Игры на развитие воображения




Игры для развития речи

Составь предложение

Предложите ребенку составить предложение из данных вами слов. На первых занятиях количество слов не должно быть больше трех, например, «берег, дом, белый» — «На берегу реки стоит дом с белой крышей» или «Зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т.п. Поясните ребенку, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончания.

Один - много

Бросая ребенку мяч, называйте любой предмет в единственном числе. Ребенок возвращает мяч, называя форму множественного числа, например, дерево — деревья, сапог — сапоги и т.п.

Отгадай по описанию

Предложите ребенку отгадать предмет, который вы загадали по описанию его признаков, например, круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли — мяч. Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый — арбуз и т.п. Попросите ребенка загадать и описать свой предмет.

Отгадай по действию

Как и в предыдущей игре, вы загадываете что-либо, но описываете не признаки, а действия, которые производит объект, например: «Ездит по дороге, перевозит пассажиров, останавливается на остановках, заправляется бензином» (автобус). «Работает в больнице или в поликлинике, лечит больных, носит белый халат» (врач) и т.п. Поменяйтесь ролями — ребенок загадывает и описывает, вы отгадываете.

Противоположности

Предложите ребенку поочередно придумывать пары слов - противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек в конце игры. В первой части игры составляются пары — имена существительные, затем — прилагательные, глаголы и наречия (огонь - вода, умный — глупый, закрыть — открыть, высоко — низко).

 

Это правда или нет?

•Находить неточности в тексте стихотворения.

Взрослый читает стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?», предварительно сказав детям, что они должны слушать внимательно, чтобы заметить, чего на свете не бывает.

 

Теплая весна сейчас, Поздней осенью медведь

Виноград созрел у нас. Любит в речке посидеть.

Конь рогатый на лугу. А зимой среди ветвей

Летом прыгает в снегу «Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ—это правда или нет?

Дети должны назвать все нелепицы и изменить текст так, чтобы стало правильно.

 

Какое слово заблудилось?

•Подбирать точные по смыслу слова.

Взрослый читает стихотворение. Дети должны заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук с длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель перед сном.

Жучка будку не доела. Неохота. Надоело.

Забодал меня котел, На него я очень зол.

 

Загадка

•Выделять признаки предметов, придумывать загадки, ис­пользуя образные слова и выражения.

У каждого игрока на столе картинка, перевернутая изобра­жением вниз.

Задание: придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выиграет тот, кто придумает самые интересные загадки, подберет сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки.

 

Подумай и ответь

Предложите ребенку закончить ваши предложения:

Если мальчик старше девочки, то девочка... (младше мальчика).

Если стол выше стула, то стул... (ниже)

Если река уже моря, то море...

Если велосипед едет медленнее машины, то машина едет...

Если червяк короче удава, то удав...

Добавь слово

Предложите ребенку найти закономерность и продолжить ряд слов:

зима, весна, лето,...

январь, февраль, март,...

утро, день, вечер,...

понедельник, вторник, среда,...

десять, девять, восемь,...

один, два, три,...

десять, двадцать, тридцать,...

 

Ознакомление с окружающим

Я загадала...

Загадайте какое – либо животное, явление и т.д.. Предложите ребенку посредством уточняющих вопросов выяснить название объекта.

— Оно летает?

— Да.

— У него есть крылья?

— да.

— Оно высоко летает?

— Нет.

— оно жужжит?

— да.

И т.д.

Вершки и корешки

Вспомните русскую народную сказку «Вершки и корешки». Предложите ребенку поиграть: вы называете овощи, плоды которых находятся в земле, малыш — овощи с надземными плодами. Например:

— Картофель.

— Огурец.

— Репа.

— Помидор.

— Свекла.

— Капуста и т.д.

 

Пищевые цепочки

Поговорите с ребенком о взаимоотношениях в живой природе. Рассмотрите категорию «хищник — жертва». Объясните функции и назначение тех и других. Предложите составить пищевые цепочки, имеющие место в природе:

Луг, поле:

растения — гусеница — птица;

злаки — грызуны — змеи, хищные птицы;

трава — насекомые — птицы;

травы, цветы — шмель, пчела.

Водоемы:

комар - лягушка - цапля;

червяк — рыба — чайка;

ряска ~ малёк — хищная рыба.

Лес:

растения — гусеница — птицы;

растения — грызун — хищные птицы;

растения — заяц — лиса, волк;

грибы — белки — куницы;

лесные злаки — лось — медведь, волк.

Небо. Земля. Вода

Цель. Закреплять знания детей о среде обитания живых существ; о приспособленности животных к среде обитания. Выяснить причины, по которым они не могут проживать в других условиях, средах.

Материал. Большая дидактическая картина, разделенная на четыре части: на одной части изображено небо, на другой —земля, на третьей—вода, на четвертой помещены карточки с изображением людей, зверей, птиц, рыб, земноводных.

Задание. Расположить то или иное живое существо на соответствующей части дидактической картины, рассказать о выбранных представителях.

Правила

1. За правильно и быстро выполненные действия команде начисляются баллы:

— быстро собралась и определила командира—1 балл;

— быстро, правильно и аккуратно выполнила задания —2 балла;

— правильно составила рассказ —5 баллов.

2. Играть, строго соблюдая очередь.

3. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем.

Алгоритм проведения

1. Получив свое «поле ответственности» (небо, воду или землю), участники по очереди подходят к картине, выбирают карточку с изображением только одного представителя соответствующей среды и кладут ее на поле картины.

2. По завершении работы игроки готовят рассказы о выбранных ими представителях «их» среды, о приспособленности именно к этим условиям, о возможности или невозможности временного пребывания в другой среде (от каждой команды выступает командир).

3. В конце игры подводится итог.

“Кто чем занимается”.

Цель. Закрепить названия действий, совершаемых

людьми разных профессий.

Ход игры. Дети берут картинку с изображением

человека определенной профессии и говорят, чем он

занимается.

Повар... (варит еду), врач... (лечит людей), учитель... (учит детей), строитель... (строит дома), художник... (рисует картины), пианист...(играет на пианино), писатель...(пишет книги), портниха...(шьет одежду), прачка...(стирает одежду), уборщица...(моет полы), продавец...(продает товар), фотограф...(фотографирует людей), воспитательница...(воспитывает детей), ткачиха...(ткет ткани), машинист...(ведет поезд), контролер...(проверяет билеты), машинистка...(печатает на машинке) и т.д.

«Едем на работу»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве комнаты, находить свое место в соответствии со зрительными ориентирами - картинками с изображением профессиональных символов. Развивать внимание, память в процессе данной игры.

Игровые действия: движение по комнате (изображается поездка на машине) и нахождение стула или места с соответствующей профессиональной символикой (картинкой).

Оборудование игры: на столе у педагога разложены «рули» (круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий), в разных местах комнаты стоят стулья, на них лежат картинки, изображающие инструменты.

Ход игры: мама приглашает детей к своему столу, каждый может выбрать себе профессию, взять руль и поехать на работу, для этого нужно внимательно смотреть на стулья и выбирать картинку с инструментом, подходящим для этой работы. Игра проводится несколько раз, педагог перекладывает картинки на стульях, дети должны снова найти свое место. Затем дети меняются рулями (профессиями), и игра повторяется.

ФЭМП

Засели аквариум

Приготовьте дидактический материал: вырежьте из картона 15 рыбок и 5 прямоугольников-аквариумов. На каждом прямоугольнике запишите несложные примеры (1+2; 3+4 и т.д.), такое количество рыб необходимо заселить в данный аквариум. Попросите ребенка записывать общее количество рыб в каждом аквариуме.

Почтальон

Вместе с ребенком нарисуйте 10 домов, попросите малыша пронумеровать их. Заранее вырежьте 10 прямоугольников (письма), на каждом письме написано арифметическое действие. Решив пример, юный почтальон узнает номер дома и доставит письмо по адресу. Например, ребенок берет «конверт» с надписью 5-3, произведя подсчеты, малыш кладет письмо рядом с домом № 2 и т.п.

Загадай число

Предложите ребенку отгадать, какое число вы задумали: «Если к этому числу прибавить 3, то получится 5» или: «Число, которое я загадала, больше пяти, но меньше семи». Меняйтесь ролями: малыш загадывает число, а вы стараетесь отгадать его.

Разложи цифры

Подготовьте карточки с цифрами от 1 до 15, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку выложить карточки в порядке возрастания чисел, затем, в порядке убывания. Выбирайте и другие варианты раскладывания, например: «Разложи, пожалуйста, карточки, пропуская каждое второе (третье) число».

Превращение чисел

Предложите ребенку поиграть в волшебников, которые превращают несколько чисел в одно. «Как ты думаешь, в какое число могут превратиться цифры 3 и 2?». Используя наглядный материал (счетные палочки), прибавьте три к двум, затем отнимите два от трех. Запишите полученные результаты в виде примеров. Попросите малыша стать волшебником и с помощью волшебных палочек превращать одни числа в другие.

Игры, обучающие чтению

Ищем звук

Предложите ребенку прослушать перечисляемые вами слова. При произнесении слова с заранее обговоренным звуком малыш должен хлопнуть в ладоши и сказать, в какой части (начало, середина, конец) находится звук. На первых занятиях слова проговариваются в замедленном темпе с акцентированием на нужном слове. Если ребенок затрудняется определить местонахождение звука, запишите слово, подчеркнув искомый звук. Попросите малыша выделить звук интонацией. В дальнейшем, по мере адаптации ребенка, темп игры ускоряется, возможны включения слов с двойным повторением одного звука.

Зашифрованная азбука

Выберите несколько наиболее часто встречающихся в словах букв алфавита, каждой из них присвойте номерной знак. Например:

Покажите ребенку, как можно записывать слова, заменяя буквы цифрами: 9 2 10 (дом), 5 6 8 1 (сила) и т.п. Пронумеруйте все буквы алфавита. Предложите малышу поиграть в разведчиков, посылая друг другу зашифрованные послания.

Разведчики

Покажите ребенку еще один способ шифра — по первым буквам строк:

Я щерица живет в пустыне.

Ж ивотные могут быть дикими и домашними.

Д екабрь - зимний месяц.

У тром мы завтракаем.

Т емная туча заслонила солнце.

Е сли снег растаял, значит, наступила весна.

Б ревно — это спиленное дерево.

Я года малина созревает летом.

Из первых букв каждой строки получилось: Я жду тебя. Фантазируйте вместе с ребенком. Зашифровывайте различные просьбы, задания, пожелания. В игре развивается фонематический слух, логическое мышление, речевые навыки.

Отгадай слово

Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали. Отгадывать малыш должен, опираясь на подсказку: вы пишете одной строкой несколько слов, в которых повторяется первая буква загаданного слова. Например, задумано слово ДОМ. Подсказка:

Д орога, во д а, горо д.

Вторая строка — следующая буква:

С о н, о дежда, письм о.

И последняя -

М ост, зи м а, альбо м.

В дальнейшем загадывайте слова с большим количеством букв. Просите ребенка посчитать буквы в слове по количеству строк. Можно пропускать буквы, проставляя многоточие вместо подсказки, например, слово ВЕСНА. Ветер, свет, плов.

Ель, белый, кафе.

………………

Ночь, огонь, клен.

Азбука, врач, кошка.

Усложняя задание, подсказку можно не записывать, а произносить. Предложите ребенку потренироваться в составлении подсказок.

Игры на развитие воображения

Космическое путешествие

Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами. Мягко направляйте действия ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т.п. Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Необитаемый остров

Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки. Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт. Рассматривайте самые необычные версии, например: «Дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который можно использовать вместо постели и т.п.». Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят. Как можно выбраться с острова. Играя, ребенок учится фантазировать, создавать модели различных ситуаций и искать пути решения проблем.

Когда я был...

Вы начинаете фразу — ребенок должен ее продолжить. Суть игры состоит в том, что ваши фразы описывают нестандартные ситуации, например: «Когда я был маленьким, как муравей...... Малыш должен придумать, что же с ним происходило: «... я дружил с божьей коровкой» или: «я пил росу с листьев деревьев». «Когда я был высоким, как жираф...» — «...я доставал звезды с неба», «видел, что происходит в другом городе» и т.д.

Что ты можешь сказать?

Выберите какой-либо объект и предложите ребенку составить подробный рассказ об этом предмете, по очереди описывая то или иное его свойство. Проигрывает тот, чья фантазия иссякла. Например: дерево.

— Оно растет.

— На дереве есть ветви и листья.

— У дерева есть корни.

— Осенью с дерева облетают листья.

— В дереве можно сделать дупло.

— На дерево садятся птицы.

— Дерево можно спилить или срубить.

— Под деревом — тень.

— Дерево может притянуть молнию.

— Весной на дереве набухают почки.

— Птицы на дереве вьют гнездо и т.д.

Придумай слово

Предложите ребенку придумать слово, которого нет в русском языке и объяснить, что оно обозначает. Приведите в пример ставшую знаменитой фразу русского ученого — академика Льва Владимировича Щербы: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Подумайте, о ком может идти речь в этом предложении. Потренируйтесь в составлении рассказов, состоящих из таких фраз. Обратите внимание ребенка на то, что, несмотря на использование в предложении несуществующих слов, смысл его вполне понятен. Приведите пример, подобрав слова, известные малышу: злая собака сильно укусила козла, и гоняет козленка и т.п.

Что было бы, если...

Предложите ребенку подумать, что могло бы произойти в случае той или иной нестандартной ситуации:

— Что было бы, если бы всегда было утро?

— Никогда не было дождя?

— Все дома были бы одноэтажными.

— Все животные были бы хищниками. И т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: