Государственный служащий как субъект преступления и субъект уголовной ответственности по УК РФ




 

Для разграничения понятий «государственный служащий как субъект преступления» и «государственный служащий как субъект уголовной ответственности» проведем, прежде всего, разграничение самих понятий «преступление» и «уголовная ответственность».

В УК РФ дано такое определение понятия преступления: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Это определение по способу конструирования является формально-материальным, т.к. содержит указание не только на формальный (нормативный) признак - запрещенность деяния уголовным законом, но и на материальный признак (общественную опасность), раскрывающий социальную сущность преступления.

Уголовная ответственность является формой негативной реакции общества на противоправное поведение и заключается в применении к лицу, совершившему преступление, физических, имущественных и моральных лишений, призванных предотвратить совершение новых преступлений.

Ни общественная опасность совершенного деяния при отсутствии в нем состава преступления, ни формальное наличие всех признаков состава преступления в деянии, которое не является общественно опасным, не могут служить основанием уголовной ответственности. В качестве такого основания выступает только наличие всех признаков состава преступления в деянии, которое объективно представляет общественную опасность в уголовно-правовом понимании. «Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом» (ст. 8 УК РФ). Законодательное определение основания уголовной ответственности позволяет разделить его на две составляющие: фактическое основание и юридическое основание. Фактическое основание уголовной ответственности - это совершение лицом общественно опасного деяния, предусмотренного УК РФ. Юридическое основание уголовной ответственности - наличие в данном деянии состава преступления. Для наличия основания уголовной ответственности необходимо сочетание обеих составных частей.

Рассмотрим подробнее государственного служащего как субъекта преступления. Исследование содержательной стороны объекта преступлений, совершаемых государственными служащими, позволяет выделить конкретные отношения, которыми являются государственно-правовые отношения, состоящие из государственно-служебных (внутриведомственные) и государственно-властных (во внешней среде). Родовым объектом совершаемых в органах власти и управления должностных преступлений, являются отношения, носящие государственно-правовой характер. К непосредственному объекту относятся правоотношения, существующие в сфере государственно-служебной и государственно-властной деятельности. В каждом конкретном преступлении объект различен. Все зависит от того, в какой области должностной либо служебной деятельности это преступление имело место. Одни могут причинять вред в сфере организации и деятельности служебного аппарата (служебные отношения), а вторые, в сфере государственно-властной, публичной деятельности, т.е. в сфере функционирования органов власти.

Большинство составов преступлений, субъектом которых могут быть государственные служащие, расположено в гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Исключение - ст. 315 УК РФ.

Уголовное законодательство России характеризуется рядом особенностей относительно преступлений против интересов службы. Уголовно-правовые нормы гл. 30 УК РФ предусматривают ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст.ст. 285 - 293 УК РФ). Данная группа преступлений с учетом особенностей их совершения, а также содержания объективных и субъективных признаков их составов значительно отличается от иных преступных посягательств и именуется в теории уголовного права должностными преступлениями.

Родовым объектом названных преступлений является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления. Непосредственным объектом данной группы преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование отдельных звеньев государственного аппарата, органов местного самоуправления. В некоторых составах дополнительным объектом могут выступать законные интересы граждан или организаций (ст.ст. 285, 286 УК РФ); здоровье (ч. 3 ст. 286 УК РФ); жизнь (ч. 2 ст. 293 УК РФ); собственность (ст.ст. 285, 286, 293 УК РФ).

В ряде преступлений этой группы в качестве обязательного признака выступает предмет преступления, например: информация (документы, материалы, аудио- и видеозаписи), предоставляемая Федеральному Собранию РФ (ст. 287 УК РФ); деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера (ст.ст. 290, 291 УК РФ); официальные документы (ст. 292 УК РФ).

Специфика должностных преступлений состоит в их особой опасности. Совершая указанные преступления, должностные лица нарушают принцип законности - один из основополагающих принципов деятельности должностных лиц, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, предусмотренный п. 2 ст. 15 Конституции РФ, причиняя тем самым ущерб правам и законным интересам граждан, обществу и государству. Кроме того, такие действия умаляют авторитет государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений в обществе, а также подрывают у граждан уверенность в защищенности их прав, порождают у них недоверие к органам власти.

С объективной стороны должностные преступления характеризуются деянием в форме действия или бездействия, которые связаны со служебной деятельностью лиц, их совершивших, и нарушают нормальную деятельность государственного аппарата.

В самом обобщенном виде анализируемую группу преступлений можно определить как общественно опасные деяния (действия или бездействие), совершаемые представителями власти, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, не являющимися должностными лицами, с использованием занимаемого ими должностного (служебного) положения, вопреки интересам службы, причиняющие существенный вред охраняемым уголовным законом интересам органов государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

Незначительная часть должностных преступлений по своей законодательной конструкции относятся к числу материальных. Данные преступления признаются оконченными с момента наступления последствий, указанных в правовой норме. К их числу относятся состав злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), присвоения полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ), преступными последствиями которых признается существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых интересов общества или государства либо причинение крупного ущерба. Обязательным признаком объективной стороны преступлений с материальным составом является обязательное наличие причинной связи между действиями (бездействием) и наступлением указанных общественно опасных последствий.

Остальные составы относятся к числу формальных: отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной Палате РФ (ст. 287 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), получение (ст. 290 УК РФ) и дача взятки (ст. 291 УК РФ), должностной подлог (ст. 292 УК РФ), которые признаются оконченными с момента совершения самого преступного действия.

Совершение деяния вопреки интересам службы состоит в том, что должностное лицо выполняет действия, которые противоречат как в целом интересам и нормальной деятельности органов власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления, так и нормальной деятельности отдельных структурных звеньев этих органов и управлений, поскольку нарушают их деятельность, причиняют им существенный вред, ущемляют законные права и интересы граждан. Так, при совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ, необходимым последствием является причинение физического вреда (вред здоровью различной тяжести, смерть потерпевшего). Содержание физического вреда и его правовая оценка затруднений в судебной практике не вызывает, он может быть выражен в имущественном вреде и вреде здоровью, жизни. Сложнее определить такой вид вреда, как «существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций». Понятие это оценочное. В каждом конкретном случае необходимо учитывать все факторы и обстоятельства.

При оценке существенности нарушения прав и законных интересов следует учитывать совокупность обстоятельств дела: к таковым можно относить число потерпевших, чьи права нарушены; размер и характер вреда, его существенность для потерпевшего; наличие убытков и упущенной выгоды для гражданина, государственной либо коммерческой организации; создание обстановки, затрудняющей деятельность организации; срыв рабочего процесса и т.д.

Субъективная сторона преобладающего большинства преступлений данной категории характеризуется умышленной формой вины, содержание и сущность которой зависит от законодательной конструкции конкретного состава преступления. В качестве обязательного признака субъективной стороны данной группы преступлений законом предусмотрены «корыстная» или «иная личная заинтересованность», отсутствие которых, в том числе и не наступление указанных в законе последствий, позволяет относить такие деяния к числу дисциплинарных проступков.

Субъектом большинства должностных преступлений (кроме дачи взятки и присвоения полномочий должностного лица) признаются должностные лица, представители власти (их признаки были подробно рассмотрены выше).

Еще в 1892 г. Н.И. Коркунов писал, что преступления должностных лиц «больше чем правонарушения частных лиц подрывают авторитет закона, колеблют прочность юридического порядка, они более непосредственно отзываются на интересы своего государства. Вместе с тем полномочия власти, которыми наделены должностные лица, дают им возможность с большей легкостью совершать правонарушения, делают их более опасными, ставят частных лиц в более беззащитное в отношении к ним положение. Наконец, пользуясь своей властью, должностные лица могут совершать и такого рода правонарушения, которые совершенно невозможны для частных лиц». Данное высказывание актуально и в современных условиях.

В ряде случаев исполнителем конкретных видов преступлений может быть лишь специальный субъект, обладающий законодательно определенными признаками, в частности, государственный служащий, должностное лицо, представитель власти и т.п. При совершении указанными субъектами преступлений с использованием предоставленных им полномочий они будут нести ответственность за преступления против государственной власти, государственной службы или службы органов местного самоуправления как исполнители, а лица, участвовавшие совместно с ними, могут быть признаны соучастниками данных преступлений в зависимости от выполняемой ими роли при совершении деяния.

Одним из наиболее распространенных среди должностных преступлений является злоупотребление должностными полномочиями. Ответственность за данное деяние предусмотрена статьей 285 УК РФ. Закон определяет его как «использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».

Состав злоупотребления полномочиями был обоснованно признан судом в действиях директора муниципального предприятия, использовавшего не оприходованные денежные средства, полученные за сдачу в аренду магазинов и земель. В., наделенная правом заключения договоров аренды, официально их не оформляла и деньги за аренду в кассу предприятия не вносила, а получала лично.

Поскольку норма о злоупотреблении должностными полномочиями открывает гл. 30 УК РФ «Преступления против интересов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», законодатель сформулировал к ней 4 примечания, которые распространяют свое действие на все деяния, закрепленные в данной главе.

Превышение должностных полномочий представляет собой один из самых распространенных и опасных видов преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В литературе дается следующее понятие должностных полномочий: «Должностные полномочия - это определенная нормативно-правовыми актами совокупность прав и обязанностей в их неразрывном единстве, которыми наделено должностное лицо для осуществления функций представителя власти либо выполнения организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, реализация которых возможно только на основании и во исполнение законов».

Судебная практика и наука выделяют четыре основные формы превышения должностных полномочий: 1) совершение действий, не входящих в компетенцию должностного лица, представителя власти (инспектор налоговой службы действует за своего начальника, постовой полицейский вмешивается в функции инспектора дорожно-патрульной службы и т.п.); 2) совершение действий, которые могут быть по закону совершены только коллегиально (например, принятие решения судьей единолично вместо вынесения судебного вердикта с участием присяжных заседателей); 3) совершение действий, хотя и разрешенных законом, но при определенных обстоятельствах (например, применение оружия работником полиции там, где отсутствовали правовые основания для этого); 4) совершение действий, которые должностное лицо не вправе совершать ни при каких обстоятельствах (например, нанесение физических побоев подозреваемому).

Рассмотрим пример из практики. Бывшего сотрудника милиции Самарской области обвиняют в злоупотреблении и превышении должностных полномочий. Следственными органами Следственного комитета по Самарской области завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего милиционера 2 взвода 2 роты полка патрульно-постовой службы милиции УВД по городу С. 29-летнего М., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ (открытое хищение чужого имущества, с применением насилия не опасного для жизни и здоровья), ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, с применением насилия и угрозой его применения). По версии следствия, 27 августа 2010 г. М., находясь на маршруте патрулирования улицы, под предлогом проверки документов незаконно задержал гражданина, доставил его в кабинет отдела милиции, где при личном досмотре, применяя насилие, изъял и не вернул денежные средства (5 тыс. р.). Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело после утверждения обвинительного заключения направлено в суд для рассмотрения по существу.

Получение взятки является наиболее опасной формой посягательства на принципы построения и деятельности государственной и муниципальной власти. Термин «взяточничество» в широком смысле этого слова объединяет собой два самостоятельных, но тесно связанных друг с другом состава преступления - получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ). В узком смысле слова термин «взяточничество» означает получение взятки, т.е. преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ. Так, например, в Нижегородской области государственный налоговый инспектор признан виновным в получении взятки от частного предпринимателя Б. за общее покровительство и попустительство по службе. Б. решил дать взятку, чтобы с помощью инспектора избежать в будущем ответственности за возможные нарушения налогового законодательства.

Тут следует учитывать, что не являются должностными лица, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности в государственных и муниципальных образованиях. Однако если наряду или в связи с осуществлением этих обязанностей на данных работников возложено исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения они будут нести уголовную ответственность как должностные лица (например, врач - за получение взятки при выдаче листов нетрудоспособности или участии в работе МСЭК по определению инвалидности, призывных комиссий; преподаватель - при выполнении обязанностей, возложенных на него как на члена экзаменационной или квалификационной комиссии, и т.д.). В то же время нельзя причислять к этой категории референтов, консультантов, секретарей и т.п., поскольку они не наделены ни одним из признаков должностного лица и их действия не могут устанавливать, изменять или прекращать правоотношения. Содеянное ими при наличии необходимых признаков может быть квалифицированно по ст. 288 УК РФ.

В современной правовой литературе преступления, совершаемые государственными служащими, относятся к коррупционной преступности. Коррупционная преступность - это совокупность коррупционных преступлений, совершенных в данном регионе в данное время. По определению Б.В. Волженкина, коррупционная преступность - это преступления лиц, официально привлеченных к управлению (государственные и муниципальные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций), использующих различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личной выгоды. Причем некоторые авторы именно должностное злоупотребление считают ядром коррупции.

Коррупционные уголовные правонарушения - это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственным, муниципальным или иным публичным служащим либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе международной) каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

Для коррупционного преступления характерны следующие черты: непосредственное нанесение ущерба авторитету публичной службы, а также непубличной службы (службы в коммерческих и иных организациях); незаконный (противоправный) характер получаемых государственным (муниципальным) служащим или иным публичным служащим либо служащим коммерческой или иной организации преимуществ (имущества, услуг или льгот); использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы; наличие у совершившего коррупционное преступление признаков лица, принадлежащего к одной из категорий, указанных в примечаниях к ст. 285 и ст. 201 УК РФ, за исключением дачи взятки должностному лицу (ст. 291 УК РФ) и подкупа (ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ), которые наказываются вне зависимости от обладания виновным служебным статусом; наличие у виновного умысла на совершение действий (акта бездействия), объективно причиняющих ущерб интересам публичной или непубличной службы; наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности.

Необходимо различать должностное и служебное преступления. Их объекты различны. Объектом должностного преступления являются правоотношения, существующие в области государственно-правового взаимодействия органов власти, связанные с реализацией полномочий государственных и муниципальных органов в процессе выполнения функций государственно-властного характера. Объектом служебного преступления, совершаемого служащим органа власти (федерального, местного) являются правоотношения, связанные с порядком организации деятельности служащих внутри органа.

Некоторыми учёными рассматривается объективная сторона должностного преступления как активная, так и пассивная формы преступного поведения, что возможно при наличии трех составляющих: а) благодаря занимаемой должности; б) использования должностных либо служебных полномочий и в) вопреки интересам службы. Как представляется, понятия «должностные» и «служебные» полномочия по содержанию различны и значительно отличаются друг от друга: Служебными полномочиями и служебным положением могут обладать лишь те лица, которые имеют статус служащего, занимая определенные должности в коммерческой организации (служащие), в государственном органе (госслужащие) и могут быть субъектами только служебных преступлений, совершаемых путем использования служебных полномочий. Поэтому применение понятий «служебное положение», «служебные полномочия» для характеристики признаков объективной стороны преступлений, субъектами которых являются должностные лица и представители власти, может привести к необоснованному расширению круга субъектов должностных преступлений.

При характеристике деяния, совершенного должностным лицом, представителем власти, следует использовать такие понятия, как «должностное положение», «должностные полномочия». Для четкого определения границы между должностными и служебными полномочиями следует устанавливать правовые основания, регулирующие порядок приобретения лицом статуса должностного лица, а также содержание его полномочий, которые могут быть двух видов: служебные и должностные. Соотношение «должностных - служебных» и различие между ними позволяют выделить признаки противоправности и уголовной наказуемости использования полномочий в процессе преступного ими злоупотребления, а также установить границу между уголовно-наказуемым и дисциплинарным проступком. Мнение о том, что любое должностное лицо обладает широким кругом специальных обязанностей несколько неточно, поскольку отражает лишь обязанности лица по службе, а не полномочия по должности. Это не одно и тоже.

Нельзя ставить вопрос о наличии в действиях лица должностного преступления, если он совершил противоправное деяние, не связанное с должностной, служебной деятельностью, поскольку такие действия совершаются вне периода непосредственной должностной деятельности лица. Между любым злоупотреблением полномочиями и пребыванием лица на службе всегда имеется неразрывная взаимосвязь, которая должна быть определяющим признаком любого должностного преступления.

Совершение преступления вопреки интересам службы предусматривает причинение вреда тем общественным отношениям, которые составляют содержание функционирования органов власти и их представителей при реализации как государственно-властных, так и государственно-служебных полномочий. Интересами службы следует рассматривать составную часть правоотношений, состоящих из двух необходимых элементов: возложение на лицо обязанности добросовестного отношения к службе и проявления верности государственному долгу, присяге, закону.

Уголовная ответственность - один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления. Однако к государственным служащим могут применяться и иные виды ответственности. Статья 68 Закона № 79-ФЗ гласит: «Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, привлекаются к ответственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами». Государственные служащие могут привлекаться к административной, гражданской, дисциплинарной ответственности. К ним также могут быть применены специфические меры, применяемые только к государственным служащим. Так, государственный служащий может быть понижен в должности гражданской службы (ст. 48 Закона № 79-ФЗ()ядарственный служащий может быть меняемые только к государственным служащим. иплинарной ответственности. К ним также могут бы). В случаях, предусмотренных ст. 32 Закона № 79-ФЗ, возможно отстранение от замещаемой должности гражданской службы. Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случаях, предусмотренных ст. 37 Закона № 79-ФЗ. Статья 40 Закона № 79-ФЗ устанавливает прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта.

Часть 3 ст. 16 Закона № 79-ФЗ гласит, что ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 ст. 16 Закона № 79-ФЗ («Ограничения, связанные с гражданской службой»), устанавливается Законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами.

Итак, ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность. «Государственный служащий как субъект преступления» - это субъект уже совершенного конкретного преступления, а «государственный служащий как субъект уголовной ответственности» - это государственный служащий как лицо, подлежащее уголовной ответственности. Причем государственный служащий - это специальный субъект преступления, т.е. лицо, которое, помимо общих признаков субъекта преступления, обладает также дополнительными признаками, необходимыми для привлечения его к уголовной ответственности за конкретное совершённое преступление.


Заключение

 

Уголовно-правовое понятие государственного служащего отсутствует, хотя государственные служащие и служащие органов местного самоуправления упоминаются в статьях гл. 30 УК РФ. В этой связи для формулирования понятия государственного служащего необходимо обращаться к нормам специальных Федеральных законов.

Понятия «должностное лицо», «государственный служащий» и «представитель власти» пересекаются, т.е. имеют различное содержание, но частично совпадающие объемы. Есть должностные лица (и их много), которые не являются государственными служащими, и есть государственные служащие, которые не обладают признаками должностного лица.

Субъекты деяний гл. 30 УК РФ «Преступления против интересов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», являются, как правило (за исключением ст. 291 УК РФ - «Дача взятки»), специальными. В частности, субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть только должностное лицо, понятие и признаки которого определены в примечании 1 к ст. 285 УК РФ.

Согласно примечания 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами в статьях гл. 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях УК РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 2 к ст. 285 УК РФ).

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях УК РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 3 к ст. 285 УК РФ).

Согласно примечания 4 к ст. 285 УК РФ, государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям гл. 30 УК РФ в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями. Это следующие составы преступлений: присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (292.1 УК РФ).

Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями гл. 30 УК РФ, несут уголовную ответственность по статьям гл. 30 УК РФ в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (примечание 5 к ст. 285 УК РФ).

Закон выделяет две группы граждан, подпадающих под понятие должностного лица.

Первую из них составляют лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти.

Содержание понятия представителя власти, применительно ко всем случаям использования этого понятия в статьях УК РФ, раскрыто в примечании к ст. 318 УК РФ: представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Более полное и удачное разъяснение понятия представителя власти содержится в п. 2 Постановления ВС РФ от 10.02.2000 № 6, согласно которому к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

Технические работники и неоперативный состав, работающий в органах законодательной и исполнительной власти, прокурорско-следственных, судебных, иных контролирующих и надзирающих органах (начальники канцелярий, хозяйственных и юридических отделов, бухгалтеры, секретари, референты, консультанты и т.п.), не могут признаваться представителями власти, хотя некоторые из них являются должностными лицами, но уже по другому основанию.

В числе лиц, выполняющих функции представителей власти временно или по специальному полномочию, можно назвать присяжных заседателей в судах, различных представителей общественности, официально в соответствии с законодательством привлекаемых к осуществлению властных полномочий по борьбе с преступностью или выполняющих различные надзорные функции, и др. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении ВС РФ от 10.02.2000 № 6 отнес к числу представителей власти также военнослужащих при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями.

Вторая группа должностных лиц характеризуется наличием у них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций непосредственно в самих государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Необходимо четко отграничивать государственные и муниципальные учреждения от государственных и муниципальных унитарных предприятий, являющихся коммерческими организациями. Работники, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях, не признаются должностными лицами и не могут нести ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Организационно-распорядительные функции связаны с управлением людьми, а административно-хозяйственные - с распоряжением и управлением имуществом.

Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности или осуществляющее специальные полномочия, может быть признано субъектом преступления против интересов государственной или муниципальной службы лишь при условии, если указанные обязанности или полномочия были возложены на него в установленном законом порядке правомочными на то органами или должностными лицами.

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой (п. 6 Постановления ВС РФ от 16.10.2009 № 19).

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций (п. 6 Постановления ВС РФ от 16.10.2009 № 19).

Итак, к должностным лицам относятся две категории специальных субъектов: 1) постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти; 2) постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Представляется необходимым закрепить в УК РФ понятие государственного служащего. В целях более четкого разграничения основания уголовной ответственности должностных лиц и иных публичных служащих целесообразно в самом уголовном законе предусмотреть специальные нормы, в которых типичные виды общественно-опасного злоупотребления публичным служащим своими возможностями по службе выделить в самостоятельные составы преступления.

В заключение подчеркнем, что в современных условиях развития России, когда коррупция в стране интенсивно возрастает, а эффективность социальных и правовых способов противодействия ей катастрофически снижается, необходимы экстраординарные меры по консолидации усилий в борьбе с должностными злоупотреблениями, в том числе и путем повышения степени межотраслевой согласованности нормативных предписаний, особенно относящихся к регламентации уголовной ответственности государственных служащих.


Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 21.01.2009.

. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.03.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; 2011. - № 11. - Ст. 1495.

3. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. - 31.05.2003; 31.12.2010.

. Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ (ред. от 07.04.2010) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. - 16.12.2003; 09.04.2010.

. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. - 31.07.2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: