Результаты представленных данных позволяют сделать вывод и о внутренней дифференциации классов. Классы являются гомогенными по предъявляемым признакам.
Для реализации концептуальной модели управления развитием общих учебных умений и навыков в процессе обучения была разработана карта наблюдения, в которую вошли критерии и показатели, определенные для выбора уровня развития ОУУН учащихся в процессе обучения.
Педагог, как субъект процесса обучения, организует на технологическом уровне педагогическую деятельность, которая выстраивается на рефлексивном взаимодействии субъектов процесса обучения (учителя и учащихся). Это позволило определить содержание педагогического управления развитием ОУУН учащихся на основе схемы диагностического минимума, тематического планирования по технологической карте урока, карты прогнозирования развития ОУУН учащихся, пакета контрольно-оценочных заданий и портфолио учащихся. Разработанная нами технология носит мониторинговый характер, следовательно, позволяет обеспечить необходимую информационную основу для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на достижение заданных целей развития ОУУН учащихся в процессе обучения.
Так, при изучении ОУУН учащихся была проведена психолого-педагогическая диагностика сформированности отдельных умений, которые составляют четыре основных группы ОУУН учащихся:
Учебно-управленческие умения, включающие в себя умение планировать учебную деятельность (определение целей и средств их достижения); организация учебной деятельности (создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов); контроль, за учебной деятельностью (сбор информации о процессе выполнения намеченных планов); регулирование учебной деятельностью (корректировка планов и процесса их реализации); анализ учащимися собственной деятельности (изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов).
Учебно-информационные умения, включают в себя умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач (наиболее приоритетными источниками информации для школьного обучения являются – тексты (устные и письменные) и объекты.
- читать и писать в заданном темпе;
- читать осознанно, правильно, выразительно;
- слушать и исправлять свою речь;
- Пересказывать подробно, выборочно и сжато.
Учебно-логические умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. Нами были изучены следующие умения:
- выделять главное;
- сравнивать;
- обобщать;
- определять понятие и оперировать им.
Для определения степени результативности педагогического управления развитием ОУУН учащихся в процессе обучения исследовалось развитие учебно-управленческих умений, результативность которых представлена в таблице 15. Для изучения динамики учебно-управленческих умений нами была использована методика П.И.Третьякова по оценке уровня реализации учащимися своих учебных функций (Приложение 10).
Таблица 15
Результаты сформированности ОУУН учащихся на этапе стартового мониторинга (в %)
№ п/п | ОУУН | Класс продвинутого уровня обучения | Класс возрастной нормы | Класс педагогической поддержки | ||||||
п | ч | н | П | ч | н | п | ч | н | ||
Выделять главное | - | |||||||||
Обобщать | - | - | ||||||||
Сравнивать | - | |||||||||
Слушать и исправлять свою речь | - | |||||||||
Умение читать правильно, выразительно, осознанно | - - | - - | - | |||||||
Умение определять понятие оперировать им | - - | - | ||||||||
Выборочный пересказ | - | |||||||||
Подробный пересказ | - | - | ||||||||
Сжатый пересказ | - | - | - | |||||||
Писать в заданном темпе 60-70 зн/мин | - | - | ||||||||
Читать в заданном темпе 130- 140 слов в минуту | - | - |
Таким образом, все перечисленное в данном параграфе подтверждает актуальность проведенного исследования, указывает на необходимость создания концептуальной модели управления развитием ОУУН учащихся, которая будет реализовываться через технологию деятельности педагога по развитию ОУУН учащихся в процессе рефлексивного взаимодействия. Концептуальная модель управления развитием ОУУН отвечает принципам прогнозируемости, реалистичности, целостности и контролируемости изучаемой проблемы.