Нормирование выбросов в атмосферу




Наиболее действенным инструментом в защите атмо­сферного воздуха от загрязнения вредными веществами является разработка и внедрение природопользователя- ми следующих показателей:

- нормативов допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух;

- технологических нормативов выбросов загрязняю­щих веществ в атмосферный воздух;

- нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов;

- нормативов допустимых выбросов загрязняющих ве­ществ в атмосферный воздух;

- лимитов допустимых выбросов загрязняющих ве­ществ в атмосферный воздух.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух - это величины выбросов загряз­няющих веществ от объектов воздействия на атмосфер­ный воздух, установленные для конкретной территории на определенный период с учетом необходимости посте­пенного улучшения качества окружающей среды, обе­спечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения биологического раз­нообразия.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух устанавливаются для областей, рай­онов, городов, их территориальных зон, особо охраняемых природных территорий и территорий, подлежащих специ­альной охране, в рамках территориальных программ в об­ласти охраны атмосферного воздуха с учетом качества ат­мосферного воздуха территории, нормативов качества ат­мосферного воздуха, природных особенностей территории, прогноза выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, международных обязательств Республики Бела­русь по ограничению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Технологический норматив выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - это допустимая масса выбросов, устанавливаемая в расчете на единицу сырья, производственной мощности, выпускаемой продукции, про­изводимой энергии, выполняемой работы, объема оказы­ваемой услуги.

Технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух бывают отраслевые и ин­дивидуальные. Отраслевые нормативы разрабатываются республиканскими органами государственного управле­ния, подчиненными Правительству Республики Беларусь, или по их поручению иными специализированными ор­ганизациями и согласовываются с Минприроды. Индиви­дуальные нормативы разрабатываются природопользова- телем самостоятельно или с привлечением на договорной основе сторонних организаций и также согласовываются с Минприроды. Требования к разработке технологических нормативов изложены в Инструкции о порядке разработ­ки технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постанов­лением Минприроды от 08.06.2009 № 37.

Нормативами допустимых выбросов загрязняющих веществ (НДВ) в атмосферный воздух являются макси­мальные величины поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при соблюдении которых обеспе­чиваются нормативы качества атмосферного воздуха.

НДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для стационарных источников выбро­сов. К ним относятся:

- предельная масса выброса загрязняющих веществ в единицу времени (тонны в год, граммов в секунду);


- предельное значение концентрации выброса загряз­няющего вещества в атмосферный воздух в мг/м3 при нор­мальных условиях (температура 273 К, давлении 101,3 кПа) без поправок на содержание кислорода и влажности, а для газообразных продуктов горения топлива - в пере­счете на сухой газ и определенное содержание кислорода.

Порядок установления НДВ определяется Инструкцией о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержден­ной постановлением Минприроды от 23.06.2009 № 43.

Если в воздухе городов или населенных пунктов кон­центрация загрязняющих веществ уже превышает ПДК, а значения НДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты, вводится поэтапное снижение их выброса. В этом случае фактический выброс, превышающий НДВ, называется нормативом временно допустимых выбросов (ВДВ) или временно согласованным (ВСВ).

Временно допустимый выброс - временный норматив (масса вещества в единицу времени), устанавливаемый для стационарных источников выбросов, предприятий, регионов с учетом состояния атмосферного воздуха и со­циально-экономических условий развития территорий для поэтапного достижения установленных нормативов допу­стимых выбросов. На каждом этапе устанавливают ВСВ на уровне аналогичных предприятий с передовой техно­логией.

В соответствии с Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Минприроды от 23.06.2009 № 42, НДВ (ВДВ) устанавливается по результатам инвен­таризации выбросов в атмосферу, для проведения кото­рой используются инструментальные, инструментально­расчетные и расчетные методы. Инвентаризацию прово­дят все юридические лица и предприниматели, в процессе

деятельности которых от стационарных источников вы­брасывается в атмосферный воздух более 0,001 т загряз­няющих веществ в год.

Содержание проекта по инвентаризации зависит от категории опасности деятельности природопользовате- ля. Она устанавливается по сумме взвешенных условных баллов, рассчитанных в зависимости от ряда критериев, оценивающих:

• количественный и качественный состав загрязняю­щих атмосферный воздух веществ (критерий С);

• размер зоны воздействия в соответствии с «Гигие­ническими требованиями к организации санитарно-за­щитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье челове­ка и окружающую среду», утвержденных постановлени­ем Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.06.2009 № 78;

• значение относительного показателя опасности объ­екта;

• количество стационарных и передвижных источ­ников выбросов;

• вероятность возникновения на объекте событий тех­ногенной и экологической опасности (критерий Z).

Инструкцией о порядке отнесения объектов воздейст­вия на атмосферный воздух к определенным категориям, утвержденной постановлением Минприроды от 29.05.2009 № 30, установлены пять категорий опасности природо- пользователя (V - до 5 баллов; IV - от 6 до 10; III - от 11 до 16; II - от 17 до 21 и I - свыше 21 балла).

НДВ устанавливается для каждого стационарного ис­точника и каждого выбрасываемого в атмосферу вещества при условии функционирования технологического и газо­очистного оборудования с полной нагрузкой. При расчете НДВ учитываются фоновые концентрации загрязняющих


веществ в атмосферном воздухе и эффект суммации вред­ного действия нескольких веществ.

Проекты НДВ или ВДВ по каждому источнику и по предприятию в целом в тоннах в год согласовываются и утверждаются в городских или областных службах Минздрава и Минприроды.

Срок действия проектов НДВ (ВДВ) составляет для при- родопользователей первой категорий опасности - 4 года, второй и третьей - 5, четвертой - 6 и пятой - 10 лет.

На основании утвержденных НДВ (ВДВ) и Инструк­ции о порядке выдачи разрешений на выбросы загряз­няющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возоб­новления, продления срока действия разрешений на вы­бросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденной Минприроды 21.05.2009 № 664, территориальный орган Минприроды выдает предприятию разрешение на выброс конкретного количества загрязняющих веществ в атмосферу на соот­ветствующий срок.

Контроль за соблюдением НДВ осуществляется си­стематически по графику предприятием-природопользо- вателем в соответствии с Инструкцией о порядке прове­дения локального мониторинга окружающей среды юри­дическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает вредное воз­действие на окружающую среду, в том числе экологиче­ски опасную деятельность, утвержденной постановлени­ем Минприроды 01.02.2007 № 9, Инструкцией об орга­низации производственного контроля в области охраны окружающей среды, утвержденной постановлением Мин­природы 17.03.2004 № 4, а также соответствующими ор­ганами государственного надзора.

В настоящее время для расчета выбросов загрязняю­щих веществ в атмосферу все чаще используют удель­ные показатели эмиссии загрязнителей на единицу про­дукции. Для этого разработаны технические кодексы установившейся практики, в которых приводится методи­ка проведения расчетов с соответствующим программным обеспечением, например ТКП 17.08-01-2006 (02120) «Поря­док определения выбросов при сжигании топлива в котлах теплопроизводительностью до 25 МВт»; ТКП 17.08-03-2006 (02120) «Правила расчета выбросов механическими транс­портными средствами в населенных пунктах» и др.

Это позволяет в некоторых случаях отказаться от про­ведения длительной и дорогостоящей инвентаризации вы­бросов загрязняющих веществ в атмосферу и упростить процедуру получения разрешения на выброс и соответ­ственно уплату экологического налога.

Лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются Минприроды для каждого населенного пункта, особо охраняемых террито­рий, иных территорий с учетом существующего фонового загрязнения атмосферы, комплексных территориальных схем развития, международных обязательств республи­ки по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: