26, 44;

К-т счета 10.

Бумага, картон и переплетные материалы, принадлежащие издательству и переданные полиграфическому предприятию, отражаются по ценам, предусмотренным договором, внутренней проводкой по счету 10:

Д-т счета 10.7 «Материалы, переданные в переработку»;

К-т счета 10.1 «Сырье и материалы».

Расходы на принадлежащие типографии бумагу, картон и переплетные материалы, включенные в затраты, отражают проводкой:

Д-т счета 20;

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При определении суммы списания материалов, используемых при изготовлении продукции, товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой издательством учетной политикой для целей налогообложения и учета применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

по себестоимости единицы запасов;

по средневзвешенной себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

Основанием для отражения в учете затрат на бумагу, картон, переплетные и другие материалы служат типографские отчеты о расходе материалов на заказ (независимо от того, кому - типографии или издательству - принадлежали эти материалы), проверенные и утвержденные издательством.

Возвратные отходы, возникшие в процессе производства, уменьшают сумму затрат, поэтому их списывают по ценам возможного использования проводкой:

Д-т счета 10;

К-т счета 20.

Работы (услуги) сторонних организаций, оказанные издательству в связи с осуществлением издательской деятельности, отражаются в учете в момент начисления кредиторской задолженности на основании договоров и (или) счетов к оплате, полученных от этих организаций, без НДС (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации):

Д-т счетов 20, 25, 26, 44;

К-т счета 60.

К работам (услугам), оказываемым сторонними организациями, могут быть отнесены услуги коммунальных служб, организаций связи, работы по выполнению ремонтов, охранные услуги и т. п.

В типографиях расходы на краску, клей и другие основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо и горюче-смазочные материалы, хозяйственный инвентарь и другие виды МПЗ, учитываемых на счете 10 «Материалы», отражаются при списании на затраты следующей проводкой:

Д-т счетов 20, 23, 25, 26, 28, 29, 44, 97;

К-т счета 10.

Стоимость принадлежащих типографии бумаги, картона и переплетных материалов, включенных в затраты, отражают проводкой:

Д-т счета 20;

К-т счета 10 «Материалы», субсчет 1 «Бумага, картон и переплетные материалы».

В целях формирования фактических расходов на приобретение бумаги, картона, переплетных и других материалов, включая расходы заготовительно-складского подразделения, типография может, в зависимости от учетной политики и рабочего плана счетов, применять счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», по дебету которого будут отражаться все расходы, связанные с приобретением МПЗ:

Д-т счета 15;

К-т счета 60.

В момент принятия МПЗ к учету составляется проводка:

Д-т счета 10;

К-т счета 15.

Отпуск материалов в цехи основного производства, другие производственные подразделения и для целей управления - в этом случае описывается корреспонденцией счетов:

Д-т счета 20, 23, 25, 26, 28, 29, 44, 79, 97;

К-т счета 10 «Материалы»,

а накопленные отклонения в стоимости материалов списываются:

Д-т счета 20, 23, 25, 26, 28, 29, 44, 79, 97;

К-т счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

При отрицательной разнице на этих счетах осуществляется сторнировочная запись.

Материалы в производство отпускают в соответствии с нормами их расхода, утвержденными в отрасли или типографией.

До начала месяца на основе норм расхода материалов и производственных программ цехов рассчитывается потребность (бюджет) материалов для выполнения производственной программы по каждому цеху и виду полиграфических работ. Эту потребность за вычетом остатков материалов, не израсходованных цехом до начала месяца, рассматривают как лимит на следующий месяц. Установленные лимиты отпуска материалов могут изменяться в связи с изменением условий производства (уточнение объема незавершенного производства, изменение программы, замена материалов и т. д.). Изменения в лимиты вносят лица, которым предоставлено право их утверждения.

Основными документами по оформлению отпуска материалов в производство являются лимитно-заборные карты и требования.

Лимитно-заборные карты выписываются, как правило, в двух экземплярах: один экземпляр до начала месяца передают цеху - потребителю материалов, второй - на склад.

Материалы в производство отпускают со склада только при предъявлении представителем цеха (участка) своего экземпляра лимитно-заборной карты, в которой цех должен проставить затребованное количество материала. Списки лиц, уполномоченных получать материалы, с образцами их подписей заранее передают на склады.

Лимитирование отпуска производится на основные и вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты. Сверх лимита материальные ценности отпускают только по особому требованию при наличии письменного разрешения директора, главного инженера или лиц, ими на то уполномоченных. Замена материалов, предусмотренных технологической картой заказа, другими материалами допускается только с разрешения руководителя типографии или лиц, им уполномоченных.

Получение материалов, необходимых для выполнения полиграфических работ по исправлению брака, оформляют требованием, составленным на основании акта о браке с указанием номера заказа, по которому исправляют забракованную продукцию.

Поступающие в бухгалтерию первичные документы по расходу материальных ценностей после проверки правильности их заполнения и расценки группируют по цехам, счетам производств, статьям расходов по обслуживанию производства и управления. Группировочные ведомости ведутся по счетам синтетического учета материалов.

Учет возвратных отходов

Отходы материалов сдают на склады по приходным накладным с указанием количества. Операция отражается бухгалтерской проводкой:

Д-т счета 10;

К-т счета 20, 23, 25, 26, 28, 29, 44, 79, 97.

В случае использования отходов на изготовление продукции из ассортимента товаров народного потребления или для каких-либо других целей отпуск оформляется требованием.

Возвратные отходы, возникшие в процессе производства, уменьшают сумму затрат, поэтому их списывают по цене возможного использования.

Учет давальческой бумаги и материалов ведется на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку» в стоимостном и натуральном выражении по заказчикам, номенклатурным номерам (по наименованиям, маркам, формату, сорту и плотности бумаги). Аналитический учет рулонной бумаги ведется в тоннах (килограммах), в квадратных метрах, листовой - в листах и квадратных метрах.

Типография, получившая от заказчика бумагу и другие материалы как давальческие, ведет учет в следующем порядке:

Д-т счета 003 - отражается стоимость материалов, принятых в переработку;

и одновременно:

отражаются затраты по переработке полученной бумаги и материалов

Д-т счета 20;

К-т счетов 02, 10, 25, 26, 60, 70, 69, 96, 97;

списываются расходы по выполненным заказам (сданным тиражам)

Д-т счета 40;

К-т счета 20;

списывается себестоимость полиграфических работ, учтенных по выполненным заказам (сданным тиражам)

Д-т счета 90.2;

К-т счета 40;

·списываются на продажи расходы по оказанным услугам производственного характера

Д-т счета 90.2;

К-т счета 20;

отражается задолженность перед бюджетом по НДС

Д-т счета 90.3;

К-т счета 68 (76);

и одновременно

К-т счета 003 - списываются по договорным (рыночным) ценам бумага и материалы, ранее принятые в переработку, при передаче готовой продукции заказчику.

К покупным изделиям и полуфабрикатам, изготовленным в порядке кооперации, относятся заказанные типографией на стороне: матрицы, клише, штампы, фотоформы, отпечатанные листы, печатные формы, форзацы, суперобложки, вкладки, вклейки, переплетные крышки и другие элементы изготовляемой по заказам продукции.

Учет расходов на покупные изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций

Складской и бухгалтерский учет расходов на приобретение покупных изделий и полуфабрикатов организуют аналогично учету расходов на материалы. В бухгалтерии эти ценности учитывают на отдельном субсчете синтетического счета «Материалы».

Перечень основных материалов, используемых при выполнении полиграфических работ представлен в приложении 1.

Если сторонняя организация выполняет заказ типографии, связанный с выполнением полиграфических работ, операция по передаче основных материалов в переработку отражается в учете проводкой:

Д-т счета 10.7 «Материалы, переданные в переработку»;

К-т счета 10.1 «Сырье и материалы».

Покупные изделия и полуфабрикаты поступают в производственные цехи со складов по требованию (лимитно-заборной карте), выписанному производственным отделом в двух экземплярах, один из которых передают на склад, другой - представителю цеха (начальнику, мастеру, бригадиру). После выдачи указанных изделий и полуфабрикатов в производство кладовщик на основании требования (лимитно-заборной карты) списывает в расход их количество по карточке складского учета.

