Наука как социальный институт.




Научный потенциал и его составляющие.

Научный потенциал – система индивидуальных и материальных факторов, которые обеспечивают кругооборот научных знаний в народном хозяйстве, а также создание высокотехнологичных систем и распространение их в массовом производстве.

Его составляющие:

1. Кадровая – выделяют 4 сектора:

1. Академический – наиболее важный составляющие в РФ Академия Наук (РАН). РАН включает в себя следующие отраслевые академии: Академия медицинских наук, Академия образования или академия педагогических наук, Академия с\х наук, Академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств. Соотношение докторов, кандидатов и без степени (1:6:6)

2. Отраслевой сектор – научные институты и опытно-конструкторские организации. Развивают прикладную науку. Соотношение кадров (1:16:66).

3. Вузовский сектор – Соотношение кадров (1:4:6).

4. Заводской сектор – работа на производстве. Соотношение кадров (1:10:24).

2. Организационная – зависит от размеров предприятия.

1. Основные

2. Вспомогательные.

Научная организация – это юридически оформленное лицо.

Классификация научных организаций или объединений:

1. по масштабам и значению:

- межгосударственные;

- межотраслевые;

- отраслевые;

- внутрипроизводственные.

2. по территориальному расположению:

- в одном регионе;

- в нескольких регионах.

3. по стадии охвата инновационного цикла:

- научные комплексы (фундаменательные исследования);

- научно-производственные комплексы;

- технические комплексы.

3. Информационная составляющая – совокупность документов, носителей информации о научных исследованиях, о разработках (включает патенты и лицензии). Сюда же входит периодическая и непериодическая научная литература, а также научно-техническая документация и стандарты. Документы могут быть представлены в следующих формах:

- текстовые;

- графические;

- аудиовизуальные документы (презентация).

Документы делятся на первичные и вторичные. Первичные документы – это результаты научных исследований. Вторичные – результаты… научных документов.

4. Материально-техническая составляющая – совокупность материальных ценностей, выступающая в материально-технической форме. Сюда относится научно-производственные фонды и непроизводственные фонды научных организаций. Научно- производственные фонды делятся на основные и оборотные. Основные делятся на активные и пассивные части. К активным относятся приборы, эксплуатационные средства и т.д. К пассивной – здания.

 

26.04.12

Типовая структура вуза.

 

Институт

Факультет

Кафедра

Аспирантура

Докторантура

 

Ученый совет

Ректор

Проректор Руководство

Деканат

Декан

Зав.кафедры

Профессор

Доцент ППС – профессорско-

Старший преподаватель преподавательский

Ассистент состав

Курс

Поток

Староста студенты

Группа

 

Этика науки.

 

Этика науки – это раздел этики, который разрабатывает нравственные принципы научной деятельности.

Основополагающие этические ценности науки (Мертон):

1. Универсализм – изучаемые явления всюду протекают одинаково. Истинность учений оценивается независимо от субъекта.

2. Общность – знание должно свободно становится общим достоянием.

3. Незаинтересованность – любые положительные санкции науки – это ее следствие, а не цель.

4.Организованный скептицизм – каждый ученый отвечает за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами.

 

Этика науки делится на внутреннюю и внешнюю. К внутренней этике относится: авторство и плагиат, критика работ, экспертизы и лицензирование, преподавание, популизация науки и т.д. К внешней этике относится взаимоотношения между наукой и обществом.

Позитивные санкции науки:

- цитирование;

- престижные премии или награды;

 

Негативные санкции:

- за фальсификацию результатов;

- за присвоение себе чужих достижений;

- за плагиат.

 

Популяризация науки – процесс распространения научного знания в современной доступной форме для широкого круга людей.

Средства популяризации науки – СМИ, Интернет, научные издания, деятельность различных фондов, музеи и различные демонстрации (выставки, семинары и т.д).

3.05.12

Внешняя этика.

Главный аспект - отношения между наукой и обществом.

Функции науки. Взаимодействие общества и науки.

- наука получает от общества:

· Финансовые ресурсы.

Затраты на науку (на начало 20 века):

США – 280 млрд.дол

Страны ЕС – 180 млрд.дол

Германия –54 млрд. дол

Япония – более 100 млрд.дол

Китай – 80 млрд.дол

Россия – 4 млрд.дол

· Материальные ресурсы (здания, энергия)

· Интеллектуальные ресурсы

· Общественный статус науки

Знания используются для принятия важных управленческих решений, для развития новых технологий

Общество получает от науки знание.

Функции науки в жизни общества:

1. Практическая – при применении научных знаний на практике в производственной сфере получаем экономический эффект, а в не производственной сфере – социальный эффект (например, применение методик в образовании).

2. Социально-управленческая – наука используется для управления социальными процессами.

3. Познавательная – имеем увеличение расширения знания об окружающей природе, обществе, мышлении, новые закономерности, законы и т.д.

Взаимосвязь культуры и науки.

Культура – система материальных и духовных ценностей, форм и результатов усвоения действительности, которая выражает современный способ функционирования общества, создается в ходе творческой социально - преобразующей деятельности людей.

Культура делится на духовную и материальную. Наука является и материальной и духовной одновременно. Наука как материальная культура – это научная деятельность в материальном производстве, совокупность материальных благ, полученных в ходе этой деятельности (опытно-конструкторские разработки). Наука как духовная культура - это одна из форм духовной культуры общества, созданные в процессе научной деятельности духовные ценности (поисковые и фундаментальные исследования).

Сциентизм (сайентизм) – это такой подход к науке, который подтверждает, что наука – кричащая ценность, всегда необходим научный подход для решения всех проблем в жизни людей, только дальнейшее развитие науки может спасти человечество.

Антисциентизм - такой подход к науке, который утверждает, что наука – антигуманна, необходимо ограничить ее развитие и воздействие на общество.

Эпос науки – комплекс норм и ценностей, которые воспроизводятся от поколения к поколению и обязательны для человека науки.

Нормы науки (сформулированы норвежским философом Скирбик):

1. ищи истину;

2. избегай бессмыслицу;

3. выражайся ясно;

4.старайся проверять свои гипотезы более основательно.

Ценностью в науке является истина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: