Международные организации




Содержание

 

Вступление

Международные организации

Основная часть

Создание ООН

Основные цели ООН

Основная структура ООН

Генеральная Ассамблея ООН

Совета Безопасности ООН

Экономический и социальный совет

Совета по опеке

Международный суд

Секретариата ООН

Заключение

Действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру

Гуманитарная деятельность ООН

Список литературы


Вступление

Международные организации

 

Современная политическая наука рассматривает международные организации в качестве важнейших наряду с государствами - участниками международных отношений и субъектами мировой политики. Наличие международных организаций придает международным отношениям стабильность, упорядоченность и институциональную завершенность. Понятие «международный институт» (от лат. institution - установление, учреждение) включает в себя такие понятия, как «международные организации», «международные конференции. Поскольку сегодня международные организации являются самыми многочисленными из всех международных институтов, сам термин «международный институт» часто употребляется как синоним термина «международная организация». Однако международные организации зародились из практики работы международных конференций - формы международного сотрудничества, имеющей давние традиции.

Первые международные институты в зачаточном состоянии сформировались одновременно с формированием социумов и возникновением государств. Это встречи и собрания вождей с целью регулирования проблем, возникавших между первобытными общинами в процессе их хозяйственной деятельности; собрания князей и правителей древних государств с целью выработки правил ведения войны; церковные соборы для согласования общих правил религиозного исповедания; конгрессы правителей для подведения итогов войн, наказания побежденных и награждения победителей. В этом же ряду находятся третейские суды для разрешения споров между странами и государствами.

Организации подобного рода особенно интенсивно формируются под влиянием развития производительных сил, расширения и углубления экономических, политических и культурных отношений между народами и государствами, складывания мирового рынка, интенсификации торговых и иных отношений между странами и народами, осознания общности интересов всех народов в том или ином вопросе глобального развития. Вначале заключаются соответствующие межгосударственные договоры, соглашения, создаются механизмы их реализации, затем экономические, культурные и иные организации. В новое время этот процесс принимает системный характер. Возникают институты для налаживания сотрудничества в разных областях жизни.

Одними из первых политических институтов нового времени могут считаться Священный союз, заключенный между монархами Австрии, Пруссии и России, а также контрольный механизм, сформированный Конференцией против рабства в 1840 г. Вслед за ними были учреждены Международная ассоциация права (1873), Международный комитет Красного Креста (1875), международные ассоциации зубных врачей (1878), писателей и художников (1878), Межпарламентский союз (1889), Международный штаб общественного здоровья и др. К началу XX в. в мире существовало более 400 подобных организаций. В дальнейшем их число только увеличивалось.

В истории политической мысли и в теории международных отношений сложились разные, зачастую прямо противоположные, представления о месте и роли международных организаций в мировом политическом процессе. Представители реалистического направления (политический реализм, неореализм) полагают, что международные организации играют второстепенную роль в международных отношениях. Они рассматривают международные организации либо как поле, на котором государства могут отстаивать свои интересы, либо как инструмент внешней политики какого-либо отдельного государства или группы государств.

Иначе считают представители либерального направления (политический идеализм, неолиберализм). В некоторых исследованиях это направление именуют либеральным институционализмом. Его представители связывают с деятельностью международных институтов надежды на перестройку всей системы и структуры международных отношений. По их мнению, международные организации не только могут играть отличную от государств, самостоятельную роль в международной политике, но и способны постепенно оттеснить государства на периферию такой политики. Более того, либералы и неолибералы всегда полагали, что международные организации могут иметь не только межгосударственный, но и наднациональный характер, т. е. занимать положение над властью отдельных национальных государств. На этом были основаны многочисленные либеральные проекты создания мирового правительства, которое должно было формироваться на базе универсальной международной организации. В последние десятилетия стали еще более распространенными представления неолибералов о возрастании роли международных институтов на фоне резкого снижения роли национальных государств и размывании самого понятия государственного суверенитета.

Обе точки зрения имеют право на существование, поскольку отражают разные стороны одного и того же мирового политического процесса, в первом случае обращаясь к его прошлому, а во втором - к будущему

С одной стороны, и в прошлом, и в настоящем в рамках международных организаций государства реализовывали свои национальные интересы - собственно, ради этого они вступали и вступают в такие организации. Как показывает политическая практика, международная организация может стать инструментом политики какого-либо государства, если государство будет полностью контролировать деятельность такой организации, оказывать решающее воздействие на принятие и реализацию решений. Примером может служить Организация Североатлантического договора (НАТО), бывшая в годы холодной войны инструментом политики США и оставаясь таким инструментом после ее окончания. Точно так же Организация Варшавского договора в тот же самый период была инструментом внешней политики Советского Союза.

В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов. Компетенция международной организации - это объект или сфера предметной деятельности, определяемые полномочиями, которые даны ей государствами-участниками. Функции международных организаций могут быть регулирующими, контрольными, оперативными и др. Они ограничены сферой закрепленной за ними компетенции. Сама же компетенция ограничена договорными рамками, очерченными государствами-участниками в договорных документах.

Наряду с международными межправительственными организациями (ММПО) существуют еще и международные неправительственные организации (МНПО). Отличия вторых от первых заключаются в том, что они создаются не представителями официальных государственных структур, а частными лицами и общественными объединениями нескольких государств. МНПО не являются субъектами международного права, что не мешает некоторым из них играть активную роль в современных международных отношениях.

По целям, составу участников, характеру деятельности выделяют разные виды МНПО и ММПО. Например, существуют религиозные МНПО (Экуменический совет церквей), спортивные (Международная федерация футбола - ФИФА), правозащитные («Международная амнистия»), экологические («Гринпис»), политические (Социалистический Интернационал, Международный демократический союз).

Степень вовлеченности МНПО в мировой политический процесс неодинакова. Организации политического характера непосредственно выступают в качестве субъектов мировой политики. Социалистический Интернационал участвует в решении многих международных проблем как через деятельность входящих в него партий на национальном уровне, так и прямо вырабатывая и представляя свои предложения на различных международных форумах. «Гринпис» и «Международная амнистия» включаются в политическую деятельность не в силу своей природы, а из-за того, что сфера их деятельности неизбежно пересекается с политической сферой. Есть и неполитические МНПО, сознательно дистанцирующиеся от политики и подчеркивающие свою аполитичность.

С точки зрения сторонников некоторых неолиберальных и постмодернистских концепций, развитие МНПО в перспективе может привести к формированию «глобального гражданского общества», способного оказывать на систему международных отношений не менее существенное воздействие, чем то, которое оказало формирование гражданского общества в национальных рамках на развитие государства. Насколько верны подобные выводы, покажет только будущее, а пока все же большее значение для теории и практики международных отношений имеет не столько деятельность неправительственных, сколько деятельность международных межправительственных организаций.

Международная организация - это инструмент совместного решения международных проблем, затрагивающих интересы нескольких государств или групп их граждан. Соответственно и субъектами этих организаций являются государства, их институты или объединения граждан. В уставах организаций эти субъекты именуются членами. Формально члены международной организации считаются равноправными. Так, согласно ст. 3 Устава ООН, эта организация «основана на принципе суверенного равенства всех ее членов». Уставы и уставные цели всех современных международных организаций должны соответствовать Уставу и целям ООН, а следовательно, и членство в них должно основываться на равенстве.

Таким образом, хотя уже и сложились правовые нормы жизнедеятельности международных организаций, считать их демократическими и справедливыми пока еще рано. Но тенденции к усилению равноправия государств очевидны. Должно пройти еще немало времени, чтобы международные организации на деле превратились в подлинно суверенных и равноправных партнеров, действующих совместно и на основе взаимной выгоды.


Основная часть

Создание ООН

 

апреля 1945 г. делегаты от 50 стран собрались в Сан-Франциско (США) на Конференцию Объединенных Наций, чтобы обсудить вопросы создания международной организации и подготовки ее Устава. Название «Объединенные Нации», предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, впервые использовано в «Декларации Объединенных Наций», подписанной 1 января 1942 г., когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран, выступивших на стороне фашистской Германии, - Италии и Японии. Термином «Объединенные Нации» было принято называть государства, входившие во время Второй мировой войны (1939-1945) в антигитлеровскую коалицию.

Устав Организации Объединенных Наций обсуждался представителями 50 стран на проходившей в Сан-Франциско с 25 апреля по 25 июня 1945 г. Конференции Объединенных Наций, созванной по инициативе СССР, Китая, Великобритании и США. В основу Устава были положены предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Дум- бартон-Оксе в августе-октябре 1944 г. Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем.

Датой создания Организация Объединенных Наций считается 24 октября 1945 г., когда вступил в силу ее Устав, ратифицированный пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других подписавших его государств. Страны, подписавшие Устав ООН, были преисполнены решимости сохранить мир посредством развития международного сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности. Первые заседания основных органов ООН - Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности - прошли в Лондоне, в Вестминстерском дворце в январе 1946г.

О деятельности ООН знают в самых отдаленных уголках планеты. Общеизвестны успехи Организации Объединенных Наций в таких областях деятельности, как поддержание мира и гуманитарная помощь. Однако существует целый спектр других областей, где ООН и организации ее системы содействуют улучшению положения в мире и тем самым влияют на ход нашей повседневной жизни. Деятельность Организации многогранна и охватывает широкий круг важных проблем от устойчивого развития и борьбы с терроризмом, поощрения демократии и развития системы управления до охраны окружающей среды и решения глобальных медицинских проблем; от разминирования до развития производства продуктов питания. Плюс, многое другое в направлении достижения поставленных целей и координации деятельности в интересах глобальной безопасности и судеб будущих поколений.

 

Основные цели ООН



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: