Во время прохождения практики студенту необходимо в ходе работы показать умения и навыки работы с поиском нужной информации об организации и ее деятельности, анализом / синтезом данной информации.
I. Общее задание предполагает работу обучающегося в организации по указанным разделам.
- Общие сведения об образовательном, социально-педагогическом или социально-психологическом учреждении (организации).
В этом разделе необходимо рассмотреть вид образовательного или социально-психологического учреждения (организации); профиль учебного заведения; материально-техническую базу, номенклатуру видов выполняемых работ и оказываемых услуг; состояние отрасли, в которой работает учреждение; роль и тенденции развития учреждения, а также основные психолого-педагогические показатели за последние 3 года.
- Анализ производственной структуры предприятия (организации).
В этом разделе необходимо описать функции основных подразделений с краткой характеристикой педагогических процессов, особенности организации психолого-педагогической службы.
Следует отметить, что вышеприведенный перечень является примерным и может быть, как расширен, так и сокращен в зависимости от конкретного задания при согласовании с руководителем практики.
II. Индивидуальные задания предполагают самостоятельную работу обучающегося по темам:
Представляется развернутая характеристика психолого-педагогического процесса на примере одного из подразделений учреждения. При этом необходимо провести беседы с классным руководителем об учащихся класса классные часы; изучить материалы успеваемости и посещаемости учащихся; работать с активом группы; помогать учащимся в организации художественной самодеятельности, проведении спортивных мероприятий, выпуске стенных газет и т.д.; подготовить и провести студентом одного-двух воспитательных мероприятий (проведение бесед, диспутов, тематических вечеров, конкурсов и т.д.).
Воспитательная работа выполняется практикантом в закрепленной группе под непосредственным наблюдением или участии классного руководителя.
На протяжении всего периода практики студентом-практикантом проводится диагностическая работа и составляется психолого-педагогическая характеристика группы учащихся (портрета отдельного учащегося). Материал для характеристики накапливается путем непосредственного наблюдения и личного участия в учебной работе группы, изучения характеристик и личных дел учащихся, бесед с ними, а также с классным руководителем, психологом или социальным педагогом.
Выбор темы осуществляется по согласованию с руководителем в зависимости от места прохождения практики.
Примерные темы индивидуальных заданий.
1. Особенности методики преподавания психологических дисциплин в учебных заведениях.
2. Специфика интерактивных форм преподавания психологических дисциплин в общеобразовательных учреждениях.
3. Особенности преподавания психологических дисциплин в разных учебных классах (младших, средних, старших).
4. Виды и формы организации преподавания психологических дисциплин.
5. Специфика организации учебного процесса в образовательной организации.
6. Формирование личности школьника как цель преподавания психологических дисциплин.
7. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и школьником как основа развития личности школьника.
8. Формы и методы поддержания дисциплины в коллективе школьников на всех этапах учебного занятия.
9. Бесконфликтное общение со школьником.
10. Профориентационная работа в образовательном учреждении.
11. Взаимодействие школьного психолога с родителями.
12. Профилактическая работа школьного психолога.
13. Взаимодействие школьного психолога с классным руководителем и преподавателями по предметам.
14. Педагогическая задача в теории и практике.
15. Формы и методы повышения учебной мотивации школьников.
Исследование, проводимое по индивидуальным заданиям, должно включать следующие составляющие:
I. Учебная работа:
1. Подготовка и проведение различных по типу уроков по психологии с учащимися в объеме 4 – 6 часов в неделю;
2. Посещение и анализ уроков преподавателей в объеме 4 - 6 часов в день.
3. Составление технологической карты, которая за два дня до проведения урока представляется на проверку преподавателю по предмету.
II. Методическая работа:
1 Анализ и обобщение педагогического опыта;
2 Выполнение методических разработок при подготовке к урокам психологии и воспитательных мероприятий.
3 Анализ и обобщение педагогического опыта осуществляется путем изучения опыта работы преподавателя по предмету и классного руководителя, других ведущих преподавателей, студентов-практикантов и посредством анализа собственной педагогической деятельности.
4 Подготовка конспектов, подбор и изготовление средств наглядного представления информации (презентаций), разработка тестовых заданий для контроля, опорных конспектов, листов рабочей тетради, задач и упражнений и т.д.
III. Воспитательная работа:
1 Знакомство с организацией воспитательной работы в образовательном учреждении.
2 Знакомство с системой воспитательной работы в классе.
3 Беседы с классным руководителем об учащихся класса.
4 Изучение материалов успеваемости и посещаемости учащихся.
5 Проведение классных часов.
6 Работа с активом группы.
7 Помощь учащимся в организации художественной самодеятельности, проведении спортивных мероприятий, выпуске стенных газет и т.д.
8 Подготовка и проведение одного-двух воспитательных мероприятий (проведение бесед, диспутов, тематических вечеров, конкурсов и т.д.).
Если в качестве места прохождения практики выбран университет, то в качестве индивидуального задания обучающийся должен дать характеристику данного учреждения, рассмотреть структуру и деятельность психологической службы, провести психолого-педагогическую работу со студентами университета согласно индивидуального задания.