В раннем возрасте происходит формирование устойчивого типа привязанности к близкому взрослому. Дж. Боулби рассматривал привязанность как модель поведения, обеспечивающую достижение и сохранение контактов с близким взрослым, удовлетворяющим потребность ребенка в безопасности. Боулби считал, что тип привязанности влияет на познавательное развитие ребенка. Потому что, между удовлетворением потребности ребенка в безопасности и готовности к познанию мира существует прямая зависимость. Если мир представляется доброжелательным и безопасным, то бояться нечего и можно смело исследовать мир.
Можно выделить следующие этапы формирования привязанности:
■ 0-6 месяцев — формирование потребности в контакте и близости со взрослым, необходимых для выживания ребенка;
■ 6-12 месяцев — Происходит интернализация образа матери. Начало разделения на «своих» и «чужих». На чужих взрослых у ребенка 6-7 месяцев впервые возникает реакция страха, то есть происходит четкое выделение фигур привязанности;
■ до 2-3 лет —исходные паттерны привязанности в раннем возрасте преобразуются в устойчивые модели поведения, определяющие взаимодействие с близким взрослым и отношение ребенка к миру в терминах базового доверия/недоверия.
Формирование определенного типа привязанности определяется особенностями материнского поведения и историей развития ребенка. Случаи сепарации (госпитализация, разлука с близким взрослым) в раннем возрасте являются фактором риска в возникновении нарушений психического развития.
Для диагностики типа привязанности М. Эйнсворт была разработана специальная процедура — «Тест незнакомой ситуации». Тест включает в себя три основные фазы:
|
1. Ребенок в незнакомой ситуации в присутствии близкого взрослого. Ребенок и мать заходят в комнату с незнакомым взрослым, где много игрушек. Контролируется характер взаимодействия матери и ребенка, отношение к игрушкам и незнакомому взрослому.
2. Фаза сепарации. Близкий взрослый уходит. Реакция на сепарацию. Отношение к попыткам незнакомого взрослого вступить в контакт с ребенком.
3. Воссоединение. Возвращение близкого взрослого. Реакция ребенка на возвращение.
Были выделены 4 вида привязанности:
1. Безопасная надежная привязанность
Ребенок охотно общается с матерью; свободно исследует ситуацию; демонстрирует осторожное, но открытое отношение к незнакомому взрослому и готовность к взаимодействию с ним, активно исследует предметы и игрушки. Выражает недовольство уходом матери, огорчается, но быстро успокаивается, проявляет интерес и приветствует попытки незнакомого взрослого вступить в контакт. Радуется возвращению матери.
2. Тревожно-избегающий тип привязанности:
Ребенок внешне демонстрирует полную отстраненность от матери, не пытается вовлечь ее в какие-то формы активности. Сдержан и пассивен в новой ситуации. Мать уходит — не обращает внимания, нет ярко выраженной эмоциональной реакции, хотя и отмечается падение активности. Попытки незнакомого взрослого вступить в контакт не отвергаются, но ребенок остается пассивным. После возвращения матери нет попыток вступить в контакт — отворачивается от матери, если она пытается взять его на руки.
3. Тревожно-протестующий амбивалентный тип привязанности:
|
В незнакомой ситуации ребенок пытается полностью завладеть вниманием матери, не давая ей возможности общаться с незнакомым взрослым. Залезает на руки, тащит матери игрушки с целью привлечь ее внимание к себе, отворачивается от чужого взрослого, отказывается от общения с ним. Ни за что и ни на минуту не хочет расставаться с матерью. Фаза сепарации являет собой душераздирающее зрелище: крики, истерики, моторная буря, иногда — «мнимая смерть». В отсутствие матери отвергает общение и помощь незнакомого взрослого. При воссоединении выражает одновременно и радость, и агрессию в адрес матери. Возвращение матери сначала бурно приветствует, а затем ребенок пытается наказать мать, отворачивается, бьет ее, толкает, плачет и кричит даже громче, чем при сепарации. Среди основных причин формирования амбивалентного типа привязанности — непоследовательность поведения матери и ее импульсивность, эмоциональная неустойчивость.
4. Дезорганизованный тип
Характерна для матерей, которые страдали депрессией, подвергались насилию со стороны мужей. Шизоидные семьи, аутичные дети. Непредсказуемое поведение ребенка.
Расстройства привязанностей:
1. реактивная привязанность
Детям сложно выделить объект привязанности (детск дома, семьи алкоголиков). вялость, отказ от общения, самоизоляция. Маленький ребенок равнодушен к игрушкам и играм, не просится на руки, не ищет утешения при физической боли. Он редко улыбается, избегает глазного контакта, выглядит грустным и апатичным.
2. размытая привязанность
присутствует у ласковых, эмоциональных детей. Они готовы обнимать и целовать каждого взрослого – лишь бы им досталось немного внимания.
|
3. неуверенная привязанность
Отсутствие чувства застенчивости
4. Агрессивная привязанность
Я плохой – ты плохой. Защитная агрессия, дети легко переносят боль, их не страшат наказания.
16. Проблема развития личности в онтогенезе в концепции Э. Эриксона.
Выросла из психоанализа, но различия:
1. в центре внимания – структура Эго и ее развитие, а не Ид, Эго и Супер-Эго (Фрейд)
2. Фрейд: отнош. ребенок – общество = антагонизм (борьба). Эриксон - сотрудничество.
3. Эриксон отрицает роль сексуальности как единственного источника развития
4. у Фрейда двухфакторная теория, у Эриксона «многофакторная», решающая роль еще и в активности личности и общении.
Эриксон рассматривает развитие человека на протяжении всей жизни.
Развитие личности определяется взаимодействием трех линий:
1. соматическое развитие личности(законы созревания)
2. психосоциальное(начало выполнения соцролей)
3. психосексуальное(центральное содержание-развитие эго-идентичности)
Главным содержанием процесса развития личности становится процесс становления эго-идентичности. Идентичность – самотождественность, параметры идентичности:
* самотождественность-внут.тождественность самому себе во времени
* признание самотождественности окружением
* уверенность в том, что внутр и внешн идентичность сохраняются (верность самому себе)
Групповая идентичность - формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на социум, в котором он живёт (культурная среда).
Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности. Эпигенез – наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития (органов, лич.структуры). Постулируется наличие критических периодов для возникновения и развития личностных структур. Каждая стадия основана на предыдущей, сущ сеситивные периоды к равитию какого- то определенного свойства личности.
Развитие – процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития – формирование позитивного новообразования либо деструктивного, мешающего становлению эго-идентичности.
Кризис осуществляется в радиусе значимых соц отношений. Общество предлагает ритуализации (они имеют общедоступное значение – выпускной вечер - начало взрослости; сочетают устойчивость и повторяемость с определенной новизной – укладывание спать ребенка, но каждый раз что-то новое; рит действия сохр на протяжении всей жизни человека, приобретают новые формы). противоположность при негативном сценарии личности – ритуализмы (тоталитаризм например).
Каждая стадия характеризуется модусом – способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру.
Механизмы формирования идентичности: 1. Интроекция (Фрейд) - вложение извне вовнутрь без обработки, переваривания. 2. Идентификация - подражание авторитету. 3. Ролевое экспериментирование (в условиях моратория на принятие роли).
Симптомы становления эго-идентичности: размывание чувства времени, забывание событий (подростковая амнезия), частичная утрата продуктивности, уход от близких отношений, возможность саморефлексии наедине с собой.
17. Периодизация развития личности в концепции Э. Эриксона.
Начало см. пред вопрос.
Эриксон выделяет восемь возрастов, охватывающих весь жизненный цикл от рождения до смерти. Центральная линия развития – формирование эго-идентичности. Для каждой стадии характерны задачи, которые выдвигаются обществом, которые определяют этапы развития, зависящие от достигнутого уровня психологического развития и от общества, в котором живёт индивид.
Стадии:
I. Младенчество, орально – сенсорная стадия. (0 - 1 г.)
Психосоц. кризис: Базальное доверие (взаимная любовь, привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других потребностей) - Базальное недоверие (плохое обращение матери с ребёнком, пренебрежение, лишение любви, резкое отлучение от груди, эмоциональная изоляция).