У Пиаже было 2 периода: ранний и поздний. В ранних работах (до середины 1930-х гг.) Пиаже объясняет закономерности развития мышления, оперируя двумя факторами — наследственностью и средой, в силу чего их можно отнести к двухфакторным теориям. Швейцарский исследователь утверждал, что общество и личность находятся в состоянии антагонизма, конфронтации. Данное утверждение обусловило важнейшее понятие его ранней теории — социализация, под которой понимается процесс насильственного вытеснения природного и замещения его социальным. В поздний период (с начала 1940-х гг.) ученый рассматривал активность субъекта как основу развития интеллекта, предлагая более сложную систему детерминант развития интеллекта.
В психологии господствовала точка зрения, что мышление ребенка — это мышление «маленького взрослого». Пиаже мышление ребенка стал рассматривать как мышление, характеризующееся качественным своеобразием.
Новый метод изучения мышления – метод клинической беседы. Тк считал, что мышление прямо выражается в речи (из-за этого ошибки его ранних теорий).
В основе ранней концепции Ж. Пиаже лежат три теоретических источника:
1. концепция французской социологической школы (Э. Дюркгейм) индивидуальное сознание человека есть результат усвоения коллективных представлений в процессе вербального общения. Индивидуальное сознание он приравнивает к мышлению, коллективное представление рассматривает как образцы мышления, носителями которых являются взрослые, а вербальное общение — как основу развития мышления => Развитие мышления ребенка осуществляется путем усвоения коллективных представлений (социализированных форм мыс
|
ли) в ходе вербального общения.
2. теория 3. Фрейда, в частности его учение о принципе удовольствия, как определяющем жизнедеятельность человека с момента рождения. Ему были также близки идея «двух миров», согласно которой отношения между миром и ребенком изначально враждебны и антагонистичны, и идея вытеснения, которую Пиаже перенес на процесс мышления.=> Изначально мышление направлено на получение удовольствия, затем этот вид мышления вытесняется обществом, и ребенку навязываются другие его формы, соответствующие принципу реальности.
3. теория первобытного мышления Л. Леви-Брюля. Мышление дикаря не представляет собой бледный слепок мышления цивилизованного человека, не обладающего знаниями и опытом последнего. Пиаже перенес эту идею на мышление ребенка и свою задачу видел в том, чтобы исследовать качественное своеобразие детского мышления=> 3. Мышление ребенка обладает качественным своеобразием.
Развитие мышления ребенка, по Ж. Пиаже, — это смена умственных позиций, которая характеризуется переходом от эгоцентризма к децентрации. Эгоцентризм — это особая познавательная позиция, занимаемая субъектом в отношении окружающего мира, когда явления и объекты рассматриваются только с собственной точки зрения.
Исследователь выделил три ступени в этом процессе: 1) отождествление субъекта и объекта, неспособность разделить себя и окружающий мир; 2) эгоцентризм — познание мира исходя из собственной позиции, неспособность координации различных точек зрения на предмет; 3) децентрация — координация собственной точки зрения с другими возможными взглядами на объект.
|
Таким образом, развитие мышления ребенка осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях. Первое — разделение объективного и субъективного восприятия мира. Второе — развитие умственной позиции — от абсолютизации умственной позиции субъекта к координации ряда возможных позиций и, соответственно, к реципрокности. Третье направление характеризует развитие мышления как движение от восприятия отдельных вещей к восприятию связей между ними.
Основные характеристики дет. мышления:
■ синкретизм мышления — спонтанная тенденция детей воспри
нимать глобальные образы без анализа деталей, тенденция свя
зывать все со всем, без должного анализа («недостаток связи»);
■ соположение — неспособность к объединению и синтезу («из
быток связи»);
■ интеллектуальный реализм — отождествление своих представ
лений о вещах объективного мира и реальных объектов. Ана
логичен интеллектуальному моральный реализм;
■ партиципация — закон сопричастия («нет ничего случайного»);
• анимизм как всеобщей одушевление;
■ артифициализм как представление об искусственном проис
хождении природных явлений. Например, ребенка спрашива
ют: «Откуда берутся реки?» Ответ: «Люди прорыли каналы и
наполнили их водой»;
■ нечувствительность к противоречиям;
■ непроницаемость для опыта;
■ трансдукция — переход от частного положения к другому част
ному, минуя общее;
■ предпричинность — неспособность к установлению причинно-
следственных связей. Например, ребенку предлагают завершить
|
предложение, прерванное словами «потому что». Человек вдруг
упал на улице потому, что... Ребенок завершает: его увезли в
больницу;
■ слабость детской интроспекции (самонаблюдения).
Плюсы:
1) описывается специфика детского мышления
2) констатируется эгоцентризм и ряд других возрастных феноменов развития мышления ребенка
3) отмечается роль социализации в развитии ребенка как общения (пока еще без действия)
Минусы:
1) не рассматривается развитие мышления ребенка в зависимости от условий его развития.
2) неверно рассматривается роль эгоцентрической речи в развитии ребенка – как выражение внутреннего содержания сознания, «логики чувств», а не как средство самоорганизации.
Периодизация развития мышления:
1. аутистическое(от 0 до 2лет)
2. эгоцентрическое(2г-12л)
3. социализированное(12 и далее)
На стадиях идет вытеснение природного и заменяется на социальное.
Аутистическое мышление Аутистическая мысль (0-3 года) 1. Подчинена принципу удовольствия 2. Врождена 3. Не направлена на действи- тельность 4. Выражена в образах | Эгоцентрическое мышление 3-12 лет 1.Начало соотнесения принципа удовольствия и реальности (3-7 лет) 2. Выяснение эгоцентризма из сферы восприятия (7-12 лет) | Социализированное Мышление Социализированная мысль (от 12 лет) 1. Подчинена Принципу Реальности 2. Формируется Прижизненно 3. Направлена на Действительность 4. Выражена в речи | |||||||
Принуждение общение со взрослым | Кооперация Общение со сврестниками | ||||||||
Отношения принуждения приводят к вытеснению аутистической мысли и замены ее эгоцентрическим мышлением. Отношения кооперации и сотрудничества лежат в основе преодоления эгоцентризма, децентрации и перехода к социализированному мышлению. В 2-3 года взрослый навязывает ребенку определенные речевые способы мышления и готовые конструкции, вытесняя аутистическое мышление. В развитии мышления на эгоцентрической стадии можно выделить две фазы. В первой фазе (2-3 — 7-8 лет) главным фактором развития мышления является принуждение. Принцип удовольствия и принцип реальности соположены, пока еще нет их иерархизации. В игре, фантазиях и грезах ребенок живет как будто наяву. Эгоцентризм господствует как в сфере действий, так и в сфере мышления и речи. Во второй фазе (7-8 лет) на первый план выступают отношения ребенка со сверстниками как потенциально равными партнерами, отношения кооперации и сотрудничества. Никто никого принудить принять свою точку зрения не может, единственный способ — договориться, выработать общую точ ку зрения. Так возникает объективная необходимость в координации различных умственных позиций и достигается благодаря механизму последовательных центраций. Здесь принцип удовольствия и принцип реальности начинают иерархизироваться, причем первоначально принцип реальности завоевывает сферу восприятия и действия и лишь потом — мышления. В 11-12 лет происходят окончательная децентрация и переход к социализированному мышлению.
В концепции Пиаже сформулировано важнейшее положение о том, что развитие познания и интеллекта ребенка осуществляется в процессе сотрудничества.
19 Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Современные подходы к пониманию феномена эгоцентрической речи.
Пиаже попытался раскрыть качественное своеобразие детского мышления с его положительной стороны. В его исследованиях в центр внимания было поставлено то, что у ребенка есть, чем обладает его мышление в качестве отличительных своих особенностей и свойств. Клинический метод.
Центральное звено, позволяющее свести к единству все отдельные особенности детского мышления, заключается в эгоцентризме детского мышления. Пиаже определяет эгоцентрическую мысль как переходную, промежуточную форму мышления, располагающуюся с генетической, функциональной и структурной точек зрения между аутистической мыслью и направленным разумным мышлением. Направленная мысль, или сознательная, т.е. она преследует цели, которые ясно представляются уму того, кто думает. Аутистическая мысль подсознательна, т.е. цели, которые она преследует, или задачи, которые она себе ставит, не представляются сознанию. Как таковая она не может быть выражена непосредственно речью, она выявляется непосредственно в образах. Первая форма мышления социальна. Она по мере развития всё больше и больше подчиняется законам опыта и чистой логики. Мысль же аутическая индивидуальна и подчиняется сумме специальных законов.
«Мы назвали мысль ребёнка эгоцентрической, желая показать, что эта мысль остаётся ещё аутистической по структуре, но что её интересы уже не направлены исключительно на удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, но направлены также и на умственное приспособление, подобно мысли взрослого » (Ж.Пиаже)
Корни эгоцентризма Пиаже видит в двух обстоятельствах:
● вслед за психоанализом, в асоциальности ребёнка
● в своеобразном характере его практической деятельности.
Эгоцентрический характер мысли настолько необходимо внутренне связан с самой психологической природой ребёнка, что он проявляется всегда закономерно, неизбежно, устойчиво, независимо от детского опыта.
Основное положение: аутизм является первичной и основной ступенью, над которой надстраиваются все дальнейшие ступни в развитии мышления.
Особенности эгоцентрической речи:
● не направлена на собеседника
● не выполняет коммуникативной ф-ции
● ничего не меняет в деятельности
● фрагментарна и предикативна
Для оценки динамики изменения эгоц речи ввел понятие коэффицент эгоц речи = отношению количества эгоц выск ребенка к общему числу высказываний.Пик в 4-5 лет, потом сниж, но никогда не достиг нуля.
Пиаже:
1). Эгоцентризм, принуждение, сотрудничество - таковы 3 направления, между которыми
беспрестанно колеблется развивающееся мышление ребёнка
2). Биологическое - изначальное, первичное, заключенное в самом ребёнке. Социальное действует посредством принуждения как внешняя, чуждая по отношению к ребёнку сила, вытесняющая биологическое.
3). Реализм мышления, анимизм и артифициализм являются тремя доминирующими чертами детского мировоззрения.
4). Существует не только эгоцентризм, но и логический эгоцентризм - логические и онтологические категории ребёнка эволюционируют параллельно.
5) Речь – прямое выражение мышления.
Выготский:
1). Аутистич мышление не может быть исходной стадией в развитии мышления ребенка
2) недостаточный учет Пиаже предметной практической деятельности в развитии мышления.
3) Эгоцетрическая речь очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении.
4). Связь между фактом эгоцентрической речи и вытекающим из этого факта признанием эгоцентрического характера детского мышления не выдерживает экспериментальной критики.
5). Эгоцентрическая речь - есть переходная форма от речи внешней к речи внутренней.
6). Пиаже недостаточно принимает во внимание значение социальной ситуации. Говорит ли ребёнок более эгоцентрически или социально - зависит не только от его возраста, но и от условий, в которых он находится.
Коэф эгоц речи резко падал в ситуации когда ребенок видел,что его не понимают сверстники.
При затруднениях – всплеск эгоц речи.
Эгоц речь – переход от коммуникативной речи к планирующей.
Главное отличие Пиаже и Выг: У Пиаже эгоц речь выражает особую познавательную позицию ребенка, А у Выг – этап интериоризации речи.
В итоге в совр психологии разделили эти позиции: эгоц речт и речь для себя (РДС). Отличия:
● эгоц речь отражает умственный эгоц ребенка, РДС явл переходной формой от внешн к внутр способу мышл
● эгоц речь не зависит от условий, РДС зависит от трудностей(коэф возр)
● эгоц отмирает с возрастом, РДС сохр вплоть до зрелого возраста.
20 Операциональная концепция развития интеллекта Ж.Пиаже.
Четыре основные детерминанты развития интеллекта:
1. Фактор гомеостаза (равновесия) с внешней средой. Как тока нарушается равновесие, организм проявляет активность.
2. Биологическое созревание. Создает предпосылки равития, но не определяет его содержания.
3. Собственная активность субъекта.
4. Социальный опыт. Неусвоение соц. опыта приводит к развитию интеллекта, а напротив, развитие интеллекта дает возможность для его усвоения. У Пиаже усвоение соц опыта начинается поздно, в отличие от Выг.
В поздней концепции Пиаже важную роль приобретает активность субъекта. Наследственность проявляется в стремлении к равновесию, среда обеспечивает возможности.
Важнейшее понятие – адаптация. Развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды. Инетеллект выполняет функцию уравновешивания организма и внешн. среды. Внешние воздействия заставляют организм либо видоизменять существующие структуры активности, если они уже не удовлетворяют требованиям адаптации, либо, если это понадобится, вырабатывать новые структуры.
Приспособление осуществляется с помощью 2-х механизмов:
1. ассимиляции, при которой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующим структурам и умениям, процесс включения объекта в имеющиеся схемы действия.
2. аккомодации, при которой старые схемы, приемы реагирования модифицируются с целью их приспособления к новой ситуации, изменение схемы действия в соответствии с особенностями объекта.
Адаптация – уравновешивание процессов ассимиляции и аккомодации.
Пиаже выделяет две линии развития интеллекта:
1. развитие познавательной позиции.
2. изменение структур интеллекта, связь с развитием действий и формированием операций (интеллект – развитие системы операций, операции – внутренние интериоризованные действия, скоординорованные в целостную систему с другими действиями и обладающие свойсвом обратимости. Операции подчиняются принципу группировки – комбинативность, обратимость, ассоциативность, общая идентичность, спец идентичность.)
Главные стадии развития познавательных процессов, или периоды интеллектуального развития:
● сенсомоторный интеллект (от рождения до 2 лет)
● дооператорный интеллект (2 – 7 лет)
● конкретные операции (7 – 9 – 10 – 11 лет)
● формальные операции (11 – 12 – 15 лет и так далее).