Расходы, связанные с использованием в производстве покупных изделий и полуфабрикатов, как правило, должны относиться на калькулируемую группу прямым путем. При невозможности такого отнесения эти расходы рекомендуется распределять между калькулируемыми группами пропорционально прямой заработной плате либо объемам производства или продаж. Способ распределения расходов отражают в учетной политике типографии.

Расходы на работы (услуги) сторонних организаций, оказанные типографии, отражаются в учете в момент начисления кредиторской задолженности на основании договоров или счетов к оплате, полученных от этих организаций, в зависимости от характера работ и услуг, на счетах:

Д-т счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44;

К-т счета 60.

К работам (услугам), оказываемым сторонними организациями, могут быть отнесены также услуги коммунальных служб, организаций связи, работы по выполнению ремонтов помещений, охранные услуги и т. п. Расходы, связанные с этими услугами, отражают на счетах 25 и 26.

Перечень работ и услуг производственного характера, получаемых типографией, представлен в приложении 2.

Оплата труда в типографиях и издательствах также имеет свои особенности.

Одной из основных статей расходов в издательствах являются расходы на авторский гонорар. Расходы на гонорары авторам произведений: переводчикам, составителям непериодических изданий, а также художникам, фотографам за художественно-графические работы начисляются по издательским договорам на основании расчетов, выполняемых редакциями. Издательский договор регулирует отношения, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

В издательстве, где производственный цикл в редакциях журналов заканчивается процессом редактирования, а техническое редактирование, перепечатку оригиналов и читку корректуры осуществляют в технической редакции, отделе подготовки оригиналов и корректорской, средства на оплату труда редакционных работников и суммы начисленного ЕСН, ОПС и ДС учитывают раздельно:

работников журнальных редакций - по каждому журналу;

редакторов, операторов электронного набора и верстки, машинисток книжных редакций издательства - по каждой редакции;

технических редакторов, машинисток, операторов электронного набора и верстки и корректоров, участвующих в работе над всеми изданиями, относят на себестоимость всей продукции и распределяют по видам изданий пропорционально объему в издательских листах, прямой заработной плате или иным способом, предусмотренным учетной политикой издательства.

Расходы на содержание журнальных редакций, командировочные и другие расходы, связанные с изданием журналов, учитывают раздельно и относят на себестоимость соответствующего журнала. Начисление авторского гонорара отражают бухгалтерской записью:

Д-т счета 20;

К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с авторами и художниками».

Если издательство планирует переиздавать произведение или выпускать отдельными заводами, то возможно доначисление авторского гонорара указанной выше проводкой. Начисление аванса по авторскому гонорару в учете не предусматривается.

Начисление задолженности издательства перед работниками по оплате труда отражается проводкой:

Д-т счетов 20, 25, 26, 44;

К-т счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

В зависимости от характера полиграфического производства, системы организации и оплаты труда, технологического процесса, системы контроля качества выполняемых работ, уровня механизации учета и ряда других особенностей работы типография применяет различные варианты учета объемов полиграфических работ и формы первичных документов.

Первичные документы по учету выполнения полиграфических работ и заработной платы принимают к бухгалтерскому учету при наличии на них подписи мастера или лиц, уполномоченных начальником цеха, подтверждающей принятое количество и качество работы.

Учет заработной платы может включать в себя учет затрат в пределах норм и отклонений от норм. Под затратами в пределах норм понимается плата за работы, предусмотренные установленной в типографии технологией, действующими нормами и расценками. К отклонениям от норм относят оплату дополнительных операций, не предусмотренных установленным технологическим процессом, и доплаты к основным сдельным расценкам, вызываемые отступлениями от нормальных условий производства.

Технические и организационные простои рабочих и оплату времени простоя отражают в листке о простоях или в наряде на заработную плату.

Доплаты за работу в сверхурочное время начисляют на основании оформленных в установленном порядке списков лиц, работавших сверхурочно, и нарядов, куда включают как рабочих-сдельщиков, так и рабочих-повременщиков.

Основную заработную плату производственных рабочих группируют в разрезе калькулируемых групп.

Заработную плату вспомогательных рабочих, занятых обслуживанием производственного оборудования или общехозяйственными работами, относят соответственно к статьям общепроизводственных и общехозяйственных расходов и затратам вспомогательного производства.

Сумма дополнительной заработной платы за время очередных отпусков производственных рабочих может резервироваться в сметном порядке пропорционально суммам основной заработной платы.

Резерв на очередные отпуска специалистов и служащих не образуется, и фактически начисленную заработную плату за дни отпуска полностью относят на затраты производства в отчетном месяце.

Начисление задолженности перед работниками по оплате труда отражается проводкой:

Д-т счетов 20, 23, 25, 26, 28, 29, 44;

К-т счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Учет начислений по социальному страхованию и обеспечению

Начисление единого социального налога (ЕСН), обязательное пенсионное страхование (ОПС) и дополнительное страхование (ДС) отражается в затратах на производство и реализацию проводкой:

Д-т счетов 20, 25, 26, 44;

К-т счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», соответствующие субсчета.

Налоговой базой для ЕСН, ОПС и ДС являются:

суммы расходов на оплату труда, отраженные по дебету счетов 20, 25, 26, 44;

суммы гонораров, отраженных по дебету счета 20.

В ЕСН, начисленный по гонорарам, не включается взнос в Фонд социального страхования (п. 3 ст. 238 НК РФ). Кроме того, на суммы гонораров взнос ДС не начисляется.

Расходы на полиграфические работы отражают в учете на основе договоров с полиграфическими предприятиями и счетов к оплате, к которым должны быть приложены протоколы согласования договорных цен, счета-фактуры и накладные на сдачу тиража. Расходы на полиграфические работы (без НДС) отражают проводкой:

Д-т счета 20;

К-т счета 60.

Если расходы на полиграфические работы возникают в полиграфическом подразделении издательства, их необходимо учитывать на отдельном субсчете к счету 20.

Если издательство выпускает продукцию, не требующую выполнения полиграфических работ (электронные издания, издания на магнитных дисках и др.), расходы, непосредственно относящиеся на их выпуск, также необходимо отражать на отдельном субсчете к счету 20.

На счете 25 «Общепроизводственные расходы» ведется учет по каждому цеху типографии отдельно. К ним относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования; затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества и другие расходы (приложение 3). Учетной политикой можно предусмотреть организацию учета на счете 25 сумм амортизационных отчислений по производственному оборудованию.

Расходы на ремонт объектов основных производственных средств относятся на общепроизводственные расходы непосредственно или, в зависимости от учетной политики типографии, с использованием счетов 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов».

Затраты на мероприятия по охране труда, осуществляемые хозяйственным способом в производственных помещениях типографии (проведение мероприятий по технике безопасности, производственной санитарии, вентиляции и пр.), которые не имеют характера капитальных работ, относят к общепроизводственным расходам по фактическому уровню.

В типографии с безцеховой структурой управления общепроизводственные расходы учитываются непосредственно на счетах затрат основного производства или общехозяйственных расходов.

Учетной политикой типографии можно предусмотреть на этом счете выделение субсчетов:

«Амортизационные отчисления по производственному оборудованию и транспортным средствам» (если предусмотрено учетной политикой);

«Расходы на содержание и эксплуатацию производственного оборудования и транспортных средств»;

«Общецеховые расходы»;

«Общецеховые непроизводительные расходы».

Общепроизводственные расходы отражаются в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и т. д.:

Д-т счета 25;

К-т счетов 02, 10, 16, 19, 21, 60, 70, 69, 79, 94, 96, 97.

В конце месяца счет «Общепроизводственные расходы» закрывается, расходы списываются на счета 20, 23, 29 и распределяются между отдельными калькулируемыми группами пропорционально прямым затратам:

Д-т счетов 20, 23, 29;

К-т счета 25.

Если в типографии применяется система учета «директ-костинг», то учетной политикой следует предусмотреть списание общепроизводственных расходов непосредственно на счет продаж. Предварительно необходимо провести исследование зависимости изменения различных статей этих расходов от изменения объемов производства, выделив из их состава переменную часть, которую надлежит учитывать в составе расходов на счетах 20, 23, 29.

В издательствах редакционные расходы (обработка и оформление оригиналов, подготовка оригиналов-макетов) учитывают на счете 25 «Редакционные расходы» по установленной номенклатуре (приложение 4). Если в структуре издательства имеется обособленное подразделение - отдел подготовки оригиналов-макетов (компьютерный центр, дизайн-бюро и т.п.), то расходы по его содержанию, учтенные на счете 25, списывают с кредита счета 25 в дебет счета 20 на те издания, которые были набраны отделом в данном месяце, пропорционально объему в учетно-издательских листах или иным способом, предусмотренным учетной политикой издательства. Отдел подготовки оригиналов-макетов представляет бухгалтерии список оригиналов с указанием объемов по каждому изданию (заказу) в учетно-издательских листах, набранных в отчетном месяце.

Изготовление оригиналов-макетов для сторонних организаций рассматривается как выполнение работ. Расходы по выполнению этих работ могут быть учтены на отдельном субсчете к счету 20, их списание отражают проводкой:

Д-т счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»;

К-т счета 20, отдельный субсчет.

Затраты на рецензирование оригиналов, не принятых к изданию, входят в редакционные расходы.

Независимо от способа распределения расходов на отдельные издания счет 25 ежемесячно закрывается:

Д-т счета 20;

К-т счета 25.

По решению издательства (если это предусмотрено учетной политикой) расходы, отнесенные на 1-4 статьи, могут учитываться как прямые расходы непосредственно на счете 20 «Основное производство» по отдельным изданиям; остальные расходы могут учитываться на счете 26.

На счете 26 «Общехозяйственные расходы» учет этих расходов рекомендуется вести с использованием субсчетов:

«Расходы на управление»;

«Расходы на содержание и ремонт основных средств»;

«Амортизация амортизируемого имущества»;

«Прочие общехозяйственные расходы»;

«Общехозяйственные непроизводительные расходы» и др.

Номенклатура статей общехозяйственных расходов представлена в приложениях 5 и 8.

По окончании месяца счет 26 «Общехозяйственные расходы» закрывается; все расходы списываются непосредственно на продажи, что отвечает современным условиям ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности:

Д-т счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»;

К-т счета 26.

Если учетной политикой все же предусмотрено списание общехозяйственных расходов на основное производство, то делают проводку:

Д-т счета 20;

К-т счета 26.

В рабочем плане счетов типографии счет «Общехозяйственные расходы» называют «Управленческие расходы» в связи с необходимостью составления формы № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках», в которой управленческие расходы записывают отдельной составляющей финансового результата от продажи.

В рабочем плане счетов издательства счет «Общехозяйственные расходы» также называют «Управленческие расходы», а к счету 90 «Продажи» открывают отдельный субсчет «Управленческие расходы». Это связано с необходимостью составления формы № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках», в которой управленческие (общехозяйственные) расходы записывают по строке 040 в качестве отдельной составляющей финансового результата от продажи продукции (работ, услуг).

Учет в затратах амортизационных отчислений по амортизируемому имуществу

Сумму начисленных амортизационных отчислений по основным средствам, независимо от выбранного способа их расчета, отражают следующими проводками:

Д-т счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 (для издательств Д-т счетов 20, 25, 26, 44);

К-т счета 02 «Амортизация основных средств».

Начисление амортизационных отчислений начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия объекта из эксплуатации. Группировка основных средств, используемых в типографии, по амортизационным группам, разработанным Правительством РФ, приведена в приложении 10.

Избранный вариант отражения в учете амортизационных отчислений по амортизируемому имуществу должен быть закреплен в учетной политике.

Сумму начисленной амортизации нематериальных активов, независимо от способа расчета амортизационных отчислений, отражают проводкой:

Д-т счетов 20, 26;

К-т счета 05 «Амортизация нематериальных активов».

На счете 20 следует отражать роялти (платежи по лицензионным договорам за пользование авторским правом на конкретное произведение), а на счете 26 - амортизационные отчисления по всем остальным амортизируемым нематериальным активам.

Прочие расходы отражаются, в основном, по дебету счетов 25, 26, 44 и по кредиту счетов расчетов с различными контрагентами в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от периода их фактической оплаты, т. е. методом начислений.

На счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» учитывают потери от простоев, обусловленных внутренними или внешними причинами. Внутренними причинами простоев являются различные производственные неполадки, а внешними - несвоевременное поступление от поставщиков материалов, топлива, энергии и т. п. Потери от простоев по внутренним и внешним причинам складываются из следующих затрат:

расходы на основную зарплату производственных рабочих, начисленную за время простоя, или доплаты до установленного заработка, если рабочие были заняты в период простоев на других - менее квалифицированных работах, а также дополнительная заработная плата и отчисления на социальные нужды в соответствующих размерах и другие затраты, которые учитываются прямым путем;

расходы на материалы, топливо и энергию, непроизводительно затраченные в период остановки производства.

Кроме того в состав потерь от простоев по внешним причинам включают соответствующую долю расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования. При этом из потерь от простоев по внешним причинам исключают суммы, взысканные с поставщиков в виде возмещения потерь.

Учет простоев должен фиксировать их причины и виновников.

Потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями, относят к чрезвычайным расходам, т. е. не включают в затраты на производство и реализацию.

Потери от брака учитывают на счете 28 «Брак в производстве». К ним относят стоимость изготовления списка опечаток, выдирок, повторного набора и т. п. Брак оформляют в установленном порядке актом, прилагаемым к счету типографии, который утверждается директором издательства. Непроизводительные расходы и потери от брака отражают в учете себестоимости продукции в том отчетном месяце, в котором они выявлены, но не позже следующих сроков:

для периодических печатных изданий - до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания;

для книг и иных непериодических печатных изданий - в пределах 24 месяцев после их выхода в свет;

для календарей (независимо от их вида) - до 1 апреля года, к которому они относятся.

В акте, кроме описания существа и причин брака, указывают, кем он допущен, с кого и какие суммы подлежат взысканию, и какие должны быть отнесены на себестоимость конкретного заказа. Кроме того, по дебету этого счета отражают также расходы на исправление брака:

Д-т счета 28 «Брак в производстве»;

К-т счетов 10, 20, 25, 70, 69.

Часть расходов, учтенных на счете 28, может быть возмещена за счет виновных: поставщиков некачественной бумаги и других материалов, которым направляют претензию, или работников издательства. Это отражается следующими бухгалтерскими записями:

Д-т счетов 76, субсчет «Расчеты по претензиям», или Д-т счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

К-т счета 28.

Оставшаяся часть потерь от брака, которая включается в себестоимость, отражается проводкой:

Д-т счета 20;

К-т счета 28.

В типографии на счете 28 «Брак в производстве» учитывают:

расходы на выполнение полиграфических работ, относящихся к окончательно забракованной продукции (набор ручной и машинный, верстка, изготовление матриц и штампов, отливка и отделка шрифтов, изготовление фотоформ печатных форм, печать, изготовление переплетных крышек, брошюр и другие работы);

расходы по исправлению брака на всех этапах производства, включая расходы на заработную плату рабочих ремонтных бригад, затраты по устранению дефектов в готовой продукции или полуфабрикатах и др.;

расходы по вторичному воспроизведению бракованных полуфабрикатов, изделий и работ, включая расходы на повторный набор или изготовление печатной формы.

Обнаруженный в процессе производства окончательный или исправимый брак оформляют соответствующим актом в трех экземплярах. Первый экземпляр акта передают в бухгалтерию для расчета себестоимости брака, определения потерь и взыскания их с виновников; второй экземпляр - производственному отделу; третий - остается в цехе, допустившем брак.

Себестоимость внутреннего окончательного брака определяют исходя из фактических затрат.

Себестоимость внешнего брака слагается из фактической производственной себестоимости полиграфических работ по продукции, окончательно забракованной заказчиком, и расходов по ее замене и транспортировке. Если внешний брак продукции является исправимым, то к потерям от брака относят только расходы по исправлению и транспортировке забракованной продукции.

Для определения окончательных потерь от брака из себестоимости внутреннего и внешнего брака исключают:

суммы потерь от брака по вине поставщиков материалов и полуфабрикатов, признанные поставщиками или присужденные арбитражем;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: