Идеализация – такой процесс познания, когда познающий субъект создает рял объектов в природу не существующих.
Абстракция – мысленное отвлечение от некоторых сторон, свойств изучаемых объектов, от некоторых отношений между ними. Они либо усиливаются. либо ослабевают, представляются в виде отдельного объекта, который существует по собственным законам.
Моделирование (от лат. modulus – мера или образец) – исследование объектов на их моделях; построение изучение моделей, реально существующих в природе, и конструируемых объектах.
Основные виды моделирования:
1. Предметное моделирование – мы имеем модель. которая воспроизводит основные характеристики оригинала.
2. Физическое моделирование – объект и модели имеют одну физическую природу, но разные размеры.
3. Предметно-математическое моделирование – наше явление исследуется путем опытного изучения явления другой физической природы, но описывается теми же математическими выражениями. Моделями служат знаковые образования какого-либо вида.
Развитие любой науки можно трактовать как теоретическое моделирование. Моделирование дает исследователю новые факты и новые данные, но никогда не дает полного представления об объекте.
Формализация – отражение знания в знаково-символическом виде (формализованный язык). Служит основой для программирования компьютеризации.
Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором его основу кладутся некоторые положения, аксиомы (постулаты).
Индукция и дедукция.
Индукция – это обобщение, которое связано с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных прошлого опыта (т.е. это переход от частного к общему).
Дедукция – противоположный индукции процесс – движение от общего к частному.
Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного познания, который заключается в создании связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Его структура:
1. Ознакомление с фактическим материалом, который требует теоретического объяснения. Попытка с помощью существующих теорий сделать это, если нет, то следующие шаги;
2. Выдвижение догадки (гипотезы) о причинах и закономерностях данного явления с помощью разных логических приемов;
3. Оценка основательности предположений (гипотез) и выбор из множества наиболее вероятной;
4. Выведение из гипотезы некоторых следствий (использование дедуктивного метода);
5. Экспериментальная проверка данных следствий.
Лучшая гипотеза по результатам проверки переходит в теорию. Основная особенность – предположительный характер.
Виды гипотез:
а) по масштабу:
1. общая гипотеза – предположение обо всем классе изучаемых объектов.
2. единичная гипотеза – предположение об отдельных объектах или явлениях.
3. частная гипотеза – предположение о некоторой части изучаемого класса объектов.
б) по содержанию:
1. рабочая гипотеза – (самая распространенная) отражает основное содержание исследования. Выводится из общих законов или теорий и является основанием для дальнейших исследований;
2. эмпирические гипотезы – частные следствия рабочей гипотезы;
3. статистические гипотезы – гипотезы, сформулированные в терминах математической статистики. Их наличие обязательно для исследования и он служат для организации сравнения и обработки полученных данных.
Гипотеза не может быть истинной или ложной, т.к. утверждение, которое в ней содержится, носит проблематичный характер.
Предположения, входящие в гипотезу, должны соответствовать следующим требованиям:
1. Логическая простота – гипотеза не должна содержать ничего лишнего.
2. Требование вероятности – основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности реализации.
3. Требование научной новизны – предполагает, что гипотеза должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми.
4. Требование широты применения – гипотеза может выводить объяснения не только тех явлений, для которых предназначена, но и возможно более широкий класс явлений.
5. Требование верификации – любая гипотеза может быть проверена.
6. Требование концептуальности – гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозируя дальнейшее развитие теории.
7. Требование логической непротиворечивости:
- все суждения, которые входят в гипотезу, не являются отрицанием друг друга;
- гипотеза не противоречит достоверным фактам;
- она соответствует установленным и устоявшимся в науке законам.
12.04.12
Схема «Общая характеристика познания».
Сознание – высшая форма отражения действительности | Познание – процесс получения знания | Информация – сведения, уровень преодоления неопределенности. |
Знания – как удостоверенные сведения о действительности.
Виды познания:
Обыденно - практическое | Мифологическое | Религиозное | Художественное | Научное |
Схема «Наука в системе знания».
Научное знание
Философия – знание о всеобщем,
обобщение всего сущего.
Вненаучное знание
19.04.12
Алгоритм:
Сбор данных
Научная идея
В
Гипотеза
А
Предсказание
Эксперимент
Результат эксперимента согласуется с предсказанием
Если да à гипотеза подтверждается Если нет à вывод à В
Достаточно ли она проработана?
да нет à А
теория
эксперимент или наблюдения
Э=Т
Да нет à парадокс à В
Классификация наук.
Классификация наук – сведение всех областей человеческого знания в определенную систему.
Основание истории классификации наук – это интерпретации соотношения философии и конкретно научного знания.
Связь философии и науки:
I этап – 7 век до н.э – 16 век н.э:
Физика
Медицина Философия
Политология
Астрономия Психология
II этап – 17 век – середина 19.
Биология Философия
Физика
Химия
Правоведение
III этап – середина 19 века – по настоящее время:
Философия (мировоззрения)
Физика Химия Биология История и т.д.
I этап – единая философская наука древности и отчасти средневековья.
Аристотель, Платон.
Принципы классификации науки: разделение всего знания по его объекту на три главнее области:
1. Объект природы - физика;
2. Объект общества – этика;
3. Объект мышления – логика.
Средневековье – система «7 свободных искусств». Два цикла:
1. Тривиум (trivium – трехпутье) – грамматика, риторика и диалектика.
2. Квадривиум (quadrivium - четырехпутье) – арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
II этап – философия распалась на ряд обособленных наук.
Принцип классификации наук субъективный. Память = история. Воображение = Поэзия. Рассудок = Философия.
Кто – то развил идею субъективного принципа.
III этап.
Первое направление классификации науки:
1. Первый подход – формальное решение на основе принципа координации от общего к частному. Сен-Симон (фр.философ и ученый) выдвинул объективный принцип классификации наук. Конт перенял идею Сен-Симона и усовершенствовал ее. Выдвинул 6 основных наук: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология.
2. Второй подход – формальное решение на основе принципа координации от абстрактного к конкретному. Спенсер, Нильс, Уэвелл и т.д. Опровергается предыдущее решение о том, что все науки имеют свою абстрактную научную часть. Утверждается, что все науки делятся на: абстрактные (логика и математика), конкретные (астрономия, биология, геология, психология и социология), промежуточные – абстрактно-конкретные (механика, физика, химия).
Второе направление классификации науки: внедрение принципа субординации, который основан на идее всеобщей связи с природой.
К.Маркс и Ф.Энгельс – основание для классификации науки – основные законы материалистической диалектики.
Бонифатий Михайлович Кедров (советский философ) – делит всю действительность на природу и человека. Науки о природе – естественные, науки об обществе – социальные, науки о мышлении – философские.
Гуманитарные | Естественные | ||
Социальные | Философские | Естественно-математические | технические |
Экономика, юриспруденция, экономическая география и т.д. | Логика, философия, история философии, культурология, история и т.д. | Алгебра, математический анализ, физика, химия, геометрия, астрономия и т.д. | Кибернетика, Био-технологии, баллистика, кораблестроение |
Классификация наук приобретает характер сложный и разветвленный в отличии от простого однолинейного в предыдущих этапах.