Классификация торговых барьеров




СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

Понятие и виды торговой политики государства

 

Внешнеторговая политика государства – деятельность государственных органов по созданию оптимального соотношения экспорта и импорта страны, обеспечивающего устойчивое экономическое развитие национальной экономики и реализации страной максимальной выгоды.

В сфере внешней торговли государство в лице его исполнительной и законодательной власти призвано:

· защищать общенациональные интересы и превратить внешнюю торговлю в фактор экономического развития и роста;

· улучшать положение страны в международном разделении труда и способствовать улучшению структуры экспорта;

· защищать интерес национальных производителей и потребителей;

· следить за благоприятным соотношением экспортных и импортных поставок, обеспечением производства и населения необходимыми товарами, услугами, ресурсами,

· повышать бюджетные доходы от внешней торговли, которые складываются из доходов государственных экспортеров, таможенных пошлин, налогов и других сборов.

Некоторые задачи имеют долговременный характер, например изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта или импорта.

Существует два основных направления торговой политики:

· · политика свободной торговли;

· · протекционизм.

Политика свободной торговли (free trade) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.

Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

Протекционизм (protectionism) — политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры.

Его основные формы:

1. односторонний протекционизм – регулирование внешней торговли без согласования с партнером;

2. двусторонний протекционизм – согласование выдвигаемых мер с партнером;

3. многосторонний – участие в разработке торговой политики ряда стран.

В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Политика автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны.

Современная общая тенденция развития торговой политики – ослабление протекционизма и либерализация, особенно в рамках интеграционных объединений. В последние годы развитие международной торговли осуществляется в условиях ускоренной либерализации; происходит усиление воздействия международного и регионального регулирования, ослабевает национальное регулирование. Но в рамках регулирования внешней торговли государства использует инструменты торговой политики, в частности торговые барьеры, которые носят административный и экономический характер.

 

Классификация торговых барьеров

 

Чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К таким инструментам относят торговые барьеры.

Торговые барьеры делятся на экономические и административные, валютно-финансовые. В частности, к барьерам экономического характера относятся антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина), компенсационные. К барьерам административного характера можно отнести эмбарго – запрещение импорта (прямой или косвенный запрет), количественные ограничения, лицензирование. Валютно-финансовые методы проявляются в валютном контроле. Одной из мер валютного контроля является введение множественных валютных курсов, когда обмен валюты для оплаты различных товаров производится по разным курсам, в результате сдерживается импорт тех товаров, оплата которых требует обмена валюты по самому невыгодному курсу. В целом инструменты торговой политики делятся на тарифы (tariffs) и нетарифные барьеры (nontariff barriers).

Таможенный тариф (customs tariff) — в зависимости от контекста может определяться как:

· систематизированный перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу;

· инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

· конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина- (customs duty)-обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

· фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

· протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам;

· балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Существует несколько различных критериев для классификации пошлин. Так, по способу взимания они делятся на адвалорные, которые начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара; и комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

А по объекту обложения – импортные, экспортные и транзитные.

По своему характеру пошлины разделяют на сезонные, которые применяются для оперативного регулирования торговли продукцией сезонного характера; антидемпинговые на случай ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране и компенсационные, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

В зависимости от происхождения пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти называют автономными, а устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения – конвенционными или договорными.

Если же пошлины имеют более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом то они являются – преференциальными.

Нетарифных барьеров существует всего около 800. Все они подразделяются на четыре основные группы:

1. Количественные ограничения - административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством на определенный промежуток времени. Квоты классифицируются на:

· экспортные - вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;

· импортные - вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса,

· глобальные - устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени для обеспечения необходимого уровня внутреннего потребления;

· сезонные квоты – устанавливаются на импорт сельскохозяйственной продукции на определенное время года.

В международной практике также используются тарифные квоты, по которым импорт товаров в пределах установленных объемов осуществляется без взимания таможенных пошлин, при превышении квоты импортер выплачивает более высокие пошлины.

К количественным ограничениям также относят контингентирование, т.е. ограничение государством номенклатуры ("контингента") товаров в пределах установленных импортных или экспортных квот в стоимостном или натуральном выражении на определенный период времени. Контингентирование непосредственно связано с лицензированием, поскольку выдача квот сопровождается предоставлением соответствующей лицензии.

Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Еще стоит упомянуть "добровольное" ограничение экспорта - ограничение, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

2. Скрытые методы торговой политики – разнообразные барьеры не таможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти.

Существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе технические барьеры, внутренние налоги и сборы, политика государственных закупок и прочее.

3. Финансовые методы торговой политики предусматривают дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами являются:

Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

Экспортное кредитование еще один метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь различные формы, например:

· субсидированных кредитов экспортерам, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;

· государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, представившей такой кредит (связанный кредит);

· страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включает коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнять свои обязательства перед экспортером).

Экспортные кредиты даются как на краткосрочный (до 1 года), так и на средне- и долгосрочный периоды (более 5 лет):

Также методом нетарифной торговой политики является демпинг, продвижение товара на внешний рынок по ценам ниже себестоимости или, по крайней мере, по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, т.е. демпинг является формой международной ценовой дискриминации. Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, так и за счет государственных субсидий. В основе демпинга обычно лежит рыночная ситуация, при которой эластичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем.

4. Неэкономические методы регулирования, включают правовые инструменты и, прежде всего торговые договоры. В международных экономических отношениях выработаны и применяются специальные или отраслевые принципы, действие которых направлено в первую очередь на формирование торгово-политических режимов. Далее приведены принципы получившие наибольшее признание.

Принцип наиболее благоприятствуемой нации означает в его общем понимании право каждого договаривающегося государства на основе взаимности пользоваться всеми преимуществами, которое другое договаривающееся государство предоставляет любым третьим государствам по согласованному кругу отношений.

Принцип национального режима подразумевает предоставление государством иностранным юридическим и физическим лицам, товарам и услугам режима, аналогичного тому, которым пользуются отечественные юридические и физические лица, товары, услуги и т.п.

Значимость принципа свободы транзита состоит в обеспечении стабильного доступа товаров к рынкам любой страны и не дискриминационного доступа всех субъектов к транспортным инфраструктурам на равных наиболее выгодных условиях.

Таможенные тарифы имеют все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что существенно облегчает их использование и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары. Определяющее значение имеют уровень экономического развития страны, степень обработки товаров и другие факторы. Чем выше уровень экономического развития страны, тем ниже ставки таможенных пошлин. Кроме того, страны стремятся установить высокие пошлины на трудоемкие изделия, поскольку активная иностранная конкуренция на внутреннем рынке этих товаров может привести к закрытию предприятий с большим числом работников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: