Экологический подход в исследовании психического развития ребенка (У. Бронфенбреннер).





Словосочетание «теория экологических систем» является обобщающим термином, охватывающим несколько разнообразных подходов к изучению развития (Lewis, 2000). Последователи данного направления утверждают, что развитие человека невозможно понять простым «механистическим» путем или посредством раскрытия системы причинно-следственных связей, что являлось традиционной нормой для всех исследований

Биоэкологическая модель. Возможно, самой влиятельной на сегодняшний день моделью человеческого развития стала модель, берущая свои истоки в концепции Ури Бронфенбреннера и до сих пор уточняющаяся и разрабатывающаяся

В данный момент в пятой формулировке биоэкологической модели подчеркивается, что развитие человека — это динамичный, идущий в двух направлениях реципрокный процесс, начало которого обусловлено генетическим фундаментом и который разворачивается в результате взаимодействия с непосредственным окружением. В первую очередь, непосредственное окружение -это члены семьи. Растущий индивидуум активно реструктурирует свою сложную жизненную среду и в то же время сам испытывает воздействие со стороны ее элементов, взаимосвязей между ними, влияние более широкого окружения. По мнению Бронфенбреннера и его коллег, социокультурная среда развития ребенка состоит из четырех вложенных одна в другую систем, которые обычно обозначают в виде концентрических колец Характерной особенностью этой модели являются гибкие прямые и обратные связи между этими четырьмя системами во времени, составляющие пятую систему, называемую хроносистемой

Микросистема, или первый уровень модели, имеет отношение к занятиям, ролям и взаимодействиям индивидуума и его ближайшего окружения, такого как семья, детский сад или школа. Эти взаимодействия называются проксимальными (максимально приближенными) процессами. Например, развитие ребенка в семье может поддерживаться чуткостью матери по отношению к его первым шагам на пути к независимости. В свою очередь, проявление ребенком независимости может побудить мать к поиску новых способов поддержки такого поведения. В силу своей непосредственности микросистема является уровнем среды, наиболее часто исследуемым психологами и другими специалистами в области развития.

Мезосистема, или второй уровень, образуется взаимосвязями двух или более микросистем. Так, существенное влияние на развитие оказывают формальные и неформальные связи между семьей и школой или семьей, школой и группой сверстников. Например, постоянное общение родителей с учителями может позитивно сказаться на успехах ребенка в школе. Аналогичным образом, внимательное отношение учителей к ребенку, скорее всего, благотворно скажется на взаимодействиях с членами его семьи.

Экзосистема, или третий уровень, имеет отношение к тем аспектам социальной среды или общественным структурам, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта индивидуума, тем не менее влияют на него. Можно привести целый ряд примеров, начиная с формальных показателей, например места работы родителей или влияния местных органов здравоохранения и социальной взаимопомощи, и кончая неформальным окружением, таким как широкий круг родственников семьи ребенка, друзья его родителей. Например, компания, в которой работает мать, может разрешать ей несколько дней в неделю работать дома. Это позволит матери проводить больше времени с ребенком, что косвенным образом может способствовать его развитию. В то же время возможность уделить ребенку больше внимания снимет с матери напряжение и тем самым повысит производительность ее труда.

В отличие от других уровней макросистема, или внешний уровень, не имеет отношения к определенному окружению. Она включает в себя жизненные ценности, законы и традиции той культуры, в которой живет индивидуум. Например, правила, согласно которым дети с задержками развития могут учиться в классах общего потока обычной школы, вероятно, оказывают существенное влияние на уровень образования и социальное развитие как детей с нарушениями развития, так и здоровых детей. В свою очередь, успех или провал этого педагогического эксперимента может содействовать или, наоборот, помешать дальнейшим попыткам администрации объединить эти две группы детей.

Хотя вмешательства, поддерживающие и стимулирующие ход развития, могут осуществляться на всех уровнях модели, Бронфенбреннер полагает, что наиболее значимую роль они играют на уровне макросистемы. Это происходит потому, что макросистема обладает способностью воздействовать на все другие уровни. Например, правительственные программы, такие как Head Start1, оказали огромное влияние на рост уровня образования и социальное развитие многих поколений американских детей.

 

12.Проблема движущих сил психического развития ребенка в классическом психоанализе (З.Фрейд).

Фрейд никогда не занимался конкретно возрастной психологией. У него двухфакторная теория.

Человек страдает не от актуального, а от переживаний детства. Сексуальное влечение характеризуется объектом и секс. целями. Секс цели- области тела, связ с удовольствием- эрогенные зоны.

Основные положения:

● Психологическое развитие понимается, как мотивационно - личностное.

● Развитие - это адаптация к среде, при этом среда всегда противостоит конкретному индивиду.

● Движущие силы развития всегда врождённые и бессознательные.

● Механизмы развития врождённые и основы личности закладываются в детстве, в дальнейшем структура личности изменяется.

● Фрейд показал, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.

Развитие личности состоит в становлении ее структуры:

ИД – Оно – природное начало, телесные влечения (сексуальность по Фрейду- любая телесная потребность) Главная функция - побуждения.Два влечения: эрос (к жизни, наделено энергией либидо) и танатос (к смерти, проявл в агрессии и аутоагрессии)

ЭГО – Я - прижизненное образование. Основная функция - помирить ид и суперэго. Эго - подчиняется принципу реальности. Слуга трёх господ - суперэго, ид и реальность.

СУПЕРЭГО - Сверх я - формируется при жизни под влиянием общества. Социальная подструктура - совесть, ценности, мораль, идеалы. Первые образцы - родители. Основные функции - контроль, наказание. Напралено против телесных потребностей.

Согласно Фрейду: Источник психического развития - влечения и инстинкты. Ребёнок рождается с определённым запасом энергии либидо. Ребёнок удовлетворяет либидо - прикосновениями. Детская инфантильная сексуальность лежит в основе взрослой, но не предопределяет её.

Развитие - есть преобразование и перемещение сексуальной энергии по разным эрогенным зонам.

Эрогенные зоны - области тела чувствительные к стимулу.

Психосексуальное развитие - биологически детерминированная последовательность, развёртывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от культурного уровня.

Развитие биологически предопределено. Фрейд считал, что влияние социума проявляется в долговременном вкладе - приобретённые установки, черты, ценности. Термин “ психосексуальное” подчёркивает, что главный фактор развития - сексуальные инстинкты.

Два фактора, влияющие на развитие: фрустрация; сверхзаботливость.

Фрустрация - сексуальные потребности ребёнка пресекаются родителями или воспитателями возникает не получение удовлетворения, на последующих стадиях может развиться депрессия, могут развиться черты характера, привычки.

Сверхзаботливость - ребёнку не предоставляется возможность самому управлять своими действиями, впоследствии может развиться зависимость и некомпетентность.

Остаточное поведение - при фрустрации и сверхзаботливости накапливается либидозная энергия, которая может позже проявиться в остаточных явлениях, чертах характерных для той стадии, на которой они появились.

Регрессия - возврат на более раннюю стадию психосексуального развития. Например, взрослый реагирует на стресс слезами; сосёт палец; прибегает к алкоголю.

Фиксация - задержка или остановка на определённой психосексуальной стадии.

Классификация периодов постороена по принципу ведущей эрогенной зоны в каждом конкретном возрасте:

1. Оральная стадия (0 - 1,5 г.). От рождения - до прекращения кормления грудью.

Основной источник удовольствия - кормление. Губы, рот - главное сосредоточение активности младенца (эрогенные зоны). Глубокое нарциссическое поведение. Формир эго.

Остаточное поведение - жевательная резинка, курение, переедание, поцелуи, грызение ногтей. Главная задача - формирование зависимости и независимости от других людей.

