Мы ходили в зоопарк
Эту игру можно проводить с группой детей. Первый игрок: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра». Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона». Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.
Посмотри и запомни
На листе бумаги в разных местах нарисуйте или наклейте изображения животных. Покажите лист ребенку на 10 секунд. После этого уберите рисунки и предложите малышу воспроизвести их схематично на другом листе бумаги. Обратите внимание ребенка на то, что все животные должны находиться на своих местах.
Послушай и запомни
Подберите 5 пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна, постель - диван. Предложите ребенку прослушать их 2 раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово. Усложняя задание, увеличивайте количество пар.
Вспомни, как было
Кукла Лена села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности. Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая, малыш комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради и т.д.».
Запомни и нарисуй
Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша воспроизвести то, что он видел на бумаге.
|
Другой вариант игры: покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не хватало на картинке, например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и нарисовать колесо на отдельном листе бумаги.
Я тоже
Расскажите ребенку какую-нибудь историю. В определенных местах рассказа делайте паузу и хлопайте в ладоши. По этому сигналу малыш должен вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае ребенок должен промолчать.
Пример рассказа:
— Однажды девочка Лена пошла на речку.
— Я тоже.
— По дороге она встретила собаку и позвала ее с собой.
— Я тоже.
— Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом.
…
— Подошли они к реке.
— Я тоже.
— Вдруг темная туча заслонила солнце.
…
— загремел гром.
— Застучали капли дождя.
…
— Девочка спряталась под тентом.
— Я тоже.
— А собака залезла в кусты.
— Я тоже.
— Вскоре дождь кончился.
…
— Девочка искупалась в реке.
— Я тоже.
— Подозвала собаку.
— Я тоже.
— И они побежали домой.
— Я тоже.
Кольца
Нарисуйте несколько рядов колец с разрывами в разных местах. Предложите ребенку найти и зачеркнуть кольца с разрывами в определенном месте, например: «Зачеркни, пожалуйста, кольца с разрывом справа красным карандашом, а кольца с разрывом внизу — синим».
Раскрась овощи
Нарисуйте контуры разных овощей (фруктов, цветов, животных). Предложите ребенку раскрасить все овощи в соответствии с восстановленными в памяти оригиналами.
|
Повтори, что запомнил
Произнесите несколько несложных фраз, например:
Весной распускаются листья.
Утром мы завтракаем.
В соседнем доме пять этажей.
Вчера шел дождь.
Попросите ребенка повторить фразы, которые он запомнил. Предложите поменяться ролями — малыш придумывает фразы, вы пытаетесь их повторить. При этом вы делаете вид, что не помните некоторые предложения, побуждая ребенка подсказать вам их.
Первые уроки физики
Свечной завод
Подготовьте необходимый материал: огарки свечей, нитки, посуду для нагревания воска. Поместив огарки в огнеупорную емкость, расплавьте их, нагревая на слабом огне. При плавке воска будьте очень внимательны, во избежание травматизма не позволяйте ребенку брать посуду с горячей массой. После того, как воск немного остынет, но не потеряет своей пластичности, распределите его ровным слоем на небольших прямоугольных листах бумаги, положите нитку-фитиль и закатайте «рулетом» — свеча готова. Для придания оригинальной формы мягкий воск с ниткой посередине можно поместить в любой сосуд, будь то фужер с замысловатыми изгибами или формочка для игр в песке. Обратите внимание ребенка на то, как при нагревании воск переходит из твердого состояния в жидкое.
Волшебный фонарь
Для игры вам потребуются: пластиковые стаканы, красители (краски), свеча.
Предложите ребенку «раскрасить» воду, добавив в нее красители. Распределите ее по стаканам и поместите их в морозильную камеру. Достаньте стаканы после того, как толщина льда на его стенках достигнет трех-четырех сантиметров. Аккуратно выдолбите в центре отверстие, слейте незамерзшую воду. Извлеките ледяные «стаканы» из форм, переверните и проделайте еще одно небольшое отверстие на дне. Полученные фигуры поставьте в морозильник для окончательной заморозки. Возьмите небольшие блюдца, закрепите в центре каждого маленькую свечу, зажгите и накройте ледяными «стаканами», перевернув их вверх дном. В процессе подготовки фиксируйте внимание ребенка на том, что под воздействием низких температур вода превращается в лед, процесс замерзания идет от краев сосуда к центру. Проделывая отверстие в днище ледяного каркаса, объясните, что для равномерного и длительного горения необходим доступ кислорода, который быстро сгорит внутри сосуда без дополнительных отверстий.
|
Крэке! Пэкс! Фэкс!
Достаньте кусочек льда из формочки. Предложите ребенку стать волшебником — достать лед из стакана с водой, используя простую нитку. После безуспешных попыток малыша завязать нитку вокруг ледяного бруска, поделитесь собственным опытом: положите нитку на лед и посыпьте солью. Через некоторое время, сопровождая свои действия волшебными словами «Крэке! Пэкс! Фэкс!», вытягивайте нитку вместе с кусочком льда. Раскройте секрет фокуса: соль растапливает лед и нитка «прилипает» к подтаявшему кусочку.
Игры с магнитом
Покажите ребенку магнит, расскажите о его свойствах, наглядно продемонстрируйте способность магнита притягивать металлические предметы. Тестирование окружающих предметов на «притягивается — не притягивается» может стать любимым занятием малыша на весьма продолжительное время. Покажите ребенку «магнитный театр», положите на лист бумаги или пластиковую тарелку скрепку или другой легкий металлический предмет и предложите подвинуть его, не дотрагиваясь. После того, как малыш выскажет свои предположения, проведите магнитом по обратной стороне листа — движение скрепки но листу без видимых механических воздействий будет воспринято ребенком, как настоящее чудо. Предложите крохе действовать самостоятельно.
Из чего сделано?
Предложите ребенку стать «магнитом»: вы показываете ему картинки с изображением каких-либо предметов, а он решает, притягивать их или нет, то есть, малыш должен отобрать все металлические предметы.
Препятствие
Предложите ребенку провести опыт: накройте скрепку или другой металлический предмет тканью, поднесите магнит. Ткань не дает предмету притянуться к магниту. Замените ткань листом бумаги. А теперь? Дайте ребенку возможность экспериментировать, создавая препятствия из различных материалов. В конце игры обобщите полученные сведения.
Радуга на стене
Для игры вам потребуется: таз с водой, зеркало. Дождитесь солнечного дня, поставьте емкость с водой таким образом, чтобы на нее падали солнечные лучи. Зеркало установите под углом 25°. «Поймайте» зеркалом солнечный луч. В результате преломления и отражения луча от зеркала на стене появится радуга. Продемонстрировать ребенку радугу в домашних условиях можно, поставив на белый лист бумаги хрустальный фужер. При этом солнечный луч должен падать непосредственно на сосуд. Поясните малышу, что радуга в небе — это тоже результат преломления солнечных лучей, возникающее после дождя.
Раскрась цветок
Проведите опыт: возьмите срезанный цветок, для большей наглядности используйте цветы с белыми лепестками (нарцисс, лилия, гвоздика). Поместите его в воду, размешанную с красителем. Через несколько часов вы сможете любоваться цветком, который приобретет цвет красителя, добавленного в воду. Поясните ребенку, что вода, которую «пьет» цветок поднимается по стеблю до самого бутона.