УДК 656.13.07.658 (075.5)
Плотникова Т.В.Труд и заработная плата на автомобильном транспорте: Методические указания к практическим занятиям по курсу «Экономика автомобильного транспорта» для студентов специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004.-21 с.
Определена цель проведения практических занятий, порядок их проведения, дан теоретический материал.
Рассмотрены и одобрены на
заседании кафедры ЭиПМ.
Протокол № 3 от 23 ноября 2003г.
1. Цель проведения практического занятия:
1.1. Приобрести практический опыт по расчету показателей, показателей характеризующих производительность труда на автомобильном транспорте.
1.2. Изучить системы оплаты труда водителей грузовых автомобилей и автобусов.
1.3. Изучить системы оплаты труда ремонтных рабочих автотранспортных предприятий.
1.4. Получить практические навыки расчетов заработной платы водителей и ремонтных рабочих автотранспортных предприятий.
Производительность труда и кадры.
Производительность труда на автомобильном транспорте характеризует эффективность производственной деятельности, степень использования трудовых и материальных ресурсов.
Производительность труда одного работающего Wтр. в единицу времени определяют по формуле:
Wтр. = Q/ N, (2.1)
где Q – объем произведенной продукции в единицу времени (час, день, месяц, квартал, год);
N- среднесписочная численность работающих, чел.
Объем произведенной продукции выражается: в натуральных показателях – тоннах, тонно-километрах, пассажиро-километрах, платных километрах пробега, автомобиле-часах; в условно-натуральных показателях – рублях валового дохода, в трудовых показателях – человека-часах.
Наиболее прогрессивным направлением является определение производительности труда в трудовых единицах измерения.
Для определения степени выполнения норм выработки отдельными рабочими или группой рабочих используется метод нормативного времени. Сущность этого метода заключается в том, что произведенная за определенный период разнородная продукция (работа) выражается в человека-часах по нормам времени (нормативная трудоемкость). Выполнение норм выработки определяется отношением нормативной трудоемкости к фактическим затратам труда (в чел-ч) за этот период.
Выполнение норм выработки водителями W, за то или иное время определяется по формуле, %:
Wв=
, (2.2)
где t1- норма времени на выполнение 1 ткм, ч;
Pф - фактический грузооборот, ткм;
t2 – норма времени на погрузку и выгрузку 1т груза, ч;
Qф – фактически перевезено груза,
Tн – время, отработанное водителем на линии, ч.
Выполнение норм выработки ремонтными рабочими определяют по формуле, %:
, (2.3)
где t1 –норма времени на выполнение i –го вида технического обслуживания или текущего ремонта, чел-ч;
NTO,TPi – фактическое количество произведенных технических обслуживаний или текущих ремонтов i-го вида;
Tф – фактическая трудоемкость выполненных работ по отработанному времени, чел-ч.
Численность производственного персонала АТП определяется исходя из производственной программы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
Основой для определения контингента рабочих является трудоемкость планируемого объема работ в человека-часах или норма-часах и фонд рабочего времени одного рабочего в планируемом периоде. Плановый фонд рабочего времени одного рабочего Фр.в – это количество часов, которое должен отработать рабочий за определенный период времени (год, квартал, месяц):
Фр.в = [ Дк.г –(Дв +Дп+Дo+Дб+Дг.о)] t1 – (Д′в+Д′п-Д′от)t2, (2.4)
где Дк.г – календарное число дней в году;
Дв –выходные дни;
Дп – праздничные дни;
До – дни отпуска;
Дб – дни неявок на работу по болезни и другим уважительным причинам;
Дг.о – дни неявок на работу в связи с выполнением общественных и государственных обязанностей;
t1 – продолжительность рабочего дня, ч;
Д/в, Д/ п – предвыходные и предпраздничные дни;
Д/ от – количество выходных и праздничных дней, совпадающих с отпуском;
t2 – время, на которое сокращается рабочий день в предпразничные и предвыходные дни, ч.
Численность водителей Nв определяется по формуле
Nв = , (2.5)
где Ачн – автомобиле-часы в наряде;
tп-з – подготовительно- заключительное время (установлено в размере 0,043 ч на 1ч работы или 18 мин на смену);
Нпл –планируемое выполнение выработки, %.
Численность ремонтных рабочих определяется по формуле
, (2.6)
где – суммарная трудоемкость работ всех видов технического обслуживания и технического ремонта автомобилей, чел-ч. Определяется суммированием трудоемкостей работ по каждому виду технического воздействия с учетом перевыполнения норм выработки ремонтными рабочими:
, (2.7)
где Тi - трудоемкость i – го вида технического обслуживания или ремонта, чел-ч;
Нпл – планируемое выполнение норм выработки, %.
Численность вспомогательных рабочих принимается равной 25-30% от численности основного персонала ремонтных рабочих.
Численность административно-управленческого персонала определяется по штатному расписанию, которое носит рекомендательный характер. В этой связи, как правило, увеличение объема перевозок должно обеспечиваться за счет роста производительности труда без увеличения численности персонала.