Блок «Дидактика». Задания для самостоятельной работы




Блок «Дидактика»

Вопросы к семинару:

1. Становление дидактики как отрасли педагогической науки. Сущность дидактики с позиции современной социокультурной ситуации. Основные категории дидактики (обучение, преподавание, учение, знания, умения, навыки, компетенция, компетентность, образование).

2. Понятие «содержание образования». Документы, в которых определяется содержание образования. Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план, учебная программа, учебники.

 

3. Понятие и сущность метода обучения. Средства и приёмы обучения. Различие подходов к классификации методов обучения.

 

4. Понятие формы обучения. Характеристика отдельных форм обучения (фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная работа учащихся на уроке ). Их преимущества и недостатки.

 

5. Понятие «концепция», «дидактическая концепция». Сущность компетентностного подхода.

 

6. Понятие «педагогическая технология». Взаимосвязь педагогической технологии с педагогической методикой и педагогическим мастерством.

 

 

Задания для самостоятельной работы

Раздел № Задание Час ЗЕ
1. Сущность процесса обучения. Категориальный аппарат дидактики Используя пособие И.П. Подласого «Педагогика» (ч.I), начертить в тетради таблицу, отражающую особенности структуры деятельности учителя и деятельности учащихся (Таблица с учётом обозначенных критериев).   0,028
     
2. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности Найти варианты базисного учебного плана разных лет, скопировать их в конспект, провести сравнительный анализ, написать отчет по сравнительному анализу (письменная работа, объём –1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см, задание на микрогруппу).   0,056
Сделать анализ школьного учебника (с учетом специфики преподаваемого предмета) в соответствии с дидактическими требованиями (Педагогика В.А. Сластёнин и др.) (письменная работа, объём –1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см, задание на микрогруппу).   0,028
3. Методы и средства обучения Сделать на выбор презентацию по одному из вопросов: - Сущность и особенности классификации методов обучения по источнику знания. - Сущность и особенности классификации методов обучения по типу познавательной деятельности. (Презентация в Pover Point, кол-во слайдов- 10-15, 22 кегль, одинарный интервал, задание на микрогруппу).   0,056
Выполнить творческую работу по теме «Оборудование учебного кабинета» (с учетом специфики преподаваемого предмета). (Письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).   0,056
4. Организационные формы обучения. Урок как основная форма организации обучения. Формы организации учебного процесса (фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся на уроке) Письменно ответить на вопросы (письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).: - Какие требования предъявляются к учебным экскурсиям? - Какие требования предъявляются к домашней самостоятельной работе учащихся? - Какими особенностями характеризуются кружковая работа, факультативные занятия?   0,028
Посетить урок в школе (с учетом специфики преподаваемого предмета). Составить план посещенного урока и проанализировать его. (Письменная работа, объём – 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см, задание на микрогруппу).   0,056
5. Современные дидактические концепции Осуществить сравнительный анализ дидактических теорий по следующей схеме (Схема по обозначенным критериям).  
Педагогическая теория Основные авторы Аспект Нерешаемые проблемы, трудности
Целевой Сравнительный Процессуальный
           

 

  0,056
6. Понятие педагогических технологий. Научные основы педагогических технологий. Основные качества современных педагогических технологий. Выполнить творческую работу на тему «Влияние педагогических технологий на формирование компетенций обучающихся» ( письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).   0,028
7. Общая характеристика современных технологий обучения Пользуясь книгой Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», выполнить следующие задания: 1). Изучить тему «технологии проблемного обучения». Разработать проблемные ситуации с учетом специфики преподаваемого предмета (письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см, задание на микрогруппу).   0,028
2) Изучить тему «технологии игрового обучения». Разработать игру с учетом специфики преподаваемого предмета (письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см, задание на микрогруппу).   0,056
           
6. Общая характеристика современных технологий обучения Пользуясь книгой Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», выполнить любые два из следующих заданий. Изучить тему «технологии блочно-модульного обучения». Разработать структуру обучающего модуля с учетом специфики преподаваемого предмета (письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).   0,08
Изучить тему «технологии задачного обучения». Выполнить творческую работу на тему«Задачный подход как технологическая основа целостного педагогического процесса» (творческая работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).   0,08
Изучить тему «технологии проектного обучения». Разработать план проектной деятельности с учетом специфики преподаваемого предмета (письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).   0,08
Изучить тему «технологии развивающего обучения». Выполнить творческую работу на тему «Особенности использования технологии развивающего обучения в начальных, средних и старших классах» (творческая работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).   0,08
Изучить тему «технологии case-обучения». Разработать кейс с учетом специфики преподаваемого предмета (письменная работа, объём – 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).   0,08
Изучить тему «технологии концентрированного обучения». Разработать план урока погружения с учетом специфики преподаваемого предмета (письменная работа, объём – 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).   0,08
Изучить тему «технологии интегрирования». Разработать план бинарного урока (письменная работа, объём – 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).   0,08
Изучить тему «информационные технологии обучения». Выполнить творческую работу на тему «Особенности использования информационных технологий в процессе обучения» (творческая работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).   0,08
7. Современные дидактические концепции Творческая работа на тему «Сравнительный анализ ассоциативных и деятельностных теорий обучения» (творческая работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).   0,056
Творческая работа на тему «Оптимизация процесса обучения» (творческая работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).   0,056

 

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Ч. 3.

Дополнительная литература:

1. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М., 2011.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.

3. Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Под ред. И.М. Осмоловской. М., 2007.

4. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2007.

5. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.

Электронные ресурсы:

1. Буслаева Е.М., Елисеева Л.В., Зубкова А.С., Петунин С.А., Фролова М.В. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2012 // https://www.iprbookshop.ru

2. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2011 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система https://www.e.lanbook.com

3. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система https://www.e.lanbook.com

4. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 2: Теории и технологии обучения М., 2008 Университетская библиотека онлайн https://www.biblioclub.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: