Причины увлеченности субкультурными ценностями




Интерес к субкультурам зачастую возникает при определенной ситуации (психосоциальном состоянии) в жизни молодого человека:

1. Отсутствие полноценной традиционной социализации (например, неблагополучные отношения с родителями и/или сверстниками).

2. Резкие изменения в привычном укладе жизни (развод родителей, смерть кого-то из близких, переезд семьи, изменение статуса или материального положения).

3. Инфантилизм. Для них философия какой-либо субкультуры, ее ценности и образ жизни становятся спасением, уходом от реальности, пристанищем. Большая часть современной молодежи не хочет взрослеть и становиться взрослыми на социальном уровне, она боится ответственности, рутины, обязанностей. Представители неформальных групп хотят казаться взрослыми, но жить легкой и беззаботной жизнью. Частым решением является употребление каких-либо веществ (сигареты, алкоголь, наркотики), копирование внешнего поведения.

Благодаря вовлечению в группу возникает объединяющее чувство «мы», что повышает уровень психологической значимости каждого, дает некую гарантию (или ее иллюзию) независимости и защищенности от общества. Дополнительно субкультура позволяет молодому человеку лучше почувствовать и проявить самостоятельность своего «я». Наконец, она помогает думать о совободе от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой, в том числе православной.

Цель и задачи работы с представителями субкультур

Целью работы с представителями субкультур должно стать желание показать им полноту жизни в Церкви со Христом, а не желание переделать молодого человека и вытянуть из субкультуры (кроме деструктивных).

Задачи, которые способствуют достижению главной цели:

1. Непрерывное ведение просветительской информационной работы в социальных сетях.

2. Тематическое и методическое планирование встреч и бесед.

3. Проведение бесед священнослужителей с представителями субкультур как в храме, так и в местах встреч молодежи.

4. Привлечение молодежи в совместный досуг и мероприятия.

5. Привлечение молодежи к общественной жизни и социальному служению храма (дела милосердия, помощь на службах, участие в жизни причта и проч.).

6. Организация епархией фестивалей молодежных субкультурных практик.

7. Взаимодействие с подростковыми и семейными психологами и иными специалистами (педагогами, деятелями искусства и т.д.).

Начало работы

1. Систематический тщательный мониторинг региона (города, района) с целью изучения профиля молодежных субкультурных практик. Необходимо узнать и проанализировать, чем занимаются молодые люди, а также собрать информацию о том, чтó предлагает регион для проведения молодежного досуга и развития.

2. Сбор информации из открытых источников о лидерах субкультур, имеющихся в регионе (городе, районе).

3. Систематический поиск единомышленников в структурах власти, органах внутренних дел, среди профессионалов из академической среды, преподавателей университетов (психологов, социологов, культурологов) и налаживание с ними тесного плодотворного сотрудничества.

4. Повышение уровня коммуникации включает приобретение знаний в области классической риторики, техник проведения диспутов, приемов убеждения. Для эффективной работы необходимо уметь предвосхищать вопросы собеседников и быть готовым к тому, что эти вопросы могут затрагивать самые разные сферы жизни. Важно постоянно расширять свои знания о жизни молодых людей, их интересах, в т.ч. знать популярные аккаунты в социальных сетях, видеоканалы и проч.

5. Специальные знания. Священник должен использовать в своей работе компетенции катехизатора, педагога, миссионера и социального работника. Для успешного осуществления такой деятельности, кроме хороших богословских знаний, требуются специальные знания по возрастной психологии, по социологии в целом и по социологии религии в частности, по культурологии. Чтобы иметь достаточный уровень компетентности в означенных областях, священнику необходимо регулярно проходить курсы повышения квалификации в светских вузах, принимать участие в конференциях и форумах различного уровня. Такому священнику также необходимо иметь опыт публичных выступлений. При этом необходимо соблюдать границы компетентности, не выдавая себя за эксперта в малоизвестной области знания.

6. Открытие телефона доверия или проведение «Дня доверия», когда разговор ведет священник с психологическим или педагогическим образованием, и у молодого человека есть возможность поделиться трудной ситуацией, поговорить на любую тему. Существует практика, когда в церковном доме причта открывается приемный день специалиста. Необходимо сделать максимально широкое оповещение о запуске подобного проекта, вывесить постоянное расписание, где назначить определенный день и время для встреч.

7. Также необходимо принять во внимание, что работа с молодежью в целом должна носить комплексный характер. Неприемлемо ограничить эту работу каким-то одним направлением. В данной работе должны соединяться разные виды деятельности: миссионерская, информационная, социальная и др. Этому способствует вовлечение в работу с молодежью соответствующих профильных отделов епархии, благочиний, а также ответственных на приходах.

Практически все субкультуры так или иначе связаны со следованием определенным авторитетам (музыкантам, идеологам уголовной «романтики», националистических организаций и проч.), каким-либо придуманным образам (из мира фэнтези, аниме), отрицающим традиционные общественные нормы (панки, хиппи, готы и др.), т.е. в конечном итоге — кумирам, что противоречит одной из важнейших Божиих заповедей, даже если речь идет о наиболее «безобидных» субкультурах. Определить субкультурную идентичность в большинстве случаев можно по внешнему виду — стилю одежды и поведения, специальной атрибутике, определенной интонации, самоназванию, музыкальным, литературным, политическим предпочтениям и т.п.

В любом случае рекомендуем действовать с рассуждением, помня о Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в частности о п. 5, ст. 3, гл. 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: