Работа на территории храма




Если с запросом о принадлежности ребенка к субкультуре обратились родители, необходимо тактично выяснить реальную мотивацию их обращения, в том числе обстоятельства жизни и воспитания ребенка. Обязательно правильно сориентировать непременно обоих родителей, что делать можно, а что нельзя:

1. Не пытаться завести «ребенка» в православный храм, «невольник не богомольник». Категорически запретить родителям спорить на религиозные темы, т.к. все, что они могли сказать своему ребенку, они уже сказали, и не по одному разу. Конфликт с родителями может поддерживаться субкультурным сообществом с целью отдалить от семьи, подменить собой семью. Сам факт принадлежности молодого человека группе вынуждает родителей идти на конфликт, даже при наличии практикуемых группой добродетелей (отказ от алкоголя, секса, наркотиков, любовь к чтению, спорту). Если молодым человеком руководит желание обрести индивидуальность и право на собственное мнение, то его решением также станет открытый конфликт. Продолжительные споры еще больше разделяют детей и родителей.

Для разрешения ситуации должен найтись человек со стороны, который поговорил бы с молодым человеком. «Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мк. 6:4), но «язык мудрых — врачует» (Притч.12:18). Вернувшись домой, родителям следует сказать: «Мы были в православном храме, говорили с православными миссионерами, и нам сказали — нельзя спорить с тобой, как это было, но надо с любовью относиться. Есть свобода совести, вероисповедания, ты уже взрослый». Это поменяет восприятие православия в сознании молодого человека, против которого его могли настроить не только семье, но и в субкультурном сообществе как против господствующей религиозной традиции, канонической Церкви.

2. После этого необходимо поддерживать отношения родителей с детьми, сведя их к чисто бытовым началам: «любит пельмени — готовьте пельмени».

3. Через две-три недели попросить ребенка сходить в православный храм со словами «сделай это для нас, нам хотелось бы, чтобы ты сравнил одно с другим, а если ты сделаешь, и мы сходим к тебе, посмотрим как у вас там, как проводите мероприятия».

4. Молодой человек может прийти в храм, исполняя просьбу родителей или самостоятельно по своим мотивам.

Встреча. В общем случае настоятелю нужно работать с церковной общиной, чтобы они доброжелательно, с пониманием и христианской любовью смотрели на приходящих в храм молодых людей, даже если их внешний вид и поведение не отвечают общепринятым нормам православной традиции. Важно показать молодежи, что Церковь — это не закрытая организация, а открытая община. При этом важно быть внимательными к тому, чтобы сохранялось благоговейное отношение к сакральному пространству и святыням храма, к которым призвать отнестись с уважением даже при разнице во взглядах.

Православие для многих представляется не благовестием о «Царствии Божием, пришедшем в силе» (Мк. 9:1), а традицией и обрядами. Подчас молодой человек, выросший в неверующей (а порой агрессивно настроенной к Православию) среде, воспринимает истины христианства, его вероучение и эталоны нравственности как устаревшие и усложняющие жизнь. С другой стороны, не исключено, что молодой человек, будучи вовлеченным в субкультуру, окажется вчерашним учеником воскресной школы или ребенком из воцерковленной семьи.

В первую очередь определить его настроенность: фанатичен ли пришедший или нет. Если молодой человек адекватен, то предлагается следующий метод: признать его желание к переменам и направить это желание в правильное русло.

Для начала целесообразно предложить молодому человеку высказать свою позицию, рассказать о себе. Работа с представителями субкультур — это всегда диалог, когда высказываются обе стороны. Иногда для начала общения стоит попросить рассказать о ценностях своей группы, о правилах жизни в ней. Это позволит найти точки соприкосновения, слабые места в аргументации, мнимые противоречия. Священнику необходимо уметь слушать и слышать то, о чем рассказывают молодые люди, серьезно относиться к их взглядам. Важно во время разговора подмечать, что некоторые их воззрения в чем-то ошибочны, а на другие в Православии есть более глубокий ответ. Взять любую тему и обсудить с Библией в руках. Потом можно предложить собеседнику ответить на вопрос: «А что потом? что будет дальше в твоей жизни?» И уже здесь во время его размышлений и ответа показать, к чему приведет дальнейшее следование выбранной им субкультурной идеологии. Молодые люди обнаруживают в себе новые чувства, новые переживания, новые настроения, и священник должен помочь им разобраться с тем, что с ними происходит.

Когда же мы говорим о тех переменах, которые молодой человек может пережить в Церкви, это его заинтересовывает. Перемены со Христом и в Церкви ни с чем не сравнимы, это «новое рождение» и новая жизнь для молодого человека. При встрече с Никодимом, Христос говорит «рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6) и «должно вам родиться свыше» (Ин. 3:7). Передача опыта богообщения должна производиться грамотным образом, имея своим основанием Священное Писание и Предание Православной Церкви.

Для молодежи важны вдохновляющие примеры, живые и понятные, которым можно и хочется подражать. Можно рассказать о личности молодого апостола Тимофея, руководимого апостолом Павлом. Наставления к нему — наставления к молодым лидерам сегодняшних дней. Поэтому мы рекомендуем к прочтению и разбору с молодым человеком именно Послание к Тимофею. Среди учеников Христа был апостол Симон Зилот. Значение слова «зилот» на современном языке — скинхед, националист. Упоминание прошлого этого человека уже после принятия апостольства — это надежда для всех приверженцев субкультур о том, что можно стать учеником Христа. Если вспомнить мытаря Матфея, то до встречи со Христом Симон Зилот убил бы его как споспешника римских оккупантов. Но во Иисусе Христе даже такие крайности могут ужиться, как Симон и Матфей, импульсивный апостол Петр и мистически настроенный Иоанн Богослов.

Если речь идет о крещеных людях, священник может более подробно расспросить об этом молодого человека, поинтересоваться, когда и по чьей инициативе он был крещен, знает ли, в честь какого святого.

Священник должен помнить, что перед ним — человек, которого Бог очень любит, и сейчас Он устроил с ним встречу. Священник в этом человеке должен увидеть своего брата или сестру (сына или дочь) и разговор выстроить в этом русле. Для этого нужно иметь большое сердце, открытое для каждого приходящего к нам и к Тому, к Кому идем мы сами. При взаимном согласии между священником и молодым человеком устанавливаются наставнические отношения, основанные на уважении и доверии. В любом случае важно, чтобы о молодежи постоянно шла молитва, возможно, был составлен особый синодик о здравии молодых людей, с которыми ведется работа.

Если же молодой человек оказался фанатиком — спросить: «а тебе разрешил твой лидер приходить в храм, беседовать со священником?»«Нет, мне родители сказали». Тогда: «раз тебя не отпустили, нам тогда не о чем разговаривать. Нам бы только пообщаться с твоими наставниками, для нас это очень интересно. Одно дело — то, что мы знаем из интернета, другое — живое общение». Когда молодой человек свяжется со своей группой, он расскажет о том, что произошло. Сообщество поймет, что в православном храме его не переделывали, «мозги не промывали, даже наоборот — не стали беседовать без одобрения и даже интересуются сами, что о них почитать, и предложили прийти пообщаться».

5. У приверженцев субкультур завышенное восприятие своих лидеров, как и у лидеров — завышенная самооценка, и они слишком легкомысленно могут согласиться на подобные встречи. Если встреча с лидером субкультуры или с группой людей в присутствии молодого человека состоится, то она должна стать диспутом, разговором на равных в надежде на сокрушительную победу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: