Административный договор: понятие, признаки, виды




Административный договор — это один из видов публично-правовых договоров. Он представляет собой основанное на нормах права и добровольном волеизъявлении двух или более субъектов административного права, один из которых всегда выступает субъектом государственной воли, соглашение, которое устанавливает, изменяет и прекращает взаимные права и обязанности его участников. Административный договор является одним из видов форм государственного управления. Дело в том, что само понятие «договор» предусматривает юридическое равенство сторон общественного отношения, присущее гражданскому праву. В отличие от гражданских правоотношений, административные правоотношения, как правило, являются властеотношениями, то есть стороны характеризуются юридическим неравенством. Вопреки этому, административный договор приобретает все большее значение как форма государственного управления и как источник административного права.

Поскольку термин «административный договор», несмотря на его непризнанность на административном нормативном уровне, занял свое место в административной науке, на него возлагаются соответствующие функции, а именно:— структурно-организационная;— социального компромисса;— обеспечительная;— ориентационно-стимулирующая;— демократизации исполнительной власти;— воспитательная;— охранительная.

Административный договор характеризуется комплексным характером, поскольку содержит административные и гражданско-правовые признаки. Это проявляется, в частности, и в ряде законодательных актов, предусматривающих заключение таких договоров. Так, Закон от 24 января 1997 г. «О государственном материальном резерве» устанавливает, что центральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, проводит отбор, в том числе на конкурсной основе, поставщиков материальных ценностей в государственный резерв для заключения с ними контрактов; заключает или поручает предприятиям, учреждениям и организациям, относящимся к сфере его управления, заключение государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв, осуществляет расчеты с поставщиками, имеет право применять финансовые санкции.

Необходимо обратить внимание на классификацию административных договоров, а именно: двух- и многосторонние; типовые и консенсуальные, предварительные и основные;

а) по предметному критерию:

— договоры о компетенции, в частности, о разграничении или делегировании полномочий и предметов ведения

— договоры в сфере управления государственной собственностью;

— договоры, обеспечивающие государственные нужды (государственные контракты);

— договоры с военнослужащими, студентами;

— финансовые и налоговые соглашения;

— договоры о взаимодействии, сотрудничестве;

— концессии, инвестиционные соглашения;

— договоры о предоставлении некоторых платных услуг частным лицам и д.р.

б) по смыслу: чисто организационные и смешанные (организационные вопросы связаны с трудовыми, имущественными); чисто административные и комбинированные (вместе с административными правоотношениями регулируют трудовые, гражданские и др.).

 

39. Понятие, содержание и виды административно-правовых режимов

В науке административного права выделяют общий административно-правовой режим и специальные административно-правовые режимы.

Общий административно-правовой режим представляет собой систему административно-правовых норм регулирующих деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти (публичной власти) при их взаимодействии с гражданами, организациями, предприятиями, учреждениями и иными субъектами административного права при реализации своих государственно-властных полномочий.

В свою очередь специальный административно-правовой режим является разновидностью административно-правового режима. Специальный административно-правовой режим возникает при особых обстоятельствах и условиях, когда необходимо ограничить права индивидуальных и коллективных субъектов административного права.

Они вводятся в целях защиты основ конституционного строя; сохранения территориальной целостности и суверенитета государства; предупреждения и пресечения вооруженных конфликтов, массовых беспорядков; создания безопасных условий функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение; обеспечения нормальных условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные природоохранные, санитарные, противопожарные и иные мероприятия; соблюдения прав граждан и организаций в условиях чрезвычайных ситуаций, чрезвычайного и военного положения; создания условий для нормального функционирования и эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Специальные административно-правовые режимы можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от продолжительности их действия (срока применения): можно выделить срочные (временные) и бессрочные (постоянные) специальные административно-правовые режимы. Срочные специальные административно-правовые режимы ограничены определенным сроком их введения и действия (режимы военного положения и чрезвычайного положения), а бессрочные режимы действуют постоянно применительно к регулируемым правоотношениям (таможенный режим, пограничный режим, режим ЗАТО). Бессрочные специальные административно-правовые режимы прекращают свое действие только в случаях изменения или прекращения данных общественных отношений (например, ликвидация таможенного поста приводит соответственно к упразднению таможенного режима; изменение границы ЗАТО или лишение муниципального образования статуса ЗАТО влечет прекращение режима ЗАТО на части, либо всей территории данного населенного пункта).

По виду правоустанавливающего акта (нормативного правового акта) можем выделить специальные административно-правовые режимы, установленные только на основании федерального конституционного закона (режимы военного положения и чрезвычайного положения), федерального закона (например, таможенный режим или режим охраны Государственной границы РФ), либо закона субъекта РФ (указа или постановления главы субъекта РФ). В последнем случае это может быть режим чрезвычайной ситуации на части или всей территории субъекта РФ.

На практике введение предусмотренного законом специального административно-правового режима, т. е. его применение, осуществляется, как правило, в соответствии с подзаконным актом. Срочные административные режимы вводятся на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях Президентом РФ. Изменение или прекращение ограничений, обусловленных применением бессрочного административного режима, регулируется федеральным законом или подзаконным актом — как правило, постановлением Правительства РФ.

В зависимости от действия в пространстве (по масштабу действия). специальные административно-правовые режимы делятся на:

1. федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти;

2. региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ;

3. муниципальные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Некоторые виды режимов могут относиться ко всем трем группам (например, режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера).

По функционально-целевому назначению мы можем выделить:

Режим военного положения;

Режим чрезвычайного положения;

Режим чрезвычайной ситуации;

Режим контртеррористической операции;

Режим охраны Государственной границы РФ;

Таможенный режим;

Режим закрытого административно-территориального образования и др.

По критерию юридических свойств режимы можно подразделить на ординарные и экстраординарные. Последние вводятся только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций социального или природно-техногенного характера.

Отличительными особенностями экстраординарных режимов являются:

1. использование мер, ограничивающих конституционные права и свободы граждан и организаций;

2. введение дополнительных административно-правовых обязанностей и запретов;

3. предоставление чрезвычайных полномочий органам власти для поддержания режима;

4. введение форм особого управления территорией, на которой установлен экстраординарный режим, включая создание временных специальных органов, перераспределение компетенции, приостановление деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления.

К экстраординарным режимам следует отнести: режим чрезвычайного положения, режим контртеррористической операции, режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, режим военного положения. Ординарными режимами являются: режим закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), режим охраны Государственной границы РФ и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: