1. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток. Если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации
Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:
а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;
б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
|
г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;
к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
Общая характеристика методов осуществления исполнительной власти. Убеждение и поощрение как методы государственного управления
Методы деятельности исполнительной власти – это способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, предприятия, гр-н).
Методы осуществления исполнительной власти разнообразны. По функциям субъектов управления они делятся на общие, используемые при выполнении всех функций управления на всех важнейших стадиях управленческого процесса, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций на отдельных стадиях управленческого процесса.
|
В качестве общих методов управления выделяют методы убеждения, принуждения и поощрения.
Убеждение
Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных, поощрительных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Оно направляется на то, чтобы подвластные сами исполняли выраженную в правовых актах волю субъекта власти.
Благодаря убеждению достигается единство воли законодателя и граждан, руководителя и коллектива, которое является необходимым условием единства действий.
Убеждение – это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя такие элементы, как овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, эмоции, разжигание интереса, возбуждение желания.
В обеспечении добровольного исполнения большое значение имеет воспитание правовой дисциплины, привычки соблюдать правовой акт, подчиняться. Нередко само по себе
знание прав и обязанностей оказывается достаточным для того, чтобы тот или иной гражданин был дисциплинированным, строго и неукоснительно следовал предписаниям.
Способы убеждения разнообразны.
Среди них: обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Воспитывают примеры из личной жизни руководителей, яркие художественные образы.
|
Большое значение имеет система информирования о достижениях, успешной государственной, муниципальной и частной деятельности. Выставки, конкурсы, смотры, лозунги, призывы, программы, публичные слушания, диспуты и многое другое тоже находятся в арсенале средств убеждения. Положительное воздействие оказывает доверие, оказываемое руководителями невластным субъектам, моральный климат в коллективах, четкая организация работы, эффективная организация контроля.
Поощрение
Поощрение – способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел.
Поощрительное воздействие возбуждает интерес к совершению определенных дел,
получению материального, морального или иного одобрения.
Основные принципы поощрительной деятельности:
ü обоснованность; означает, с одной стороны, наличие заслуги, с другой – соответствие ее награде
ü оперативность;
ü гласность поощрительной деятельности важна и для того, кто отличился, и для окружающих. Она повышает авторитет поощренного, улучшает отношение к нему окружающих.
ü Принцип разнообразия обусловлен множеством разных хороших дел. Соответственно и реагировать на них администрация должна по-разному, используя большой арсенал поощрительных мер.
Все средства позитивного стимулирования по способу их воздействия на поощряемых можно поделить на:
ü моральные; как объявление благодарности, награждение грамотой.
ü материальные; премии и ценные подарки
ü смешанные; одновременно и моральными, и материальными и приобретение в связи с этим дополнительных прав: льгот при приеме в вузы, увеличение отпуска и др.
ü статутные. они изменяют правовой статус гражданина на всю оставшуюся жизнь. Их применение превращает его, например, в орденоносца, заслуженного артиста
42. Административное принуждение: понятие, цели, содержание, виды
Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, представляет собой совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Особенности административного принуждения:
· основывается на нормах административного права;
· применяется как физическими, так и юридическими лицам;
· применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
· закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
· применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
· система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
· применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
· порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;
· применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
· законность применения обеспечивается системой гарантий;
· применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.
Цели административного принуждения:
1. предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;
2. пресечение правонарушений;
3. восстановление нарушенного состояния;
4. процессуальное обеспечение;
5. наказание (ответственность) правонарушителя.
Виды.
По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.
По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.
По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.
Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке.
Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).
По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внешневластные меры.
По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.
Стадии применения мер административного принуждения:
· анализ правоохранительной ситуации;
· выбор меры административного принуждения;
· проверка действенности выбранной меры административного принуждения;
· принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения;
· реальное применение меры административного принуждения;
· анализ эффективности применения меры административного принуждения;
· внесение корректив в последующую правоприменительную деятельность.