Лекция №1
Культура как феномен бытия человечества.
Основные концептуальные подходы к определению культуры.
План
Содержание и смысл понятия «Культура».
Проблема многообразия и типологии культур. Культура и цивилизация.
Культурный менталитет и идентичность.
Сущность этнической и национальной культуры.
Проблемы культуры сейчас актуальны как никогда. Мы переживаем сложный этап исторического развития: время когда трагический гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?» стоит не перед отдельной личностью, но перед всем человечеством. Сейчас либо люди научатся жить по-человечески, либо человеческой культуре и цивилизации наступит предел…
Все это заставляет задумываться о смысле и перспективах человеческой истории, о роли КУЛЬТУРЫв ее прошлом, настоящем и будущем.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ – обобщающая наука о культуре, объединяющая все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему. Культурология изучает и анализирует сходства и отличия между культурами, описывает особенности различных видов цивилизации, подчеркивая их уникальные черты и свойства.
Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостный феномен (среди проблем: культурогенез, историческая динамика культуры, взаимодействие природы и культуры, взаимодействие разных культур и цивилизаций и др.)
Первым исследователем, введшим в научный обиход термин «культурология» был американский ученый Лесли Уайт (1949 г.).
В становлении культурологии (со втор. пол. 19 века) выделились разные научные школы.
Этнологические теории рассматривали сущность культуры на базе изучения традиционных обществ, в которых находили зачатки всех позднейших социокультурных феноменов и институтов. В центр интереса был помещен человек, потому и возникло второе название: антропология (культурная антропология). Ведущими представителями стали Э.Тейлор, Л.Леви-Брюль, Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун и др.
|
Социологическое направление в культурологии представлено учением П.Сорокина. Согласно ему, социокультурные изменения имеют ритмический характер. Каждый новый культурный цикл начинается и заканчивается радикальным изменением нормативных образцов, сопровождается разработкой новой системы ценностей. Важнейшими компонентами культуры являются язык, этика, религия, искусство и наука. В совокупности с выделенными им 3 типами культуры: идеациональным (интуитивное постижение мира: культуры Древней Индии и Европы классического Средневековья), идеалистическим (культура классической Греции 5-4 вв. до н.э. и Высокого Возрождения 14-15 вв.) и чувственным, ценности которой – в повседневности, в реальном мире вещей и материальных ценностей, наслаждения, прагматизма и моральной вседозволенности - они образуют суперсистемы или цивилизации.
Интуитивно-иррационально е направление «философии жизни» с характерным смешением психического с духовным и стремлением к полноте непосредственного переживания, представлено именами А.Бергсона, Г.Зиммеля, В.Дильтея. В психоаналитических теориях З.Фрейда, К.Юнга, Э.Фромма место поиска истины сосредоточивается в сфере до-без-под-сознания человека. Культура рассматривается как механизм социального подавления бессознательных психических переживаний человека (учение о сублимации З.Фрейда). Символическая школа (Э.Кассирер) расширяет понятие символа до понятия человеческого мира, а самого человека объявляет «символическим животным», для которого характерно упорядочивание окружающего мира посредством символических форм.
|
Игровая концепция культуры (Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Гессе) провозглашает идею о том, что игра старше культуры, что культура зачинается в игре, что все архаические формы выделились из обычаев культовой, социальной, военной состязательности. Новое время (18-19 вв.) вытеснило игру из широкого обихода, заменив ее расчетом и рационализмом. Игра перерождается в суррогат, потребление, а не творчество, утрачивая духовное напряжение.
Основные компоненты предмета культурологии:
Ø Онтология культуры: многообразие определений культуры, социальных функций и параметров;
Ø Гносеология культуры: основания и место культурологии в системе научного познания;
Ø Морфология культуры: основные параметры функциональной структуры как системы форм социальной организации;
Ø Культурная семантика: представления о символах, знаках, языках и текстах культуры;
Ø Антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как творце («производителе») и потребителе культуры;
Ø Социология культуры: представления о социальной стратификации культуры;
Ø Историческая динамика культуры: представления об историческом возникновении и эволюции форм социокультурной организации:
|
Ø Прикладной аспект культурологии: представления о культурной политике, содержании и функциях культурных институтов.
Итак, какое содержание мы будем вкладывать в понятие «культуры»?
Культуру нередко понимают в каком-то демонстрационном, нарядно-«оберточном», этнографическом виде. Нередко культуру воспринимают в музейно-реликтовом значении, мало соприкасающейся с реальной жизнью. С другой стороны, бытует и прикладное, досуговое восприятие культуры. Это обедненное, ущербное понимание сущности культуры.
Культура – духовная основа жизни человека. Великий французский философ и литератор Поль Сартр назвал культуру «духовным зеркалом эпохи». Именно состояние культуры отражает уровень развития человека и общества в целом. Весь комплекс сегодняшних проблем украинской и общемировой ситуации (нравственных, правовых, политических, экономических, религиозных и пр.), в конечном счете, обусловлен колоссальным дефицитом культуры.
Слово «культура» - одно из наиболее употребимых в нашей речевой практике, между тем, по словам немецкого философа-просветителя 18 века И.Гердера, - «нет ничего неопределеннее этого слова». Это вполне объяснимо: трудно определить то, частью чего ты являешься. Культура и в нас и вне нас одновременно: мы творим мир при помощи культуры, а мир в лице культуры творит нас.
Основные методологические подходы к пониманию сущьности культуры: