Общепринятый термин «административная юрисдикция» можно сформулировать следующим образом: «это рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятия решений по ним в установленный срок»
Субъект административной юрисдикции - это определенное нормативным правовым актом лицо, наделенной полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и принятию решений по ним в установленных порядке и формах
круг субъектов административной юрисдикции:
· компетентные органы и должностные лица, наделенные правом издавать властные акты, составлять правовые документы определяющие последствия применения административных санкций - с одной стороны;
· государственные органы и их должностные лица, общественные организации и их представители, граждане - с другой стороны.
В настоящее время в России сложились и закреплены законом следующие виды административно-юрисдикционных органов:
· судьи (судьи районных судов, судьи арбитражных судов, судьи военных судов и мировые судьи);
· комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят из нечетного количества членов комиссии (один из которых председатель) и секретаря;
· коллегиальные органы органов местного самоуправления (административные комиссии, комиссии по борьбе с пьянством);
Коллегиальные органы органов местного самоуправления (административные комиссии) создаются по решению органов местного самоуправления для рассмотрения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена законами соответствующего субъекта Российской Федерации.
· органы внутренних дел, государственные инспекции и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то законодательными актами.
|
Классификация субъектов административной юрисдикции:
1. По способу принятия решения:
а) Коллегиальные (административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних);
б) индивидуальные (руководители контрольно-надзорных органов, другие уполномоченные лица);
3. По компетенции рассмотрения дел:
а) общей компетенции (судья);
б) специальной компетенции (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав);
в) отраслевой компетенции (должностные лица государственной противопожарной службы);
4. По порядку образования:
а) выбираемые (административные комиссии);
б) назначаемые (должностные лица контрольно-надзорных органов).
Вторую группу субъектов административной юрисдикции составляют лица, привлекаемые к административной ответственности.
К этой группе относятся социальные организации, имеющие статус юридического лица, а также физические лица, обладающие административной деликтоспособностью, которые совершили административное правонарушение.
Третья группа субъектов административной юрисдикции включает в себя иных участников административных правоотношений, складывающихся по поводу привлечения физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.
В указанную группу входят представители лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетели, понятые, эксперты, специалисты, адвокаты, привлекаемые по делу об административном правонарушении.
|
Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушений
Участники производства по делу.
1) Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу (правонарушитель).
Он имеет право:
1) знакомится с обстоятельствами дела
2) представлять свои материалы по данному делу
3) заявлять на кассацию и ходатайство
4) пользоваться юр консультациями и юр литературой
2) Потерпевший - физ или юр лицо, которому админ правонарушением причинён
физический, моральный или имущественный вред.
Потерпевший имеет те же права, что и правонарушитель.
3) Законные представители физ лица. Ими являются родители, усыновители, опекуны или попечители, что должно быть утверждено соответствующими документами.
4) Законные представители юр лица - защиту законных прав и интересов юр лица, осуществляют его законные представители, иные лица, признанные в соответствии с законом или учредительными документами органом юр лица. Их полномочия подтверждаются документами.
5) Защитники представителя.
Правонарушитель может участвовать в защите, а у потерпевшего защиту предоставляет представитель, но у каждого из них может быть адвокат.
Свидетель.
В качестве свидетеля по делу может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться на рассмотрение дела и ответить на поставленные вопросы.
Свидетель вправе:
1) не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников
2) вправе дать показания на своём родном языке
3) если в качестве свидетеля выступает гражданин до 14 лет, то обязательно присутствие при допросе психолога либо педагога, либо родителей.
|
Понятой.
В качестве понятого может быть привлечено любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.
Специалист
совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружение, закрепление, и изъятию доказательств, а так же в применении технических средств.
Эксперт
совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в технике, искусстве и т.д., достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
Переводчик.
совершеннолетние лицо, владеющие языками и навыками судоперевода
Прокурор
Может выносить протест и знакомится с материалами дела. Обязательно присутствуют при рассмотрении дел несовершеннолетних.