Станислав Гроф
Трансперсональная психология – надличностная. В первую очередь рассматривает не только отдельного человека, но и общие глобальные надличностные переживания.
В основе трансперсональных идей лежит теория количественного бессознательного.
По Маслоу: «Вечные идеи встречающиеся в различных направлениях психологии»:
1. Идея: существует некая трансендентная реальность, которая объединяет/связывает ве феномены. (количественное бессознательное у Юнга).
2. Идея: Эго или индивидуальная самость является отражением высшей трансендентной самости, то есть наша индивидуальная самость это проекция общей самости.
3. Каждый человек в состоянии на прямую прикоснуться к этой высшей реальности или к высшей самости (у Юнга через сновидения).
4. Прикосновение к высшей самости никогда не происходит бесследно, а производит в человеке качественные изменения (будет способствовать личностному росту).
Исследования С. Грофа.
Основные исследования 50-60гг. нашего века.
Гроф был психоаналитиком, работал с тяжелыми психическими паталогиями. Предложил ЛСД – обычный психотропный препарат, который усиливает активную работу мозга. ЛСД использовалось как стимулятор сознания. ЛСД, в дальнейшем выяснилось, что это тяжелый наркотик, он не вызывает привыкания.
Гроф был убежден, что галлюцинации – это продукт собственной деятельности мозга. Он провел серию экспериментов, работал с психически больными людьми. Он работал с людьми, у которых был тяжелый анализ – условия болезни.
Сеансов было много с больными, заключался контакт, подготовка…
Было выявлено 4 уровня переживаний, которые встречались у пациентов в ходе ЛСД-терапии:
|
1. абстрактные и эстетические переживания.
2. психодинамические переживания.
3. пренатальные переживания.
4. трансперсональные переживания.
1. Абстрактные и эстетические переживания.
Уровень либо начальный, либо конечный. Изменение формы предметов, времени, пространства, синестезии.
Ему было важно, чтобы у человека был хороший словарный запас, он мог нарисовать.
2. Психодинамические переживания.
Воспоминание из бессознательного. Ярче всего вспоминались те воспоминания, которые были травматическими.
Система конденсированного опыта – особое ощущение воспоминаний, состоящее из конденсированного опыта и связанных с ним фантазий из различных жизненных периодов человека и объединенных общей темой.
Не принципиально важно - реально это происходило или нет, важно, что есть это и до сих пор. Как пациент это воспринимает.
Каждое СКО имеет общую тему, отверженность, унижение, насилие. Признаком СКО является реакция на нейтральные объекты.
3. Пренатальные переживания.
Память о собственном рождении. Гроф первым сделал вывод – то, как протекала беременность и процесс родов откладывает отпечаток на личность человека. На его способы реакции на окружающий мир.
4. Гроф выделил 4 группы переживаний в зависимости от стадии родов. Эти группы он назвал базовые пренатальные матрицы:
БПМ – это вид опыта, полученный человеком на определенной стадии родов, которые фиксируются как эталон, «впечатывается» в память человека и организуют его переживания на протяжении всей жизни.
Первая стадия БПМ1 – соответствует процессу беременности. Эмоциональное состояние – покой и слияние, ему комфортно, уютно. Второй вариант – когда мать испытывает стрессы, то у ребенка нехватка чего-либо, тревога. Получает опыт – покоя, слияния с миром, если все хорошо. При актуализации характер делится на - спокойный, пассивный, погруженный в себя, если плохо, то наоборот.
|
БПМ2 – соответствует стадии схваток. Начинается дискомфорт, а выхода нет. Происходит – пессимист, жалость к себе, депрессивный. Тоже не активный деятель. Эмоциональная окраска – подавленность и безысходность.
БПМ3 – смертельная схватка. Это сильные схватки (появляются родовые пути). Выбраться, чтобы выжить. Характер – целеустремленный, вся жизнь борьба, борьба имеет ценность, цель можно достичь в борьбе, склонность к риску, высокая сексуальная активность.
БПМ4 – победа, экстаз, свобода, освобождение, восторг. Характер – оптимист, если заслуженная победа, то она придет
Причина актуализации:
· Затягивание какой-либо стадии родов.
· Проблемы (кесарево сечение).
· То, что непосредственно чледует за последствием родов.
· Трансперсональный уровень переживания до жизни (переселение душ).
Хопотропное дыхание – очень частое и поверхностное дыхание (происходит перенасыщение мозга кислородом).
Ребефинг – повторное рождение.
Эрик Берн
Трансактный анализ
Структура личности:
1. Состояние родителя.
Схемы поведения, которые человек воспринял от собственных родителей, в этом состоянии человек ведет себя так, как вели себя родителя по отношению к нем у
2. Состояние взрослого.
|
Поведение и эмоциональные реакции направлены на объективную оценку реальности. В этом состоянии человек ведет себя – принимает решения, берет ответственность, соотносит свои действия с окружающей средой.
3. Состояние ребенка.
Входят те схемы поведения и эмоциональные реакции, которые закрепились в возрасте до 5 лет (в основном). Флиртует, капризничает
Родитель и ребенок могут делиться на 2 вида – родитель может быть как контролирующий, так и заботящий.
Ребенок адаптивный и свободный. Адаптивный – живет в неблагоприятных условиях среды и может уворачиваться, подстраиваться. Свободный – творческий, спонтанный, играющий.
Процесс общения.
Потребность в общении является ведущей, так как для человека жизненно необходимо признание другими факта его существования.
Общение по Берну – обмен «прикосновениями» / »поглаживаниями» / »пинки». Лучше всего поглаживание. Но лучше пинок, чем вообще отсутствие прикосновения.
Трансакция – это минимальная единица общения. Трансакция всегда совершается из эго состояния одного человека в эго состояние другого.
Трансакции бывают:
1. дополнительные трансакции – где ответ идет из того же состояния, из которого обращались. Дополнительные трансакции могут возникать сколь угодно долго.
2. пересекающиеся трансакции – ответ поступает не из того состояния, из которого ожидалось. Пересекающаяся трансакция приводит к нарушению контакта.
3. Скрытая трансакция – дразнилка, провокация, манипуляция.
В процессе общения мы находимся в одном или ином процессе состояния точно так же, как и наш партнер.
Структурирование времени.
Люди постоянно озабочены тем, каким образом можно структурировать время и процесс взаимодействия. Структурный голод дискомфортен.
Способы структурирования времени:
· Ритуалы.
· Время препровождения.
· Игры.
· Близость.
· Деятельность.
Деятельность – это процесс взаимодействия человека с материальной стороной внешней реальности.
Ритуал – это стереотипная серия простых дополнительных трансакций, заданных внешними социальными фактами. Процедура – серия простых дополнительных трансакций, связанных с совместной деятельностью. Все ритуалы основаны на интуитивном расчете = количеству взаимных поблажек. Цель ритуала – обмен поглаживаниями.
Время препровождения – это серия простых полуритуальных дополнительных трансакций сгруппированных вокруг одной темой для структурирования определенного ритуала времени. Начало и конец отмечены ритуалами.
Игра – это серия определенных друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом.
Чем игра отличается от ритуалов, время препровождения:
· Наличие скрытых мотивов.
· Наличие выигрыша.
Схема игры (что в нее входит):
· Тезис – общее описание игры.
· Антитезис – потенциальная трансакция, позволяющая остановить игру.
· Водящий – тот, кто начинает игру и получает выигрыш.
· Роли.
· Трансакционная парадигма – описание того, какие эго состояния задействованы в трансакции.
· Ходы.
· Вознаграждение – которое получает водящий.
Биологическое – это то количество прикосновений, которыми обмениваются или получает водящий.
Вгутреннее психологическое вознаграждение – это удовлетворение психологических потребностей, защита от чего-то.
Внешнее психологическое вознаграждение – это избегание любых опасных ситуаций.
Социальное вознараждение – это структурирование времени.
Экзистенциальное вознаграждение – подтверждение своей жизненной позиции.
Функции игры: Защита. Решение своих внутриличностных проблем за счет партнера.
Близость – подразумевается взаимодействие не ритуального характера. Нормальные взаимоотношения между равными партнерами.
Теория сценария.
Сценарий – это постоянно разворачивающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей.
До 5-6 лет очень много сознательного. Сценарий формируется под влиянием родительского программирования, под влиянием сценариев предков и часто метафорически отображается в любимой сказке ребенка.
Сценарий делится на 3 варианта:
1. сценарий победителя (преуспевать в выбранном направлении).
2. сценарий неудачника (не в состоянии реализовать свои планы).
3. сценарий не победителя (не ставит планов, нет успеха, плывет по течению).
Сценарий обуславливает (определяет) позиции по отношению к себе, к людям, к окружающему миру.
Я + ТЫ+ ОНИ
Трехсторонняя позиция.
Определяется родительским программированием.
Я + ТЫ– ОНИ
Я – ТЫ+ ОНИ
Сценарий определяет базовые события в жизни человека (время женитьбы, количество детей, возраст рождения детей, порядок рождения, количество браков и разводов)
Определяет основные заболевания, определяет позицию победителя или неудачника в целом.
Определяет выбор, профессиональное развитие, часто время смерти.