Психолого-педагогические особенности изучения права в начальной школе (3-4 кл.)




 

С учетом целей образования, сформулированных в Законе Российской Федерации «Об образовании», понятие и цели правового образования в школе формулируются следующим образом. Под правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у детей: - уважения к праву; - собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества; - компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции. Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе: - способностей к мышлению и деятельности в различных жизненных ситуациях; - способностей к анализу социальных и правовых норм в конкретных условиях; - умений анализировать и применять накопленные знания в своём собственном опыте; - коммуникативных способностей, прежде всего устной речи; - систематических знаний в сфере права; - конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.

Таким образом, правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков применения права в социуме. Это предполагает создание особых учебных курсов, построенных в форме социальной практики, включающей в себя правовое знание. При этом общие образовательные цели, а именно развитие перечисленных выше способностей, знаний, умений и навыков, должны обеспечиваться на всех ступенях образования, соединяя общую логику возрастного развития, реальности социального функционирования, прежде всего в его правовом аспекте, и содержание правового образования. Предпочтительно использование различных «форматов» построения правового материала на каждой ступени общего образования.

Проанализировав образовательные программы основного начального образования, тематическое планирование учебной деятельности мы увидели, что право преподаётся в курсе «Окружающий мир». Авторами учебников в Образовательной системе «Школа 2100» являются Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан. Основы преподавания права закладываются в разделе «Человек и человечество» в части 2 «Права человека в обществе», на который отводится 1 час в неделю. Образовательной задачей данной ступени образования в сфере права является приобретение детьми:

основ конфликтной компетенции применительно к реальным детским конфликтам;

практического опыта действия в реальных жизненных ситуациях, регулируемых правилами и нормами, в том числе формирование способности к смене позиции наряду со способностью к удерживанию своей позиции;

представления о себе и другом как особых мирах;

представлений о праве как об особой форме регулирования отношений в человеческом обществе;

знаний конкретных правил и норм поведения.

Эта образовательная задача может быть решена за счет разделов интегрированного или небольшого модульного курса, в которых на материале реальных жизненных ситуаций противопоставляются и обнаруживаются позиции их участников, дети получают представление о праве как особой сфере жизни общества, осваивают конкретные правила и нормы поведения.

Изучение указанных курсов в начальной школе осуществляется на уроках в форме групповых занятий с использованием разнообразных форм и приемов активного обучения. Оно может быть организовано в рамках базового курса либо за счет школьного или ученического компонентов учебного плана. Желательно также использование различных видов внеурочной работы.

В пропедевтическом курсе начальной школы основное значение приобретают учебный, а также практический компоненты. Правовые аспекты уклада школы являются на этом этапе фоновым условием развития правосознания. В первые два года школы детям открываются смысл и значение правовых отношений в школе, они знакомятся с органами самоуправления школы, получают доступ к дополнительному образованию (кружки, факультативы, курсы по выбору). На этом этапе деятельность детей организуется преимущественно как классно-групповая, она планируется учителем, овладение навыками действия в правовой сфере происходит преимущественно на материале практических занятий.

Ведущей деятельностью обучающихся в начальной школе является учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано в виде игры: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности - сам человек. А. Эйнштейн: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать. Мне кажется, даже здоровое хищное животное потеряло бы жадность к еде, если бы удалось, с помощью бича заставить его непрерывно есть, даже когда оно не голодно, и особенно если принудительно предлагаемая еда им не выбрана».

Новообразованием младшего школьного возраста является личностная рефлексия. В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости - самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Большим авторитетом обладает мнение учителя на данном возрастном этапе детей, поэтому важно какими знаниями, душевными ценностями, морально-волевыми качествами, правосознанием обладает педагог.

Однако к 12 -13 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я. Младший школьный возраст - завершение развития самосознания.

В плане мышления появляется такое новообразование, как интеллектуальная рефлексия. Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени. В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают. В проведенных исследованиях по запоминанию списка предметов дошкольники не справились с заданием, а школьники вспомнили все предметы. Они целенаправленно повторяли, организовывали в памяти, совершенствовали информацию для того, чтобы лучше запомнить, и потом могли рассказать, к каким техникам они прибегали, чтобы помочь своей памяти.

- 11 лет - третий период умственного развития по Пиаже - период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения. На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события. У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление. Исходя из особенностей мышления младших школьников, в модульном курсе правового образования целесообразно использование таких форм работы, которые опираются на самостоятельную и совместную учебно-познавательную деятельность. Обратимость мышления позволяет воспроизводить правоведческий материал и анализировать небольшие фрагменты правовой литературы и нормативных актов.

Обращая внимание на то, что при организации урока по праву очень значим психологический настрой учеников на восприятие правового материала, важно учитывать стиль руководства учителя. На поведение и развитие детей, безусловно, влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет педагог, хотя степень их успешности будет зависеть от типа его отношения с воспитанниками. Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.

Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти, всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Стремление к общению детей на уроках успешнее реализуется в форме групповых занятий, с использованием разнообразных форм и приемов активного обучения. Несомненно, имеет преимущество овладение навыками действия в правовой сфере на материале практических занятий, с использованием конкретных жизненных ситуаций и использование различных видов внеурочной работы.

По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени.

Важным аспектом работы с играми является организация времени.

Со времен античности игре придавали важное значение, включая ее в культовые праздники. Во время игр свободные граждане не работали. Игры сопровождались процессиями, спортивными, музыкальными состязаниями, сценическими представлениями. Они вызывали интерес, а посредством и процесс познания окружающей действительности превращался в «некое удовольствие».

В правовом обучении используются различные игры, которые становятся элементом урока (речь идет об игровых ситуациях) либо его формой (урок-игра).

Новые знания и умения приобретаются в ходе игры непроизвольно. Игра связана с импровизацией. В игре школьники принимают самостоятельное решение, при этом развиваются их творческие способности.

Правовые учебные игры специалисты предлагают разделить на:

. Дидактические игры и игровые элементы.

. Имитационные игры.

. Сюжетно-ролевые игры.

. Деловые игры.

. Иллюстративные игры.

В основу классификации положено понимание того, на что направлена деятельность ребенка, что является предметом и движущей силой игры, насколько жестко определены ее правила и ожидаемый результат, наконец, какое количество времени будет затрачено на каждую игру.

Рассмотрим особенности некоторых игр, которые можно использовать в процессе обучения праву.

Дидактические игры

Дидактическая игра - это творческая деятельность детей, которая имеет педагогическую направленность и взаимосвязь с другими видами учебной работы школьников. Обучающее воздействие оказывает дидактический материал, игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе.

Дидактические игры в обучении праву представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный, познавательный характер. Правила такой игры подробно объясняются всем ученикам. Специалисты считают, что они похожи на соревнование. Обучаемый должен быстро дать верный ответ на предложенный вопрос, решить правовую задачу творческого характера с опорой на тот багаж знаний, которым он обладает. Методисты рекомендуют проводить такие игры в начале изучения новой темы или для закрепления ранее изученного правового материала. Для этого отводится немного времени. Учитель права должен организовать такую игру с учетом уровня подготовленности класса. В том случае, когда игры не проводились, следует объяснить ученикам правила поведения (соблюдение дисциплины, уважение других). В процессе игры нельзя менять правила. Учитель, разрабатывая игру при подготовке к уроку, должен учитывать возрастные особенности класса.

Сюжетно-ролевые игры

В основе сюжетно-ролевой игры может быть любая жизненная ситуация, которая носит правовой характер. Ее ведущим компонентом специалисты называют сюжет. Он может быть вымышленным или реальным. Участники игры распределяют между собой роли, «исполнение» которых предполагается в ее процессе. Не целесообразно превращать игру в спектакль, заставляя учеников лишь воспроизводить сценарий.

Учитель может быть организатором игры, имея право вносить исправления, пояснения в случае ошибок. Так закрепляется правильная модель поведения в процессе игры с помощью специальных приемов.

Ход игры продумывается заранее. Допускаются некоторые отклонения от тактики игры. Педагог может сам выполнять определенную роль.

Деловые игры

Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы обучить школьников умению применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем жизни, где взаимодействуют различные субъекты права. При помощи разработки нестандартных выходов из сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты. Здесь нет заранее прогнозируемого результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников. Деловые игры популярны в обучении управленцев, экономистов и юристов в системе профессионального образования. Они призваны моделировать важные процессы правовой жизни общества.

Иллюстративные игры

Иллюстративные игры применяются в обучении с целью детального разъяснения правовых явлений, понятий. Каждая такая игра создается для иллюстрации определенного конкретного юридического понятия, явления, мысли: поэтому она не может служить моделью, на ее основе не может быть сконструировано несколько идентичных игр с другими подробностями (как в ролевых).

Вот некоторые правила проведения уроков в форме игры по праву:

. Ученикам следует четко, доходчиво объяснить правила игры.

. Нельзя увлекаться формальной стороной игры, необходимо сосредоточиться на ее содержании.

. Игра должна быть четко продумана и организована (цель, задачи, методы, результат).

. Нельзя проводить из урока в урок по праву игры, не обобщая правового материала. Доминирование игр в области правового обучения так же вредно, как и их отсутствие.

. В игру следует вовлекать всех учеников.

. Каждая игра по завершении должна быть обсуждена, проанализирована.

. В процессе игры дети должны усвоить не только важный юридический материал, но и отработать необходимые умения применять теоретические правовые знания в конкретных ситуациях.

. Нецелесообразно проводить игры в форме суда по произведениям литературы, сказок и проч. Это может привести к неверным трактовкам деятельности героев и проч.

. Игра должна носить добровольный характер, творческий, и не превращаться в спектакль, где герои действуют по заранее подготовленному сценарию.

В процессе правового образования следует обратить внимание на то, что младшие школьники, стремясь научиться ориентироваться в многообразии жизненных явлений, с предельным доверием относятся к мнению учителя. Дети, как правило, не позволяют оспаривать требования учителя даже родителям. Однако для этого возраста характерен разрыв между словом и делом. При работе с младшими школьниками учителю можно рекомендовать проведение бесед. Для многих детей класс - это единственное место, где они могут спокойно поговорить о своей жизни. Возможность выговориться, и послушать других, целебна уже сама по себе. У многих первобытных народов есть обычай организовывать так называемые «круги бесед», то есть места, где каждый член племени может изложить свое отношение к любому событию или проблеме, в то время как остальные внимательно слушают и пытаются понять говорящего. Следуя древней традиции, приглашая детей сесть в круг для того, чтобы поговорить друг с другом и поделиться переживаниями, почувствовав общность многих проблем и своеобразие каждого человека.

В условиях классно-урочной системы и вне класса проводят беседы на нравственно-правовые темы, беседы-инструкции, способствующие формированию представлений учащихся о том, что можно делать и что запрещено, как действовать правильно. Беседы ситуации помогут раскрыть сюжеты и темы, возникающие из жизненных потребностей, как самих учеников, так и общества. Среди бесед данного типа можно выделить опережающие (профилактические) беседы, например перед посещением музея или театра, и последующие, как следствие нарушения школьниками определённых правил.

В данном параграфе мы проанализировали возрастные особенности младших школьников. Выявили формы преподавания права, согласно познавательным и возрастным потребностям детей. И пришли к выводу, что преподавание права в начальной школе закладывает основы правового сознания членов общества. У детей 7-11 лет формируются базовые понятия о правилах поведения людей в обществе, о правах и обязанностях детей и взрослых в Российской Федерации, посредством игры, нравственно-правовых бесед. При проведении уроков права, безусловно, должны учитываться вышеперечисленные особенности преподавания права в школе.

 

3.2 Методический вариант урока на тему «Право на образование в Российской Федерации» в начальной школе

 

В данном параграфе мы представляем методический вариант урока по праву на тему «Право на образование в Российской Федерации». Основы правоведческих знаний закладываются в начальной школе в курсе «Окружающий мир» в образовательной системе «Школа 2100». Авторы курса А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов упоминают о праве на образование в разделе «Человек и человечество», части 2 «Человек и общество». На рассмотрение темы «Право на образование в Российской Федерации» не выделяется самостоятельного часа, поэтому мы проводим урок за счет резервного времени, согласно тематического планирования. Уроки в классной комнате проходят в комфортных условиях, помогающих раскрыть детям свои способности, высказать свою точку зрения. Столы в классе расставлены в форме круга, поэтому нам кажется целесообразным провести урок в виде беседы, с использованием иллюстративного материала. На уроке дети ознакомятся с нормативными документами, такими как Конституция, Закон РФ «Об образовании», Устав школы, аттестат о среднем образовании, диплом о высшем образовании. Дети, под руководством учителя, попробуют воспроизвести и проанализировать прочитанное в тексте Конституции РФ.

Урок по гражданско-правовому курсу, 4-й класс (1-4)

Тема урока: Право на образование

Тип урока: освоение нового материала

Форма урока: беседа

Цель урока:

Дать понятие об образовательном праве, учебном процессе, участниках образования, документах регулирующих данные права

Задачи урока:

сформировать понятия о правах и обязанностях детей на образование;

развивать умения работы с правовыми источниками;

воспитывать уважительное отношение к Конституции РФ, как к основному документу в РФ, к Закону «Об образовании» и Уставу школы.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, Конституция РФ, Закон «Об образовании», аттестат, устав школы.

. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока учителем.

Учитель: Скажите, какой праздник отмечается 12 декабря?

Предполагаемые ответы учеников: День Конституции.

Учитель: А что такое конституция?

Предполагаемый ответ учеников: Закон, основной закон государства

Учитель: Да, это закон, по которому живет наше государство. Конституция была принята 12 декабря 1997 года. В нем записаны основные права и обязанности гражданина России.

Сегодня мы рассмотрим одно из прав - это право на образование, закреплённое в 43 статье Конституции Российской Федерации. Для того, чтобы подробнее узнать об этом мы с вами сейчас прочитаем статью Конституции.

У детей на рабочем столе находятся фрагменты Конституции РФ, а именно статья 43, для удобства чтения, согласно возрастным особенностям детей, увеличена. Дети читают самостоятельно, после чтения текст разбирается.

Учитель: Итак, давайте сделаем вывод. О чём вы узнали из пунктов статьи?

Предполагаемый ответ учеников: Каждый имеет право на образование, бесплатное образование, общее образование обязательно.

Учитель: И мы сегодня поговорим об этом праве, посмотрим, какое место занимает в жизни человека образование, для чего оно человеку.

. Актуализация знаний.

Учитель: Скажите, а когда начинается учебный год, как называется праздник?

Предполагаемый ответ учеников: 1 сентября, День Знаний

Учитель: А с какого возраста ребята идут в школу?

Предполагаемый ответ учеников: С 7 лет

. Изучение новой темы.

Учитель: А для чего дети идут в школу?

Предполагаемый ответ учеников: Для того чтобы получать знания.

Верно, поэтому 7-летние дети идут в школу в 1 класс, получать знания о научных открытиях, разных странах, жизни и достижениях людей.

Сначала, как и вы, ребята идут заниматься в начальную школу и учатся там с 1 по 4 класс, затем переходят в основную школу, в которой учатся с 5 по 9 класс, а дальше с 10 по 11. Видите, это ступеньки вашего роста. (Учитель обращает внимание детей на проектор)

После окончания начальной школы ученик получает только оценки в дневник, и с ними переходит в среднее (основное) звено.

А вот после окончания 11 класса, ребята сдают государственные экзамены и после получают первый в своей жизни документ об образовании - это аттестат. Посмотрите на следующий слайд. Такой аттестат есть и у меня и у ваших родителей (Учитель передаёт аттестат детям).

А куда могут пойти ребята после окончания школы?

Предполагаемый ответ учеников: Мы сможем пойти в институт, колледж, идти в армию или пойти работать.

Учитель: Право на образование имеют все дети, начальное и основное образование в нашей стране - бесплатное, об этом мы с вами уже узнали из Конституции РФ. Это очень не просто для нашей страны, как вы думаете почему?

Предполагаемый ответ учеников: Мы думаем, что надо построить новые школы, купить новую мебель, оборудование для кабинетов, а еще подготовить учителей по всем предметам.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, право на образование записано только в Конституции?

Предполагаемый ответ учеников: Наверное, нет, вы нам рассказывали, что мы имеем право учиться в теплом классе, кушать в столовой, а в Конституции об этом не написано.

Учитель: В нашей стране принят Закон «Об образовании». (Учитель показывает детям Закон «Об образовании») В нем записано все о школе, и о праве на образование. Что же означает право на образование для каждого ребенка? Давайте посмотрим на экран, здесь отражены ваши возможности и права.

Учитель: А как вы думаете, в нашей школе есть законы, которых должны придерживаться учителя и ученики?

Предполагаемый ответ детей: Да, есть. Нет.

Учитель: В каждой школе есть Устав - это свод правил, по которым живут ученики, учителя и все работники школы. Он является главным документом школы, заверенный печатями и подписями директора. Я для вас принесла устав нашей школы, в нём описаны ваши права, ваши обязанности, ответственность ваших родителей. Иногда между учениками в классе возникают споры, а из-за них обиды и огорчения. Было бы очень замечательно, если бы в каждом классе был свой Устав. Вот вам и домашнее задание: составьте, разработайте устав нашего класса.

Учитель: А что есть такого в каждой школе, чтобы училось ребятам легко и интересно?

Предполагаемый ответ учеников: Библиотеки, кружки.

Учитель: Во всех школах есть библиотеки. Можно брать книги, читать сколько хочешь, только не забывать возвращать эти книги вовремя и пользоваться ими аккуратно. А еще вы сказали, что работают и кружки. Так вы получаете новые знания, учитесь общаться друг с другом. Речь учителя сопровождается слайдами на проекторе, иллюстрирующие работу кружков им библиотеки.

. Физминутка.

Дети заранее подготовили частушки о школьной жизни. Все остальные дети получили задание.

Учитель: Ребята, отдохните немного, и постарайтесь услышать о каких правах и обязанностях говорится в частушках.

Предполагаемый ответ детей: Мы услышали в частушках о своих обязанностях и правах на получение образования, о праве на горячее питание.

. Закрепление знаний.

Учитель: Итак, ребята давайте подведём итоги. О каких правах мы с вами говорили?

Предполагаемый ответ детей: О праве на образование.

Учитель: В каких документах закреплены ваши права и обязанности?

Предполагаемый ответ детей: Конституция РФ, Закон «Об образовании», Устав школы, дневник.

Учитель: Зачем нужно человеку учиться?

Предполагаемый ответ детей: Устроиться в жизни на хорошую работу, общаться с другими людьми, жить интересно.

Закончить урок песней «Чему учат в школе»

Мы апробировали урок в 4 «А» классе МБОУ СОШ №26. Цели поставленные перед нами в начале урока реализовались. У учеников появилось понятие о правах и обязанностях в сфере образования, и в дальнейшем будет продолжать формироваться. В ходе урока мы попытались научить детей работать с правовыми источниками. Учитывая возрастные особенности, мы выделили из Конституции фрагмент, а именно статью 43. Данную статью можно было увидеть на проекторе, где для удобства восприятия ключевые слова были выделены цветным шрифтом. Так же у каждого ребёнка на столе лежал печатный вариант статьи. В силу возрастных особенностей и специфики Конституции Российской Федерации не все дети справились самостоятельно с данным видом работы. Используя приемы работы в коллективе, обсуждая и анализируя материал, мы добились успеха в работе с нормативно-правовой литературой. Дети ознакомились с Законом «Об образовании» менее детально, но заинтересовавшиеся ребята имели возможность полистать текст Закона. Самые любознательные нашли статьи в Законе «Об образовании» о правах, обязанностях, гарантиях реализации прав на образование. Исходя из вышеизложенных пожеланий, мы рекомендуем ввести отдельный час в неделю, на рассмотрение темы «Право на образование в Российской Федерации» в тематическое планирование.

 


Заключение

 

Актуальность темы исследования и ее теоретическая разработанность позволили определить объект, предмет, цель и задачи исследования. Решение поставленных задач с использованием общенаучных методов (анализа, синтеза) и специальных методов исследования (сравнительно-правового, правового, исторического, наблюдения) определило результаты исследования:

область образования признается приоритетной в рамках государственной политики РФ. Политика государства в данной сфере имеет обширную нормативно-правовую базу, представленную Конституцией РФ, международными, федеральными, региональными, местными и локальными актами. В данных актах закреплены нормы и институты, регулирующие вопросы организации, развития и контроля в сфере образования в РФ. Отдельное внимание, при этом уделяется вопросам организации системы образования в РФ и закреплению правовых гарантий реализации прав граждан в сфере образования.

. анализ законодательства позволил определить правовой статус несовершеннолетних в сфере образования как совокупность их прав, обязанностей и гарантий соблюдения этих прав и обязанностей и рассмотреть конкретные права, обязанности несовершеннолетних и их гарантии в образовательных правоотношениях. При этом были выявлены проблемы в области обеспечения и защиты прав несовершеннолетних на образование.

. рассмотрение специфических особенностей развития детей возрастного периода с 7 до 11 лет, с учетом данных исследований ведущих ученых психологов и педагогов, позволило определить, что именно в этом возрасте закладываются основы правового сознания членов общества, формируется уважение к основным Законам Российской Федерации.

Изложенные результаты исследования позволили нам сформулировать следующие выводы.

В области теории сегодня практически отсутствуют специальные научные работы по вопросам правового обеспечения прав несовершеннолетних в сфере образования в РФ. Они рассматриваются учеными-правоведами частично в контексте правового регулирования образовательных отношений в целом. Это обуславливает необходимость проведения исследований в области определения правового статуса несовершеннолетнего в сфере образования, с целью совершенствования существующих и формирования новых правовых институтов гарантирующих реализацию прав детей в сфере обучения и воспитания.

Практическое изучение темы «Право на образование в РФ» в программах образовательных учреждений показало, что на данную тему не отводится учебных часов, а лишь упоминается в разделе «Права человека в обществе».

В сфере правового регулирования существуют проблемы в области нормативного закрепления и конкретизации такого важнейшего элемента системы образования как обучающиеся и их права. Статус несовершеннолетних в области образования четко не обозначен и не описан, права, обязанности и их гарантии прописаны в нормативных актах в общих чертах, что порождает множество проблем на практике.

В сфере практики выявлен ряд существенных нарушений законодательства в области обеспечения и защиты прав несовершеннолетних на образование со стороны образовательных учреждений, их представителей и органов местного самоуправления. Такого рода нарушения чаще всего касаются права на получение общедоступного и бесплатного образования, охрану и укрепление здоровья в процессе обучения, запрета на привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без их согласия к труду, не предусмотренному образовательной программой. Среди прочих нарушений прав детей со стороны представителей образовательных учреждений наиболее частыми являются повышение голоса, оскорблений учителем ученика, необоснованные угрозы об исключении из образовательного учреждения и т.п. Отдельного внимания заслуживает проблема ущемления прав в сфере образования детей с ограниченными возможностями.

На основании полученных результатов исследования и сформулированных выводов мы выносим на защиту следующие предложения:

1. Исходя из вышесказанного, предлагаем разработать и принять единый законодательный акт, регулирующий большинство отношений, возникающих между элементами системы образования на всех её уровнях. Идеальным вариантом нормативно-правового регулирования образовательных отношений, по нашему мнению, явилось бы создание Кодекса. Однако создание кодифицированного Закона длительный процесс, поэтому на данном этапе считаем возможным внесение поправок, в действующие нормативные акты в сфере образования и в локальные акты образовательных учреждений (уставы) для урегулирования проблем в образовательном процессе.

В целях обеспечения прав несовершеннолетних в сфере образования предлагается предусматривать в обязательном порядке в уставах образовательных учреждений нормы об ответственности учреждения и его представителей за нарушение и ущемление прав детей. В этой связи следует внести изменения в ч. 1 ст. 13 закона РФ «Об образовании», дополнив ее п. 10 следующего содержания: «10) перечень оснований привлечения образовательного учреждения и его представителей к ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке за нарушение прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательного учреждения;». Соответственно ч. 1 ст. 13 закона РФ «Об образовании» изложить в следующей редакции:

«Статья 13. Устав образовательного учреждения

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

) учредитель;

) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) правила приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

в) Утратил силу с 1 января 2005 г.;

г) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;

е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

ж) открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);

) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

) права и обязанности участников образовательного процесса;

) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

) перечень оснований привлечения образовательного учре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: