Травма рождения, мать определяет либо позицию доверия, либо недоверия. Модус: получать – давать, взять – держать. Обожествляющая ритуализация. Узнавание - ранняя форма идентичности. Значимые отношения - мать.
II. Ранний возраст, мышечно – анальная стадия (1 - 3 г.)
Психосоц. кризис: Самостоятельность/автономия( уверенность в себе, ребёнок смотрит на себя, как на самостоятельного человека, но ещё зависимого от родителей) - Сомнения в себе,стыд (гипертрофированное чувство стыда, сомнения в своих способностях, не признанность, недостаточное развитие элементарных навыков, желание скрыть ущербность от людей).
Позитив. новообр - воля (самоконтроль+самоуважение), деструкт. новообр - навязчивость.
Модус: сдерживающе-отторгающий (удерживание, задержка, отпускание). Ритуализация рассудительная (закон и порядок). Идентичность - я есть то, чего могу свободно желать. Значимые отношения - родители.
III. Дошкольный возраст, локомоторно – генитальная стадия (3 - 5 л.)
Психосоц. кризис: Активность (инициатива) ( активное изучение внешнего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое общение) - Пассивность (вина) (вялость, отсутствие инициативы, зависимость от других людей, подавленность, отсутствие признаков поло-ролевого общения).
Позитив. новообр - целеустремленность (рождается мораль из-за страха кастрации или чувства вины), деструкт. новообр - заторможенность (пример - выуч. беспом).
Модус: вторжения и проникновения. Драматическая ритуализация – проигрывание взросл. жизни.
Рассматривается в связи с Эдиповым комплексом. У мальчиков страх из-за комплекса кастрации, у девочек чувство вины. Рождаются моральные чувства. Знач. отношения - семья.
|
IV. Школьный возраст, латентная стадия (5 - 11 л.)
Психосоц. кризис: Трудолюбие, прилежание (выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков, постановка и решение реальных задач, ориентация на будущее. Новообр – компетентность) - Чувство собственной неполноценности (слаборазвитые навыки, избежание сложных задач и ситуаций соревнования, ощущение обречённости на посредственное существование, ощущение затишья перед бурей, робкое поведение, комфортность)
Позитив. новообр - компетентность, деструкт. новообр - инертность: сверхконкуренция или уход от решения задач в фантазии.
Технологическая ритуализация. Значимые отношения - соседи, школа.
Процесс сублимации – переключение энергии на социально желаемые стадии. Возраст психосоциального моратория, ограничений на сексуальную жизнь.
V. Подростковый возраст, пубертат (11 - 19 л.)
Психосоц. кризис: Эго-идентичность (развитие временной перспективы, самоопределение “ каким быть”, экспериментирование себя в разных ролях учения, чёткая половая поляризация, формирование личности и мировоззрения, способность быть лидером и подчинённым) - Путаница ролей (смешение и смещение временных перспектив (мысли не только о будущем, но и о прошлом), стремление разобраться в себе, отношениях с миром, поло-ролевая фиксация (смешение форм поло-ролевого общения), путаница в мировоззрении, неумение сочетать лидерство и подчинение).
Позитив. новообр - верность, деструкт. новообр - отказ от роли, отрицание.
Критическая стадия для формирования идентичности. Выбор между эгоидент и смешением идент. Радиус значимых отношений сверстники. Ритуализация – идеологическая (система ценностей).
|
Это все в условиях психосоциального моратория. Специфические особенности подр возраста: размытое чувство времени (ночь как одна минута), частичная утрата продуктивности, уход от близких отношений, стремление к одиночеству, примерка негативной идентичности.
4 статуса идентичности по Д. Марсиа:
1. предрешение – кризиса не было, выбор сделан
2. мораторий – кризис актуален, выбор не сделан
3. достигнутая идентичность – кризис пройден,выбор сделан
4. диффузная идентичность – кризис не состоялся или не было, и выбор не сделан. Есть предкритическая и посткритическая или пофигизм.
VI. Юность, молодость (20 - 25 л.)
Психосоц. кризис: Близость к людям: стремление к контакту с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей, любовь и работа, удовлетворённость личной жизнью) - Изоляция от людей (избегание людей, особенно близких интимных отношений, трудность характера, неразборчивость в отношениях, непредсказуемость общения, первые симптомы психических расстройств).
Позитив. новообр - любовь как способ вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, деструкт. новообр - исключительность, враждебность ко всему, что не мое.
Выбор между интимностью и изоляцией. Осознание неповторимость Я, тревога, связанная с вопросами примут ли меня,потребность в стабильных секс отношениях. Значимые отношения - друзья, партнеры.
Ритуализация группирования. Ритуализм – касты, группировки.
VII. Средняя зрелость (26 - 64 года.)
Психосоц. кризис: Творчество (генеративность) ( позитивная творческая работа над собой и другими людьми, зрелая, полноценная разнообразная жизнь, удовлетворённость семейными отношениями, обучение и воспитание нового поколения). - Застой (стагнация) (эгоизм, непродуктивность в работе, часто ранняя инвалидность, забота лишь о себе, всепрощение себя).