Наиболее действенным инструментом в защите атмосферного воздуха от загрязнения вредными веществами является разработка и внедрение природопользователя- ми следующих показателей:
- нормативов допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух;
- технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов;
- нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- лимитов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух - это величины выбросов загрязняющих веществ от объектов воздействия на атмосферный воздух, установленные для конкретной территории на определенный период с учетом необходимости постепенного улучшения качества окружающей среды, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения биологического разнообразия.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух устанавливаются для областей, районов, городов, их территориальных зон, особо охраняемых природных территорий и территорий, подлежащих специальной охране, в рамках территориальных программ в области охраны атмосферного воздуха с учетом качества атмосферного воздуха территории, нормативов качества атмосферного воздуха, природных особенностей территории, прогноза выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, международных обязательств Республики Беларусь по ограничению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
|
Технологический норматив выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - это допустимая масса выбросов, устанавливаемая в расчете на единицу сырья, производственной мощности, выпускаемой продукции, производимой энергии, выполняемой работы, объема оказываемой услуги.
Технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух бывают отраслевые и индивидуальные. Отраслевые нормативы разрабатываются республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, или по их поручению иными специализированными организациями и согласовываются с Минприроды. Индивидуальные нормативы разрабатываются природопользова- телем самостоятельно или с привлечением на договорной основе сторонних организаций и также согласовываются с Минприроды. Требования к разработке технологических нормативов изложены в Инструкции о порядке разработки технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Минприроды от 08.06.2009 № 37.
Нормативами допустимых выбросов загрязняющих веществ (НДВ) в атмосферный воздух являются максимальные величины поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества атмосферного воздуха.
НДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для стационарных источников выбросов. К ним относятся:
- предельная масса выброса загрязняющих веществ в единицу времени (тонны в год, граммов в секунду);
- предельное значение концентрации выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в мг/м3 при нормальных условиях (температура 273 К, давлении 101,3 кПа) без поправок на содержание кислорода и влажности, а для газообразных продуктов горения топлива - в пересчете на сухой газ и определенное содержание кислорода.
|
Порядок установления НДВ определяется Инструкцией о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Минприроды от 23.06.2009 № 43.
Если в воздухе городов или населенных пунктов концентрация загрязняющих веществ уже превышает ПДК, а значения НДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты, вводится поэтапное снижение их выброса. В этом случае фактический выброс, превышающий НДВ, называется нормативом временно допустимых выбросов (ВДВ) или временно согласованным (ВСВ).
Временно допустимый выброс - временный норматив (масса вещества в единицу времени), устанавливаемый для стационарных источников выбросов, предприятий, регионов с учетом состояния атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития территорий для поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов. На каждом этапе устанавливают ВСВ на уровне аналогичных предприятий с передовой технологией.
В соответствии с Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Минприроды от 23.06.2009 № 42, НДВ (ВДВ) устанавливается по результатам инвентаризации выбросов в атмосферу, для проведения которой используются инструментальные, инструментальнорасчетные и расчетные методы. Инвентаризацию проводят все юридические лица и предприниматели, в процессе
|
деятельности которых от стационарных источников выбрасывается в атмосферный воздух более 0,001 т загрязняющих веществ в год.
Содержание проекта по инвентаризации зависит от категории опасности деятельности природопользовате- ля. Она устанавливается по сумме взвешенных условных баллов, рассчитанных в зависимости от ряда критериев, оценивающих:
• количественный и качественный состав загрязняющих атмосферный воздух веществ (критерий С);
• размер зоны воздействия в соответствии с «Гигиеническими требованиями к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.06.2009 № 78;
• значение относительного показателя опасности объекта;
• количество стационарных и передвижных источников выбросов;
• вероятность возникновения на объекте событий техногенной и экологической опасности (критерий Z).
Инструкцией о порядке отнесения объектов воздействия на атмосферный воздух к определенным категориям, утвержденной постановлением Минприроды от 29.05.2009 № 30, установлены пять категорий опасности природо- пользователя (V - до 5 баллов; IV - от 6 до 10; III - от 11 до 16; II - от 17 до 21 и I - свыше 21 балла).
НДВ устанавливается для каждого стационарного источника и каждого выбрасываемого в атмосферу вещества при условии функционирования технологического и газоочистного оборудования с полной нагрузкой. При расчете НДВ учитываются фоновые концентрации загрязняющих
веществ в атмосферном воздухе и эффект суммации вредного действия нескольких веществ.
Проекты НДВ или ВДВ по каждому источнику и по предприятию в целом в тоннах в год согласовываются и утверждаются в городских или областных службах Минздрава и Минприроды.
Срок действия проектов НДВ (ВДВ) составляет для при- родопользователей первой категорий опасности - 4 года, второй и третьей - 5, четвертой - 6 и пятой - 10 лет.
На основании утвержденных НДВ (ВДВ) и Инструкции о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденной Минприроды 21.05.2009 № 664, территориальный орган Минприроды выдает предприятию разрешение на выброс конкретного количества загрязняющих веществ в атмосферу на соответствующий срок.
Контроль за соблюдением НДВ осуществляется систематически по графику предприятием-природопользо- вателем в соответствии с Инструкцией о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасную деятельность, утвержденной постановлением Минприроды 01.02.2007 № 9, Инструкцией об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды, утвержденной постановлением Минприроды 17.03.2004 № 4, а также соответствующими органами государственного надзора.
В настоящее время для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу все чаще используют удельные показатели эмиссии загрязнителей на единицу продукции. Для этого разработаны технические кодексы установившейся практики, в которых приводится методика проведения расчетов с соответствующим программным обеспечением, например ТКП 17.08-01-2006 (02120) «Порядок определения выбросов при сжигании топлива в котлах теплопроизводительностью до 25 МВт»; ТКП 17.08-03-2006 (02120) «Правила расчета выбросов механическими транспортными средствами в населенных пунктах» и др.
Это позволяет в некоторых случаях отказаться от проведения длительной и дорогостоящей инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и упростить процедуру получения разрешения на выброс и соответственно уплату экологического налога.
Лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются Минприроды для каждого населенного пункта, особо охраняемых территорий, иных территорий с учетом существующего фонового загрязнения атмосферы, комплексных территориальных схем развития, международных обязательств республики по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.