Индивидуальная психология




Психоанализ

 

Все психоаналитики, во-первых, признают наличие бессознательных мотивов, их абсолютную действенность, наличие защитных механизмов. Источник всех проблем человека ищут в детстве.

Зигмунд Фрейд.

Структура личности:

Сверх Я (Супер Эго)

------------------------

Я (Эго)

-----------------------

Оно (Ид)

Оно, или Ид, или Бессознательное.

Здесь находятся все вытесненные неосознаваемые мотивы и желания человека. Фрейд выделял два базовых мотива:

· Сексуальный (Эрос / Либидо)

· Агрессивный (Тонатос / Мортидо)

Агрессивный может выражаться в разрушении другого, либо на себя (либо агрессия, либо стремление к смерти)

Ключевое слово – желание, на уровне Оно. При этом все желания лишены каких-либо норм и рамок. Мораль и нравственность отсутствует.

Сексуальные и агрессивные инстинкты связаны и являются взаимопереходящими.

Действует принцип удовольствия (то есть я хочу того, что доставляет удовольствие).

Логика, которая работает – это логика ассоциаций и повторений.

Желания в бессознательном постоянно стремятся к реализации.

Сверх Я, или Супер Эго.

Здесь находятся запреты, мораль, нравственность, долг, совесть. Формируется в детстве, в возрасте от 4-5, под влиянием родителей.

Отвечает за чувство вины. Действует принцип морально-нравственного долга.

Я, или Эго.

Это буфер (с одной стороны сдерживает давление желаний, с другой стороны – запретов). Действует принцип реальности.

Эго регулирует напряжение с помощью психологических защит (это способы искусственного достижения внутри личностного равновесия):

1. Вытеснение – простое удаление в бессознательном неприемлемых, либо нежелательных элементов.

2. Рационализация – поиск приемлемых объяснений для тех поступков, которые были вызваны бессознательными мотивами.

3. Регрессия – возврат к более ранним формам поведения, при уменьшении своих сил и возможностей.

4. Проекция (перенос) – перенесение на других людей собственных не принимаемых желаний.

5. Сублимация – перевод в приемлемые социально одобряемые действия нереализованных сексуальных или агрессивных желаний.

Причины формирования невроза.

Невроз формируется тогда, когда есть слишком сильные запреты, накопившиеся и нереализованные желания, в результате которых либидозная энергия превышает допустимый уровень. Третье условие – это неэффективность защитных механизмов.

Структура личности по Фрейду противоречива, гармония недостижима в принципе.

Методы исследования в бессознательном:

1. Анализ свободных ассоциаций. Фрейд утверждал, что если человеку дать возможность долго говорить на свободную тему, то он периодически будет возвращаться к проблемам. «Все, что человек говорит не является случайным и может быть интерпретировано».

2. Анализ ошибочных действий. Ошибки, оговорки, опечатки и любые «якобы» случайные действия. В психоанализе случайных ошибок не бывает.

3. Анализ сновидений. В сновидениях отражаются скрытые, вытесненные желания, но в зашифрованной форме. Функция сновидений – эти желания реализовать, снятие их напряжения. Сновидения – прямое отражение бессознательного.

Значение работ Фрейда.

Фрейд ввел само понятие бессознательного и показал, как скрытые мотивы могут влиять на поведение человека. Фрейд размыл границы между нормой и патологией. Фрейд показал, что у каждого человека есть странности, но проблема в том, мешают ли они ему жить. Обнаружил и описал явление психологической защиты. Фрейд первым описал явление катарсиса (очищение) применительно к психологическим проблемам. Воспоминание, осознавание, повторное переживание ранее вытесненных воспоминаний, событий, желаний приводит к «выздоровлению» (суть катарсиса). Он предложил методы исследования бессознательного. Он всю мотивацию сводил к 2 базам потребностей. Он первым показал насколько влияет сексуальная потребность на жизнь человека.

Карл Густав Юнг

Показал значимость духовного фактора развития личности. Юнг ввел понятие «комплекс» - это система представлений, объединенных одним аффектом (эмоциями).

Формирование комплекса начинается с травматической ситуации (сильные эмоции). Пример: испуг собаки.

При наличии комплекса человек реагирует не на актуальную ситуацию, не на реальность, а на весь предыдущий эмоциональный материал.

Признак наличия комплекса – это неадекватность силы эмоциональной реакции, имеющемуся раздражителю.

Комплекс всегда имеет телесные проявления. Не может быть комплекса без физиологии. Комплекс влияет на протекание познавательных процессов, на память, на мышление. Реакции, вызываемые комплексом, трудноустронимы и практически не могут контролировать сознание.

Комплекс – не обязательно негативное переживание. Влюбленность тоже комплекс. Это любые ситуации, объединенные одной эмоцией.

Работа с негативным комплексом:

· Нельзя бороться с проявлениями комплекса;

· Нужно снимать слои переживания один за другим;

· Нужно работать с первой травматической ситуацией;

· Нужно сделать ситуацию эмоционально нейтральной.

Каждый комплекс по Юнгу образует отдельную субличность – структурный элемент личности. Каждая субличность обладает своей мотивацией, эмоциональной реакцией, способами поведения.

Структура личность:

Личность состоит из субличностей. Набор из личностей у каждого индивидуален. Но есть особые виды субличностей, которые есть у всех людей, они составляют основу.

1. Центр сознания – Эго. Оно создает ощущение последовательности и направленности сознания личности человека. Эго обеспечивает сознательный анализ опыта и планирования. Эго игнорирует Бессознательное и не допускает его существования. Эго собирает воедино различные воспоминания и переживания – личный сознательный опыт (все что человек о себе помнит).

2. Персона – это совокупность социальных ролей. Это набор картинок, которые человек предоставляет обществу. Каждая социальная роль в персоне создает свой стереотип поведения и набор рамок. Персона является орудием коммуникации и защиты. У персоны есть минусы:

· Конфорность – принятие чужого мнения с утратой собственного.

· Персона может «прирастать» к человеку, человек отождествляет себя с определенной социальной ролью.

3. Тень – это центр личного бессознательного. Там находятся все вытесненные переживания. В первую очередь, все то, что несовместимо с персоной и противоречит социальным стандартам. В тени находятся личностные характеристики, которые человек в себе не воспринимает. Теневые характеристики пытаются вырваться наружу, и проявить себя еще сильнее. Тень, по Юнгу – это оппозиция сознательного намерения человека. Если человек не признает тень, то она гораздо сильнее становится и опаснее. Юнг говорит, что тень нужно признавать и учиться перенаправлять ее энергию. Тень также источник творчества, спонтанности и энергии.

4. Душа (Анима / Анимус) – это интерсексуальные связи личности человека. Включает 2 основных элемента:

· Весь материал, который не удовлетворяет сознательным представлениям о себе, как человеке определенного пола.

· Образ человека противоположного пола. Образ проецируется на конкретного человека. Формируется в раннем детстве родителями противоположного пола, либо другими взрослыми.

5. Самость – это уникальность, неповторимость, индивидуальность, целостность человека. Это внутренний руководящий фактор. Охватывает и сознание и бессознательное.

Структура личности по Юнгу предполагает возможность достижения гармонии.

Коллективное бессознательное.

Это память предков. Это некое информационное поле, которое объединяет всех людей. Существует в форме архетипов – это универсальный обобщенный образ, единый и интуитивно понятный любому человеку.

Тень, персона, эго, душа, самость тоже являются архетипами.

Форма архетипов – общечеловеческая, а содержание – личностное. Человек всегда действует в рамках какого-либо архетипа.

Личностный рост или индивидуация.

Цель личностного роста – это достижение гармонии. Для этого человек должен пройти несколько этапов:

1. раскрытие персоны.

2. встреча с тенью.

3. признание души.

4. развитие самости.

Индивидуация – процесс бесконечный. Цель его не в том, чтобы что-то достичь, а в самом процессе.

Символ индивидуации – знак Дао.

Альфред Адлер

Индивидуальная психология

Основной фактор развития личности – социальный. Адлер рассматривал как влияет раннее детство на дальнейшее развитие личности. Основной руль – это ближайшее социальное окружение ребенка, в первую очередь, семья.

Каждый ребенок в детстве испытывает чувство неполноценности, по сравнению с взрослыми. У этого чувства есть три основных причины:

1. Полная зависимость ребенка от взрослых (в основе – физическая зависимость). Взрослые физически сильнее ребенка, поэтому он может его наказать и ребенок не в силах отказаться. Мир взрослых не предназначен для ребенка функционально.

2. Сравнение ребенка с другими детьми со стороны взрослых. Особенно важно сравнение с братьями и сестрами. Большие ожидания возлагаются на старших детей. Младший ребенок максимально зависим и ответственен за родителей. Средний – максимально свободный ребенок. Ребенок приходит к выводу, что для получения любви родителей, ему нужно кого-нибудь превзойти.

3. Возможные физические дефекты или внешние характеристики, отличающие ребенка от других детей. Как дефект ребенок воспринимает все, что отличает его от других.

Если какой-либо из факторов выражен сверх сильно, либо все три фактора сильно выражены, то нормальное чувство детской неполноценности переходит в комплекс неполноценности.

Комплекс неполноценности – это чувство собственной ущербности, связано с ощущением непреодолимых различий между собой и другими людьми.

Чувство неполноценности:

· Есть у каждого ребенка на определенном участке развития.

· Является движущим фактором. Стимулирует к развитию, так как человек считает, что если он приложит определенные усилия, то он перегонит других.

Комплекс неполноценности:

· Формируется не у всех, и нормальным не считается, является отклонением.

· Тормозит развитие, так как разрыв между человеком и другими представляется субъективно непреодолимым.

Комплекс неполноценности, появившись однажды, сохраняется на всю оставшуюся жизнь, как сомнение в себе, своих способностях, возможностях, привлекательности, интереса для окружающих.

Для человека комплекс неполноценности часто субъективно не связан с причинами, которые его вызвали. Успехи не снимают комплекс неполноценности.

Развитие ситуации:

1. формируется заниженная самооценка. Человек его осознает и признает.

2. формирование психологической защиты. Возникает компенсация.

Компенсация – психологическая защита. Нормальная компенсация – развитие собственных способностей и возможностей. Реальное развитие своих способностей. Невротическая компенсация – навязчивое стремление продемонстрировать окружающим свое превосходство, в основном в агрессивной форме.

Способы невротической компенсации:

1. демонстрация власти (к более слабым).

2. демонстрация грубой физической силы.

3. демонстрация финансового превосходства.

4. демонстрация интеллектуального превосходства.

5. демонстрация статуса.

6. наклеивание ярлыков.

7. раздача советов.

Болезненное отношение ко всем сомнениям в своем превосходстве.

Невротическая компенсация требует постоянного подтверждения от окружающих. Крайняя степень невротической компенсации – это гиперкомпенсация – это стремление к полному и абсолютному превосходству над окружающими.

«Бегство в болезнь», как психологическая защита – это бессознательное продуцирование симптомов, для достижения определенных целей. Есть причина, кроме нее, есть цель.

Цели:

· привлечение внимания.

· защита от ситуаций, в которых могла бы пострадать самооценка.

· оправдание в ситуациях неудачи.

· подчеркивание достижений.

· избегание ситуаций выбора.

Чувство общности.

С точки зрения Адлера, основной целью психотерапии является не раскрытие психопатологии и даже не борьба с комплексом неполноценности, а актуализация у человека чувства общности.

Под чувством общности Адлер понимал стремление к объединению с другими людьми на равноправной основе, стремление к построение отношений, которые были бы основаны не на конкуренции, а на кооперации, т.е. открытых, доверительных, близких и равноправных.

Чувство общности присуще каждому человеку, но комплекс неполноценности может его блокировать. Адлер говорил, что нельзя просто убрать комплекс неполноценности, обязательно необходимо заменить его чем-нибудь другим, дать человеку новые стратегии поведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: