Культурный менталитет и идентичность




Понимание сущности культуры невозможно вне понятия культурного менталитета (франц. mentalite от лат. mentalis – интеллектуальный), который характеризует общую духовную настроенность людей, близкий образ мысли, сходство привычек, верований, оценок; господство в историческом развитии, проявление определенных коллективных эмоциональных шаблонов. Менталитет нередко заменяют выражением «национальный характер» или «душа народа». Менталитет – состояние, уровень и направленность индивидуального и группового сознания, способность к усвоению норм, принципов, жизненных ориентаций, общественных ценностей и адаптации к условиям социальной среды, возможностей влияния на нее, воссоздание совокупного опыта предшествующих поколений. Это – особое информационно-энергетическое поле, которое охватывает интеллектуальный и духовный уровни жизнедеятельности данного народа.

Менталитет – это характер и строй человеческого мышления, которые проявляются на уровне сознания, но базируются на структурных элементах сферы подсознания. В менталитете общественное и индивидуальное сливаются и становятся неразделимыми. Поэтому, менталитет данного народа одновременно – менталитет его отдельных представителей. Менталитет – исторически обусловленный феномен. Социальные преобразования и эволюция культуры приводят к изменениям менталитета, но трансформация его происходит лишь в результате значительных культурных изменений. Поэтому, ментальность с трудом поддается перестройке. Менталитет не просто пассивно отражает какие-то типичные культурные установки данного народа, но и сам является активным, действенным фактором общественного развития.

Менталитет включает в себя т.н. ментальные комплексы – устойчивые, исторически давно сложившиеся воображаемые образы («сгустки смыслов»): именно под них сознание человека и подводит разнообразные жизненные явления, чтобы понять и оценить последние, заняв по отношению к ним соответствующую позицию. В результате у каждого народа формируется своя особая ментальная картина мира.

Среди ментальных черт русского народа:

ü Свобода духа;

ü привычка к чрезмерному, но кратковременному напряжению сил, работа аврально, когда это уже критически важно, а все остальное время – просто реагировать на обстоятельства («пока гром ни грянет, мужик не перекрестится», «долго запрягает, но быстро едет»;

ü бросаться в крайности: от бунта к покорности, от пассивности – к героизму («или-или»);

ü коллективные фантазии и мечты о всеобщей справедливости, благе, добре («обломовщина», «маниловщина»);

ü терпеливость и равнодушие ко всяким лишениям в плане жизненных удобств; выносливость; умение жить скромно («к деньгам не привыкай»);

ü самоуничижение, принижение своих заслуг (православие: «унижение паче гордости»);

ü милосердие, жалостливость;

ü беспечность («авось да небось»);

ü открытость и прямодушие;

ü властецентризм (потребность в сильном лидере);

ü отходчивость (Ф.М.Достоевский: «Русский народ готов забыть целые муки за одно ласковое слово»);

ü социальный конформизм («чтобы все было как у людей», «чтобы о нас плохо не подумали»);

ü эмоции превалируют над рациональностью (чужд размеренный уклад) и др.

Важный аспект в культурологии - вопрос культурной идентичности.

Идентичность – осознание субъектами своей принадлежности к определенной культуре (как системе норм, традиций, праздников, символов, ценностей; как сложившегося пантеона национальных героев, особое переживание истории) и себя как к ее носителя. Идентичность в культуре и формирует в человеке чувство укорененности, защищенности своего личного «Я» в коллективном, культурно-исторически породненном «Мы». Необходимость в идентичности вызвана тем. Что каждый человек нуждается в упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства взаимосвязи, принятые окружающими его людьми.

Латинское слово idem означает «то же самое», характеризуя как сходство с другими, так и с самим собой (сохранение в любых обстоятельствах и переменах своей собственной самотождественности: идентичности).

Когда происходит утрата идентичности, человек ощущает свою абсолютную чуждость окружающему миру. Обычно это случается в ходе возрастных кризисов, революционных изменений социокультурной среды (рождая «потерянные поколения»). Современный кризис идентичности в мире сопровождается расшатыванием традиционных форм человеческих общностей, когда человек все в большей мере идентифицирует себя в качестве вполне обособленной единицы (стремление к независимости от других является для него главным). Все это сопровождается ощущением несоответствия себя своему образу, чувством выпадения из реальности, даже отсутствия себя в жизни (национализм и фундаментализм отличаются искусственной, нарочито гипертрофированной декларативностью особой идентичности, что скорее свидетельствует о неуверенности и слабости).

В постсоветский период, когда начался т.н. «парад суверенитетов», выявился кризис национальной идентичности (прежняя: «советский человек» уже не работает, а новая - или не выработана, или не принята сознанием). Украину постсоветского периода характеризовало активное взаимоотталкивание разных региональных культурных идентичностей (условно: западная, галицийская и восточно-украинская, донбасская; даже в Крыму – драматически сосуществуют разные модели культурной идентичности). Тем самым, затрудняется возможность создания общенациональной культурной идентичности.

Культурное пространство концентрично, как распахнутый к небу конус: от малой местной культуры данного рода, города, региона (образ «Малой Родины») до общемировой, объединяющей народы, нации, страны, цивилизации. Подобно этому, и идентичность проявляется многуровнево: городская идентичность («одессит», «киевлянин»), региональная («житель Донбасса», крымчанин), национальная, цивилизационная («европеец»).

Формирование местных культур всегда было тесно связано с родной землей, географией, с особенностями данной природной среды (климата, окружающего ландшафта, наличие внешних природных границ). Преимущественно лесостепной ландшафт с умеренным климатом в Украине формировал свое особое культурное пространство, свой, земледельческий хозяйственный уклад, свою поэтику быта, свои эстетические нормы и обычаи.

С другой стороны, в России– сложная география. Север. Огромные незаселенные территории. Внешняя незащищенность. Сложный суровый климат, короткий аграрный цикл. Степи, Лес (внушал и страх, и давал защиту: партизаны). Материальная бедность как привычка (маленький прибавочный продукт). Коллективное землепользование. Тесные общинные связи испокон века. Пестрый разноплеменной мир, дружелюбно уживающихся людей. Мифорелигиозные различия как изначальная данность, исключавшая межкультурные столкновения. Постоянное движение, колонизация. Отсюда – неизбежная колоссальная власть государства и правящего субъекта (властецентризм и единодержавие) и свои символы: ЦАРЬ, РОДИНА, ВЕРА. Мнимая «отсталость».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: