ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ.




Понятие о Богослужении.

Богослужением вообще называется Богопочитание или угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами, т. е. исполнение воли Божьей.

Богослужение началось на земле со времени сотворения первых людей — в раю. Оно состояло в свободном прославлении Бога, Его премудрости, благости, все­могущества и других Божьих совершенств, явленных в сотворении мира и в промысле о нем.

После же своего грехопадения люди должны были еще больше молиться Богу, умоляя Его о своем спасении. В Богослужении людей, после грехопадения, кроме молитв Господь установил жертвоприношения. Жертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божье. Соединение молитв с жертвоприношениями до­лжно было, вместе с этим, и напоминать людям, что, Бог принимает их молитвы ради той жертвы, которую впоследствии принес за всех людей пришедший на землю Сын Божий, Спаси­тель мира.

Сначала Богослужения совершались свободно на открытых местах. Не было ни святых храмов, ни священных лиц. Лю­ди приносили жертву Богу, где хотели, и молились такими слова­ми (молитвами), какие подсказывало им собственное чувство и настроение.

По повелению Божию, во времена пророка Моисея, была устро­ена скиния (первый ветхозаветный храм Единому, Истинному Богу). Были избраны священные лица (первосвященник, священ­ники и левиты), были определены жертвы на разные случаи и были установлены праздники (Пасха, Пятидесятница, Новый год, день очищения и др.) Пришедши на землю Господь Иисус Христос, уча поклонять­ся небесному Отцу на всяком месте, тем не менее часто посещал ветхозаветный Иерусалимский храм, как место особенного, благодатного, присутствия Божия, заботился о порядке в храме и проповедовал в нем. Так же поступали и святые апо­столы Его, пока не было воздвигнуто открытое гонение на христиан со стороны иудеев.

Во времена апостолов, были особенные места для собраний верующих и для совершения таинства Причащения, называвшиеся цер­квами, где богослужение совершалось поставленными на то через рукоположение епископами, пресвите­рами (священниками) и диаконами.

Окончательное устройство христианского Богослужения совершено было преемниками апостольскими, под руководством Ду­ха Святаго и по данной им от апостолов заповеди: «все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 40). Этот устано­вленный порядок Богослужения строго сохраняется в нашей свя­той Православной Церкви Христовой.

Православным церковным Богослужением называется служение или служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия и священнодействий (обрядов), совершаемых по определенному чину, т. е. порядку, во главе со священнослужителем (епископом или священником).

От домашней молитвы церковное Богослужение отличается тем, что оно совершается священнослужителями, законно поставленными для этого через таинство священства святою Право­славною Церковью, и совершается преимущественно в храме.

Церковное православно-общественное Богослужение имеет целью для назидания верующих в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово и расположить их к молитве и к покаянию, а в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, как до Рождества Христова, так и после Рождества Хри­стова. При этом имеется в виду возбудить в молящихся бла­годарность к Богу за все полученные благодеяния, усилить мо­литву о дальнейших милостях к нам от Него, и получить успокоение нашей душе.

А главное, через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, через совершение таинств при Богослужении, а особенно таинства Св. Причащения, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

 

Храм и его устройство.

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для Богослужения; новозаветный православный храм устроен по образ­цу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм разделялся на три части: святое святых, святилище и двор; так и право­славный христианский храм делится на три части: алтарь, сред­няя часть храма и притвор.

Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает - Царство Небесное.

В Ветхом Завете в святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить, один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небес­ное после грехопадения, было закрыто для человека. Первосвя­щенник же был прообразом Христа, и это действие его знаме­новало людям, что придет время, когда Христос через про­литие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небес­ное для всех. Вот, почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента. Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствуе т, в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божье.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таин­ства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притвор, для исправления.

Православные храмы строятся алтарем на восток - в сто­рону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божествен­ный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Хри­ста: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток имя Ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т, д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами.

Храм Божий, по своему внешнему виду, отличается от прочих зданий. Большею частью, храм, в своем основании, устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти дьявола. Часто храм устра­ивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Цер­ковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам веч­ность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, по­добно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человече­ское) в Иисусе Христе; три главы - три Лица Св. Троицы; пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав - семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав - де­вять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, стро­ится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

 

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ.

Посты и постные дни.

В годовом круге богослужений Церковь установила четыре многодневных поста. По словам святых отцов пост есть мать целомудрия, училище благочестия. Утончая тело, пост призван облегчать наши души к принятию благодати Святого Духа.

Самым значимым среди постов является Великий пост. Он состоит из Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Начинается Великий пост за 7 недель до праздника Пасхи. Пост строгий. Вкушение рыбы разрешается только на вход Господень во Иерусалим и на Благовещение пресвятой богородицы, если оно не приходится на дни Страстной седмицы.

Следующим постом является Петров пост или апостольский. Начинается после Недели всех святых (через неделю после Троицы) и продолжается до праздника Свв. апп. Петра и Павла (29 июня / 12 июля). Пост не строгий, разрешается вкушение рыбной пищи.

За 2 недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы начинается Успенский пост (с 1 / 14 августа по 15 \ 28 августа). Пост строгий.

С 15 / 28 ноября начинается Рождественский пост или Филиппов пост (заговение на пост приходится на день памяти св. апостола Филиппа 14 / 27 ноября). Пост не строгий.

Кроме многодневных постов святая Церковь установила и однодневные посты. К ним относятся среда и пятница почти на протяжении всего года, а также сочельник Крещения Господня, Усекновение главы св. пророка и крестителя Иоанна, Воздвижение Креста господня.

 

О Богослужебных книгах.

Первое место в числе Богослужебных книг занимают: Евангелие, Апостол и Псалтирь. Эти книги взяты из Священного Писания - Библии, потому называются священно-богослужебные. Затем следуют книги: Служебник, Часослов, Требник, книга молебных пений, Октоих, Минея месячная, Минея общая, Минея праздничная. Триодь постная, Триодь цветная, Типикон или Устав, Ирмологий и Каноник. Эти книги составлены на основании Св. Писания и Св. Предания, отцами и учителями Церкви, и называются церковно-богослужебные.

Евангелие - это Слово Божье. Оно состоит из четырех первых книг Нового Завета, написанными евангелистами Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном. Евангелие содержит в себе описание земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: Его учение, чудеса, крестные страдания, смерть, славное воскресение и вознесение Его на небо. Богослужебное Евангелие, имеет ту осо­бенность, что кроме обыкновенного деления на главы и стихи, делится еще на особые отделы, называемые «зачалами». В конце книги помещается указатель когда читать то или другое за­чало.

Апостол, так называется на церковном языке книга, содержащие последующие книги Нового Завета: Деяния Святых Апостолов, соборные послания и послания апостола Павла (кроме книги Апокалипсис). Книга Апостол также, как и Евангелие разделена, кроме глав и стихов, на «зачала», с указанием в конце книги, когда и какое читать «зачало».

Псалтирь — книга пророка и царя Давида. Так называется она потому, что большинство псалмов в ней написаны св. пр. Давидом. В этих псалмах св. пророк открывает перед Богом свою душу, все свои радости, печали, кается в содеянных грехах, прославляет бесконечные Божии совершенства, благодарит Его за все Его милости благодеяния, просит по­мощи во всех своих предприятиях. Вот почему псалтирь и употребляется при Богослужении чаще всех других богослужебных книг.

Книга Псалтирь для употребления при Богослужении разде­лена на двадцать отделений, называемых «кафизмами», а каждая «кафизма» делится на три части, называемые «славами».

Кроме простой Псалтири есть еще Псалтирь «следованная», она отличается тем, что содержит в себе три приложения: а) Часослов, б) тропари и кондаки, выбранные из всех богослужебных книг и в) все молитвословия, которые должны читаться приступающими к Св. Таинству Причащения.

Служебник - книга для священника и диакона. Она содер­жит в себе порядок вечерни, утрени и Литургии. В конце служебника помещены: отпусты, прокимны, величания и месяцеслов, т. е. список святых, ежедневно воспоминаемых церко­вью.

Apxиерейский служебник (или «Apxиерейский чиновник») отличается тем, что содержит в себе еще чин освящения антиминса и чины посвящения в чтеца, диакона, священника и др.

Часослов - книга, служащая руководством для чтецов и певцов на клиросе. Часослов содержит в себе порядок всех повседневных служб, кроме Литургии.

Требник - книга, заключающая в себе чинопоследования Св. Таинств и других треб - чин отпевания и погребения усопших, чин освящения воды, молитвы по рождении младенца, при наречении младенца и воцерковлении его и др.

Октоих или Осмигласник заключает в себе песнопения (тропари, кондаки, каноны и проч.), разделенные на восемь напевов или «гласов». Каждый глас, в свою очередь, содер­жит в себе песнопения на всю седмицу, так что службы Окто­иха повторяются раз в восемь недель. Разделение церковного пения на гласы совершено было знаменитым песнопевцем греческой Церкви св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Ему припи­сывается и составление Октоиха, хотя надо заметить, что в составлении Октоиха принимали участие св. Митрофан, епископ Смирнский, св. Иосиф песнописец и другие.

Минея Месячная содержит в себе молитвы в честь святых на каждый день года и торжественный службы на праздни­ки Господни и Богородичны, приходящиеся на определенный день месяца. По числу 12 месяцев она разделяется на 12 отдельных книг.

Минея Общая заключает в себе песнопения общие цело­му лику святых, например, в честь пророков, апостолов, мучеников, преподобных и проч. Она употребляется при Богослужении в том случае, если какому-либо святому не соста­влено отдельной службы в Минее Месячной.

Минея Праздничная содержит в себе службы Великих Праздников, извлеченные из Минеи Месячной.

Триодь Постная содержит в себе молитвословия на дни Великаго Поста и на приготовительные недели к нему, начиная с недели Мытаря и Фарисея и до Пасхи. Слово «Триодь» греческое и означает трипеснец. Такое название эта книга и следующая за ней «Триодь Цветная» получили потому, что в них имеются неполные каноны, состоящие всего из трех песней (вместо обычных девяти песней канона).

Триодь Цветная заключает в себе песнопения со дня Св. Пасхи до недели Всех Святых (т. е. до 9-го Воскресения, счи­тая со дня Пасхи).

Ирмологий содержит в себе избранные из различных канонов песнопения, называемые ирмосами (ирмос есть началь­ное песнопение каждой песни канона).

Типикон или Устав содержит в себе подробное указаниe: в какие дни и часы, при каких Божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержашиеся в служебнике, часослове, октоихе и других богослужебных книгах.

ТИПИКОН

Церковный Устав (типикон) – книга, излагающая порядок совершения богослужения суточного круга (утреня, часы, литургия, вечерня, повечерие), седмичного (Октоих), месячного (Минеи), богослужений св. Четыредесятницы и св. Пятидесятницы, a также различные чины соединения этих служб при их совпаде­ниях.

Церковный Устав принят Церковью и действует в ней более тысячи лет.

Церковный Устав приобрел в Церкви силу закона. Церковь смотрит на Церковный Устав не как на обычное произведение человеческого ума, а как на книгу, обязательную для всех священнослужителей и православных христиан при совершении богослужения.

Церковный Устав - плод многовекового живого религиоз­ного опыта великих отцов, учителей и подвижников веры. Со страниц Устава веет и высоким аскетическим духом Великих пустынножителей Египта и Палестины и высоким богословствованием Отцов в период Вселенских Соборов.

Уметь пользоваться Церковным Уставом - это высокое искусство, которым должны овладевать священнослужители. К каждому богослужению необходимо готовиться и только тогда богослужение будет иметь действительно воспитательное религиозное воздействие в духе Православной Церкви. Надо помнить, что каждое богослужение су­точного круга, месячного и Триоди имеет свои характерные осо­бенности.

Полный Типикон явился как результат тех затруднений, которые оказались на практике при отправлении службы по разным книгам и вследствие совпадения суточного строя богослужения с его составом по Триоди, Минее и другим богослужебным книгам.

Книга, называемая теперь Типиконом (от греческого слова tupoj - образец), носит и другие названия, например: "Устав". По преданию, автором ныне действующего у нас Устава, так называемого Иерусалимского, принято считать св. Савву Освященного (V в.). Представителем другой формы Церковного Устава, является св. Феодор Студит (IX в.).

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОСТАВЛЕНИЯ УСТАВА.

В первые века христианства не было строго определенного и твердо установившегося порядка совершения богослужения. Почти каждая область имела в своих церквах особый устав цер­ковных служб, хотя в главном расположении и последовательности везде одинаковый, но в частностях немного отличавшийся от других уставов. Однако Церковь постоянно и повсюду принимала меры к полному объединению богослужебных последований. Пло­дом такого стремления был Церковный Устав, в первый раз начертанный св. Саввою Освященным.

Прп. Савва Освященный пред своею блаженною кончиною (552 г.) изложил этот Устав письменно и передал его братии. Вследствие постоянных сношений палестинских обителей и пастырей с Иерусалимом на богослужебный Устав св. Саввы оказывали влияния обычаи Иерусалимской Патриархии и обряды храма Воскресения, отчего палестинский Устав имел название "Иеру­салимского".

В VIII веке Устав Иерусалимский был дополнен трудами св. Иоанна Дамаскина и прп. Космы Маюмского. В IX веке иером. Марк, настоятель Лав­ры св. Саввы, впоследствии епископ Идрунтский, присовокупил к Уставу изъяснения, как отправлять богослужение при совпаде­нии, "встрече", двух или. трех праздников в один день, и как со­гласовать праздничные богослужения с воскресными и великопост­ными. Эти изъяснения называются "Марковы главы" и "Храмовые главы".

Кроме Устава Иерусалимского на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние другой Устав - Студийский. Своим происхождением этот Устав обязан прп. Феодору Студиту (826 г.), настоятелю Студийского монастыря, основанного в г. Константинополе. Студийский Устав был принят в Константинопольском Патриархате и в некоторых областях Ма­лой Азии. Из Константинополя он перешел на Афон, в Южную Ита­лию и был принят в монастырях русских со времени прп. Феодо­сия Печерского (около 1070 г.).

Особенности отличающие Студийский Устав от Иерусалимского, состоят в следующем:

1. во весь год по Студийскому Уставу не полагалось всенощного бдения, а в обычное время отправлялись вечерня, повечерие, полунощница и утреня;

2. на "Господи воззвах" число стихир было меньше, чем в Иерусалимском Уста­ве;

3. Великое славословие на утрене всегда читалось, а пе­лось оно только два раза в год, а именно: на утрене Великой субботы и на утрене Пасхи;

4. по Студийскому уставу Литургию Преждеосвященных Даров полагалось совершать в среду и пяток сырной седмицы и в Великую пятницу, тогда как по Иерусалимскому Уставу в эти дни не полагается никакой литургии, исключение составляют только великие праздники.

Впоследствии Устав Иеру­салимский получил более широкое распространение, чем Устав Студийский.

В Русской Церкви Студийский Устав был введен прп. Феодосием Печерским около 1070 г. в Киево-Печерской Лавре, от­куда он распространился и в другие монастыри.

В XV веке Иерусалимский Устав благодаря своей торжест­венности занял господствующее положение и распространился по всем Церквам и монастырям в Греции, землях южнославянских и на Руси.

Первое печатное издание Типикона в России было в 1610 го­ду при патриархе Гермогене. Но это издание было исправлено патриархом Филаретом. Из последующих изданий Устава важнейшее значение имеет Устав, изданный в 1682 г. при патриархе Иоакиме.

Следующее Издание Типикона было в 1695 г. при патриархе Адриане. В таком виде печатается Типикон без изменений и до настоящего времени.

СОДЕРЖАНИЕ ТИПИКОНА

(его состав)

По своему содержанию Типикон разделяется на два отдела, каждый отдел включает в себя 60 глав.

Первый отдел в свою очередь можно разделить на три части:

I часть - (1-46 гл.) - "Общая", содержащая общие указания о богослужении в воскресные (Тип. 1-8 гл.), седмичные (9-11) и субботние дни (12-15 гл.), указания о некоторых песнопениях (гл. 16-21), о священно­действиях (22-25), излагаются правила, как стоять в храме (26-31), указывается на образ жизни монашествующих (32-46).

II-я часть - (47-51) - "Частная" содержит в себе указания о "знамениях" (знаках) праздников и последования богослужений (указания) для всех дней в году как неподвижных, так и под­вижных.

III-я часть - (52-60) - "Дополнительная" содержит в себе:

1. указания на краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни одной и той же седмицы;

2. самые молитвословия, на которые в ней есть указания.

Второй отдел Типикона (60 глав) составляет так называе­мые "Храмовые главы", где указывается, каким образом должно совершать службу в храмовой праздник или святому при совпаде­нии с другими праздниками.

 

ЗНАКИ ТИПИКОНА.

 

 

СЛУЖБЫСУТОЧНОГО КРУГА.

Суточный круг – церковный день.

Несмотря на то, что суточный круг (церковный день) начинается 9 часом, на нем читаются тропарь и кондак предшествующего астрономического дня.

Вечернее Богослужение.

Вечерня бывает вседневная, малая и великая.

Вседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника с полелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только когда они случаются в сырную седмицу или в седмицы великого поста.

Малая вечерня (сокращенная вседневная) совершается только перед бдением, начинающимся великой вечерней.

Великая вечерня – это праздничная, совершается накануне праздника, а иногда и в самый праздник.

Если Всенощное бдение начинается не великой вечерни, а с великого повечерия, то перед ним не совершается ни малой вечерни, ни 9 часа.

Повечерие бывает малое и великое.

Малое совершается во все дни года, кроме седмичных дней Великого поста.

Великое совершается в седмичные дни Великого поста, во вторник и четверг сырной седмицы и в понедельник, вторник Страстной седмицы.

Утреннее Богослужение.

Включает в себя Полунощницу, Утреню и 1-й час.

Полунощница – это церковная служба, совершаемая в полночь или в любой час ночи до наступления утра.

Полунощница бывает Вседневная, Субботняя и Воскресная.

Полунощница не совершается, если служится Всенощное бдение.

 

Утреня бывает не праздничная (т.е. без полиелея и Великого славословия, когда оно читается, а не поется), Праздничная (с Полиелеем и/или с Великим славословием, когда оно поется) и Пасхальная (Совершается в самый день Пасхи и на Светлой седмице до субботы).

Служба 1 часа по времени соответствует 7- 9 часам утра, когда Иисус был приведен к Пилату и приговорен к смерти. В некоторое дни (Сочельник Рождества, Сочельник Крещения и Великая Пятница) 1 час к утрени не присоединяется, но читается вместе с 3, 6, и 9 часами – Царские часы.

Богослужение дневное.

Состоит из 3, 6, 9 часов, Изобразительных и/или Литургии.

На 3 часе вспоминается Суд Пилата и мучения Христа в притории, а также сошествие Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы.

На 6 часе вспоминается шествие Спасителя на Крестные страдания и Его смерть.

Часы бывают Великопостные, Великие (Царские), Пасхальные и Вседневные.

Великопостные часы совершаются в Среду и Пяток сырной седмицы, в седмичные дни Великого Поста, в Понедельник, Вторник и Среду Страстной Седмицы.

Царские совершаются в Великий Пяток и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления.

Пасхальные совершаются в течении всей Светлой Седмицы до Недели о Фоме.

Вседневные оправляются в остальные дни года.

Последование Изобразительных (Обедница – краткая церковная служба, напоминающая Божественную Литургию, но на ней не совершается Евхаристия) совершается в некоторые дни года, как вместе с полной Литургией, так и отдельно от нее.

 

Самая главная часть храма есть алтар ь. В алтаре соверша­ется священнослужителями Богослужение и находится самое свя­тое место во всем храме - святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значить возвышенный жертвенник.

Престолом называется особо освященный четырехугольный
стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею - белого, из полотна, и верхнею, - из более
дорогой материи, большею частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находится: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат, с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (Слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелко­вый плат, называющийся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие, это - слово Божье, учение Господа нашего Иисуса Христа.

Крест, это - меч Божий, которым Господь победил дьявола и смерть.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения боль­ных на дому.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест.

Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним местом; оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит дру­гой небольшой стол, украшенный также со всех сторон оде­ждою. Этот стол называется жертвенником. На нем приго­товляются дары для таинства причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми при­надлежностями к ним, а именно:

1. Св. Чаша, или потир, в который перед Литургией вли­вается вино с водою, прилагаемое потом, за Литургией, в Кровь Христову.

2. Дискос - небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной Литургии, для приложения его в Тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли и гроб Спасителя.

3. Звездица, состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных пocеpeдине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискос для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя.

4. Koпиe - нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копие, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.

5. Лжица - ложечка, употребляемая для причащения верующих.

6. Губка или плат — для вытирания сосудов.

 

 

 

Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами. Большой же покров, покрывающий чашу и дискос вместе, называется воздухом, знаменуя собою то воздушное пространство, в котором яви­лась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу).

Ко всем этим священным предметам никому нельзя при­касаться, кроме епископов, священников и диаконов.

На жертвеннике еще находятся ковш, в котором подается, в начале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.

В алтаре еще находится кадильница или кадило, употребляемое для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.

Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усерд­ной и благоговейной и легко бы возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном.

 

С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение.

Алтарь отделяется от средней части храма особою перего­родкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат, со сто­роны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богоро­дицы и четырех евангелистов: Матвея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спа­сителя, а налево от царских врат - икона Божьей Матери.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а на лево от иконы Божьей Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называют­ся еще дьяконскими вратами, так как через них чаще всего проходить диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются ико­ны особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем - иконы апостолов, в четвертом - иконы пророков, на самом же верху — всегда помещается крест.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает вперед, в среднюю часть храма. Это возвышение перед иконостасом называется солеею.

Середина солеи, против царских врат, называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектеньи и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и свя­тое Причастие. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.

У клиросов стоят хоругви, т. е. иконы на материи или ме­талле, прикрепленные к длинным древкам, в виде знамен. Их носят во время крестных ходов, как церковные знамена.

В храме имеется еще канун, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед кануном служатся панихиды, т. е. заупокойные Богослужения.

Перед иконами и аналоями стоять подсвечники, на кото­рые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты Богослужения.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям - праздникам и постам.

Из этих праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. с), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божьей Матери, которые называются двунадесятыми.

По времени празднования праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии со временем празднования Пасхи.

К непереходящим праздникам относятся:

1. Рождество Богородицы – 8 / 21 сентября;

2. Воздвижение Креста Господня – 14 / 27 сентября;

3. Введение во Храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября / 4 декабря;

4. Рождество Христово – 25 декабря / 7 января;

5. Крещение Господне – 6 / 19 января;

6. Сретение Господне – 2 / 15 февраля;

7. Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта / 7 апреля;

8. Преображение Господне – 6 / 19 августа;

9. Успение Пресвятой Богородицы – 15 / 28 августа.

К переходящим праздникам относятся:

1. Вход господень во Иерусалим – за неделю до Пасхи (воскресение);

2. Вознесение Господне – на сороковой день после Пасхи (всегда четверг);

3. День Святой Троицы – на пятидесятый день после Пасхи (воскресение).

Есть праздники и в честь великих святых.

К Великим праздникам относятся:

1. Усекновение главы Иоанна Предтечи – 29 августа / 11 сентября;

2. Рождество Иоанна Предтечи – 24 июня / 7 июля;

3. Покров пресвятой Богородицы – 1 / 14 октября;

4. Апостолов Петра и Павла – 29 июня / 12 августа;

5. Обрезание господне – 1 / 14 января.

По торжественности церковной службы, праздники делятся на великие, средние и малые.

Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится примени­тельно к празднику Пасхи.

Посты и постные дни.

В годовом круге богослужений Церковь установила четыре многодневных поста. По словам святых отцов пост есть мать целомудрия, училище благочестия. Утончая тело, пост призван облегчать наши души к принятию благодати Святого Духа.

Самым значимым среди постов является Великий пост. Он состоит из Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Начинается Великий пост за 7 недель до праздника Пасхи. Пост строгий. Вкушение рыбы разрешается только на вход Господень во Иерусалим и на Благовещение пресвятой богородицы, если оно не приходится на дни Страстной седмицы.

Следующим постом является Петров пост или апостольский. Начинается после Недели всех святых (через неделю после Троицы) и продолжается до праздника Свв. апп. Петра и Павла (29 июня / 12 июля). Пост не строгий, разрешается вкушение рыбной пищи.

За 2 недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы начинает



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: