Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность, предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий. Учебная деятельность, по определению Д. Б. Эльконина, «трижды» общественна: по содержанию (усвоение социокультурного опыта); по смыслу (является социально значимой и социально оцениваемой); по форме (регулируется социальными нормами и правилами).
Результат учебной деятельности — изменения самого субъекта — это есть деятельность по самоизменению. Развитие учебной деятельности в этом значении является предпосылкой к переходу к саморазвитию и самовоспитанию, которые будут реализованы личностью на последующих возрастных стадиях. Внешний результат учебной деятельности (правильно решенная задача) расценивается именно как показатель происходящих в ученике изменений, усвоения знаний и умений, развития познавательных способностей и преобразований личности.
Учебная деятельность систематически «поворачивает» учащегося на себя самого, на оценку своих способностей в соответствии с социальными нормами и эталонами. Такая ориентация выступает предпосылкой формирования в подростковом возрасте первой формы самосознания подростка — чувства взрослости как социального самосознания, перенесенного внутрь.
Принципиальная особенность учебной деятельности как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в отличие от простого познания мира как научения в более ранних возрастах, состоит в том, что она направлена на усвоение системы научных понятий, коренным образом трансформирующих сознание ребенка и все его психические функции.
Этапы становления:
|
■ отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения);
■ выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, ученик может выполнять действия попостоянному, уже усвоенному алгоритму);
■ неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);
■ адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачи имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);
■ самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого,тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия);
■ обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.
Структура учебной деятельности включает:
1.Мотивы. Мотивация учебной деятельности включает учебные, познавательные, социальные, (реализуют потребность стать участником общественно значимой и общественно полезной деятельности, занять позицию школьника), соревновательные (статусные), внешние по отношению к содержанию учебной деятельности мотивы (стремление к поощрению, страх наказания за неуспехи). Центральную роль играют учебно-познавательные мотивы как мотивы усвоения обобщенных способов действий в конкретно-предметной области (смысловые, мотивы-побудители). Учебно-познавательные и социальные мотивы определяют успешность обучения. В подростковом возрасте учебно-познавательные мотивы могут быть преобразованы в мотивы саморазвития и самовоспитания, что придаст новый импульс и новое качество развитию учебной деятельности.
|
2.Учебная задача — усвоение общего способа действий применительно к определенной предметной области научных понятий. Учебная задача воплощается в системе заданий, предлагаемых учителем.
В процессе усвоения учебной деятельности формируется целеполагание — как самостоятельная постановка, выделение, определение и осознание младшим школьником учебных целей (задач). Можно говорить о двух типах целеполагания. Первый тип — постановка частных задач на усвоение «готовых знаний» и действий. В этом случае главные задачи — понять, запомнить, воспроизвести. Второй тип — принятие и затем самостоятельная постановка новых учебных задач (определение учебной цели, анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения).
3. Учебные действия и операции — конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Виды действий:
■ преобразование ситуации или изменение объектов для обнаружения всеобщего генетического фундаментального исходного отношения между объектами;
|
■ моделирование всеобщего отношения в пространственно-графической или знаково-символической форме (создание моделей);
■ преобразование модели отношения для выделения отношений «в чистом виде»;
■ выведение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых общим способом.
Оцениваются такие характеристики учебных действий, как степень самостоятельности ученика в их применении, мера усвоения (степень развернутости, уровень выполнения), обобщенность, разумность, осознанность, критичность, временные показатели выполнения.
4.Функция контроля в учебной деятельности — обеспечение эффективности учебных действий путем обнаружения отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив. Различают контроль по результату и по способу действия (контроль над каждой операцией, влияет на эффективность деятельности). Логика развития контроля учебной деятельности состоит в переходе от внешнего контроля к самоконтролю путем постепенной передачи функций контроля от учителя к учащемуся. В ходе развития учебной деятельности ученик переходит от констатирующего к прогнозирующему, забегающему контролю и опережающей коррекции действия.
5.Действие оценки направлено на определение правильности способа действия и соответствующей системы учебных действий. Основная функция оценки — заключение об усвоении обобщенного способа действия (реализации учебной задачи) и санкционирование перехода к выполнению новой учебной задачи. Оценка, в отличие от отметки, предполагает развернутое описание того, что усвоено и с какими показателями, что не усвоено и какие шаги следует предпринять далее (вернуться к учебной задаче, внеся соответствующие коррективы в ее решение или переходить к следующей задаче).
Необходимо помнить и о том, что существуют конкурентные отношения между учебной деятельностью и другими сферами жизни ребенка (увлечения, игры, компьютер). Учебная деятельность не становится ведущей автоматически. Интерес к учебе может быть потерян по ряду причин:
• позиция школьника не находится в определенных отношениях с содержанием процесса обучения, в результате чего для многих ребят важным является не то, чем занимаются, а то, что происходит в школе;
• снижение мотивации к учению.