Тесты для проверки и самопроверки знаний
1. Какие методы наиболее эффективные для обучения персонала поведенческим навыкам (ведение переговоров, проведение заседаний, работа в группе):
A. лекция, разбор конкретных ситуаций;
B. инструктаж, деловые игры, видеотренинг;
C. ротация, самообучение;
D. ученичество и наставничество.
2. Вид обучения персонала, осуществляемый с целью расширения знаний, умений и навыков для приведения их в соответствие с современными требованиями производства, стимулирования профессионального роста:
A. профессиональная подготовка;
B. повышение квалификации;
C. профессиональное совершенствование;
D. профессиональная переподготовка.
3. Метод обучения персонала, заключающийся в ежедневном обучении, в ходе которого один инструктирует другого относительно основ его деятельности путем демонстрации и практической работы:
A. тренинг;
B. самостоятельное обучение;
C. деловые игры;
D. моделирование.
4. Основной целью отдела обучения персонала является:
A. изучение и обобщение опыта работы лучших сотрудников;
B. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов, рабочих;
C. организация подготовки преподавателей из числа руководителей и специалистов предприятия;
D. проведение обучения и аттестации руководителей, специалистов, рабочих по правилам техники безопасности и охранытруда.
5. Метод обучения персонала, при котором получение знаний и приобретение опыта происходит в результате систематической смены рабочего места или должности:
A. делегирование;
B. метод усложняющихся заданий;
C. ротация;
D. наставничество.
6. Какой метод позволяет наиболее точно определить характер и содержание потребности в обучении персонала:
A. анализ проблем в линейно-функциональных подразделениях;
B. анализ исполнения работы;
C. балансовый метод;
D. анализ личных дел работников.
7. В чем заключается основное преимущество повышения квалификации перед другими видами обучения:
A. обходится дешевле подготовки специалистов;
B. меньшая продолжительность обучения;
C. целевая интенсивная направленность обучения;
D. обратная связь со слушателями.
8. Планируемое развитие менеджеров за пределами работы предусматривает:
A. делегирование полномочий подчиненному;
B. обучение по договору учебным центром;
C. ротацию менеджеров;
D. формирование резерва кадров на выдвижение.
9. Какие методы наиболее эффективные для обучения техническим приемам (ремонт несложной бытовой техники, электродвигателей, прием коммунальных платежей, расчет процентов по вкладам):
A. инструктаж, лекция;
B. ротация, деловые игры;
C. ученичество и наставничество, разбор конкретных ситуаций, копирование;
D. самообучение.
ТЕМА 14. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫПЕРСОНАЛА
Тесты для проверки и самопроверки знаний
1. Что следует понимать под карьерой?
A. повышение на более высокую ступень структуры организационной иерархии;
B. предлагаемую организацией последовательность различных ступеней в организационной иерархии, которые работник потенциально может пройти;
C. индивидуальноосознанную позицию и поведение,связанные снакоплением и использованием человеческого капитала на протяжении рабочей жизни человека;
D. увеличение размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.
2. Выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого, формального закрепления в организационной структуре, например выполнение роли руководителя временной целевой группы, есть проявление внутриорганизационной карьеры:
A. горизонтального типа;
B. вертикального типа;
C. центростремительного типа;
D. правильный вариант ответа отсутствует.
3. В качестве субъекта управления карьерой следует рассматривать:
A. заинтересованного в своем развитии работника;
B. организацию как носителя карьерного пространства;
C. как самого работника, так и организацию;
D. непосредственного руководителя работника, заинтересованного в продвижении.
4. Доверительные обращения руководителя к сотруднику есть проявления внутриорганизационной карьеры:
A. горизонтального типа;
B. вертикального типа;
C. центростремительного типа;
D. правильный вариант ответа отсутствует.
5. Цель системы управления персоналом организации с позиции работника заключается в:
A. удовлетворении социальных потребностей работников в условиях производства;
B. создании нормальных условий труда;
C. оплате труда адекватной трудовым затратам;
D. поддержке стремления сделать карьеру.
6.Деловая оценка персонала в организации выполняет три функции. Исключите лишнюю:
A. административная;
B. карьерная;
C. информационная;
D. мотивационная.
7.Организация придерживается такой позиции, что затраты на карьерное развитие персонала представляют инвестиции, которые будут компенсированы возросшим потоком доходов в будущем. Затраты на карьерное развитие персонала оцениваются таким же образом, как и любой другой инвестиционный проект. Какой карьерной стратегии придерживается организация?
A. стратегия рыночного лидерства;
B. нишевая стратегия;
C. стратегия рыночного последователя;
D. стратегия концентрации.
8. Краткая трудовая биография кандидата является:
A. профессиограмма;
B. карьерограмма;
C. анкетой сотрудника;
D. рекламным объявлением.
9. Карьерограмма - один из инструментов управления карьерой, представляющий собой:
A. описание того, что должно происходить с работниками в перспективе;
B. графическое описание того, что должно происходить или происходит с людьми на различных этапах карьеры;
C. построение пройденного работником карьерного пути;
D. перечень должностей, выстроенных в последовательную цепочку, которые работник может занимать в течение карьерного пути.
10. Для данной карьерной стратегии характерно рассмотрение расходов на развитие персонала как невозвратимых затрат и реализацией всевозможных мер по сокращению ресурсов на данный процесс. Полагается, что работодателю легче найти работников требуемого профиля и квалификации, которые выполнят необходимую работу. Определите тип карьерной стратегии:
A. стратегия рыночного лидерства;
B. нишевая стратегия;
C. стратегия рыночного последователя;
D. стратегия концентрации.
ТЕМА 15. РАБОТА С КАДРОВЫМ РЕЗЕРВОМ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
Тесты для проверки и самопроверки знаний
1. Специально сформированная группа работников, по своим качествам соответствующая требованиям, предъявляемымк руководителям определенного ранга, прошедших аттестационный отбор, специальную управленческую подготовку и достигших положительных результатов в производственно - коммерческой деятельности организации:
A. аттестационная комиссия;
B. кадровая служба;
C. наставники;
D. резерв руководителей на выдвижение.
2. Какой показатель определяется как отношение между числом руководящих должностей, занятых сотрудниками из кадрового резерва и числом освободившихся в течение периода руководящих должностей:
A. средний срок пребывания в кадровом резерве;
B. текучесть кадрового резерва;
C. готовность резерва;
D. эффективность подготовки резерва руководителя.
3. Кадровый резерв формируется для подготовки кандидатов:
A. на все должности специалистов и руководителей в организаций;
B. на все должности руководителей;
C. только на должности, оказывающие особое влияние на деятельность организации в настоящее время;
D. на должности, оказывающие особое влияние на деятельность организации в настоящее время и в будущем.
4. Основными функциями подсистемы развития персонала являются:
A. работа с кадровым резервом, переподготовка и повышение квалификации работников, планирование и контроль деловой карьеры;
B. разработка стратегии управления персоналом, организация трудовых отношений;
C. планирование и прогнозирование персонала, переподготовка и повышение квалификации работников;
D. организация трудовых отношений, планирование и контроль деловой карьеры.
5. Планируемое развитие менеджеров за пределами работы предусматривает:
A. делегирование полномочий подчиненному;
B. обучение по договору учебным центром;
C. ротацию менеджеров;
D. формирование резерва кадров на выдвижение.
6. Что является основой для выработки и принятия решения о зачислении сотрудника в резерв руководителей на выдвижение:
A. оценка личных и деловых качеств;
B. оценка труда;
C. оценка результатов труда;
D. комплексная оценка качества работы.
7. Молодые сотрудники с лидерским потенциалом — это:
A. молодые руководители;
B. кандидаты в кадровый резерв;
C. работники, которые в перспективе могут занять руководящие должности в организации;
D. квалифицированные специалисты.
8. Какой показатель определяется как отношение между числом руководящих должностей, занятых сотрудниками из кадрового резерва и числом освободившихся в течение периода руководящих должностей:
A. эффективность подготовки резерва руководителя;
B. средний срок пребывания в кадровом резерве;
C. текучесть кадрового резерва;
D. готовность резерва.
9. Подсистема планирования и маркетинга персонала системы управления персоналом выполняет такие функции, как:
A. анализ кадрового потенциала, разработка стратегии управлении персоналом;
B. профессиональная ориентация персонала, организация найма персонала;
C. введение в должность и адаптация новых работников, организация работы с кадровым резервом;
D. разработка штатного расписания, проектирование новой организационной структуры управления.
Тема 16. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности персонала
Тесты для проверки и самопроверки знаний
1. Какая из человеческих потребностей является главной по теории мотивации Макклелланда?
A. свобода;
B. успех;
C. деньги;
D. безопасность.
2. Подсистема условий труда системы управления персоналом осуществляет функции:
A. анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, обеспечение дисциплины труда;
B. организация труда и рабочего места, охрана труда и техника безопасности;
C. обеспечение здравоохранения и отдыха, организация общественного питания;
D. управление мотивацией и стимулированием трудового поведения, разработка систем оплаты труда.
3. По мнению Мак Грегора в значительной степени успех менеджера зависит от:
A. умения заставить человека работать;
B. умения мотивировать людей к эффективной работе;
C. способности предсказывать и контролировать человеческое поведение;
D. возможности наладить контроль за исполнением указаний.
4. Принципом эффективной мотивации в настоящее время является:
A. денежное вознаграждение;
B. способы формирования потребностей;
C. способы удовлетворения потребностей через хорошую работу;
D. моральное вознаграждение.
5. Принципом эффективной мотивации в настоящее время является (являются)
A. денежное вознаграждение;
B. способы формирования потребностей;
C. способы удовлетворения потребностей через хорошую работу;
D. моральное вознаграждение.
Тема 17. Социально-экономическая и психологическая поддержка персонала организации
Тесты для проверки и самопроверки знаний
1. К каким методам управления персоналом Вы отнесете использование метода личного примера:
A. административные;
B. экономические;
C. социально-психологические;
D. среди перечисленных методов отсутствуют методы управления персоналом.
2. Причинами сегментации персонала на "ядро" и "периферию" в организации являются:
A. различия в уровне экономической эффективности труда;
B. различия в уровне социальной эффективности труда;
C. различия в уровне социальной и экономической эффективности труда;
D. воля руководства предприятия.
3. Для данной группы методов управления персоналом характерно соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжения вышестоящих органов управления:
A. административные;
B. экономические;
C. социальные;
D. психологические.
4. Выделите основные группы методов управления персоналом в организации:
A. административные, экономические, социально - психологические;
B. экономические, статистические, социально- психологические;
C. статистические, методы стимулирования, административные;
D. социально-психологические, статистические, методы стимулирования.
5. Для какой стадии развития коллектива характерно достижение состояния зрелости, создана и действует неформальная структура коллектива, сформированы социальные нормы:
A. Возникновение;
B. совершенствование или распад;
C. стабилизация;
D. формирование.
6. Организационная культура - это:
A. отношения власти-подчинения в организации, давлении на человека сверху, контроля над распределением материальных благ;
B. отношения, основанные на вырабатываемых организации совместных ценностях, социальных норм, установок поведения и регламентирующие действия работников без видимого принуждения;
C. отношения, основанные на купле-продаже и равновесии интересов продавца и покупателя.
D. среди перечисленных правильный ответ отсутствует
7. Подсистема развития персонала системы управления персоналом выполняет такие функции, как:
A. организация кадрового планирования, кадровый контроллинг;
B. управление социальными конфликтами и стрессами, организация социального страхования;
C. анализ сложившейся оргструктуры управления, проектирование новой оргструктуры;
D. аттестация персонала, реализация деловой карьеры.
8. Социальное партнерство - это:
A. отношения власти-подчинения в организации, давления на человека сверху, контроля над распределением материальных благ;
B. отношения, основанные на вырабатываемых в организации совместных ценностях, социальных норм, установок поведения и регламентирующие действия работников без видимого принуждения;
C. отношения конструктивного взаимодействия основных субъектов современных экономических процессов путем согласования их интересов;
D. отношения, основанные на купле-продаже и равновесии интересов продавца и покупателя.
ТЕМА 18. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА И ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМ
Тесты для проверки и самопроверки знаний
1. Чем определяется эффективность систем управления персоналом организации:
А.затратами на функционирование и развитие систем управления персоналом в организации;
В. сокращением текучести персонала;
С. потерями, связанными с формированием, распределением и использованием трудового потенциала организации;
D. сопоставлением результатов работы службы управления персоналом с затратами на функционирование системы управления персоналом.
2.Что понимается под традиционной системой аттестации работника:
A. процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемый непосредственным руководителем;
B. процесс комплексной оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемый специально формируемой комиссией в соответствии Положением о порядке проведения аттестации работников;
C. процесс оценки выполнения сотрудником своих должностных обязанностей его коллегами;
D. процесс оценки персонала при приеме на работу.
3.Что понимается под традиционной системой аттестации работника:
A. процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемый непосредственным руководителем;
B. процесс комплексной оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемый специально формируемой комиссией в соответствии Положением о порядке проведения аттестации работников;
C. процесс оценки выполнения сотрудником своих должностных обязанностей его коллегами;
D. процесс оценки персонала при приеме на работу.
4. Какой из показателей определяет эффективность использования трудовых ресурсов?
A. Численность работников;
B. структура штата;
C. текучесть кадров;
D. производительность труда.
5. Под эффектом совместной деятельности персонала следует понимать:
A. степень реализации организационной цели;
B. уровень эффективности труда;
C. материальное и духовное удовлетворение, которое испытывают сотрудники от того, что они состоят в этой организационной структуре;
D. все перечисленное выше.
6. Под эффектом совместной деятельности персонала следует понимать:
A. степень реализации организационной цели;
B. уровень эффективности труда;
C. материальное и духовное удовлетворение, которое испытывают сотрудники от того, что они состоят в этой организационной структуре;
D. все перечисленное выше.
7. Оценка эффективности деятельности подразделений управления персоналом - это системный процесс, направленный на:
A. соотношение результатов деятельности кадровых служб с итогами деятельности других подразделений.
B. соизмерение затрат и результатов, связанных с деятельностью кадровых служб;
C. соотношение результатов деятельности кадровых служб с итогами деятельности организации в целом;
D. соотношение затрат на функционирование кадровых служб с прибылью организации.
8. К показателям экономической эффективности деятельности кадровой службы возможно отнести:
A. уровень производственного травматизма и профзаболеваний;
B. текучесть кадров;
C. затраты на отдельные направления и программы деятельности кадровых служб в расчете на одного работника;
D. уровень абсентеизма.
9. Что понимается под “эффективностью группы”:
A. степень сплочения членов группы;
B. степень реализации общих целей группы;
C. достижение удовлетворения от совместной деятельности;
D. высокий уровень мотивации группы.