Научный потенциал и его составляющие.
Научный потенциал – система индивидуальных и материальных факторов, которые обеспечивают кругооборот научных знаний в народном хозяйстве, а также создание высокотехнологичных систем и распространение их в массовом производстве.
Его составляющие:
1. Кадровая – выделяют 4 сектора:
1. Академический – наиболее важный составляющие в РФ Академия Наук (РАН). РАН включает в себя следующие отраслевые академии: Академия медицинских наук, Академия образования или академия педагогических наук, Академия с\х наук, Академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств. Соотношение докторов, кандидатов и без степени (1:6:6)
2. Отраслевой сектор – научные институты и опытно-конструкторские организации. Развивают прикладную науку. Соотношение кадров (1:16:66).
3. Вузовский сектор – Соотношение кадров (1:4:6).
4. Заводской сектор – работа на производстве. Соотношение кадров (1:10:24).
2. Организационная – зависит от размеров предприятия.
1. Основные
2. Вспомогательные.
Научная организация – это юридически оформленное лицо.
Классификация научных организаций или объединений:
1. по масштабам и значению:
- межгосударственные;
- межотраслевые;
- отраслевые;
- внутрипроизводственные.
2. по территориальному расположению:
- в одном регионе;
- в нескольких регионах.
3. по стадии охвата инновационного цикла:
- научные комплексы (фундаменательные исследования);
- научно-производственные комплексы;
- технические комплексы.
3. Информационная составляющая – совокупность документов, носителей информации о научных исследованиях, о разработках (включает патенты и лицензии). Сюда же входит периодическая и непериодическая научная литература, а также научно-техническая документация и стандарты. Документы могут быть представлены в следующих формах:
- текстовые;
- графические;
- аудиовизуальные документы (презентация).
Документы делятся на первичные и вторичные. Первичные документы – это результаты научных исследований. Вторичные – результаты… научных документов.
4. Материально-техническая составляющая – совокупность материальных ценностей, выступающая в материально-технической форме. Сюда относится научно-производственные фонды и непроизводственные фонды научных организаций. Научно- производственные фонды делятся на основные и оборотные. Основные делятся на активные и пассивные части. К активным относятся приборы, эксплуатационные средства и т.д. К пассивной – здания.
26.04.12
Типовая структура вуза.
Институт
Факультет
Кафедра
Аспирантура
Докторантура
Ученый совет
Ректор
Проректор Руководство
Деканат
Декан
Зав.кафедры
Профессор
Доцент ППС – профессорско-
Старший преподаватель преподавательский
Ассистент состав
Курс
Поток
Староста студенты
Группа
Этика науки.
Этика науки – это раздел этики, который разрабатывает нравственные принципы научной деятельности.
Основополагающие этические ценности науки (Мертон):
1. Универсализм – изучаемые явления всюду протекают одинаково. Истинность учений оценивается независимо от субъекта.
2. Общность – знание должно свободно становится общим достоянием.
3. Незаинтересованность – любые положительные санкции науки – это ее следствие, а не цель.
4.Организованный скептицизм – каждый ученый отвечает за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами.
Этика науки делится на внутреннюю и внешнюю. К внутренней этике относится: авторство и плагиат, критика работ, экспертизы и лицензирование, преподавание, популизация науки и т.д. К внешней этике относится взаимоотношения между наукой и обществом.
Позитивные санкции науки:
- цитирование;
- престижные премии или награды;
Негативные санкции:
- за фальсификацию результатов;
- за присвоение себе чужих достижений;
- за плагиат.
Популяризация науки – процесс распространения научного знания в современной доступной форме для широкого круга людей.
Средства популяризации науки – СМИ, Интернет, научные издания, деятельность различных фондов, музеи и различные демонстрации (выставки, семинары и т.д).
3.05.12
Внешняя этика.
Главный аспект - отношения между наукой и обществом.
Функции науки. Взаимодействие общества и науки.
- наука получает от общества:
· Финансовые ресурсы.
Затраты на науку (на начало 20 века):
США – 280 млрд.дол
Страны ЕС – 180 млрд.дол
Германия –54 млрд. дол
Япония – более 100 млрд.дол
Китай – 80 млрд.дол
Россия – 4 млрд.дол
· Материальные ресурсы (здания, энергия)
· Интеллектуальные ресурсы
· Общественный статус науки
Знания используются для принятия важных управленческих решений, для развития новых технологий
Общество получает от науки знание.
Функции науки в жизни общества:
1. Практическая – при применении научных знаний на практике в производственной сфере получаем экономический эффект, а в не производственной сфере – социальный эффект (например, применение методик в образовании).
2. Социально-управленческая – наука используется для управления социальными процессами.
3. Познавательная – имеем увеличение расширения знания об окружающей природе, обществе, мышлении, новые закономерности, законы и т.д.
Взаимосвязь культуры и науки.
Культура – система материальных и духовных ценностей, форм и результатов усвоения действительности, которая выражает современный способ функционирования общества, создается в ходе творческой социально - преобразующей деятельности людей.
Культура делится на духовную и материальную. Наука является и материальной и духовной одновременно. Наука как материальная культура – это научная деятельность в материальном производстве, совокупность материальных благ, полученных в ходе этой деятельности (опытно-конструкторские разработки). Наука как духовная культура - это одна из форм духовной культуры общества, созданные в процессе научной деятельности духовные ценности (поисковые и фундаментальные исследования).
Сциентизм (сайентизм) – это такой подход к науке, который подтверждает, что наука – кричащая ценность, всегда необходим научный подход для решения всех проблем в жизни людей, только дальнейшее развитие науки может спасти человечество.
Антисциентизм - такой подход к науке, который утверждает, что наука – антигуманна, необходимо ограничить ее развитие и воздействие на общество.
Эпос науки – комплекс норм и ценностей, которые воспроизводятся от поколения к поколению и обязательны для человека науки.
Нормы науки (сформулированы норвежским философом Скирбик):
1. ищи истину;
2. избегай бессмыслицу;
3. выражайся ясно;
4.старайся проверять свои гипотезы более основательно.
Ценностью в науке является истина.