Прежде чем рассматривать вопросы определения правового статуса и правовых гарантий реализации прав несовершеннолетних в сфере образования в РФ, следует остановиться собственно на определении понятия данной категории лиц, тем более что оно не относится к числу однозначных и неоспоримых.
В доктрине российского права несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией РФ и другими законами стран.
Отечественное законодательство, как и международные акты, широко использует термин «несовершеннолетний» (малолетний, ребенок, молодежь). Дополнительные сложности создает тот факт, что законодатель, как правило, не считает нужным сформулировать четкое определение этого понятия для каждой отрасли права, вероятно, относя его к очевидным. Такую ситуацию можно наблюдать на примере источников гражданского, административного, трудового и ряда других отраслей законодательства. В то же время в российском праве существуют отрасли законодательства, где дается трактовка указанного термина (например, в уголовном, семейном). Общим ориентиром для понимания несовершеннолетия в отечественном праве могли бы стать соответствующие положения Конституции, однако в главном законе страны они отсутствуют.
Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. 1 говорит о несовершеннолетнем как о человеческом существе до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее.
Анализируя основные отрасли отечественного права, мы приходим к выводу, что верхнюю возрастную границу несовершеннолетия следует установить на уровне 18 лет, поскольку, начиная именно с этого возраста, физическое лицо практически становится полноправным членом общества.
|
Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов.
Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др.
Исходя из выше сказанного, правовой статус несовершеннолетних в сфере образования можно определить как совокупность их прав, обязанностей и гарантий соблюдения этих прав и обязанностей.
В п. 1 ст. 43 признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах. В комментарии к Конституции РФ формулируется: «Право на образование - это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества». В п. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях или на предприятиях. В соответствии с п. 3 ст. 43 государство гарантирует бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования.
|
Наконец, статья содержит указание на государственную поддержку различных форм образования и самообразования. Таким образом, в Конституции РФ отражены и получают конституционные гарантии все уровни, виды и формы образования.
В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка, устанавливаются основные гарантии этих прав и законных интересов. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Условно совокупность прав ребенка, согласно данному закону, можно разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие права, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.; вторая группа - права на семейное благополучие; третья группа - права на свободное развитие личности ребенка; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
|
Ребёнок обладает многими правами, которые в той или иной степени связаны с образовательным процессом, а в данной главе более подробно мы рассмотрим пятую группу прав в вышеприведенной классификации, ориентированную на образование несовершеннолетних.
Согласно нормам ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания сводятся к следующему. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций. При этом, администрация образовательных учреждений может заключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.
Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.
Кроме того, если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.
Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.
В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
Дальнейшая конкретизация прав несовершеннолетних в сфере образования содержится в Законе Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. Под образованием здесь понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Закон содержит следующий перечень государственных гарантий прав граждан Российской Федерации в области образования. Во-первых, гражданам нашей страны гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
Важным является второй пункт ст. 5 Закона «Об образовании», в котором устанавливается, что государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Тем самым в данном пункте закреплены обязанности государства в области образования.
Третий пункт также посвящен государственным гарантиям. А именно: государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образовательных учреждений. Именно оно представляет тот главный инструмент, благодаря которому государство конкретно реализует законодательные нормы, относящиеся к сфере образования.
Следующие пункты статьи касаются материального и финансового обеспечения образовательного процесса. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности.
Государство создает и контролирует систему образования. Существуют различные формы получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, форма семейного образования, самообразование, экстернат. Право выбора конкретной формы получения образования остается за гражданином. Подавляющее большинство граждан России получают образование в образовательных учреждениях.
Применительно к несовершеннолетним основными образовательными учреждениями являются общеобразовательные - начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Именно в них обучается подавляющее большинство детей.
В действительности большинство образовательных учреждений в нашей стране являются муниципальными и государственными, по названию органов, которые их учредили. Именно учредители (муниципалитет, государство) устанавливают порядок приема граждан в образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Этот порядок должен обеспечить прием всех граждан, которые проживают на закрепленной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Закон предписывает правило, в соответствии с которым при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его законных представителей с уставом этого учреждения и другими документами, которыми регулируется образовательный процесс в данном учебном учреждении. Другими словами, если родители пришли с ребенком в школу, чтобы записать его, их знакомство со школой должно начинаться с прочтения Устава школы и других документов, а обязанность ознакомить с ними лежит на администрации школы. Те же действия администрация школы должна осуществлять и в случае, когда в школу для решения вопроса о получении образования приходит несовершеннолетний без родителей.
Ознакомление с уставом школы родителей и несовершеннолетних имеет большое значение еще и потому, что в соответствии с действующим законодательством об образовании такие вопросы, как возраст, с которого то или иное образовательное учреждение осуществляет прием граждан, продолжительность обучения несовершеннолетних на каждой ступени образования определяются именно уставом каждого образовательного учреждения.
В соответствии с действующим законодательством гражданам, поступающим в образовательные учреждения, предоставлена возможность обучения на родном языке. Язык, на котором ведется обучение в образовательном учреждении, указан в его уставе.
Основное общее образование и государственная аттестация (итоговая) являются обязательными для всех учащихся. Однако требование обязательности основного общего образования применительно к каждому конкретному обучающемуся (школьнику, гимназисту, лицеисту и т.п.) трансформируется таким образом, что сохраняет силу до достижения школьником, гимназистом, лицеистом и т.п. возраста 15 лет, если такое образование не было получено обучающимся ранее. Данное положение позволяет утверждать, что если учащийся достиг возраста 15 лет и изъявил желание покинуть образовательное учреждение (школу, лицей, гимназию и т.п.), у администрации образовательного учреждения нет права его задерживать. И наоборот, если несовершеннолетний не получил основного общего образования, и ему не исполнилось 15 лет, то, несмотря на его желание при отсутствии веских оснований, указанных в законе, администрация школы не вправе исключить его.
В то же время законом установлен предельный возраст (18 лет) обучающихся для получения основного общего образования во всех типах образовательных учреждений по очной форме обучения.
Закон Новосибирской области от 12 мая 2003 г. №113-ОЗ «О защите прав детей в Новосибирской области» в ст. 8 определяет, что в Новосибирской области обеспечиваются государственные гарантии прав детей на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством.
Согласно ст. 9 Закона несовершеннолетний, не получивший общего образования, имеет право оставить общеобразовательное учреждение. При этом комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения. В соответствии со ст. 11 Закона несовершеннолетний имеет право на получение информации об образовательных учреждениях и контролирующих органах. С этой целью в общеобразовательных учреждениях и иных учреждениях, осуществляющих образовательный и воспитательный процессы, в местах, доступных для детей, родителей (иных законных представителей несовершеннолетних), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка этих учреждений, а также наименование структурных подразделений органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением и обеспечением прав и охраняемых законом интересов детей, с указанием места их нахождения и контактного телефона.
Кроме того, учащиеся в рамках социальной поддержки обучающихся имеют право на компенсацию 50% оплаты проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на территории Новосибирской области с 1 сентября по 15 июня.
Порядок предоставления социальной поддержки обучающимся в виде 50% оплаты проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения устанавливается администрацией Новосибирской области.
Согласно ст. 15 ребенок имеет право на свободный выбор дополнительных образовательных услуг в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями. Предоставление дополнительного образования осуществляется в образовательных учреждениях регионального значения, в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования для детей. Дополнительное образование финансируется за счет средств соответствующих бюджетов, родительской платы, добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников, не запрещенных законодательством. Администрация области и органы местного самоуправления создают дополнительные условия для углубленного развития, организуют и проводят конкурсы, олимпиады, выставки, учреждают ежегодные премии, стипендии для детей, проявивших особые способности и таланты.
В целях реализации права на образование детей, нуждающихся в социальной поддержке, Законом Новосибирской области «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области» устанавливаются категории несовершеннолетних, которым оказывается социальная поддержка, основания ее предоставления.
Анализ уставов многих образовательных учреждений показывает, что в них чаще всего закреплены следующие права учащихся:
право на защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности;
право на объективную оценку в соответствии со знаниями, умениями и навыками;
право учащихся принимать участие в управлении учебным заведением через выборные органы (например, через участие в совете школы).
В школах, гимназиях, лицеях и других учебных заведениях могут создаваться на добровольной основе органы ученического самоуправления, различного рода ученические организации, которые допускаются к заседаниям органов управления образовательного учреждения при обсуждении вопросов, касающихся интересов учащихся. Наряду с предоставлением конкретных правомочий учащимся уставы образовательных учреждений содержат и перечень обязанностей, возлагаемых на несовершеннолетних. Так, учащиеся должны (обязаны) соблюдать правила для учащихся, которые должны быть разработаны в каждом образовательном учреждении и приняты его органом управления (например, Советом школы).
Учащиеся обязаны: подчиняться требованиям педагогов; заботиться о младших; соблюдать правила гигиены, иметь аккуратный вид, поддерживать чистоту в классах, в других помещениях; бережно относиться к имуществу образовательного учреждения.
Более того, практически все уставы содержат положения, в соответствии с которыми учащимся запрещается совершать определенные действия. Например, учащимся школ, гимназий, лицеев и запрещается: приносить, передавать или употреблять в школе спиртные напитки, токсические, наркотические вещества и оружие, табачные изделия; использовать любые средства, которые могут привести к взрывам и возгораниям; применять физическую силу для выяснения отношений; применять психическое насилие (например, в форме различного вида угроз); заниматься вымогательством, а также осуществлять любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих (толкать, бить кого-либо или бросать в кого-то предметы и т.п.).
Практически все образовательные учреждения содержат в своих уставах положения, запрещающие сквернословить в учебных учреждениях, а также пропускать обязательные занятия в учебном учреждении без уважительной причины.
За неисполнение без уважительных причин обязанностей, о которых сказано выше, а также за нарушение норм запретов к учащимся могут быть применены дисциплинарные меры воздействия, также указанные в уставах образовательных учреждений. Чаще всего в уставах к мерам дисциплинарного воздействия относят: объявление выговора; возложение обязанности возместить вред или принести публичное извинение; вызов родителей (законных представителей) на собеседование; исключение из образовательного учреждения (это самое строгое взыскание).
В соответствии с действующим законодательством исключить несовершеннолетнего из образовательного учреждения возможно за совершение противоправных действий и за грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения.
Говоря о правах несовершеннолетних в сфере образования, мы в основном анализировали их применительно к начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию. Вместе с тем законодательство предусматривает и дополнительное образование, включающее в себя дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги. Реализация этих программ и услуг осуществляется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности. Они могут быть реализованы как в общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях), так и в образовательных учреждениях дополнительного образования (музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах и дворцах детского творчества, на станциях юных техников, натуралистов и иных учреждениях). Кроме того, дополнительное образование можно получить и обучаясь посредством индивидуальной педагогической деятельности (например, занимаясь с репетитором).
Несовершеннолетние, обучающиеся в образовательных учреждениях, где введены дополнительные платные образовательные услуги, вправе сами или с согласия родителей (законных представителей) решать вопрос о необходимости получать или не получать предлагаемые образовательным учреждением дополнительные образовательные услуги. Другими словами, в данном случае речь идет о праве выбора, которое принадлежит учащимся. Причем платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательных услуг, финансируемых за счет средств бюджета. Отсюда следует, что администрация образовательного учреждения не может, не имеет права заставить ученика непосредственно (или через родителей, законных представителей) принимать дополнительные платные образовательные услуги вопреки их желанию и воле.
Закон предоставляет право получать дополнительное образование за плату. Для реализации такой возможности существует широкая сеть музыкальных и художественных школ, домов и дворцов творчества и т.п. При желании детей и родителей получать дополнительное образование индивидуально они могут сделать это, заключив соответствующее соглашение (договор) со специалистом.
Введение дополнительных образовательных услуг обязательно должно соответствовать общим требованиям к содержанию образования, которое должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
Подводя итоги, отметим, что в данном параграфе мы описали правовой статус несовершеннолетнего, который определяется его правами и обязанностями, гарантируемыми государством. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для его получения. Однако на сегодняшний день в законодательстве не достаточно четко сформулированы и закреплены права детей и их гарантии в сфере образования и носят достаточно абстрактный характер. При этом, главным объектом внимания со стороны субъектов образовательного законодательного и подзаконного нормотворчества, и в целом управления системой образования должны быть именно обучающиеся и их права. Без детей любое образовательное учреждение, во-первых, теряет смысл своего существования и, во-вторых, рассматривается как некое бесчеловечное образование, т.е. просто как абстрактная, «безликая» система.