Понятие несовершенной информации




Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический

Институт (технический университет)»

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра Управления персоналом и рекламы

Курсовая работа

Учебная дисциплина: Экономика

Тема: «Несовершенная информация»

Студент С.М. Кукушкина

Руководитель,

Должность Е.А. Кондрашова

Санкт-Петербург - 2013


Оглавление

 

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Понятие несовершенной информации

Проблема Принципал-Агент

Теория ассиметричной информации Акерлоф

Гипотеза эффективности рынков

Рыночные сигналы

Проблемы регулирования асимметричности информации

2. Практическая часть

2.1 Особенности асимметрии информации на конкретном рынке

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Каждый день мы сталкиваемся с разными проблемами, порой даже не задумываясь об их значимости или глобальности. К примеру, несовершенная информация. С этим явлением каждый из нас сталкивается ежедневно, либо на личном примере, либо узнавая последние новости в мире. Хотя в большей степени понять значимость информации и ее неоднородность на рынках можно именно рассмотрев это понятие с экономической точки зрения.

В экономике суть несовершенной информации заключается в том, что одна сторона осведомлена больше чем вторая. Чаще всего продавец знает о продукте больше, чем покупатель, однако возможна и обратная ситуация. Пример первой ситуации, можно наблюдать ежедневно: продавцы поддержанных машин, торговцы на уличных рынках, страховые агенты и т.п. Когда же покупатель знает больше, чем продавец, можно привести сделку продажи недвижимости в соответствии с завещанием умершего. В итоге, получается, что одна из сторон пытается получить максимальную прибыль, может даже и нелегальную за счет сокрытия какой-либо информации от участника сделки.

В настоящее время становится всё более очевидным, что предпосылки о симметричности информации, которой располагают субъекты рынка, выдвинутые в XIX и XX вв., на практике не работают. Это обусловлено развитием производительных сил, изменением производственных отношений, условий общественного воспроизводства и общественной потребности. В результате изменений внешней среды появляются неопределённость экономических процессов, риски и асимметрия информации.

 


Теоретическая часть

Понятие несовершенной информации

 

В существующей экономике асимметричная информация имеет место, когда одна сторона сделки обладает большей информацией, чем другая (английский термин - «asymmetric(al) information», в русской литературе также называется «несовершенная информация», «неполная информация»).

Многие ученые работал над этим понятием, но первым, кто упомянул о нем, был Кеннет Эрроу в статье «Неопределенность и экономика благосостояния в здравоохранении».: «…всегда существует асимметрия информации относительно методов производства между производителем и покупателем любого товара, но в большинстве случает потребитель может иметь такое же или почти такое же хорошее представление о качестве продукта, как и производитель…»[1] Конечно, Кеннет Эрроу рассматривал несовершенную информацию в рамках здравоохранения, рассматривая, при этом только один рынок и в данной статье, рассмотрена ситуация, где утаивать информацию, может только врач (продавец), обратной ситуации нет.

Итак, обеспечение информацией - весьма затруднительно. По большей части, главная сложность заключается именно в том, чтобы раздобыть информацию, но получение любой информации приводит неизбежно к затратам. Так что мало того, что нужно определить нужную информацию, но и соизмерить, стоят ли данные затраты, той информации.

Однако информации свойственно изменяться, причем довольно быстро - это тоже существенная проблема.

Неполнота информации - одна из непосредственных причин рыночной неопределенности.

Рыночная неопределенность - есть условие принятия экономических решений. Заключается она в том, что субъектам в экономике приходится принимать решения, где трудно предугадать изменения, а результат не всегда можно определить. И так как, асимметричность информации присутствует всегда, то и рыночная неопределенность так же будет иметь место.

Существует два типа асимметрии информации: скрытые характеристики (одна из сторон сделки имеет более полную, надежную информацию, чем другая) и скрытые действия (тот, у кого более верная информация, может совершать действия, которые будут незаметны для менее информированного участника сделки).

Однако стоит учитывать несколько моментов:

Первый, что скрытые характеристики - это качества и полезность самого объекта сделки. Качественность одних может быть выявлена до потребления, других в процессе потребления, а третьих может быть не выявлена и в процессе потребления (к примеру, лекарства). Две последние характеристики объектов сделки, если, конечно, таковые имеются, сами создают асимметричность информации. Такую же ситуацию можно перенести на ситуацию с участниками сделки, где намерения одной неизвестны другой, то есть являются скрытыми характеристиками.

Второй, наличие асимметричной информации «подталкивает» продавца к продажам менее качественной продукции, по высокой цене. Ну а почему бы и нет? Если скрытые характеристики некоторых изделий так сложно выявить на вид. Да и это вполне рационально, выгодно.

Но не стоит думать, что из-за асимметричной информации страдает только потребитель. Ведь скрытые характеристики потребителя также неизвестны продавцу. Это можно проследить на простом примере: допустим, авиакомпании нужно установить такую цену на билеты, чтобы получить максимальную прибыль, но при этом учесть возможности и предпочтения потребителей. Однако, к какому «слою» общества (от чего зависит платежеспособность) относится каждый пассажир, является для компании скрытой характеристикой. И если установить цену на «предпринимательский» уровень, то доход с одного билета возрастет, но количество проданных билетов будет мало. Если установить цену «туристический» уровень, то число проданных билетов будет расти, однако прибыль с каждого билета упадет.

«Исследование, за которое Джордж Акерлоф, Майк Спенс и я были награждены в 2001 году Нобелевской премией, - часть большой исследовательской программы, которая сегодня охватывает тысячи исследователей во всем мире. Мы надеялись показать, что в информационной экономике предстоят фундаментальные изменения. Проблемы информации являются центральными не только в рыночной экономике, но также и в политэкономии, и мы исследуем некоторые из значений информационных недостатков для политических процессов» [2]- отметил Джозеф Стиглер.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: