Методические рекомендации. Темы рефератов. Дополнительная




 

 

При рассмотрении вопроса о понятии и сущности конституции необходимо дать определение понятию «конституция» как правовой категории. Следует обратить внимание на материальное и формальное понимание конституции. Любая конституция наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что конституция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существующих на момент ее принятия в учредительном собрании, парламенте или избирательном корпусе. При изучении данной темы нужно иметь в виду, что источники конституционного права являются следствием материальных условий жизни общества, а потому довольно разнообразные и имеют отличия в разных странах в зависимости от правовой системы, которая утверждается в конкретном государстве.

Под источником конституционного права понимаются внешние формы, в которых находят свое выражение нормы, которые регулируют конституционно-правовые отношения.

 

По второму вопросу важно уяснить, что различаются понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция в материальном или формальном смысле – это всегда определенная система правовых норм. Следует отметить о расхождениях между фактической и юридической конституции, о которых свидетельствует часть норм юридической конституции, являющиеся фиктивными. Термин«конституция» происходит от латинского слова «соnstitutio», что означает «устройство», «установление». Конституция как правовая категория - это система правовых норм, которые имеют, как правило, высшую юридическую силу и регулируют основы отношений между человеком, обществом и государством и устанавливают основы общественного и государственного порядка.

Следует обратить внимание на то, что в конституционном праве зарубежных стран используется несколько значений термина «конституция»

Конституция в материальном значении - это писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают, гарантируют права и свободы человека и гражданина, определяют

основы общественного устройства, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. В формальном значении о конституции говорят как о законе или группе законов, которые имеют высшую юридическую силу относительно всех других законов и актов. Иначе говоря, конституция - это закон для законов.

Юридическая конституция в материальном или формальном значении - это всегда определенная система правовых норм, которая осуществляет общее регулирование общественного отношения. А фактическая конституция - это отношения, которые существуют в обществе и государстве, т.е. реальный порядок организации и осуществление государственной власти реальные отношения между государством и лицом.

Расхождение между фактической и юридической конституцией - это результат изменения в соотношении политических сил, который состоялся после принятия юридической конституции. Часть норм юридической конституции становится недействительной. Итак, такие нормы являются фиктивными. Возникает необходимость или юридическую конституцию привести в соответствие с фактическим общественным отношением, или, наоборот, эти отношения превратить согласно предписаниям юридической конституции. Фиктивность конституций обычно характерная для стран с авторитарными и особенно тоталитарными политическими режимами. Юридические конституции в таких странах нередко содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике.

Итак понятие «конституция» преимущественно употребляется в наиболее распространенному его значении - формально-юридическом: закон или законы, которые имеют высшую юридическую силу.

Важнейшей чертой конституции как основного закона есть высшая юридическая сила: во-первых, ее нормы всегда имеют преимущество над положениями других законов и нормативных актов исполнительной власти; во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и за установленной ею процедурой.

 

В вопросе о писаных и не писаных конституциях следует рассказать о возникновении конституций как таковых. Двухсотлетняя история конституционализма выработала несколько способов принятия конституций. Общая тенденция в этом процессе – постепенная демократизация. Следует рассмотреть подробно все существующие способы принятия конституций, а также их изменения.Определяя статус постоянной или временной конституции, необходимо подчеркнуть, в чем их основное различие и проследить, как сказывается характер конституций на развитие общества. Изучая этот вопрос, следует обратить внимание на то, что сегодня в мире насчитывается около 300 конституций и существуют разные критерии их классификации. Для анализа конституции часто применяют характеристику ее формы, т.е. способа организации и выражения конституционных норм. По форме организации конституции делят на кодифицированные и некодифицированные, по форме виражения на писаные, неписаные, смешанные. По порядку принятия на народные, дарованные, договорные. Большинство действующих конституций принятые демократическим путем, их называют народными. Источником этих конституций является избирательный корпус, который избирает парламент или учредительное собрание или непосредственно одобряет конституцию на референдуме.

Учредительное собрание выступало как учредительная власть, ее цель - создание конституции и нового государственного устройства, после достижения которой, как правило, они распускаются. Учредительным собранием приняты конституции США, Италии, Индии, Болгарии.

Принятие конституций парламентами - довольно распространенный способ. Парламенты осуществляют эту процедуру на основе так называемого квалифицированного большинства (Австрия, Швеция, Япония) или за специально разработанной и утвержденной процедурой (Греция).

Для принятия конституций применяется и референдум. Как правило, он является конечной стадией создания конституции. Дарованными (октроированными) конституциями являются конституции, которые введены односторонним актом главы государства (монархом). Дарованный характер конституции устанавливается в преамбуле, указывая на источник происхождения конституционного акта. Современные конституции Монако, Марокко, Кувейту являются таковыми. Договорная конституция принимается путем заключения соответствующего соглашения между разными субъектам конституционного процесса. Чаще это соглашения между монархом и выборными органами. Черты договорной конституции имеет действующая конституция Объединенных Арабских Эмиратов, проект которой подписали правители всех эмиратов.

Определенные особенности конституционного развития характерные для мусульманских стран, в государственно-правовом развитии которых значительное место занимает ислам. По порядку внесения изменений и дополнений конституции делят на жесткие, гибкие и смешанные.

Для гибких конституций характерным является внесение изменений через принятие обычных законов, которые содержат конституционные нормы. Это, как правило, неписаные или смешанные конституции (Великобритания, Израиль).

Более сложный процесс внесения изменений в жесткие конституции. Уровень жесткости установить тяжело, четких критериев для этого не существует. Поэтому условно определяют менее жесткие конституции, к которым относятся конституционные акты, которые изменяются парламентом одного и того же созыва квалифицированным большинством или повторным голосованием через определенный срок (Португалия). Более жесткими являются конституции, которые нуждаются в утверждении изменений на референдуме, голосовании в парламенте следующего созыва, утверждении поправок субъектами федераций (США, Франция).

Смешанные конституции содержат положение, которые можно изменить как обычные законы и положения, которые нуждаются в прохождении специальной процедуры (Индия).

Следующим критерием деления конституций - время их действия:

• временные (принятые на определенный срок или к наступлению определенного события),

• постоянные (срок действия неопределенный).

Заметим, что известные конституции, которые устанавливают собственную неизменность при любых условиях (Мексика, Греция).

Используя признаки формы государства, конституции классифицируют по форме политического режима, по форме государственного устройства, по форме государственного правления.

По форме политического режима:

• демократические (гарантируют широкий круг прав и свобод, закрепляют принципы демократического, правового, социального государства, разрешают свободное образование и деятельность политических партий),

• авторитарные (устанавливают господство одной партии, ограничивают полномочие представительных органов, определяют широкие возможности для ликвидации или ограничение провозглашенных прав и свобод),

• тоталитарные (повышенная идеологическая насыщенность, вплоть до признания единой идеологии - коммунизм, ислам).

По форме государственного устройства:

• унитарные (Польша, Франция),

• федеративные (США, Россия),

• субъектов федерации (штаты, земли, провинции, автономные республики).

По форме государственного правления:

• монархические (Дания, Норвегия),

• республиканские (Италия, Франция).

 

Контрольные вопросы

1. Какое значение имеет термин «конституционное (государственное) право»?

2.Чем конституционное право отличается по своему предмету и методу от других отраслей права?

3.Как строится система конституционного права?

4.Каковы характер и особенности конституционно-правовых отношений?

5.В чем заключается сущность конституции?

6.Какие основные различия между юридической и фактической конституции

7.Какой порядок принятия и изменения конституций вам представляется наиболее демократичным и почему?

8.Что такое конституция с юридической и социально-политической точек зрения?

Темы рефератов

 

1. Понятие и социально-политическая сущность конституций зарубежных стран.

2. Основные черты и особенности конституций зарубежных стран.

3. Классификация конституций.

Литература

Основная:

Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 976 с

Дополнительная:

Тимошенкова А. А. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие / А.А.Тимошенкова - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 135 с

Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В.Е. Чиркин; Институт государства и права РАН. - 8-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 528 с

Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия: учеб. пособие / В. В. Маклаков. 2006 г. 364 с. Режим доступа: Iprbookshop.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: