Тема 6. Обеспечивающие подсистемы системы управления человеческими ресурсами
Тесты для проверки и самопроверки знаний
1. К какой группе кадровых документов относятся Положение о кадровой службе, Должностные инструкции работников кадровой службы:
A. организационные документы;
B. распорядительные документы;
C. учетные документы;
D. информационно-справочные документы.
2. Принцип комплексности в управлении персоналом подразумевает:
A. многовариантную проработку предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства;
B. учет всех факторов, воздействующих на систему управления персоналом;
C. ориентированность на развитие производства, опережение функций управление персоналом функций, направленных на обеспечение функционирования производства.
D. отсутствует правильный вариант ответа.
3. К обеспечивающим подсистемам системы управления персоналом относятся следующие подсистемы:
A. линейного руководства;
B. правового, информационного и делопроизводственного обеспечения;
C. хозяйственного обеспечения,
D. управления транспортным обслуживанием производства.
4. Подсистема условий труда системы управления персоналом осуществляет функции:
A. анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, обеспечение дисциплины труда.
B. организация труда и рабочего места, охрана труда и техника безопасности.
C. обеспечение здравоохранения и отдыха, организация общественного питания.
D. управление мотивацией и стимулированием трудового поведения, разработка систем оплаты труда.
5. Принцип обусловленности функций управления персоналом целями производства подразумевает, что:
|
A. функции управления персоналом, ориентированные на развитие производства, опережают функции, направленные на обеспечение функционирования производства;
B. функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с целями производства;
C. необходима многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства;
D. отсутствует правильный вариант ответа.
6. Общую методологию подбора персонала, научные принципы, методы, критерии и применяемый математический аппарат определяет:
A. организационное обеспечение приема персонала.
B. кадровое обеспечение.
C. научно-методическое обеспечение.
D. программное обеспечение.
7. Под кадровым обеспечением системы управления персоналом понимается:
A. необходимый количественный состав работников кадровой службы организации.
B. число линейных руководителей и специалистов отдела кадров, выполняющих функции по управлению персоналом.
C. необходимый количественный и качественный состав работников кадровой службы организации.
D. образовательный уровень работников кадровой службы.
ТЕМА 7. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
Тесты для проверки и самопроверки знаний
1. Кадровая политика — это:
A. генеральное направление и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу;
B. система правил и норм, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
|
C. набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях людей в организации, используется при решении кадровых вопросов;
D. часть общей политики организации, которая основывается на стратегии управления персоналом и используется при решении кадровых вопросов.
2. В процессе проведения адаптации работников необходимо взаимодействие линейных руководителей и сотрудников кадровой службы. Какая из перечисленных функций должна выполняться линейным руководителем:
A. составление программы адаптации;
B. ознакомление новичков с организацией, историей ее развития;
C. объяснение задач и требований к работе;
D. знакомство с кадровой политикой, правилами внутреннего распорядка.
3. Какой комплекс кадровых мероприятий уменьшает приток новых людей и идей в организацию:
A. продвижение изнутри;
B. компенсационная политика;
C. использование международных кадров;
D. подбор персонала с помощью рекрутинговых агентств.
4. Совокупность документов, содержащих полные сведения о работнике и его трудовой деятельности:
А. автобиография, копии документов об образовании;
B. личное дело;
C. рекомендательные письма;
D. личный листок по учету кадров, характеристики.
5. Кадровая политика организации находит отражение в следующих концептуальных документах:
A. Правила внутреннего трудового распорядка, Штатное расписание;
B. Коллективный договор, Положение об оплате труда, Положение о кадровой службе;
C. Правила внутреннего трудового распорядка, Коллективный договор, Философия организации;
|
D. Философия организации, Трудовой договор.
6. Планы по человеческим ресурсам определяют:
A. оценку будущих потребностей в кадрах;
B. политику по набору женщин и национальных меньшинств;
C. политику по отношению к временным работающим;
D. уровень оплаты.
7. Что относится к факторам внешней среды организации в области маркетинга персонала:
A. кадровый потенциал организации;
B. цели организации;
C. кадровая политика конкурентов;
D. цели организации.
ТЕМА 8. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
Тесты для проверки и самопроверки знаний
1. Для какой стратегии управления персоналом характерны следующие черты - набор персонала в организацию не производится; вознаграждение работающих осуществляется исключительно в соответствии с должностными окладами, других форм стимулирования не применяется; при оценке специалистов отбираются наиболее квалифицированные работники для поддержания выпуска продукции:
A. стратегия предпринимательства;
B. стратегия динамичного роста;
C. стратегия прибыльности;
D. стратегия ликвидации.
2. Организация придерживается такой позиции, что затраты на карьерное развитие персонала представляют инвестиции, которые будут компенсированы возросшим потоком доходов в будущем. Затраты на карьерное развитие персонала оцениваются таким же образом, как и любой другой инвестиционный проект. Какой карьерной стратегии придерживается организация?
A. стратегия рыночного лидерства;
B. нишевая стратегия;
C. стратегия рыночного последователя;
D. стратегия концентрации.
3. Для данной карьерной стратегии характерно рассмотрение расходов на развитие персонала как невозвратимых затрат и реализацией всевозможных мер по сокращению ресурсов на данный процесс. Полагается, что работодателю легче найти работников требуемого профиля и квалификации, которые выполнят необходимую работу. Определите тип карьерной стратегии:
A. стратегия рыночного лидерства;
B. нишевая стратегия;
C. стратегия рыночного последователя;
D. стратегия концентрации.
4. Система целей управления персоналом является основой определения:
A. политики организации;
B. состава принципов управления персоналом.
C. стратегии развития организации;
D. состава функций управления персоналом.
5. Для какой стратегии управления персоналом характерны следующие черты: прием на работу осуществляется преимущественно из числа молодых людей, новаторов, обладающих высоким потенциалом; организация создает высокий уровень мотивации сотрудников всеми формами участия в реализации стратегии фирмы; приветствуется повышение квалификации различными способами:
A. стратегия предпринимательства;
B. стратегия динамичного роста;
C. стратегия прибыльности;
D. стратегия ликвидации.
6. Подсистема планирования и маркетинга персонала системы управления персоналом выполняет такие функции, как:
A. профессиональная ориентация персонала, организация найма персонала;
B. анализ кадрового потенциала, разработка стратегии управлении персоналом;
C. введение в должность и адаптация новых работников, организация работы с кадровым резервом;
D. разработка штатного расписания, проектирование новой оргструктуры управления.
7. При стратегии предпринимательства акцент при найме и отборе делается:
A. на поиск инициативных сотрудников с долговременной ориентацией, готовых рисковать и доводить дело до конца;
B. на поиске сотрудников узкой ориентации, без большой приверженности организации на короткое время;
C. на поиске разносторонне развитых сотрудников, ориентированные на достижение больших личных и организационных целей;
D. отсутствует правильный вариант ответа.
8. Возрастание роли стратегического подхода к управлению персоналом в настоящее время связано:
A. с высокой монополизацией и концентрацией российского производства;
B. с ужесточением конкуренции во всех ее проявлениях, ускорением темпов изменения параметров внешней среды и возрастанием неопределенности ее параметров во времени;
C. с ситуацией на рынке труда;
D. с регионализацией экономики и целенаправленной структурной перестройки занятости.
ТЕМА 9. КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
1. Типовой оперативный план включает следующие основные разделы: 1) планирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала; 2) планирование потребности в персонале; 3) планирование расходов на персонал организации; 4) планирование привлечения и высвобождения персонала. Определите последовательность разработки оперативного плана:
A. 1,2,3,4.
B. 2,3,4,1.
C. 2,4,1,3.
D. 4,1,3,2.
2. Кадровое планирование осуществляется:
A. в интересах организации;
B. в интересах работников;
C. в интересах государства;
D. как в интересах организации, так и в интересах ее работников.
3. Пропорции количественных соотношений управленческого и производственной персонала имеют локальные значения, обусловленные конкретными условиями деятельности организаций. Однако в целом в последние десятилетия прослеживается тенденция:
A. увеличения доли управленческого персонала;
B. увеличения доли производственного персонала;
C. снижения доли управленческого персонала;
D. равного соотношения управленческого и производственного персонала.
4. Что относится к факторам внешней среды организации в области маркетинга персонала:
A. кадровый потенциал организации.
B. цели организации.
C. кадровая политика конкурентов.
D. цели организации.
5. Подсистема планирования и маркетинга персонала системы управления персоналом выполняет такие функции, как:
A. профессиональная ориентация персонала, организация найма персонала;
B. анализ кадрового потенциала, разработка стратегии управлении персоналом;
C. введение в должность и адаптация новых работников, организация работы с кадровым резервом;
D. разработка штатного расписания, проектирование новой организационной структуры управления.
6. Главными задачами персонал - маркетинга являются изучение развития производства, исследование рынка труда, анализ источников покрытия потребности в персонале, анализ путей получения персонала, анализ затрат на приобретение персонала, выбор альтернатив или комбинирование вариантов источников и путей покрытия потребностей в персонале:
A. частично верно;
B. не верно.
C. перечисленные параметры не являются задачами персонал-маркетинга;
D. верно все.
7. Что представляет процесс набора персонала:
A. создание достаточно представительного списка квалифицированных кандидатов на вакантную должность;
B. прием сотрудников на работу;
C. процесс селекции кандидатов, обладающих минимальными требованиями для занятия вакантной должности;
D. маркетинг персонала.
8. Маркетинг персонала - это:
A. анализ ситуации на рынке труда для регулирования потребности в специалистах дефицитных специальностей;
B. анализ ожиданий нынешних и потенциальных сотрудников (например, при найме на работу), а также определение выполнимости и реальной степени исполнения этих ожиданий;
C. вид управленческой деятельности, направленный на определение и покрытие потребности в персонале;
D. формирование конкурентоспособного работника и нахождение ему рыночной ниши.
9. Основной целью кадрового планирования является:
A. обеспечение организации необходимым персоналом и определение неизбежных при этом издержек;
B. определение численности работников на перспективу;
C. сокращение излишнего персонала без нанесения социального ущерба;
D. развитие кадров для выполнения новых работ.
10. Из перечисленных пунктов: 1) оценка наличного персонала организации; 2) оценка перспективных потребностей; 3) разработка мероприятий по удовлетворению перспективных потребностей; 4) контроль за выполнением плана - к основным этапам планирования потребности в персонале относятся:
A. 1,2,3.
B. 1,2,3,4.
C. 1,2,4.
D. 2,3.
ТЕМА 10. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Тесты для проверки и самопроверки знаний
1. Какие существуют источники набора персонала:
A. открытые и закрытые;
B. внутренние и внешние;
C. централизованные и нецентрализованные;
D. комплексные и локальные.
2. Укажите основной недостаток подхода к решению проблемы набора персонала исключительно из внутреннего источника:
A. возникновение напряженности в коллективе в случае появления нескольких претендентов на должность;
B. ограниченные возможности для выбора персонала;
C. в организацию не приходят люди с новыми идеями, что может привести к застою;
D. требуются дополнительные затраты на переподготовку или повышение квалификации работника, занявшего вакантное место.
3. Что представляет процесс набора персонала:
A. создание достаточно представительного списка квалифицированных кандидатов на вакантную должность;
B. прием сотрудников на работу;
C. процесс селекции кандидатов, обладающих минимальными требованиями для занятия вакантной должности;
D. маркетинг персонала.
4. Если организации необходимо много сотрудников, то самый массовый охват населения даст метод набора:
A. распространение приглашений на улице и в почтовые ящики;
B. информирование руководителей партнерских фирм, клиентов, сотрудников своей организации и знакомых о вакансиях;
C. обращение в кадровые агентства;
D. заявки на выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений.
5. Если организации необходимы квалифицированные специалисты, то результативным считается метод набора, называемый “скрытой рекламой”. Это:
A. информирование сотрудников организации о вакансиях;
B. заявки на выпускников учебных заведений;
C. публикация статей познавательно-событийного характера с приглашением на работу;
D. информирование знакомых о вакансиях.
6. Квалифицированный персонал набирать труднее, чем неквалифицированный. В первую очередь, это связано с:
A. привычкой тех, кто работает;
B. приемом по рекомендательным письмам;
C. требованием со стороны самой работы;
D. недостаточной практикой набора.
7. Процесс приема персонала на работу состоит из следующих этапов:
A. набор и отбор кандидатов;
B. определение требований к кандидату, отбор кандидатов, наем на работу;
C. набор и наем на работу;
D. определение требований к кандидату, набор, отбор, наем на работу.
ТЕМА 11. ОЦЕНКА И УЧЕТ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