Культура – универсальное творчество человека (латинское слово Cultura означает «возделывать», «воспитывать», «создавать»). Слово «культура» противопоставлялось другому слову – «натура» (что означает: природа; нечто первозданное, дикое). Словом «культура» обозначалось качественно новое состояние, достигнутое трудом и творчеством самого человека. Древнеримский философ Цицерон впервые употребил выражение «Культура Души». Культура характеризует все виды деятельности человека («политическая культура», «экономическая культура», «правовая» и т.д.), но, прежде всего, - внутренний, духовный уровень развития самого человека. Человек существует между двумя мирами: животным и божественным (между Небом и Землей) и именно культура показывает духовный «градус» бытия человека, который может как подняться к высокому, бессмертному состоянию, так и глубоко упасть до низменного, звериного (по словам Ф.Ницше: «Культура - лишь тонкая яблочная кожура над раскаленным Хаосом»).
Аксиологический подход
Культура как совокупность ценностей созданных и накопленных человечеством, а также способы их создания, сохранения и передачи. Одним из универсальных социальных сособов сохранения и воспроизводства культуры являются социальные нормы.
Исторический подход
Культура понитается как совокупность специфических черт либо культурной эпохи, либо кокретного социального организма, находящегося на конкретно-историческом этапе развития.
Этнографический подход
Культура как совокупность традиций, обычаев, уклада жизни, ментадитета определенного этноса
Личностный подход
Культура как уровень социализации (инкультурации) личности.
Таким образом, культуру характеризует п остоянная работа Души и Духа по качественному преобразованию мира и самого человека. Культура – единственная подлинная характеристика человека (мера его человечности).
Культура – защитный слой существования человека: вне культуры человек не может сохранить в себе человеческое, нередко быстро дичает («Природа сильнее культуры»?). Культура придает смысл существованию человека, рождает чувство укорененности, защищенности, жизненного уюта. Этому и способствуют культурные константы (т.е. постоянные, транслируемые от поколения к поколению, духовные устои): обычаи, традиции, нормы, ценности, символы и знаки. Культура воспитывает в человеке комплекс неудовлетворенности собой, потребность к творческому самосовершенствованию, самоанализу. Культура – это вечная борьба человека с самим собой: со своими слабостями, ошибками, самоуверенностью. Это трудный конфликт свободы и ограничения: спекулировать свободой и независимостью недопустимо (человек внутренне, духовно вызревает, формируя творческое поле свободы преломления своих сущностных сил). С самого начала культура поставила человека перед постоянной свободой выбора, поиска (образ «Мыслитель» французского скульптора Огюста Родена).
Что же может служить критериями «культурности»? Потребность в постоянном саморазвитии («знаю, что ничего не знаю»), творчестве, способность к диалогу, взаимопониманию, самоиронии.
Академик Д.С.Лихачев назвал культуру «общим человеческим домом». Только ощущение дома многослойно: от общечеловеческого (мирового) до цивилизационного (европейская, исламская, православно-славянская цивилизации и др.), национального (в масштабе своей страны), регионального (Донбасс, Крым, Слобожанщина, Полесье и др.)и еще м
Итак, что же понимать под культурой? Среди множества значений отметим следующие:
ü – духовная сфера жизни;
ü -общий уровень развития общества, просвещенности; нравственности;
ü - сумма общественных достижений (культурный опыт);
ü - система господствующих норм, ценностей и смыслов;
ü - духовное измерение любой деятельности, в котором формируются ее мотивы, принципы, правила и цели (универсальность культуры).
Поэтому, со сменой поколений культурный опыт не теряется, но совершенствуется. Именно культура показательно соединяет прошлое (культурное наследие), настоящее и будущее (моделирование образов мира в искусстве, религии, науке).
Выделим основные характеристики культуры:
ü Культура – содержательное наполнение совместной жизни людей;
ü Культура – биологически ненаследуемая информация;
ü Культура – созданный человеком предметный мир;
ü Культура – образцы человеческих отношений (способы восприятия мышления, поведения, выраженные в символической форме).
Можно выделить 2 области культуры: обыденную и специализированную. Последняя включает: культурные аспекты социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культуры), социально значимое знание (религия, эстетика, искусство и др.), каналы трансляции культурного опыта (образование, просвещение, массовая культура, фольклор). Обыденная культура – сниженный (повседневный) аналог специализированной (домашнее хозяйство, низовая эстетика, суеверия и привычки и т.п.).
Принцип развития культуры - единство в многообразии, или как говорили древние «Ex pluribus - unum». Культура становится ущербной, когда насаждается унификация, единообразие, когда что-то утверждает свою монополию. Поликультурализм – основа развития культуры и в мировом, и в национальном масштабе. Культура изначально поставила человека перед проблемой выбора. Культура не существует вне внутренних конфликтов (общего и индивидуального, старого и нового, коллективного и личностного), но именно богатство внутренних конфликтов и обеспечивает культуре гибкость и динамичность. Основой современной западной культуры стал принцип мультикультурализма – культурная политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий.
Культурология, как и всякая другая наука, с течением времени создает свой разветвленный терминологический аппарат. В их числе: «культурная адаптация» - приспособление человеческих сообществ, социальных групп и индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социально-историческим условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения. «Инкультурация» означает процесс освоения человеком (членом определенного общества) основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов поведения и мышления.
Процессы взаимодействия культур характеризуются следующими дефинициями:
Культурная ассимиляция – полное или близкое к тому поглощение меньшинств в более широкой, доминирующей культурной и этнической общности. Аккультурация предполагает процесс взаимовлияния культур, восприятия одном народом полностью или частично культуры другого народа. Культурная диффузия предполагает стихийное распространение культуры в социальном и географическом пространстве посредством взаимопроникновения культурных черт разных сообществ. Культурная экспансия означает расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные или государственные границы.
Среди основных функций культуры:
ü Адаптационная – культура обеспечивает вживание человека в определенную среду,
ü Регулятивная – культура дает возможность взаимодействия разных форм и сторон жизни и деятельности,
ü Нормативная – культура выступает способом создания норм, стандартов, правил, являющихся основой формирования морали, права, идеологии и др.
ü Социализирующая – возможность включения индивидов в общественную жизнь и усвоения им социального опыта,
ü Креативная – культура выступает условием постоянного преобразования и переосвоения мира,
ü Аксиологическая или оценочная – формирование и развитие ценностной шкалы представлений (допустимо-недопустимо, хорошо-плохо, красиво-безобразно и т.п.),
ü Коммуникативная – культура формирует условия и средства человеческого общения (живые языки, технические, художественные и т.п.),
ü Трансляционная – культура выступает формой передачи социального опыта; культура-это память,
ü Семантическая - культура наделяет мир сложной системой знаков и символов(о-значивает материальные и духовные проявления жизни),
ü Интегративная – культура объединяет людей: социальные группы, народы, страны
Культуру условно можно разделить на материальную и духовную.
Среди основных содержательных элементов духовной культуры: обычаи, нормы, ценности, знания, значения. Обычаи – стихийно сложившиеся образцы поведения, обязательные для исполнения всеми членами общества. Как длительная массовая привычка обычай не нуждается в объяснении и не осознается членами коллектива. Близкие по значению к обычаю – ритуал, обряд. Норма регулирует меру допустимости поведения и обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей, формирует понятное, предсказуемое поведение. Ценности подразумевают выбор в пользу чего-то более высокого и лучшего, стоящего надо всем, к чему должно стремиться и можно чтить (существуют ценности жизненные: жизнь, здоровье, свобода, собственность; общественные: работа, дисциплина; эстетические: красота, гармония и т.п.). Культура – это и сложная система значений – специфически человеческое средство соединения людей с миром посредством знаков: языков, звуков, жестов, цветов и т.п.
Типология культуры
О культуре можно говорить в целом, обобщенно, но она всегда существует в бесконечном множестве своих проявлений, форм, типов. Культура полиморфна.
Так, культуру можно представить в бинарной системе единства противоположностей: религиозная - светская; городская - сельская; аграрная – индустриальная, элитарная - массовая; тоталитарная - демократическая; профессиональная - самодеятельная и т.п.
Типология или выделение определенных типов культур производится на основе какой-то модели или признака:
По объекту
Выделют материальную и духовную культуру.
Материально-технический базис (патриархальный тип культуры; индустриальный, постиндустриальный-информационный тип культуры)
Основы формирования культуры (духовности): мораль (способность творить добро), религия (потребность обращаться к сверхприродному, высокому, божественному), эстетика (способность понимать и создавать красоту), искусство (способность к созданию и восприятию художественных реальностей в произведениях литературы, музыки, живописи и др.), философия («высшее состояние ума»: способность к целостному, сущностному, рациональному мировосприятию), наука (способность к аналитическому исследованию мира)
2. По субъекту: в зависимости от того, какая социальная группа является создателем и носителем культуры.
Этническая принадлежность(русская, французская, японская, китйская). Городская-сельская культуры, массовая – элитарная и т.д.
3. По исторической принадлежности: восточная – западная; античная, средневековая, ренессансная, культура модерна, постмодерна.
4. По религиозной принадлежности: языческий мир, христианский, мусульманский, буддистский и т.д.
5. По сферам жизнедеятельности и структуре личности:
- культура труда, быта, досуга, общения, познания
- моральная, эстетическая, экономическая, правовая, политическая, физическая
- культура эмоций, письма, речи, мышления. творчества
Культуры могут разделяться по характеру деятельности (экономическая, правовая, политическая); по характеру ее воспроизводства и восприятия (элитарная-массовая); по отношению к господствующей в обществе системе ценностей (официальная культура-контркультура). Особый пласт образует система т.н. субкультур (относительно небольших, замкнутых, самодостаточных культур с собственной системой норм, ценностей, символов). Существует и феномен т.н. культурной маргинальности (буквально: «край», «граница»): поведение индивидов здесь граничит с разными культурными системами, но ни в одну из них полностью не интегрируется.
Т.о., культура – исторически сложившаяся разноуровневая система, обладающая своими вещными формами, своей символикой, традициями, идеалами, ценностными ориентациями, образами мысли и жизни – этой центрирующей силой, живой душой культуры. В этом смысле бытие культуры обретает сверхиндивидуальный, всеобщий характер, существуя вместе с тем и как глубоко личный опыт индивида.
Очень близкое, хотя и не тождественное культуре понятие – цивилизация: хозяйственно – научно - правовые формы бытия культуры. Цивилизация и культура соотносятся как материальное (по преимуществу) и духовное; или как очаг и огонь, дающий тепло: смысл, надежду, любовь.
Немецкий философ 18 в. И.Кант определил культуру как то, что в своей сущности глубоко гуманистично и духовно. Цивилизация же по его словам – чисто внешний, «технический» тип культуры, который развивается гораздо быстрее, порождая опасность технического самоуничтожения человечества. О сущности и типологии цивилизаций речь еще пойдет в дальнейших лекциях.