Генеральная Ассамблея ООН




 

Все государства - члены Организации Объединенных Наций представлены (каждое одним голосом) в Генеральной Ассамблее - своего рода «всемирном парламенте». Именно здесь рассматриваются все наиболее острые мировые проблемы; все страны могут выразить свои мнения и достичь понимания относительно того, как им следует действовать. При этом все члены имеют одни и те же права и привилегии, равно как одни и те же обязанности и обязательства. Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом.

Генеральная Ассамблея в соответствии с гл. IV Устава ООН наделена рядом важных функций, прежде всего в рассмотрении таких основных вопросов, как укрепление международного мира, смягчение международной напряженности, сокращение вооружения и разоружение.

Генеральная Ассамблея обычно проводит ежегодные сессии, которые начинаются в третий вторник сентября. В начале каждой очередной сессии Ассамблея избирает нового председателя, 21 заместителя председателя и председателей шести главных комитетов Ассамблеи: Первого комитета по вопросам разоружения и международной безопасности, Второго комитета по экономическим и финансовым вопросам, Третьего комитета по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры, Четвертого комитета по специальным политическим вопросам и проблемам деколонизации, Пятого комитета по административным и бюджетным вопросам, Шестого комитета по правовым вопросам.

Чтобы обеспечить справедливое географическое представительство, пост Председателя Ассамблеи поочередно на год занимают представители пяти групп государств: африканских, азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских и Карибского бассейна, западноевропейских и других государств.

Генеральный секретарь ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии сообщает членам ООН предварительную повестку дня.

В начале каждой очередной сессии Ассамблея проводит общие прения, где часто выступают главы государств и правительств по широкому кругу международных вопросов, государства-члены выражают свои мнения. Далее большинство вопросов обсуждается в шести комитетах.

Ассамблея может собираться на специальные сессии по требованию или Совета Безопасности, или большинства членов Организации Объединенных Наций, или одного члена Организации при согласии большинства других. Чрезвычайные специальные сессии могут быть созваны в течение 24 часов с момента поступления указанного требования.

Очередные ежегодные сессии Ассамблеи проводятся в период с сентября по декабрь. При необходимости Ассамблея может продолжить свою работу на возобновленной сессии или проводить специальные или чрезвычайные сессии по вопросам, вызывающим особую озабоченность. В период между сессиями Ассамблеи ее работа продолжается в шести главных комитетах, других вспомогательных органах и Секретариате Организации Объединенных Наций.

Каждое государство - член ООН располагает в Генеральной Ассамблее одним голосом. Решения по таким важным вопросам, как вопросы мира и безопасности, прием новых членов и проблемы бюджета, требуют большинства в 2/3 голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

Решения Генеральной Ассамблеи не имеют обязательной юридической силы для государств-членов, но голосование отражает мнения и суждения авторитетного сообщества, мирового общественного мнения.

В последние годы предпринимаются особые усилия, направленные на то, чтобы решения Ассамблеи принимались на основе консенсуса, а не официального голосования.

В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, которые имеют своих постоянных наблюдателей при ООН (Швейцария, Ватикан), а также наблюдатели и представители ряда международных организаций (Лига арабских государств, Европейский Союз и др.).

В соответствии с Уставом Генеральная Ассамблея имеет следующие функции и полномочия:

* рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и вырабатывать рекомендации в отношении этих принципов; 0 обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и вырабатывать по ним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности; 0 обсуждать и за тем же исключением вырабатывать рекомендации по любым вопросам в пределах Устава или по вопросам, касающимся полномочий и функций любого органа Организации Объединенных Наций; 0 организовывать исследования и вырабатывать рекомендации в целях: содействия международному сотрудничеству в политической области, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод для всех и содействия международному сотрудничеству в экономической и социальной областях, а также в области культуры, образования и здравоохранения; 0 рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации, которая могла бы нанести ущерб дружественным отношениям между нациями;

* получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций; 0 рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных

Наций и определять размеры взносов отдельных членов; 0 избирать непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и социального совета и подлежащих избранию членов Совета по опеке;

* совместно с Советом Безопасности участвовать в избрании судей Международного Суда и по рекомендации Совета Безопасности назначать Генерального секретаря.

Некоторые вопросы рассматриваются только на пленарных заседаниях, а не в одном из главных комитетов. Все вопросы голосуются по резолюциям на пленарных заседаниях, обычно к концу очередной сессии, после того как комитеты завершат их рассмотрение и представят проекты резолюций на пленарные заседания.

В комитетах проекты резолюций принимаются простым большинством голосов. На пленарных заседаниях резолюции могут приниматься простым одобрением, без возражений и без голосования или же путем заносимого в протокол либо поименного голосования.

Решения Генеральной Ассамблеи не имеют обязательной юридической силы, а носят рекомендательный характер для правительств. За принятыми решениями в виде резолюций, постановлений, обращений стоит мировое общественное мнение, а также моральный авторитет мирового сообщества.

Круглогодичная работа Организации Объединенных Наций ведется главным образом на основе решений Генеральной Ассамблеи, т.е. воли большинства членов, выраженной в резолюциях, принятых Ассамблеей. Эта работа осуществляется комитетами и другими органами, созданными Ассамблеей для изучения таких конкретных вопросов, как разоружение, поддержание мира, развитие и права человека и др.

 

Совета Безопасности ООН

 

Согласно ст. 23 Устава ООН, Совет Безопасности ООН состоит из 15 членов: пяти постоянных членов - Китая, Франции, России, Великобритании и Соединенных Штатов - и 10 непостоянных членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Совет Безопасности проводит заседания, которые могут быть периодическими или внеочередными.

Каждый член Совета имеет один голос. Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса по крайней мере 9 из 15 членов. Если постоянный член Совета не согласен с решением, он может проголосовать против, и этот акт имеет силу вето. Все пять постоянных членов в то или иное время применяли право вето. Если постоянный член не поддерживает решение, но не хочет блокировать его посредством вето, он может воздержаться.

В последнее время в деятельности Совета Безопасности широко распространился метод одобрения решений на основе согласования (консенсуса), который является по существу логическим продолжением принципа единогласия постоянных членов Совета и проистекает из объективной практической потребности в принятии таких решений, которые, отражая единодушную волю государств-членов, имеют все шансы быть реализованными. Например, на такой основе было принято решение о ликвидации последствий вторжения Ирака в Кувейт в августе 1990 г.

Совет Безопасности ежемесячно избирает своего председателя согласно списку государств-членов Совета Безопасности, расположенных в порядке английского алфавита.

В соответствии с Уставом ООН только Совет Безопасности имеет право принимать как рекомендации, так и юридические решения, которые все государства-члены обязаны выполнять, тогда как другие органы Организации Объединенных Наций дают рекомендации правительствам.

Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и при возникновении угрозы миру может быть созван в любое время дня или ночи.

Совет Безопасности организован таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно, и представитель каждого из его членов всегда находится при центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. Работа Совета Безопасности детально регламентируется специальным документом «Временные правила и процедуры Совета Безопасности», согласно которым промежуток между заседаниями не должен превышать 14 дней. Так, в 2000 г. Совет Безопасности провел более 130 заседаний.

Совет может собираться не только в штаб-квартире ООН; в 1972 г. заседание проводилось в Аддис-Абебе (Эфиопия), а на следующий год - в столице Панамы.

С 24 октября 1945 г. первоначальным членом Организации Объединенных Наций был Союз Советских Социалистических Республик. В письме от 24 декабря 1991 г. бывший Президент РСФСР Борис Ельцин информировал Генерального секретаря, что при поддержке 11 стран - членов Содружества Независимых Государств (СНГ) членство Советского Союза в Совете Безопасности и во всех других органах Организации Объединенных Наций остается за Российской Федерацией.

С момента образования Совета Безопасности не было ни одного важного международного события, на которое бы он не обратил внимания. Именно по результатам деятельности Совета Безопасности можно говорить об удачах и неудачах работы ООН и в целом о ее влиянии на развитие международных отношений. В соответствии со статьями 24-26 Устава ООН Совет Безопасности наделен большими полномочиями в части предотвращения вооруженных конфликтов и создания условий для мирного пути их разрешения, а также налаживания сотрудничества между государствами. Функции и полномочия Совета Безопасности состоят в следующем: О поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций; О расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным конфликтам; О рекомендовать методы урегулирования таких споров или условия их разрешения;

* вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружений;

* определять наличие угрозы миру или акта агрессии и рекомендовать меры, которые следует предпринять; О призывать членов Организации к применению экономических санкций или других мер, не связанных с использованием силы, для предупреждения или прекращения агрессии; О предпринимать военные действия против агрессора; О рекомендовать принятие новых членов;

* осуществлять функции Организации Объединенных Наций по опеке в «стратегических районах»; О вырабатывать рекомендации Генеральной Ассамблее о назначении Генерального секретаря и вместе с Ассамблеей избирать судей Международного Суда.

В соответствии с перечисленными функциями и полномочиями Совет вырабатывает свои решения.

Так, в 2005 г. Совет Безопасности провел около 200 формальных встреч и принял 71 резолюцию по широкому кругу проблем, включая терроризм, положение в Африке, ситуацию на Ближнем Востоке, в Ираке, Афганистане. Принятые резолюции затрагивали, в частности, доклады Генерального секретаря по Судану (4), ситуацию в отношениях между Эритреей и Эфиопией (4), положение на Ближнем востоке (3), ситуацию в отношении Демократической Республики Конго (3), положение в Афганистане (2), положение в Грузии (2), защиту гражданских лиц в вооруженных конфликтах (1), нераспространение оружия массового уничтожения (ОМУ) (1) и др.

Когда Совет Безопасности получает информацию о возникновении угрозы международному миру, то сначала он рассматривает пути мирного урегулирования спора. Он может выработать принципы урегулирования или выступить в роли посредника. В случае развязывания военных действий Совет Безопасности предпринимает усилия по прекращению огня. Например, он может направить миротворческую миссию с тем, чтобы помочь сторонам сохранять перемирие или обеспечить разъединение противоборствующих сил.

Совет Безопасности может принимать принудительные меры, обеспечивающие выполнение принятых им решений: ввести экономические санкции или установить эмбарго на поставки оружия (в соответствии с гл. VII Устава); в ряде случаев Совет уполномочивал государства-члены использовать «все необходимые средства», включая совместные военные действия. Так, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН в 1991 г. были предприняты коллективные военные действия против Ирака, оккупировавшего в 1990 г. территорию суверенного Кувейта.

При внесении на рассмотрение Совета Безопасности жалобы, касающейся угрозы миру, он вначале обычно рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мирными средствами. Иногда Совет сам проводит расследование и осуществляет посредничество. Он может назначить специальных представителей либо предложить Генеральному секретарю сделать такие назначения или воспользоваться его услугами. Совет может устанавливать принципы мирного разрешения спора.

Когда спор приводит к военным действиям, Совет Безопасности прежде всего стремится как можно скорее положить им конец. Во многих случаях Совет отдавал указания о прекращении огня, сыгравшие важную роль в предотвращении эскалации военных действий. Так, резолюция ООН по Афганистану № 1510 от 13 октября 2003 г. «санкционирует расширение мандата Международных сил содействия безопасности, с тем чтобы они могли... оказывать поддержку Переходной администрации Афганистана и ее правопреемникам в поддержании безопасности в районах Афганистана за пределами Кабула и его окрестностей...»

На заседаниях Совета Безопасности могут заслушиваться заявления Председателя Совета, заявления Совета Безопасности, доклады Генерального секретаря ООН. Так, за пять месяцев 2006 г. на заседаниях Совета Безопасности было заслушано 26 заявлений Председателя СБ и заслушан 31 доклад Генерального секретаря ООН.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: