Федерализм на основе сотрудничества: законодательство и правление




 

Суть федерального порядка заключается в том, что государственная власть разделена на два разных уровня. Наряду с общереспубликанским порядком в каждой земле есть своя собственная государственная власть. Земли имеют свои конституции, правительства, парламенты и конституционные палаты. В конституции федерализм как определяющий государствообразующий принцип Германии записан с «оговоркой о вечности». Следовательно, его невозможно ликвидировать законным путем. Федеративная государственная структура Германии абсолютно прочна. До сих пор не предпринимались попытки изменить ее в сторону сепаратизма или централизма.

По контрасту с американской моделью в немецком федерализме часто отмечают сотрудничество в качестве его основы. Характерная черта двойственного федерализма США ведет свое происхождение от значительного обособления обеих сфер государственных полномочий в законодательной деятельности, исполнении законов и судопроизводстве. Напротив, существенная особенность немецкого федерализма состоит в том, что полномочия на законодательство и правление перекрываются на федеральном и земельном уровнях.

Законодательство можно подразделить по сферам влияния на область исключительной законодательной компетенции федерации, на общефедеральное законодательство, подлежащее конкретизации, на сферу конкурирующей законодательной компетенции и на область исключительной компетенции земель. С целью сохранения единства федерации как правового государства конституцией утвержден принцип, согласно которому «федеральное право превышает земельное право». Он остается в силе для правовых норм всех уровней: ординарные юридические предписания, исходящие от федеральных властей, имеют преимущество, к примеру, перед конституционным правом зе мель. По конституции законодательство в соответствии с основной презумпцией компетенции прежде всего подчинено землям. Однако фактически получается так, что законотворчество осуществляется главным образом на федеральном уровне.

Под исключительную законодательную компетенцию федерации подпадают те сферы, в которых абсолютно необходимо и возможно унифицированное, распространяющееся на все земли регулирование. Законы о внешних сношениях, обороне, валюте или ядерной энергии приняты на федеральном уровне.

В сферах, где имеет место конкурирующая законодательная компетенция, растет унитарная тенденция к тому, чтобы считаться с федеральными полномочиями. Конституцией предписано, что в таких сферах законодательные полномочия остаются за землями. Однако они при определенных условиях могут отойти к федерации. В прошлом статья 72, II Основного закона [1] оказалась «троянским конем централизма», что позволяет федерации действовать в направлении создания одинаковых условий жизни на всей территории ФРГ. Области конкурирующей законодательной компетенции, например в гражданском, уголовном, хозяйственном и трудовом праве, за небольшими исключениями теперь также попадают в ведение федерации.

Законодательные полномочия земель все же ограничены только в немногих областях. Культура при этом является средоточием суверенитета земель. Он особенно значим в делах воспитания и образования, сопряжен с ответственностью за создание и содержание высших школ, развитие науки и искусства, а также прессы и телевидения. Помимо культуры, другие важные области, подвластные земельному законодательству, составляют коммунальное самоуправление и охрана правопорядка. Федеральное право также вторгается в компетенцию земель с целью создания одинаковых условий жизни для всей страны в таких сферах, как дело высшего образования, для чего издаются общие предписания, которые пока еще позволяют землям регламентировать лишь детали. Можно обнаружить и другую, прямо не связанную с законодательными полномочиями, форму нарушения прав земель на определение общественных задач и субсидии на капитальное строительство, которые были зафиксированы основным законом в 1969 г. Общественные задачи федерального и земельного уровней между прочим включают в себя создание высших школ, совершенствование региональной хозяйственной структуры и планирование образования, т. е. ключевые сферы реализации земельных задач. Правительства земель наравне с федеральным представлены в «комитетах планирования». Решения могут быть приняты только с согласия федеральной власти и большинства земель. Для того чтобы ограничить федеральное влияние, необходимо одобрение конкретного проекта со стороны той земли, на территории которой его предстоит осуществить. Все же у земель слабые позиции. Против воли федерального правительства нельзя ничего добиться в вопросе общественных задач. Земли подвергаются значительному принуждению к участию в реализации общественных задач, так как только благодаря ему им достается причитающаяся часть федеральных субсидий. Но впоследствии это ложится дополнительным бременем на бюджеты земель, поскольку им приходится мобилизовывать денежные средства на содержание созданных сооружений. Такая зависимость возникает в случае получения землями и общинами федеральных субсидий, например, на дорожное строительство. Федерация управляет землями, пользуясь заманчивой для них возможностью постоянно направлять туда финансовые средства1.

То что основной законодательный процесс теперь идет на федеральном уровне, вовсе не означает, что земли как субъекты не играют никакой роли. Основанному на сотрудничестве федерализму свойственно как раз то, что на общегосударственном уровне федеральная власть перекрывается властью земель. Будучи второй палатой, состоящей из представителей правительств земель, бундесрат принимает непосредственное участие в законодательном процессе.

Полномочия земель перекрывают федеральную компетенцию в том отношении, что большая часть практической деятельности по управлению, а также исполнение федеральных законов находятся в ведении земель. Преимущества сильно децентрализованного управления землями заключаются в более тесной связи с практикой и приближенности к населенным пунктам, что допускается более дифференцированной регламентацией управления.

Федерализм, основанный на сотрудничестве, характеризуется связью между федеральным и земельным уровнями в области законодательства, управления и финансов. Законодательный процесс происходит преимущественно на федеральном уровне, а управленческая деятельность осуществляется в первую очередь на земельном. Бундесрат функционирует как посредник, который в качестве законодательного учреждения федерального уровня и представителя правительств земель связывает оба уровня в силу своего двойственного характера. Своеобразием этого федерального учреждения в конституционной структуре Германии вызвано тесное сотрудничество между федеральной и земельной исполнительными властями: законодательный процесс, инициированный в первую очередь со стороны федеральной исполнительной власти, согласовывается с практическим опытом земельного правления посредством обмена. Для этого существует множество комиссий по координации между федеральным и земельными правительствами, а также между последними. Тесная связь между исполнительными властями обоих уровней государства находится в полном соответствии с традицией конституционной истории Германии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: