Итоги содержания результатов исследования позволяют нам вывести следующие положения о закономерностях влияния родителей и выбранных ими стилей семейного отношения на успехи детей младшего школьного возраста.
1. Результаты тестирования родителей по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина по шкале принятие-отвержение показали, что 14 семей (27%) принимают своих детей такими, какие они есть, уважают индивидуальность детей, симпатизируют им. Родители стремятся проводить много времени вместе с детьми, одобряют их интересы и планы.
8 семей (15%) воспринимают своих детей плохими, не приспособленными, неудачливыми, по большей части родители испытывают к детям злость, досаду, раздражение, обиду, не доверяют детям и не уважают их.
семей (58%) показали средние баллы по шкале принятие-отвержение, что свидетельствует о несформировавшемся отношении к своим детям.
Между отношением родителей к детям по шкале принятие-отвержение существует значимая разница на уровне 0,001.
. Результаты тестирования родителей по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина по шкале "социальная желательность" выявили, что родители из 14 семей (27%) заинтересованы в делах и планах детей, стараются во всем помочь им, сочувствуют им. Родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности детей, испытывают чувство гордости за них. Они поощряет инициативу и самостоятельность детей, стараются быть с ними на равных, доверяют детям, стараются встать на их точку зрения в спорных вопросах.
8 семей (15%) не сочувствуют своим детям, не гордятся ими, не доверяют, низко оценивают их интеллектуальные и творческие способности.
|
семей (58%) показали средние баллы по шкале "социальная желательность".
Между отношением родителей к детям по шкале "социальная желательность" существует значимая разница на уровне 0,001.
. Результаты тестирования родителей по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина по шкале "симбиоз" показали, что родители из 7 семей (13%) стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком, ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется маленьким и беззащитным.
Родители из 8 семей (15%) не испытывают никаких симбиотических тенденций по отношению к своим детям, 37 семей (72%) показали средние баллы по данной шкале.
Между отношением родителей к детям по шкале "симбиоз" существует разница на уровне 0,05.
. Результаты тестирования родителей по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина по шкале "гиперсоциализация" выявили, что родители из 13 семей (25%) отчетливо демонстрируют авторитаризм, требуют от детей безоговорочного послушания и дисциплины, стараются навязать детям во всем свою волю, не в состоянии встать на их точку зрения. За проявления своеволия детей сурово наказывают.
Родители из 14 семей (27%) не проявляют никаких авторитарных тенденций по отношению к детям.
Родители из 25 семей (48%) могут себе позволить проявления авторитаризма в воспитании, о чем свидетельствуют средние баллы по анализируемой шкале.
|
Между отношением родителей к детям по шкале "гиперсоциализация" существует разница на уровне 0,001.
. Результаты тестирования родителей по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина по шкале "инфантилизация" представляют особенности восприятия и понимания детей родителями. Высокие значения по этой шкале показали 10 семей (19%). У этих родителей имеется стремление инфантилизировать детей, приписать им личную и социальную несостоятельность. Родители видят детей младшими по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства детй кажутся родителям детскими, несерьезными, а дети представляются не приспособленными, не успешными, открытыми для дурных влияний. Родители не доверяют своим детям, досадуют на их неуспешность и неумелость, в связи с чем стараются оградить детей от трудностей жизни и строго контролировать их действия.
Родители из 22 семей (43%) показали низкие баллы по данной шкале, у родителей из 20 семей (38%) средние значения баллов.
Между отношением родителей к детям по шкале "инфантилизацияя" существует разница на уровне 0,001.
. Таким образом, среди семей, принявших участие в тестировании по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина нами было выделено:
14 семей с высокой рефлексией и ответственностью, которые понимают, что ребенок растет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить проблемы ребенка;
|
8 семей отчужденных, где родители мало интересуются детьми, избегают общения с ними и держатся от них на расстоянии;
13 семей с авторитарным стилем воспитания, родители предъявляют те же жесткие требования, что и в дошкольном детстве. Они продолжают применять и физические наказания;
7 семей с попустительским стилем воспитания, в которых господствует принцип вседозволенности: ребенок уже давно "сел на голову" родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими;
10 семей с гиперопекающим стилем воспитания, где с ребенком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями.
7. Анализ уровня притязаний и самооценки младших школьников показал следующее.
Методика М.В. Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования), узколичностные (благополучия и престижа), учебно-познавательные (связанные содержанием и процессом учения) и мотивы избегания неприятностей.
Выводы по второй главе
1. Для определения влияния родительского отношения на мотивацию успеха ребёнка младшего школьного возраста нами было проведено опытно-экспериментальное исследование
Исследование проводилось на базе средней школы Азовского района. В эксперименте принимали участие 52 учащихся 1-х классов в возрасте 6-7 лет, из них 22 девочки и 30 мальчиков.
Перед исследованием были поставлены задачи:
. Выявить стили родительских отношений в семьях испытуемых.
. Установить уровень притязаний и самооценки младших школьников.
. Раскрыть влияние родительских отношений на мотивацию успеха в ребенка младшего школьного возраста.
2. Для осуществления вышеперечисленных задач нами использовались тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В. Столина (приложение 1), методика изучения самооценки и притязаний Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан.
На первом этапе исследования мы провели тестирование родителей детей на определение родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
На втором этапе исследования была использована методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой).
Итоги содержания результатов исследования позволяют нам вывести следующие положения о закономерностях влияния родителей и выбранных ими стилей семейного воспитания на успехи детей младшего школьного возраста.
3. Результаты тестирования родителей по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина по шкале принятие-отвержение показали, что 14 семей (27%) принимают своих детей такими, какие они есть, уважают индивидуальность детей, симпатизируют им. Родители стремятся проводить много времени вместе с детьми, одобряют их интересы и планы.
Результаты тестирования родителей по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина по шкале "социальная желательность" выявили, что родители из 14 семей (27%) заинтересованы в делах и планах детей, стараются во всем помочь им, сочувствуют им. Родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности детей, испытывают чувство гордости за них. Они поощряет инициативу и самостоятельность детей, стараются быть с ними на равных, доверяют детям, стараются встать на их точку зрения в спорных вопросах.
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее важными для большинства испытуемых являются такие учебные мотивы, как достижение успеха и аффилиация. Преуспевание в учебной деятельности и теплое, эмоционально близкое отношение с окружающими людьми. Результаты исследования уровня сформированности основных психологических новообразований. Известно, что у младших школьников при переходе в среднее звено формируются основные психологические новообразования - это рефлексия, произвольность и внутренний план действий.
Заключение
С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми.
Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него - наиболее эффективный стиль детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы.
Таким образом, прикоснувшись к возможным условиям жизни маленького школьника в семье, можно увидеть, как невелика для ребенка вероятность жить в идеальных условиях семьи, где родители понимают особенности его умственного и личностного развития. Лишь нормальные, здоровые психически, любящие родители обеспечивают младшему школьнику чувство защищенности, доверия и условия для нормального существования.
Младший школьный возраст можно рассматривать как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности. В младшем школьном возрасте складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Мотивация достижения включает два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи.
У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобрения взрослых), все же ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, - наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.
В младшем школьном возрасте мотивация успеха является комплексным образованием, включающем в себя следующие тенденции: "надежда на успех", "боязнь неудачи в связи с ощущением личной неспособности", "боязнь социальных последствий неудачи".
Для определения влияния родительского отношения на мотивацию успеха ребёнка младшего школьного возраста нами было проведено опытно-экспериментальное исследование
Исследование проводилось на базе средней школы Азовского района. В эксперименте принимали участие 52 учащихся 1-х классов в возрасте 6-7 лет, из них 22 девочки и 30 мальчиков.
Перед исследованием были поставлены задачи:
4. Выявить стили родительских отношений в семьях испытуемых.
5. Установить уровень притязаний и самооценки младших школьников.
. Раскрыть влияние родительских отношений на мотивацию успеха в ребенка младшего школьного возраста.
Для осуществления вышеперечисленных задач нами использовались тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В. Столина (приложение 1), методика изучения самооценки и притязаний Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан.
На первом этапе исследования мы провели тестирование родителей детей на определение родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
На втором этапе исследования была использована методика изучения самооценки и притязаний Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д.
Итоги содержания результатов исследования позволяют нам вывести следующие положения о закономерностях влияния родителей и выбранных ими стилей семейного воспитания на успехи детей младшего школьного возраста.
Результаты тестирования родителей по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина по шкале принятие-отвержение показали, что 14 семей (27%) принимают своих детей такими, какие они есть, уважают индивидуальность детей, симпатизируют им. Родители стремятся проводить много времени вместе с детьми, одобряют их интересы и планы.
Результаты тестирования родителей по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина по шкале "социальная желательность" выявили, что родители из 14 семей (27%) заинтересованы в делах и планах детей, стараются во всем помочь им, сочувствуют им. Родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности детей, испытывают чувство гордости за них. Они поощряет инициативу и самостоятельность детей, стараются быть с ними на равных, доверяют детям, стараются встать на их точку зрения в спорных вопросах.
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее важными для большинства испытуемых являются такие учебные мотивы, как достижение успеха и аффилиация. Преуспевание в учебной деятельности и теплое, эмоционально близкое отношение с окружающими людьми. Результаты исследования уровня сформированности основных психологических новообразований. Известно, что у младших школьников при переходе в среднее звено формируются основные психологические новообразования - это рефлексия, произвольность и внутренний план действий.
Таким образом гипотеза нашего исследования о том что особенности мотивации успеха ребенка (уровень выраженности мотивов стремления к успеху и избегания неудачи) являются результатом опосредованного влияния родительского отношения, как наиболее значимого социального фактора в становлении личности ребенка, доказана.
Список литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х т. / А. Анастази. - М.: Педагогика, 2012. - 296 с.
2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии / Дж.Браун, Д. Кристенсен - СПб.: Питер, 2011 - 352 с.
. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов - СПб., М., Харьков., Минск. - 2002. - 528 с.
4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. / М. И. Буянов. - М., Изд. Просвещение. - 2003. - 207 с.
. Валитова И.Е. Концептуальные основы взаимодействия взрослого и ребенка. / И.Е. Валитова // Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. - Брест: БрГУ, 2007.
6. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности. / А.Л. Венгер // Вопросы психологии. - 2011. - № 3. - 45 с.
. Выготский Л. С. Психология. / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. - 1008 с.
. Глуханюк Н. С. Практикум по психодиагностике: Учеб. Пособие / Н. С. Глуханюк; Рос. акад.образования, Моск. психол.-социал.ин-т.-2-е изд., перераб. и доп. - М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2005. - 204 с.
. Дружинин В.Н. Психология семьи. / В.Н. Дружинин. - М.: "КСП", 2006. - 176 с.
. Железнякова З.Р. Организация взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада / Железнякова З.Р. // Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. - Брест: БрГУ, 2011. - 132 с.
. Зацепин В.И., Цимбалюк В.Д. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. / В.И.Зацепин, В.Д. Цимбалюк. - М.: 2001.- 367 с.
12. Земска М. Семья и личность. / М. Земска. - М., Изд. Прогресс. - 2009. - 133 с.
. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. / Б. Д. Карвасарский. - М.: Медицина. - 2010. - 271 с.
14. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. / С.В. Ковалев. - М.: Педагогика. - 2011. - 158 с.
15. Крайг Г. Психология развития. / Г. Крайг. - СПб, Изд. Питер. - 2010. - 992 с.
. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика. - 2003.- 118 с.
17. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т 2. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев- М.: Педагогика, 2003. - 320 с.
18. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. / М. И. Лисина- М., Педагогика. -2006. - 263 с.
. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. / И. М. Марковская. - С-Пб.: Речь, 2000. - 150 с.
20. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Институт практической психологии, 2005. - 356 с.
. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 440 с.
. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ автор-сост. Данилова Е.Е. - М.: Изд. Центр "Академия", 2009. - 160 с.
. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2012. - 694 с.
24. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А. А. - М., Просвещение. -2009. - 206 с.
. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. / Н. Ю. Синягина. - М.: Изд-во: Владос, 2011. - 96 с.
. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. / В. Я. Титаренко. - М., Мысль. - 2007. - 351 с.
. Федотов А.Ю. Психология семейных отношений. / А.Ю. Федотов. - М., 2010.- 210 с.
28. Фельдштейн Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества. / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. - 2002. - № 1.
. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. / Ф. Франселла, Д. Баннистер. - М.: Прогресс, 2007. - 206 с.
30. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен -СПб.: "Речь", - 2011.
31. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий - СПб.: Медицина, 2013. - 178 с.
Приложение 1