Оральная стадия состоит из двух фаз:

● ранняя (0 - 0,5 г.) - основное либидозное действие - сосание;

Сначала ребенок аутоэротичен (т.к. не отделяет собственные ощущения и объект, который эти ощущения вызывает), затем находит удовлетворение от другого чел-ка: мать. Появляется любовь к ней, тк она удовл его секс. потребности.

● Поздняя- основное действие –укус, агрессивный характер.

Это орально- садистическая фаза, тк запрещают кусать грудь, возникает конфликт. У новорождённого Ид - единственная существующая субстанция. На второй стадии (поздней) от Ид начинает отделяться Эго. Первое познание мира происходит через мать, разделение объекта и ощущения начинается с наказания. Эго и Ид в постоянном конфликте.

На оральной стадии ребёнок живёт в состоянии невинного нарциссизма. Сон - глобальное нарциссалическое состояние.

Биологическая связь с матерью создаёт потребность быть любимым, это на всю жизнь. Если ребёнок не получает удовлетворение потребностей этого периода - может возникнуть задержка или остановка, он будет возвращаться к этой стадии уже во взрослости.

В первой половине младенчества (на ранней оральной стадии) недостаток удовлетворения либидо может привести к возникновению орально - пассивного типа личности. Весёлый, оптимистичный человек, ожидающий материнского отношения от других, одобрения любой ценой. Доверчивость, пассивность, незрелость.

На поздней стадии (орально - садистической) - любовь к спорам, пессимизм, цинизм, сарказм, стремление доминировать над людьми, склонность к эксплуатации.

2. Анальная стадия (1,5 - 3 г.).

Эрогенная зона в области ануса. Дети получают удовольствие от задержки и выталкивания фекалий. Приучение к горшку. Удовольствие от напряжения и релаксации. Встречается с запретами - внешний мир барьер, который должен преодолеть ребёнок. Если бы их не было, личность бы не развивалась, ограничение приводит к ососзнанию самого себя.

На этой стадии полностью образована инстанция Эго. Эго уже контролирует Ид.

За неопрятность ребёнок боится потерять любовь родителей. Появляются зачатки Суперэго.

Происходит тестирование реальности: изучение возможностей получения удовольствия в условиях социальных норм и запретов.

2 фазы:

● Анально- садистическая 1-1.5 года противостояние ребенка и взрослого. Удовольствие от напряжения и боли => садо- мазо наклонности.

● Анально- ретентивная (удержание) 1.5-3 года Удержание- отпускание, ребенок начинает контролировать свои функции. Впервые соотносит два принципа: удовольствия и реальности. Нельзя шлепать ребенка, тк это станет удовольствием.

В случает фиксации два типа характера: анально- удерживающий (упрямство, упорство, бережливость, склонность к накопительству, экономность, коллекционирование) и анально- выталкивающий (тенденция к противостоянию, упорство, негативизм)

3. Фаллическая стадия (3 - 5, 6 лет).

Пик детской сексуальности. Эрогенная зона - гениталии. Рассматривание органов, манипулирование, заинтересованность к вопросам пола, половых отношений, фантазии, чаще всего представления не верные. Дети этого возраста воспринимают половой акт, как агрессивные действия отца в отношении к матери. Если до этой стадии сексуальность - аутоэротичность, эротичность, теперь предметна. Первый выбор сексуального объекта. С матерью связано удовольствие => и мальчик и девочка выбирают мать. Свои привязанности к взрослым людям, к родителям. Привязанность мальчика к матери - Эдипов комплекс. Девочки к отцу - комплекс Электры.

Каждый ребенок неосознанно желает смерти родителя своего пола и обладание родителем противоположного пола. Амбивалентное отношение к отцу, т.к. ревнует к матери, но при этом сильный конкурент => хочет отождествлять себя с ним. В норме Эдипов комплекс разрежается освобождением под страхом кастрации. Страх кастрации - боязнь воображаемого возмездия со стороны отца. Завершается идентификацией с отцом.

Фрейд одним из первых описал процесс идентификации с агрессором.

Функции:

модель мужского поведения;

идентифицируя себя с отцом, удерживает мать, как объект любви (он, как отец);

подготовка почвы к развитию Суперэго.

Суперэго - результат разрушения Эдипова комплекса.

К концу фаллической стадии: Ид, Эго, Суперэго. Главную роль играет Эго. Самые важные периоды в жизни ребёнка завершаются к пяти годам. На фаллической стадии закладываются: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.

Возможные фиксации:

Фаллический характер - по - разному, у мужчин и женщин.

У мужчин - стремление всегда к успеху, доказывание мужественности, безжалостное завоевание женщин (Дон Жуан), дерзки, хвастливы и опрометчивы.

У женщин - либо склонность к обольщению, либо борьба за главенство перед мужчинами.

Не разрушение одного из комплексов может стать одной из причин гомосексуальности (негативный Эдипов комплекс, ненависть к матери, любовь к отцу).

4. Латентный период (6 - 12 лет, пубертат).

Не является стадией передышки либидо. Активность направлена на усвоение человеческого опыта, налаживание отношений со сверстниками. Подготовка к взрослости. У Фрейда латентный период описан очень скупо. Амнезия, вытеснение из памяти перыичных сексуальных переживаний.

5. Генитальная стадия (пубертат). 12-18 лет

С половой зрелостью возрождается сексуальная энергия и появляется интерес к противоположному полу. Бурное половое созревание, второй выбор секс. объекта. Бурный рост энергии либидо. Снова всплывает Эдипов комплекс, но он преодолевается, переход на сверстников, отказ от родителей.

З. Фрейд утверждал, что подростковый возраст проходит через гомосексуальный опыт (психологический опыт проявления интереса и дружбы к тому же полу). Затем наступает период выбора брачного партнёра. В это время формируется генитальный характер - идеальный тип личности. Зрелый, ответственный человек, который вносит вклад в общество. Человек должен быть активным, заботливым о других.

Для каждого периода возможна фиксация:

гомосексуальность (люди в значительной мере общаются с людьми того же пола);

нарциссизм - либидо направлено к себе (я - объект сексуальных удовольствий).

На развитие личности влияют детские годы. Могут либо затормозить, либо развить её.

Включаются защитные мех-мы:

● Регрессия: на оральную\анальную стадию.Беспорядок, обжорство, коллекционирование..

● Аскетизм: отказ от всего, что доставл удовольствие. Неэффект защита => переход в полн противоположное

● Интеллектуализация: сиденье над учебниками.

Развитие школы психоанализа: Винекот: концепция гармоничного взаимодействия среды и развития ребенка. У среды- поддерживающие и развивающие ф-ции.

Ввел понятие холдинга – функция, которую реализует мать, поддерживающая ребенка. Благодаря матери ребенок знакомится с миром и развивается. Мать находится в спецефическом состоянии, у нее обострение чувствительности к нему.

Стадии:

1. 0-6 месяцев

Стадия экстримальной зависимости от матери. Стадия интеграции: мать и ребенок – единое целое.

2. 6 мес – 1 год

Стадия относительной зависимости.

3. 1 год – 3 года

Стадия достижения независимости. Развитие Я.

Омнипотенция – желание власти. По Винекоту уже младенцу свойственны омнипотентные потребности. Воплощены в стремлении ребенка установить контроль над матерью – покусывание груди.

+: мать умеривает активность ребенка => развитие self

-: мать отбирает грудь и дает бутылку => в будущем слабое Я.

Идеи Винекота:

● Единство матери и ребенка

● Развитие – переход от интеграции к автономии

● Развитие я обусловлено развитием активности.

М. Малер.Работала с аутичными детьми.

Развитие Я происходит через установление отношений с означенными людьми и инетриоризация этих отношений.

Стадии:

1. Аутистическая фаза: 0-2 мес

Состояние переживания своих внутренних процессов. Смысл стадии – безопасный сноподобный переход ребенка в мир.

2. Симбиотическая фаза: 2-6 мес

Отношения неразделенности, взаимозависимости. Происходит развитие эмоционального образа взрослого.

3. Фаза сепарации – индивидуации: 6 мес – 2 года

Отделение ребенка от взрослого. Ребенок приобретает черты самостоятельной автономной личности.

Субфазы:

● Субфаза рождения , 6 – 10 мес, как бы вылупляется из яйца. Начинает выделять наиболее близкого взрослого, объектное отношение.

● Субфаза повторения, 10 – 16 мес. Сепарация и объединение. Игра в куку, прятки.

● Субфаза фосстановления, 16 – 24 мес. Экспериментирование ребенка с расставанием со взрослым и с возвращением. Пытается установить наиболее комфортные отношения.

4. Фаза установления константности эмоционального объекта.

Мать или другой взрослый приобретают стабильность и устойчивость. Мир становится надежным и предсказуемым. Предоставляются возможности для развития индивидуальности.

Первоначально Эго младенца фрагментарно, не завершено. Формирование происходит через отношения с близким взрослым. Эмпатическое отзеркаливание – процесс аккуратного и сензитивного отражения взрослым чувств, потребностей ребенка.

Карен Хорнисоциально-ориентированная теория психоанализа: социум, общество как источние развития.

Общество и личность=сотрудничество. У человека есть врожденные потребности, а не влечения.У ребенка – потребность в безопасности. Это фактор, определяющий развитие личности.

Пережив травму рождения, ребенок испытывает на себе враждебность мира, нуждается в безопасности. Ребенок крайне уязвим, человек никогда не находится так близко к смерти, как в первые часы после рождения.

Если матери рядом нет, потребность в безопастности неудовлетворяется - у ребенка появл чувство тревоги.

3 варианта стратегий общения:

1. ориентир.на людей (уступчивый тип личности) Если негативн – уязвимость к мнению общества

2. движение от людей (изоляция) Отказ от контактов

3. движение против людей (агрессия)

Последователи Фрейда ,но новые концепции:

Юнг:Отказ от абсолютизации секс влечения как источника развития. Пересмотр влияния общества. Акцент падает на зрелые возраста.

Процесс индивидуации процесс становления зрелой личности. Основная цель - интеграция личности и достижение ее целостности.

Стр-ра личности:

1.Бессознательное:

- коллективное

- личностное

2. Сознание

Сознание производная от бессознательного. Коллективное бессознательное – универсальные архетипы – врожденные модели, первичные модели, определяющие поведение. Коллективная родовая память.

Адлер:Эта теория предвосхитила положения культ-истор теории Выготского.

Индивидуальная психологическая концепция анализирует отношения семьи и ребенка в формировании личности ребенка.

Человек – целостная саморегулирующая система. Каждая личность характеризуется стилем жизни.

Развитие как самоопределение, развитие – выход из своей организмической оболочки.

- стремление к совершенству из-за чувства неполноценности. Источник – неполноценность органов ребенка.

Возникает понятие самопреодоления - Я-развитие.

 

13.Проблема движущих сил психического развития ребенка в школе психоанализа.

 

Человеку от природы врождены две силы, два стремления - Эрос и Танатос.
Эрос - сексуальное влечение, влечение к жизни (включает в себя самосохранение, гармонию, единство, целостность). Эрос наделен сексуальной энергией - либидо. Сексуальное влечение (все тот же эрос) характеризуется объектом (выбирает прижизненно) и целями (эрогенные зоны - меняются в течение жизни, следуя заложенной логике развития).
Танатос - влечение к смерти. Энергия - мортидо. Танатос может проявляться в аутоагрессии (разрушении себя) и внешней агрессии (против законов общества).

 

Развитие заложено наследственно, обусловлено органически и может наступить без воспитания. Два принципа, регулирующих психическую деятельность человека и развитие - принципа удовольствия (изначален) и принцип реальности (ограничивает принцип удовольствия из-за общества).

 

14.Периодизация психического развития ребенка в психоанализе.

ВОПРОС 12

 





Читайте также:
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.053 с.