Глава 1. Государственный служащий как субъект преступления в российском и зарубежном уголовном праве




Введение

 

Актуальность темы исследования. Во все времена любое государство, независимо от формы правления и устройства, предъявляло, предъявляет и будет предъявлять к государственным служащим особые требования исполнения своих служебных обязанностей. В соответствии с Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, государственные служащие уважают закон, а также, используя все свои возможности, предотвращают и всемерно препятствуют всем нарушениям таковых. В случае совершения такими лицами общественно опасных деяний, к ним предъявляются специфические требования, нарушение которых влечёт за собой привлечение к уголовной ответственности.

В России уже более 14-ти лет действует Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (далее - УК РФ), содержащий нормы об ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также иные нормативно-правовые акты, направленные на борьбу с должностными преступлениями. В рамках национального законодательства в развитие идеи, заложенной в международном праве, о стандартах поведения государственных служащих, в 2002 г. был подписан Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». В соответствии с этим документом государственный служащий призван исполнять должностные обязанности добросовестно, осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами компетенции государственного органа, исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей и тому подобное. То есть, наделяя отдельные категории лиц особыми полномочиями, необходимыми для осуществления государственной власти, государство устанавливает к ним и особые требования.

Сегодняшняя практика показывает, что законы нарушаются государственными служащими во всех сферах деятельности государства и это приобретает хронический характер. Исследование динамики должностных преступлений в период 2000-2011 гг. в Российской Федерации и в Волгоградской области позволяет прийти к выводу о том, что должностные преступления прогрессируют, с каждым годом их становится все больше и больше. Так, если в 2001 г. количество должностных преступлений по сравнению с 2000 г. увеличилось на 16%, то в 2006 г. по сравнению с 2005 г. - уже на 23%, а в 2011 г. рост должностных преступлений по сравнению с 2010 г. составил 38%. Такую динамику (см. рис. 1 и табл. 1 в приложении) можно объяснить и высоким уровнем латентности должностных преступлений, и трудностями доказывания, и несовершенством самих уголовно-правовых норм. Несмотря на то, что должностные преступления составляют всего 0,7% от общего количества всех регистрируемых преступлений (данные за 2011 г.), они привлекают к себе пристальное внимание в силу специфики статуса субъектов, их совершающих.

Еще показательней региональная статистика. Так, в Волгоградской области статистические показатели, характеризующие динамику только такого преступления, как взяточничество, за последние 5 лет составляли: в 2007 г. - 106 выявленных преступлений (66 из них - получение взятки); в 2008 г. - соответственно - 107 (67); в 2009 г. - 108 (59); в 2010 г. - 123 (58); в 2011 г. - 139 (105).

Таким образом, происходящие в современной России позитивные преобразования сопровождаются глубоким кризисом во всех сферах жизнедеятельности нашего общества и государства, в том числе и «кризисом власти», что и обуславливает актуальность темы настоящей работы.

Степень разработанности проблемы. На протяжении нескольких веков проблемы изучения государственных служащих в уголовном праве привлекали внимание отечественных ученых. Исследованию подвергались различные аспекты этого вопроса, как общее учение о государственных служащих, так и ответственность государственных служащих за конкретные должностные злоупотребления. Вопросам формирования, функционирования и эволюции данного института уделялось внимание в работах дореволюционных авторов: Н.Ф. Дубровина, В.В. Есипова, А.Ф. Кони и др. В советский период отечественной истории сохранилась тенденция пристального изучения государственных служащих в уголовном праве. Данной проблеме посвящены, в частности, работы Н.С. Алексеева, П.И. Гришаева, А.А. Жижиленко, П.А. Зайончковского, Б.В. Здравомыслова, И.И. Карпеца, Ю.И. Ляпунова, А.А. Пионтковского, А.Н. Трайнина и др. На нынешнем этапе развития отечественной юридической науки интерес исследователей к данной проблематике еще более активизировался. Это касается и исторических основ, и поиска современных признаков уголовно-правового понятия государственного служащего. Так, можно назвать работы таких авторов, как Е.В. Абдулина, В.А. Аксюк, Т.Б. Басова, Т.О. Бозиев, В.Н. Борков, А.В. Бриллиантов, Н.В. Бугаевская, Ю.М. Буравлев, В.А. Водяницкий, Д.Г. Долгих, Н.А. Егорова, А.М. Иванов, Л.В. Иногамова-Хегай, О.С. Капинус, О.Г. Карпович, О.С. Колосович, Д.А. Кривоносов, П.М. Курбанова, С.В. Максимов, О.А. Плехова, Н.К. Рудый, Б.В. Сидоров, С.В. Смелова, М.В. Талан, А.Г. Тищенко, Е.Н. Холопова, А.М. Хорава, А.П. Чирков, Э.М. Шахназаров, П.С. Яни и др.

Разумеется, общее учение о государственных служащих в уголовном праве постепенно развивается. По мере накопления эмпирического материала, исследования отдельных вопросов государственного и общественного устройства в науке собственно уголовного права предлагаются пути совершенствования и новые направления развития соответствующего института. Однако с разрешением одних локальных задач на пути исследователя появляются новые препятствия, решение одной проблемы порою неизбежно вызывает формирование новой проблемы и т.д. Думается, что дело здесь в самой специфике реализации государственной власти, в специфике управления общества соответствующими органами. Нормальное урегулирование общественных отношений предопределяет необходимость государства участвовать в самых разнообразных сферax жизни, осуществлять организацию и контроль за различными аспектами жизнедеятельности населения. Этим и обусловливается многообразие отношений, возникающих при отправлении со стороны государства в лице уполномоченных органов (государственных служащих) публичной власти.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения исторического опыта, комплексного уголовно-правового анализа определить понятие «государственный служащий» в уголовном праве.

Цель работы обусловила постановку следующих задач:

проследить процесс становления и развития уголовно-правового понятия государственного служащего в исторической ретроспективе;

рассмотреть вопросы регулирования ответственности государственного служащего по зарубежному уголовному праву;

определить уголовно-правовое содержание понятия «государственный служащий»;

дать общую характеристику составов преступлений, совершаемых государственными служащими;

дифференцировать систему составов преступлений, совершаемых государственными служащими;

внести предложения по совершенствованию уголовного законодательства об уголовной ответственности государственных служащих.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечение государственных служащих к уголовной ответственности.

Предметом исследования выступают правовые нормы, регламентирующие уголовную ответственность государственных служащих.

Условием достижения цели и поставленных задач является применение методов, присущих современной теории познания. В основу исследования положены общенаучные (наблюдение, описание, сравнение, анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция) и частнонаучные методы. К последним относятся: сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-логический, документальный, социологический, статистический методы и ряд других. Использование названных методов познания позволило рассмотреть исследуемую проблему в комплексе и сделать соответствующие выводы.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации 1993 г., УК РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), источники дореволюционного и советского уголовного законодательства, уголовное законодательство зарубежных стран (Италии, Германии, Франции, Польши, Великобритании, США), федеральные законы Российской Федерации, подзаконные нормативные акты Российской Федерации, постановления Пленумов Верховных Судов России.

Теоретическую основу исследования составляют научные труды авторов, посвященные рассматриваемой проблематике.

Эмпирической базой исследования послужили материалы опубликованной практики Верховного Суда РФ.

Научная новизна работы состоит в том, что понятие государственного служащего рассматривается в единстве с понятием должностного преступления.

Практическая значимость исследования определяется тем, что сформулированные и обоснованные в работе выводы могут оказаться полезными при дальнейших научных исследованиях, связанных с проблемой государственных служащих в уголовном праве.

Структура работы определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографии.


Глава 1. Государственный служащий как субъект преступления в российском и зарубежном уголовном праве



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: