В этом разделе необходимо указать цель бизнес-плана, а также перечислить основные его параметры:
– вид и номенклатура продукции, технические характеристики продукции;
– мощность предприятия и место его размещения;
– ориентация и график осуществления проекта;
– конкурентоспособность, патентоспособность и авторские права;
– обеспечение требований экологичности и безопасности;
– условия поставки и упаковки, эксплуатации, гарантии и сервиса;
– основные мероприятия по разработке проекта, включая научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;
– информацию об уже осуществленных исследованиях и изысканиях в этих направлениях.
В этом разделе в оптимальном объеме представляется информация о продукции, показывается новизна решения технических, технологических, рецептурных, потребительских и прочих проблем. Обязательно проводится сравнительный анализ продуктов конкурентов, показывается, какие преимущества получают производитель и потребители предлагаемой продукции.
В приложениях необходимо привести официальные документы: сертификат, рецептуру, патенты, заключения экспертов и другие документы, подтверждающие качество, новизну предлагаемого продукта.
Оценка рынка сбыта
Объем данного раздела должен содержать не более 5-6 страниц формата А4.
Этот раздел бизнес-плана должен давать четкое представление о том, кто, почему и в каких количествах будет покупать продукцию (услуги) предприятия.
Слабое знание рынка очень часто является одной из основных причин неудачи многих коммерческих проектов. Для того чтобы этого избежать и правильно определить место организации на рынке, необходимо последовательно разработать следующие подразделы:
|
– условия снабжения, производства им сыта продукции;
– потребители и их предпочтения;
– замер спроса и оценка целевых рынков;
– позиционирование товара на рынке;
– прогноз основных показателей рынка и объема продаж.
Конкуренты и конкуренция
В разделе описывается конкурентная среда предприятия, собственные конкурентные недостатки и преимущества, стратегические цели конкурентов в области расширения ассортимента продуктов, ценообразования, сбыта и продвижения продуктов.
В данном разделе, прежде всего, следует объективно ответить на следующие вопросы:
- Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров?
- Какие из предприятий - конкурентов работают в Ваших рыночных сегментах?
- Какое из предприятий - конкурентов расположено по соседству?
- Что представляет из себя их продукция - ее отличительные особенности, дизайн и т.п.?
- Каков уровень цен на товары (или услуги) Ваших конкурентов?
- Как развивается бизнес у Ваших конкурентов? В чем причины происходящих изменений: наращивания или снижения объемов, расширения или сужения ассортимента, роста или сокращения персонала?
- Каково мнение покупателей товаров (или услуг) конкурентов?
- Каким образом конкуренты находят своих покупателей (реклама, каналы сбыта, другие формы продвижения)?
- Какие Ваши товары (или услуги) будут иметь конкурентные преимущества перед другими производителями аналогичных товаров (или услуг)?
План маркетинга
Объем данного раздела должен содержать порядка 3-4 страниц формата А4.
|
Необходимо проанализировать рынок – это ключевое мероприятие для определения масштабов инвестиционной и производственной программы, производственной мощности, требуемой технологии и выбора места осуществления проекта.
В данном разделе необходимо показать степень изученности рынка и принципиальные схемы сбыта продукции. При этом не следует забывать, что в условиях общего спада производства все более реальным становится явление перепроизводства продукции. Поэтому необходимо показать не только как произвести данную продукцию, но и как ее эффективно, с большой рентабельностью реализовать на рынке.
К основным элементам плана маркетинга относят:
– схема распространения товаров (через собственные магазины, через оптовые организации);
– ценообразование (определение цен на товары, ожидаемый уровень рентабельности);
– реклама (методы организации рекламы, величина средств, необходимых для реализации рекламы);
– стимулирование продаж (за счет расширения сбыта, за счет новых форм привлечения покупателей);
– организация послепродадажного обслуживания клиентов в случае продажи технических товаров (методы организации службы сервиса);
– формирование общественного мнения о товаре и предприятии (разработка методик, позволяющих добиваться хорошей репутации своих товаров в глазах общественности);